СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 49.02.01 Физическая культура

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА 49.02.01 Физическая культура»

Министерство образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ОМК имени Даниила Гранина»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


среднего профессионального образования

по специальности 49.02.01 Физическая культура
























Рыльск

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - CПO) «ОП. 05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности 49.02.01 «Физическая культура»


Организация-разработчик: ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»


Разработчик: Жидких Валентна Ивановна преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»



СОДЕРЖАНИЕ


1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


16





  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.


    1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 08

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

определять возрастные особенности строения организма человека; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и профессиональной деятельности; использовать элементарные антропометрические исследования для оценки физического развития ребенка; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на

функционирование и развитие организма человека в различные возрастные

периоды;

определять типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных

интервалов времени (учебный год,

четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; применять знания о гигиене в практической деятельности; проводить под руководством

медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей раннего и дошкольного возраста;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания детей раннего и

дошкольного возраста.

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

топографическое расположение органов и частей тела;

основные закономерности роста и развития организма человека; методы возрастной анатомии и физиологии;

строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов

жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста; типологические особенности ВНД

детей;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

основы гигиены;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

гигиенические требования к образовательному процессу в ДОО.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 107
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 82
в том числе:
лекции 26
практические занятия 66
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 17
в том числе: Внеаудиторная самостоятельная работа 17
Форма отчетности зачет в 3 семестре экзамен в 4 семестр




1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины




Наименование разделов и тем




Содержание и формы организации деятельности обучающихся


Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент

программы

1

2

3

4

Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое.

17/7


Тема 1.1. Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену человека. Предмет, содержание и задачи дисциплины Уровни организации жизни

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в развитии педагогики, психологии, физиологии питания, гигиены и других

дисциплин. Гигиена, как наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Возрастная анатомия, физиология и гигиена.



2

2. Органы и системы органов. Топографическое расположение органов и частей тела. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и

гигиены человека.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 1. «Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

2

Тема 1.2. Основные закономерности роста и развития организма

человека

Содержание

10

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный. Возрастная периодизация. Исторический характер возрастной

периодизации. Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций детского возраста. Критические периоды.






6

2. Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно существующими законами биологических систем и организма в целом; генетическая обусловленность роста и развития; влияние среды: закон прогрессивного дифференцирования (И.И. Шмальгаузен); обусловленность роста и развития полом ребёнка (половой диморфизм). Характерные особенности роста и развития: гетерохронность, этапность. Функциональные свойства организма: резистентность, реактивность, адаптация. Факторы,

влияющие на рост и развитие детей. Понятие акселерации, её значение.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Практическое занятие 2. «Характеристика возрастных периодов»

2

Практическое занятие 3. «Оценка морфофункционального типа конституции, как проявления взаимоотношений организма и среды»

2

Тема 1.3. Методы возрастной анатомии и физиологии

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и физиологии. Специальные методы. Медицинские методы. Общая характеристика методик антропометрических исследований детей.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 4. «Определение антропометрических показателей для оценки физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»

1

Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

52/18


Тема 2.1. Нервная регуляция функций организма и ее возрастные особенности

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика нервной системы. Значение нервной системы, её развитие, методы исследования. Основные структуры нервной ткани: нейрон и нейроглия, их функциональное значение. Виды нейронов, раздражимость и возбудимость как свойство нервной ткани, нервные волокна и их свойства,

нервные центры. Синапс.




3

2. Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.

Соматическая нервная система, вегетативная нервная система.

Тема 2.2. Морфофункциональные особенности центральной нервной системы

Содержание

5

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Центральная нервная система. Спинной мозг: строение и функции. Рефлексы спинного мозга, возрастные особенности спинномозговых рефлексов.



4

2. Головной мозг: отделы головного мозга, кора больших полушарий, локализация функций в коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная система Лимбическая система. Асимметрия полушарий головного мозга.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 5. «Исследование основных видов рефлексов человека»

1

Тема 2.3 Возрастные анатомо- физиологические особенности анализаторов

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение анализатора: периферическая, проводниковая и центральная части. Современное

учение о сенсорных системах.







3

2. Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой сенсорной системы. Особенности их развития у детей и подростков. Особенности развития в различные возрастные периоды, их значение для развития речевой и психической деятельности. Значение зрительной сенсорной системы и особенности развития. Особенности строения глазного яблока. Оптическая система глаза. Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Бинокулярное зрение.

Световоспринимающий аппарат глаза. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций. Значение зрения для развития речи. Значение слуховой


сенсорной системы и особенности развития. Анатомические особенности в различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и

вестибулярного анализаторов



В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 6. «Исследование и описание физиологических характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие

анализаторов».

1

Тема 2.4. Гигиена зрения и слуха.

