Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
«_____» ____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия
для специальности
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных
машин и установок (по отраслям)
(базовая подготовка, очная форма обучения)
Разработчик: | __________________ | Л.А. Орлова, преподаватель высшей квалификационной категории |
2017
СОДЕРЖАНИЕ
-
| |
1. Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины -
| 7 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины -
| 11 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины -
| 13 |
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И подтверждение соответствия |
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) (базовая подготовка, очная форма обучения), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. №348.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина профессионального учебного цикла |
|
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1 | Осуществлять обслуживание и эксплуатацию холодильного оборудования (по отраслям) |
ПК 1.2 | Обнаруживать неисправную работу холодильного оборудования и принимать меры для устранения и предупреждения отказов и аварий |
ПК 1.3 | Анализировать и оценивать режимы работы холодильного оборудования. |
ПК 1.4 | Проводить работы по настройке и регулированию работы систем автоматизации холодильного оборудования |
ПК 2.1 | Участвовать в организации и выполнять работы по подготовке к ремонту и испытаниям холодильного оборудования |
ПК 2.2 | Участвовать в организации и выполнять работы по ремонту холодильного оборудования с использованием различных приспособлений и инструментов |
ПК 2.3 | Участвовать в организации и выполнять различные виды испытаний холодильного оборудования |
ПК 3.1 | Участие в планировании работы структурного подразделения для реализации производственной деятельности |
ПК 3.2 | Участие в руководстве работой структурного подразделения для реализации производственной деятельности |
ПК 3.3 | Участвовать в анализе и оценке качества выполняемых работ структурного подразделения |
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося | 140 | часов, | в том числе: |
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 94 | часа, | |
самостоятельной работы обучающегося | 46 | часов. | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 140 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 94 |
в том числе: | |
практические занятия | 46 |
лабораторные занятия | – |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 46 |
в том числе: | |
Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам, учебных пособий, указанных преподавателем) | 10 |
Проработка решений типовых задач | 14 |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчёта по практической работе, подготовка к её защите. | 20 |
Подготовка к контрольной работе. | 2 |
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена |
- 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения* | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Метрология | | 86 | | |
Тема 1.1 Теоретические основы метрологии | Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Основные понятия и определения метрологии | 2 | 2 | |
2 | Классификация видов и методов измерений | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к опросу. | 2 | | |
Тема 1.2 Основы техники измерений параметров технических систем | Содержание учебного материала | 14 | | |
1 | Погрешности измерений и их классификация | 2 | 2 | |
2 | Классификация средств измерений | 2 | 2 | |
3 | Метрологические показатели средств измерений | 4 | 2 | |
4 | Средства измерений линейно-угловых величин | 4 | 2 | |
5 | Средства измерений температуры и давления | 2 | 2 | |
Практические занятия | 26 | | |
1 | Анализ погрешностей измерений различных приборов | 6 | 3 | |
2 | Выбор средств измерений по точности | 2 | 3 | |
3 | Выбор метрологических показателей средств измерений | 2 | 3 | |
4 | Анализ методов измерений с помощью штангенинструментов | 4 | 3 | |
5 | Анализ методов измерений с помощью микрометров | 2 | 3 | |
6 | Анализ методов измерений с помощью измерительных головок | 4 | 3 | |
7 | Анализ методов измерений с помощью нутромеров | 4 | 3 | |
8 | Анализ методов измерений с помощью скоб | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка к опросу, подготовка практических и лабораторных работ, оформление отчетов, проработка решений типовых задач | 12 | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3 Обеспечение единства измерений. Метрологическое обеспечение | Содержание учебного материала | 16 | |
1 | Обеспечение единства измерений. Контрольная работа | 4 | 2 |
2 | Метрологический контроль и надзор | 2 | 2 |
3 | Поверка и калибровка средств измерений | 2 | 2 |
4 | Методики измерений | 2 | 2 |
5 | Метрологическое обеспечение | 4 | 2 |
6 | Международные организации по метрологии | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
1 | Анализ организации и порядка проведения метрологической поверки средств измерений | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка практической работы, оформление отчетов. | 8 | |
Раздел 2. Стандартизация | | 32 | |
Тема 2.1 Общая характеристика стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Сущность стандартизации, её принципы и методы | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Определение эффективности работ от стандартизации | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка практической работы, оформление отчетов. | 4 | |
Тема 2.2 Нормативные документы в области стандартизации | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Нормативные документы по стандартизации | 2 | 2 |
2 | Основные нормы взаимозаменяемости | 2 | 2 |
Практические занятия | 10 | |
1 | Расчет основных характеристик посадок гладких цилиндрических соединений | 2 | 3 |
2 | Выбор посадок подшипников качения | 2 | 3 |
3 | Составление структуры текстового документа | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 4 | Оформление технической документации в соответствии с требованиями стандартов | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и литературой, подготовка практических работ, оформление отчетов. | 10 | |
Раздел 3. Подтверждение соответствия | | 22 | |
Тема 3.1 Основы сертификации | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основные термины и определения в области сертификации. | 2 | 2 |
2 | Правила и порядок проведения работ по сертификации. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
1 | Оценка организация сертификации продукции и услуг в РФ | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка практической работы, оформление отчетов | 4 | |
Тема 3.2 Управление качеством продукции | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Системы менеджмента качества. Контрольная работа | 2 | 2 |
2 | Количественная оценка качества продукции | 2 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
1 | Оценка порядка проведения стандартных и сертификационных испытаний | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом и учебной литературой, подготовка практической работы, оформление отчетов. | 6 | |
Всего | 140 | |
* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Метрология, стандартизации и сертификация».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ;
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ;
заданий для контрольных работ;
раздаточный материал;
наглядные пособия.
- 3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.Ю. Шишмарев. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
2. Ильянков А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л.В. Гутюм. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.
Дополнительные источники:
3. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация/ А.Д.Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высшая школа, 2003. – 422с.: ил.
4.Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация – М.: Логос, 2012.
Интернет-ресурсы
5. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебное пособие. [Электронный ресурс ] URL: http://www.edu.ru
6. Обучающие компьютерные пособия с виртуальными экспериментами. [Электронный ресурс] URL: www. virteks. land. Ru
7. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ). [Электронный ресурс] URL: http://www.gost.ru
8. ГОСТ Р 8.736-2011 ГСИ. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. – М.: Стандартинформ, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru
9. Р 50.2.038-2004 ГСИ. Измерения прямые однократные. Оценивание погрешностей и неопределенности результата измерений – М.: Стандартинформ, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.gosthelp.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
-
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности | Оценка в ходе проведения и защиты практических работ. Оценка выполненных самостоятельных и контрольных работ. |
применять документацию систем качества | Оценка в ходе проведения и защиты практических работ. |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | Оценка в ходе проведения и защиты практических, лабораторных работ. Оценка выполненных самостоятельных и контрольных работ. |
знать: | |
документацию систем качества | Оценка результатов устных опросов, экзамена. Оценка в ходе проведения и защиты практических работ. |
единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах | Оценка в ходе проведения и защиты практических, лабораторных работ. Оценка выполненных самостоятельных и контрольных работ; Оценка результатов устных опросов, экзамена. |
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов | Оценка в ходе проведения и защиты практических, лабораторных работ. Оценка выполненных самостоятельных и контрольных работ. Оценка результатов устных опросов, экзамена. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации | Оценка результатов устных опросов, экзамена. Оценка выполненных самостоятельных и контрольных работ. |
основы повышения качества продукции | Оценка в ходе проведения и защиты практических работ. Оценка выполненных контрольных работ. Оценка результатов устных опросов, экзамена. |