Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Разработчик: Дворцова С.Н. – преподаватель
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных социально-экономических, общих профессиональных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «___» _____________201__г.
Председатель ________________ Р.Ф. Дмитренко
Зам. директора по УПР _____________А.Н. Гильмиярова
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4 . Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.8 Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
ПК 4.7 Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.8 Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение. Предмет и задачи фармакологии | | 4,5 | |
Тема 1.1. Введение. История фармакологии | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Предмет и задачи фармакологии | | 1 |
2 | Основные этапы развития фармакологии | | 1 |
3 | Источники получения лекарственных веществ | | 1 |
4 | Пути изыскания новых лекарственных средств, их клинические испытания | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Источники получения лекарственных средств. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Составление конспекта «Предмет и задачи фармакологии» | | |
Раздел 2. Рецептура | | 24 | |
Тема 2.1. Понятие о лекарственном веществе, средстве, форме препарата. Структура рецепта. Аптека, ее функции. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Определение лекарственного вещества, средства, формы | | 1 |
2 | Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств «А» и «В» | | 1 |
3 | Определение рецепта, его структура, формы рецептурных бланков. Правила оформления рецептов на ядовитые, наркотические, сильнодействующие и психотропные средства. | | 1 |
4 | Аптека, ее функции, правила хранения и отпуска лекарственных средств списков «А» и «В» | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Определение рецепта, его структура, формы рецептурных бланков. Правила оформления рецептов на ядовитые, наркотические, сильнодействующие и психотропные средства. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. | | |
Тема 2.2. Твердые лекарственные формы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Современные твердые лекарственные формы. Особенности применения таблеток, драже, порошков, гранул, пастилок и карамелей | | 1 |
2 | Порошки: состав, свойства, пути введения, виды (разделенные и неразделенные, простые и сложные), требования к порошкам для наружного применения и ингаляций. Пропись порошков в рецептах. | | 1 |
3 | Таблетки: состав, пути введения, значение оболочки таблеток. Пропись таблеток в рецептах, особенности прописи сложных таблеток, имеющих коммерческое название. | | 1 |
4 | Гранулы: характеристика, состав гранул, дозирование, правила применения, пропись в рецептах. Драже: характеристика, состав драже, пути введения, пропись в рецептах. Карамели, пастилки: характеристика, особенности применения. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Твердые лекарственные формы» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения | | |
Тема 2.3. Мягкие лекарственные формы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Мази: определение, состав мази, характеристика мазевых основы на всасывание лекарственных средств, применение. | | 1 |
2 | Пасты: определение, состав пасты, отличие пасты от мази, применение. Суппозитории: определение, состав, виды суппозиториев, особенности действия ректальных и вагинальных суппозиториев, применение. | | 1 |
3 | Пластыри: определение, виды пластырей, применение. Гели: общая характеристика, применение. Лекарственные пленки: общая характеристика, применение. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Мягкие лекарственные формы» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 2.4. Жидкие лекарственные формы | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Растворы: определение, виды растворителей, характеристика растворов для наружного, внутреннего, ректального применения, дозирование растворов. Эмульсии и суспензии: определение, состав, применение, понятие об ультраэмульсиях, особенности их применения. | | 1 |
2 | Настои и отвары: характеристика, особенности приготовления настоев и отваров, дозирование, правила хранения. Настойки: характеристика, получение, дозировании, применение. | | 1 |
3 | Экстракты: характеристика, виды экстрактов, получение, дозирование и применение экстрактов. Лекарственные масла: характеристика, применение. Соки лекарственных растений: характеристика, применение. Жидкие бальзамы: характеристика, применение. | | 1 |
4 | Сиропы: характеристика, применение. Микстуры: характеристика, применение. Аэрозоли: характеристика, применение, понятие о дозированных аэрозолях. Капли: виды капель, требования к глазным каплям. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Жидкие лекарственные формы» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 2.5. Лекарственные формы для инъекций | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Лекарственные формы, вводимые в инъекциях, требования, предъявляемые к ним (стерильность, апирогенность, отсутствие химических и механических примесей) | | 1 |
2 | Пропись в рецептах лекарственных форм в ампулах и флаконах | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Лекарственные формы для инъекций» | | |
Контрольная работа | | |