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Значение гигиены занятий в детском саду и школе с учётом возрастных анатомо- физиологических

особенностей сенсорных систем.

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 7. «Разработка консультации для родителей о профилактике нарушений зрения и слуха у детей дошкольного и младшего

школьного возраста».

1

Тема 2.5. Возрастные анатомо- физиологические особенности опорно-

двигательной системы

Содержание

6


1. Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система. Пассивная часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани, строение костей, стадии развития костей, ядра окостенения, факторы, влияющие на рост и развитие кости. Виды соединения костей. Строение и значение сустава. Возрастные и функциональные изменения костей. Строение осевого скелета: позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные особенности. Строение

добавочного скелета: скелет верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности.







4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

2. Мышечная система. Активная часть ОДС. Строение мышц. Виды мышечной ткани. Работа мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Развитие и усложнение координации движений, показатели работы двигательного аппарата: силы, скорости, выносливость, влияние физической

активности на развитие двигательного аппарата в целом. Гиподинамия, гипокинезия, её последствия.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 8. «Определение топографического расположения костей и суставом с использованием скелета человека, дидактического материала»


1

Практическое занятие 9. «Определение мышечного утомления»

1


Содержание

4





Тема 2.6. Профилактика нарушений опорно- двигательной системы

1. Осанка, её нарушения. Профилактика нарушений осанки. Гигиенические требования к детской мебели, портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям для детей, к размеру детской обуви и одежды. Плоскостопие. Значение

физических упражнений в укреплении свода стопы.


2

ОК 01.ОК

02.ОК 08

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 10. «Определение типа осанки и факторов среды,

влияющих на ее формирование»

1

Практическое занятие 11. «Подбор и проведение комплекса физических

упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста на сохранение правильной осанки»

1

Тема 2.7. Внутренняя среда организма.

Кровь.

Содержание

1

ОК 01.ОК 02.ОК 08

Общая характеристика сердечно-сосудистой системы.

1. Внутренняя среда организма, ее компоненты. Состав и свойства внутренней среды организма. Гомеостаз. Общая схема кровообращения. Лимфа и лимфообращение. Кровь: функции, состав и физиологические свойства. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции.

Плазма крови. Свёртываемость крови, группы крови, резус – фактор, переливание крови.



1

Тема 2.8. Возрастные анатомо- физиологические

особенности сердечно- сосудистой системы. Работа сердца.

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Кровеносные сосуды, их виды. Сердце: строение, возрастные особенности. Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, регуляция работы сердца. Понятие «систола», «диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца у плода и новорожденных. Систолический и минутный объемы крови. Движение крови по сосудам, кровяное давление, круги кровообращения. Частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды. Механизм непрерывного движения крови по сосудам. Гуморальная и нервная регуляции

кровообращения. Кровяное давление его особенности в детском возрасте. Влияние нагрузки на кровеносную систему. Тренировка сердца ребёнка.






2

2. Лимфатическая система: функции, сосуды и лимфоузлы. Механизм

образования лимфы.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 12. «Определение АД и пульса»

1

Практическое занятие 13. «Анализ опыта Данини – Ашнера»


1

Практическое занятие 14. «Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»

Тема 2.9. Иммунитет

Содержание

1

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический. Вакцинация. Органы иммунной системы. Причины сниженного иммунитета. Проявления сниженного иммунитета.

1

Тема 2.10. Возрастные анатомо-

физиологические особенности дыхательной системы

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика дыхательной системы. Значение дыхания в жизнедеятельности и развитии организма. Химический состав атмосферного воздуха и его значение для здоровья. Особенности дыхания в пре - и постнатальном периодах. Воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, их возрастные особенности. Особенности строения гортани и голосового аппарата у детей. Лёгкие. Положение лёгких в грудной клетке,

плевральная полость.







2

2. Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания. Жизненная емкость лёгких, частота и глубина дыхания. Газообмен в лёгких, в тканях. Типы дыхания в различные возрастные периоды. Особенности дыхания новорожденного (диафрагмальный тип). Связь типа дыхания с началом хождения (грудное, грудобрюшное). Половые различия дыхания (грудной и

брюшной типы).

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 15. «Определение топографии органов дыхательной системы на таблицах, муляжах».


1

Практическое занятие 16. «Методы определения показателей дыхательной системы».

Тема 2.11. Гигиена дыхания

Содержание

2

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена дыхания детей.

1

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 17. «Анализ микроклимата учебного кабинета»

1

Тема 2.12. Возрастные анатомо-

физиологические особенности пищеварительной системы

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения.






2

2. Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая полость, строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные

железы.