1 | | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Раздел 3. Общая фармакология | | 15 | |
Тема 3.1. Основные понятия о фармакодинамике. Основные процессы фармакокинетики. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные процессы фармакокинетики лекарственных средств: введение, характеристика энтеральных и парэнтеральных путей введения, всасывание, понятие о биологических барьерах и биологической доступности, распределение, биотрансформация, выведение, понятие об элиминации, периоде полувыведения лекарственных веществ. | | 1 |
2 | Основные понятия фармакодинамики: фармакологический эффект, механизм действия, локализация действия, понятие о рецепторах, виды действия лекарственных веществ (местное и резорбтивное, прямое и непрямое, основное и побочное, токсическое, тератогенное, эмбриотоксическое, фетотоксическое). | | 1 |
3 | Факторы, влияющие на действие лекарственных средств в организме: физико-химические свойства лекарств, доза (виды доз, их характеристика, понятие о широте терапевтического действия), возраст, масса тела, индивидуальные особенности организма (понятие об идиосинкразии), состояние организма, биоритмы. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Основные понятия о фармакодинамике. Основные процессы фармакокинетики. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 3.2. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Реакции, обусловленные длительном приемом и отменой лекарственных средств: явление кумуляции, привыкания (понятие о толерантности), сенсибилизация, лекарственная зависимость (понятие о физической и психической зависимости), феномен отмены, феномен отдачи(«рикошета»), феномен «обкрадывания». | | 1 |
2 | Комбинированное применение лекарственных средств: понятие о полипрагмазии, синергизме (суммация, потенцирование), антагонизме. | | 1 |
3 | Виды лекарственной терапии: этиотропная, патогенетическая (понятие о заместительной терапии), симптоматическая. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 3.3. Осложнения медикаментозной терапии | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Общие причины осложнений медикаментозной терапии | | 1 |
2 | Понятие об ятрогенных заболеваниях | | 1 |
3 | Общие мероприятия первой помощи при отравлениях | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ. Осложнения медикаментозной терапии | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. Реферат на тему «Осложнения медикаментозной терапии» | | |
Раздел 4. Частная фармакология | | 103,5 | |
Тема 4.1. Антисептические средства | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Значение противомикробных средств, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний. Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств. Классификация противомикробных средств. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие препараты, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат. Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты. | | 1 |
2 | Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие препараты, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат. Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты. | | 1 |
3 | Окислители (раствор перекиси водорода, калия перманганат). Принцип действия. Применение в медицинской практике. | | 1 |
4 | Соли металлов (ртути дихлорид, серебра нитрат, цинка сульфат, висмута сульфат). Противомикробные свойства солей и тяжелых металлов. Вяжущие и прижигающие действия. Практическое значение. Отравление солями тяжелых металлов. Помощь при отравлении солями тяжелых металлов. Применение унитиола. | | 1 |
5 | Препараты ароматического ряда: (фенол чистый, ихтиол, резорцин, деготь березовый). Особенности действия и применения в медицинской практике. | | 1 |
6 | Препараты алифатического ряда: (спирт этиловый, раствор формальдегида). Практическое значение. Применение. | | 1 |
7 | Производные нитрофурана: (фурацилин, фуразолидон). Свойства и применение фурацилина и фуразолидона в медицинской практике. | | 1 |
8 | Красители (бриллиантовый зеленый, этакридина лактат, метиленовый синий). Особенности действия, применение в медицинской практике. | | 1 |
9 | Детергенты. Противомикробные и моющие свойства. Применение препаратов: «Циригель», «Рооккал» и другие. | | 1 |
10 | Кислоты и щелочи: (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность. Практическое значение. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Антисептические и дезинфицирующие средства» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.2. Антибиотики | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Классификация антибиотиков по типу действия (бактерицидные, бактериостатические), по спектру действия (узкого, широкого), по химическому строению. | | 1 |
2 | В-лактамные антибиотики: природные пенициллины короткого и длительного действия, полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты карбапенемы. | | 1 |
3 | Макролиды 1-3 поколений, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
4 | Левомицетины, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
5 | Тетрациклины, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
6 | Линкосамиды, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
7 | Аминогликозиды, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
8 | Полимиксины, спектр и тип действия, кратность введения, разведение, общие побочные эффекты | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Основные вопросы фармакодинамики и фармакокинетики антибиотиков» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.3. Синтетические противомикробные средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сульфаниламидные средства: спектр и тип действия, правила применения. Комбинированные препараты с триметопримом, тип и спектр действия. | | 1 |
2 | Производные нитрофурана, спектр и тип действия, правила применения, побочные эффекты, противопоказания | | 1 |
3 | Хинолоны, спектр и тип действия, правила применения, побочные эффекты, противопоказания | | 1 |
4 | Нитроимидазолы, спектр и тип действия, правила применения, побочные эффекты, противопоказания | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Синтетические и противомикробные средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.4. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противомикозные, противовирусные средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Противотуберкулезные средства: понятие о препаратах 1 ряда (изониазид, рифампицин) и 2 ряда (этионамид, ПАСК), принципы применения лекарственных средств при лечении туберкулеза, побочные эффекты, противопоказания к применению. | | 1 |
2 | Противоспирохетозные средства: препараты выбора (бензилпеницилллина натриевая соль, бициллины -1,-2,-5), альтернативные средства (доксициклин, ампициллин, эритромицин). | | 1 |
3 | Противопротозойные средства: противомалярийные средства (хингамин, хлоридин, бигумаль), особенности действия и применения. | | 1 |
4 | Противотрихомонадные средства (метронидазол, тинидазол , фуразолидон), особенности действия и применения. | | 1 |
5 | Противолямблиозные средства (метронидазол, тинидазол, фуразолидон), особенности действия и применения. | | 1 |
6 | Противохламидийные средства (азитромицин, доксициклин, эритромицин, офлоксацин), особенности действия и применения. | | 1 |
7 | Противомикозные средства: антибиотики (нистатин, леворин, натамицин), производные имидазола (кетоконазол, клотримазол), производные триазола (флуконазол, тербинафин), препараты ундициленовой кислоты («микосептин»). Особенности применения противомикозных средств | | 1 |
8 | Противовирусные средства: противогриппозные средства (ремантадин, оксолин, арбидол, интерферон), противогерпетические средства (ацикловир, валацикловир), препараты, применяемые при СПИДе (азидотимедин), препараты широкого спектра действия (интерфероны, индукторы интерферона) | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противомикозные, противовирусные средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Общая характеристика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к применению отдельных групп лекарственных препаратов» | | |
Тема 4.5. Противоглистные средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Средства лечения кишечных нематодозов (пиперазина адипинат, левамизол, пирантел, нафтамон). Особенности действия и применения, побочное действие. | | 1 |
2 | Средства для лечения кишечных цестодозов (фенасан, празиквантел), особенности действия и применения, побочные эффекты. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Противоглистные средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Механизм действия противоглистных средств» | | |
Тема 4.6. Средства, влияющие на афферентную нервную систему | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему. | | 1 |
2 | Местноанестезирующие средства (новокаин, дикаин, анестезин, лидокаин). Фармакологические эффекты при местном и резорбтивном действии, общие показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
3 | Вяжущие средства (органические: танин, танальбин; неорганические: висмута нитрат, цинка сульфат), фармакологические эффекты, общие показания к применению. | | 1 |
4 | Обволакивающие средства (слизи) общие показания к применению. | | 1 |
5 | Адсорбирующие средства (активированный уголь, магния силикат, глина белая, полифепан), общие показания к применению | | 1 |
6 | Раздражающие вещества. Препараты, содержащие эфирные масла, содержащие яды пчел, яды змей. | | 1 |
7 | Препараты спиртов (нашатырный спирт, муравьиный спирт, этиловый спирт) | | 1 |
8 | Фармакологические эффекты раздражающих средств, общие показания к применению, правила применения, побочные эффекты, противопоказания к применению. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Средства, влияющие на афферентную нервную систему» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Сравнительная характеристика местно-анестезирующих средств (таблица) | | |
Тема 4.7. Средства, влияющие на эфферентную нервную систему | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Холинэргические средства: М-холиномиметики, Н-холиномиметики, М, Н-холиномиметики, антихолинэстеразные средства, М- холиноблокаторы, Н- холиноблокаторы | | 1 |
2 | Адренэргические средства: альфа-адреномиметики, бета- адреномиметики, альфа и –бета адреномиметики, альфа-адреноблокаторы, бета- адреноблокаторы, альфа- и бета- адреноблокаторы, симпатомиметики, симпатолитики. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Средства, влияющие на эфферентную нервную систему» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Действия симпатической и парасимпатической нервной системы на организм (таблица) | | |