3. Процесс пищеварения. механическая и химическая обработка пищи на всех этапах пищеварения. Секреторная функция пищеварительных желез. Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Возрастные особенности

пищеварения.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


Практическое занятие 18. «Определение топографического расположения органов пищеварительной системы с использованием дидактических

материалов»

1


Практическое занятие 19. «Характеристика возрастных особенностей

пищеварения»

1

Тема 2.13. Обмен веществ и энергии

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, виды обмена веществ. Витамины: классификация, роль в организме. Ассимиляция и

диссимиляция. Этапы обмена веществ. Энергетический обмен, суточные затраты энергии у детей и взрослых. Пища как источник веществ и энергии в организме.


1

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 20. «Вычисление основного обмена по таблицам и по

формуле Рида»

1

Практическое занятие 21. «Представление и анализ меню для детей

дошкольного и младшего школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимой калорийности

1

Тема 2.14. Гигиена питания

Содержание

2

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Гигиена питания. Физиологические основы рационального, сбалансированного питания, витамины и их роль в обмене веществ. Понятие здорового питания и профилактика пищевых отравлений. Санитарно- гигиенические требования к организации питания детей дошкольного и

младшего школьного возраста.


1

В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 22. «Составление рекомендаций по рациональному питанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья детей и профилактики заболеваний пищеварительной

системы»


1

Тема 2.15. Возрастные анатомо-

физиологические особенности

выделительной

системы. Почки.

Содержание

1

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика мочевыделительной системы. Строение и функции органов мочевыделительной системы. Возрастные особенности мочевыделительной системы. Мочеобразование. Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения. Развитие регуляторных механизмов произвольного

мочеиспускания.


1

Тема 2.16. Кожа. Гигиена кожи.

Содержание

4

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика кожи. Производные эпидермиса. Физиологическое значение и строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно- жировая клетчатка. Производные эпидермиса. Возрастные особенности кожи.

Особенности терморегуляции у детей.


2


2. Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами детей. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы

закаливания.



В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 23. «Исследование кожной рецепции. Адаптация

рецепторов»

1

Практическое занятие 24. «Изучение и анализ методик проведения

закаливающих процедур детей».

1

Тема 2.17. Возрастные анатомо-

физиологические особенности репродуктивной системы

Содержание

1

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической, психологической и социальной зрелости.



1

Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и

психическую работоспособность, поведение

10/3


Тема 3.1. Возрастные анатомо- физиологические особенности

эндокринной системы

Содержание

2

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Общая характеристика эндокринной системы. Строение желёз внутренней секреции. Общие признаки эндокринных желёз, значение и структура гормонов, особенности их физиологической активности. Классификация гормонов. Возрастные особенности эндокринной системы. Процессы функционирования эндокринных желёз в дошкольном и младшем

школьномвозрасте.



2

Тема 3.2. Высшая нервная деятельность детей и подростков

Содержание

2

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Высшая нервная деятельность. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функции коры головного мозга. Учение о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы, их различия и значение. Выработка условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов и их особенности в детском и подростковом возрасте. Динамический стереотип, как основа привычек и навыков. Механизм

его формирования.



2

Тема 3.3.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Типология ВНД. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности животных и человека. Критерии И.П. Павлова для типологических свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность). Основные типы высшей нервной деятельности животных и человека. Типы высшей нервной деятельности (И.П.

Павлов) и соотношение их с учением о темпераментах (Гиппократ). Основные


2


положения по формированию типологических особенностей. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов,

процессов воспитания и обучения. Пластичность типов ВНД.



В том числе практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие 25. «Выявление типологических особенностей ВНД

детей и подростков»

1

Тема 3.4. Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы

Содержание

3

ОК 01.ОК 02.ОК 08

1. Физиологические основы психических процессов человека. Асимметрия мозга. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Становление в процессе развития ребёнка сенсорных и моторных механизмов речи. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка. Память. Физиологические

основы памяти. Внимание. Физиологические основы внимания.





1

2. Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки, характеристика, особенности возникновения у детей. Гигиена учебно-

воспитательной работы. Значение режима дня. Периодичность физиологических функций и умственной работоспособности. Физиология сна.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 26. «Выявление межполушарной асимметрии»

1

Практическое занятие 27. «Определение школьной зрелости по тексту Керна –

Ирасека»

1

Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОО

5/2

ОК 01.ОК 02.ОК 08

Тема 4.1.

Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Содержание

3

1. Предмет и задачи гигиены детей. История развития гигиены детей как науки и учебной дисциплины. Нормирование в гигиене детей. Принципы нормирования.





3

2. Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах

онтогенеза.

3. Работоспособность. Фазы работоспособности. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных

интервалов времени. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации, режиму дня.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие 28. «Определение работоспособности детей и учет ее динамики при проектировании занятий по образовательным программам»


1

Практическое занятие 29. «Планирование мероприятий по профилактике заболеваний детей под руководством медицинского работника образовательной организации».