Тема 4.8. Средства, влияющие на центральную нервную систему. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Средства для наркоза: понятие о средствах для ингаляционного и неингаляционного наркоза. Показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
2 | Снотворные средства: особенности действия и применения барбитуратов, бензодиазепинов и др., показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
3 | Спирт этиловый: резорбтивное действие, острое отравление, алкогольная зависимость, средства ее лечения. | | 1 |
4 | Противосудорожные средства. Противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства. Анальгетики: наркотические и ненаркотические. | | 1 |
5 | Психотропные средства. Нейролептики. Транквилизаторы. Седативные. Антидепрессанты. Препараты лития. Психостмуляторы. Ноотропные средства. Средства, улучшающие мозговое кровообращение. | | 1 |
6 | Общетонизирующие средства. Адаптогены. | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Средства, влияющие на центральную нервную систему. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект по теме «Спирт этиловый: резорбтивное действие, острое отравление, алкогольная зависимость, средства ее лечения (тетурам, эспераль)» | | |
Тема 4.9. Средства, влияющие на функции органов дыхания. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Аналептики, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие. | | 1 |
2 | Отхаркивающие средства прямого и непрямого действия, показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
3 | Муколитические средства, особенности действия, показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
4 | Противокашлевые средства центрального и периферического действия, показания к применению, побочные эффекты. | | 1 |
5 | Бронхолитические средства: адреномиметики, М-холинолитики, ксантины, показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Средства, влияющие на функции органов дыхания. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Сравнительная характеристика наркотических и ненаркотических противокашлевых средств (таблица) | | |
Тема 4.10. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Сердечные гликозиды, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие, токсическое действие, его профилактика, противопоказания к применению. | | 1 |
2 | Антиангинальные средства: нитраты короткого и длительного действия, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы, антиангинальные средства различных групп. | | 1 |
3 | Гипотензивные средства: центрального нейротропного действия, периферического нейротропного действия, миотропные вазодилятаторы, средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, блокаторы ангиотензиновых рецепторов, мочегонные средства. | | 1 |
4 | Антисклеротические средства, показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов | | 1 |
5 | Противоаритмические средства, показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.11. Мочегонные средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Калий выводящие диуретики, особенности действия отдельных препаратов, показания к применению, побочные эффекты и их профилактика | | 1 |
2 | Калийсберегающие диуретики, особенности действия отдельных препаратов, показания к применению, побочные эффекты и их профилактика | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Мочегонные средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Мочегонные средства» | | |
Тема 4.12. Средства, влияющие на систему органов пищеварения. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Средства заместительной терапии при гипофункции пищеварительных желез, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
2 | Средства, влияющие на аппетит, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
3 | Средства, применяющиеся при избыточной секреции желез слизистой желудка, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
4 | Желчегонные средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
5 | Гепатопротективные средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
6 | Противорвотные средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
7 | Слабительные средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
8 | Антидиарейные средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Общая характеристика и классификация средств, влияющих на систему органов пищеварения» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Комплексная медикаментозная терапия язвенной болезни (таблица) | | |
Тема 4.13. Средства, влияющие на систему крови | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Средства, стимулирующие эритропоэз, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
2 | Средства, стимулирующие лейкопоэз, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
3 | Средства, снижающие свертываемость крови: антикоагулянты, антиагреганты, фибринолитические средства, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
4 | Средства, повышающие свертываемость крови: коагулянты, антифибринолитические средства, лекарственные растения с кровоостанавливающим действием, особенности действия, показания к применению, побочное действие препаратов | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Общая характеристика средств стимулирующих эритропоэз, лейкопоэз. Средства, влияющие на свертывающую систему крови» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.14. Плазмозамещающие средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Коллоидные растворы гемодинамического действия (плазма донорская, растворы альбумина) пути введения, показания к применению | | 1 |