Практическое занятие 30. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей»

1


Промежуточная аттестация

экзамен


Всего:

82/30


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Физиологии, анатомии и гигиены», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности.

    1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

      1. Основные печатные и электронные издания
  1. Айзман, Р.И., Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. — Москва: КноРус, 2023. — 403 с. — ISBN 978-5- 406-10302-9. — URL:https://book.ru/book/944948 (дата обращения: 13.08.2022). — Текст: электронный.

  2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-00684-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452350 (дата обращения: 13.08.2022).

  3. Кабанов, Н. А. Анатомия человека: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494793 (дата обращения: 22.06.2022).

  4. Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/508832 (дата обращения: 22.06.2022).

  5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов - – 14-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 384 с.

      1. Дополнительные источники
  1. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология: Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учеб. пособ. для СПО. – М.: Владос, 2013.

  2. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: Учеб. пособ. – М.: Мир и образование,

2015.

  1. Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.А. Соловьева. – 1-е изд. – М.: Издательский центр

«Академия», 2017. – 288 с.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

основные положения и

точно формулирует определения

устный опрос по

терминологию анатомии,

основных понятий анатомии,

темам,

физиологии и гигиены

физиологии и гигиены человека;

проверочные;

человека;

описывает топографическое

анализ и оценка

топографическое расположение органов и частей тела;

основные закономерности роста и развития организма человека;

расположение органов и частей тела, используя понятия принятые в анатомии понятия;

характеризует основные

решения тестовых заданий;

методы возрастной анатомии и

закономерности роста и развития


физиологии;

организма человека;


строение и функции систем

характеризует методы возрастной


органов здорового человека;

анатомии и физиологии с точки зрения


физиологические

применения в практической


характеристики основных

деятельности педагога ДОО;


процессов жизнедеятельности

описывает строение и функции систем


организма человека;

органов здорового человека;


возрастные анатомо-

объясняет физиологические


физиологические особенности

характеристики основных процессов


детей раннего и дошкольного

жизнедеятельности организма человека;


возраста;

дает характеристику возрастным


типологические особенности

анатомо-физиологическим


ВНД детей;

особенностям детей раннего и


влияние процессов

дошкольного возраста;


физиологического созревания и

определяет типологические особенности


развития ребенка на его

ВНД детей;


физическую и психическую

описывает влияние процессов


работоспособность, поведение;

физиологического созревания и


основы гигиены;

развития ребенка на его физическую и


гигиенические нормы,

психическую работоспособность,


требования и правила

поведение;


сохранения и укрепления

характеризует принципы гигиены


здоровья на различных этапах

систем органов;


онтогенеза;

анализирует гигиенические нормы,


гигиенические требования к

требования и правила сохранения и


образовательному процессу в

укрепления здоровья на различных


ДОО.

этапах онтогенеза;



дает описание гигиенических



требований к образовательному



процессу, зданию и помещениям



дошкольной образовательной



организации в соответствии с



нормативными документами.


Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

определять топографическое

точно показывает на муляжах и

оценка результатов

расположение и строение

иллюстрациях, называет органы и части

выполнения

органов и частей тела;

тела в соответствии с принятыми в

практической

определять возрастные

анатомии названиями;

работы

особенности строения

согласно возрастной периодизации

диф.зачет

организма детей;

объясняет возрастные особенности


использовать элементарные

строения организма детей;


антропометрические

определяет с помощью


исследования для оценки

соответствующего инструментария


физического развития ребенка;

антропометрические показатели и


оценивать влияние факторов

оценивает их с учетом возраста и пола


внешней среды на

ребенка;


физиологические процессы

проводит анализ и оценку влияния


организма человека;

факторов внешней среды на


определять типологические

физиологические процессы организма


особенности высшей нервной

человека с помощью простых методик;


деятельности детей и

анализирует и точно соотносит


подростков;

имеющиеся характеристики типов ВНД


учитывать особенности

с имеющейся характеристикой ребенка;


физической работоспособности

оценивает особенности физической


и закономерности ее изменения

работоспособности ребенка в течение


в течение различных интервалов

образовательного процесса;


времени (учебный год, четверть,

демонстрируют умение применять


месяц, неделя, день, занятие)

знания о гигиене систем органов при


при проектировании и

разработке информационных


реализации образовательного

материалов;


процесса;

предлагает меры профилактического


применять знания о гигиене в

воздействия для детей дошкольного


практической деятельности;

возраста;


проводить под руководством

составляют рекомендации по


медицинского работника

профилактике заболеваний детей


мероприятия по профилактике

обеспечивает соблюдение


заболеваний детей раннего и

гигиенических требований в группе


дошкольного возраста;

согласно СанПиН при организации


обеспечивать соблюдение

обучения и воспитания детей раннего и


гигиенических требований в

дошкольного возраста.


группе при организации



обучения и воспитания детей



раннего и дошкольного



возраста.