2 | Коллоидные растворы дезинтоксикационного действия (гемадез, энтеродез) пути введения, показания к применению | | 1 |
3 | Кристаллоидные растворы (растворы глюкозы, дисоль, трисоль) пути введения, показания к применению | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Плазмозамещающие средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Классификация плазмозамещающих средств, показания к применению коллоидных и кристаллоидных плазмозаменителей» | | |
Тема 4.15. Препараты гормонов, их синтетические аналоги. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Препараты гормонов гипофиза (препараты передней доли гипофиза, препараты задней доли гипофиза) показания к применению, побочное действие | | 1 |
2 | Препараты гормонов щитовидной железы показания к применению, побочное действие | | 1 |
3 | Антитиреоидные средства (мерказолил, пропилтиоурацил) показания к применению, побочное действие | | 1 |
4 | Препараты гормона поджелудочной железы инсулина: механизм действия инсулина, показания к его применению, понятие об инсулинах короткого, средней продолжительности и длительного действия показания к применению, побочное действие | | 1 |
5 | Синтетические пероральные гипогликемические средства (производные сульфанилмочевины, производные бигуанида) показания к применению, побочное действие | | 1 |
6 | Препараты гормонов коры надпочечников: минералкортикоиды, глюкокортикоиды показания к применению, побочное действие | | 1 |
7 | Препараты женских половых гормонов: эстрогены, гестагены, гормональные контрацептивные средства показания к применению, побочное действие | | 1 |
8 | Препараты мужских половых гормонов показания к применению, побочное действие | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Изучение основных вопросов фармакодинамики и применение гормональных препаратов. Знакомство с готовыми лекарственными препаратами, особенностями их использования» | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. Реферативные сообщения. | | |
Тема 4.16. Противоаллергические средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Антигистаминные Н1-блокаторы первого поколения (димедрол, диазолин, супрастин) второго поколения (кларитин) и третьего поколения (телфаст) механизм действия, показания к применению | | 1 |
2 | Стабилизаторы тучных клеток (кетотифен) механизм действия, показания к применению | | 1 |
3 | Глюкокортикоидные средства, особенности применения в качестве противоаллергических средств. Механизм действия, показания к применению | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Противоаллергические средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Механизм противоаллергического действия препаратов», «Фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты различных групп противоаллергических препаратов» | | |
Тема 4.17. Средства, влияющие на мускулатуру матки | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Утеростимулирующие средства (окситоцин, питуитрин, препараты простагландинов) | | 1 |
2 | Утеротонические средства (эргометрин, метилэргометрин) | | 1 |
3 | Токолитические средства (бета-адреномиметики, гестагены) | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Средства, влияющие на мускулатуру матки | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Классификация, показания и побочные эффекты средств, влияющих на мускулатуру матки» | | |
Тема 4.18. Витаминные препараты | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Препараты водорастворимых витаминов, показания к применению, возможные побочные эффекты | | 1 |
2 | Препараты жирорастворимых витаминов, показания к применению, возможные побочные эффекты | | 1 |
3 | Поливитаминные препараты, показания к применению, возможные побочные эффекты | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Витаминные препараты | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Препараты витаминов» | | |
Тема 4.19. Иммунотропные средства, адаптогены | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Иммуностимуляторы (бронхомунал, рибомунил, тимоген, арбидол), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
2 | Иммуномодуляторы (интерфероны), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
3 | Иммунодепрессанты (азатиоприн, метотрексат), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Витаминные препараты. Иммунотропные средства, адаптогены | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План- конспект «Общетонизирующие средства», «Иммунотропные средства», «Адаптогены». | | |
Тема 4.20. Противоопухолевые средства | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | | | 1 |
2 | Гормональные препараты (препараты половых гормонов, глюкокортикоиды), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
3 | Иммуномодуляторы (интерфероны), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
4 | Ферменты (аспаргиназа), показания к применению, побочные эффекты | | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Противоопухолевые средства | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1,5 | |
1 | Работа с учебной, методической, справочной литературой; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных. План-конспект «Противоопухолевые средства» | | |
Всего: | 147 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)