Приложение 4.28
к образовательной программе
по специальности 08.02.08
Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3 | определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов; -строить характеристики насосов и вентиляторов; -применять уравнения Бернулли; -определять параметры пара по диаграмме. | режимы движения жидкости; -гидравлический расчет простых трубопроводов; -виды и характеристики насосов и вентиляторов; -способы теплопередачи и теплообмена; -основные свойства жидкости; -формулы для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки; -методы борьбы с гидравлическим ударом; -параметры пара, теплопроводность. |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления;
ПК 1.2. Выполнять расчет систем газораспределения и газопотребления;
ПК1.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 44 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 24 |
лабораторные работы | 16 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Физические свойства жидкостей и газов | 5 | |
Тема 1.1 Основные физические свойства жидкостей и газов | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 |
Жидкость идеальная и реальная, капельная и газообразная. Основные физические свойства жидкости: плотность, удельный объем, сжимаемость, кинематическая и абсолютная вязкость. Измерение вязкости и устройство вискозиметра Энглера. Изменение вязкости от температуры и давления. Перевод «градусов Энглера» в кинематическую и абсолютную вязкость. Понятия объемного веса и плотности, связь между ними. Влияние температуры на объемный вес и плотность. Определение коэффициентов перехода от одной системы в другую для величин, характеризующих состояние жидкостей и газов. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Определение плотности и вязкости нефтепродуктов. | 1 |
Раздел 2 Основы гидростатики | 5 | |
Тема 2.1 Гидростатическое давление. Измерение давления | Содержание учебного материала | 5 | ОК 03, ОК 09, ОК 11, ПК 1.2 |
Гидростатическое давление, его определение и свойства. Основное уравнение гидростатики. Напор и вакуум. Измерение давления и его виды. Закон Паскаля. Сила давления жидкости и газа на плоские и криволинейные стенки. Определение толщины стенок труб и цилиндрических резервуаров. Понятие о центре давления. | 2 |
В том числе, лабораторных работ: | 2 |
Приборы измерения давления. Измерение давления и определение погрешности. |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | 1 |
Раздел 3 Гидродинамика | 10 | |
Тема 3.1 Основные законы движения жидкости | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 06, ПК 1.1 – ПК 1.3 |
Виды движения жидкостей: установившееся, неустановившееся, равномерное, неравномерное. Понятие о струйчатом движении жидкости. Поток жидкости, элементы потока. Скорость и расход жидкости. Уравнение неразрывности потока. Уравнение Бернулли, его геометрический и энергетический смысл. Уравнение равномерного движения жидкости. | 2 |
В том числе, лабораторных работ: | |
Элементарная проверка уравнения Бернулли Изучение уравнения Бернулли для потока реальной жидкости и его геометрический и энергетический смысл. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | - |
Тема 3.2 Гидравлические сопротивления | Содержание учебного материала | 6 | ОК 03, ОК 09, ПК 1.3 |
Гидравлические сопротивления и их виды. Режимы движения жидкости. Критерий Рейнольдса. Характеристика ламинарного и турбулентного движения жидкости. Потери напора по длине потока и в местных сопротивлениях (запорной арматуре, при расширении и сужении потока, изменении направления потока). Расчет потерь напора при внезапном расширении потока. Уравнение Борда. Коэффициент гидравлического трения, его определение в ламинарном и турбулентном режимах движения жидкости. График Никурадзе. | 2 |
В том числе, лабораторных работ | |
1. Изучение режимов движения жидкости. Экспериментальное определение режимов движения жидкости. 2. Определение коэффициентов местных сопротивлений. Экспериментальное определение коэффициентов местных сопротивлений при режимах движения жидкости. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | – |
Раздел 4 Насосы и вентиляторы | 8 | |
Тема 4.1 Насосы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 – ОК 06, ПК 1.1 – ПК 1.3 |
Центробежные насосы, их виды, принцип действия. Полный напор, предельная высота всасывания. Подача, напор, мощность и КПД центробежного насоса, их определение. Зависимость этих параметров от частоты вращения двигателя. Формулы пропорциональности. Характеристики центробежных насосов и напорных трубопроводов. Рабочая точка. Параллельная и последовательная работа центробежных насосов. Струйные насосы. | 2 |
В том числе, лабораторных работ | |
Экспериментальное определение характеристики центробежных насосов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | – |
Тема 4.2 Вентиляторы | Содержание учебного материала | 4 |
Вентиляторы, их назначение и типы. Характеристики вентиляторов. Методика выбора вентиляторов. | 2 |
В том числе, лабораторных работ | |
Экспериментальное определение характеристики центробежных вентиляторов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | – |
Раздел 5 Основы теплотехники | 11 | |
Тема 5.1. Рабочее тело и основные законы идеального газа | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02, ПК 1.1 |
Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа: закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Авогадро. Уравнение состояния газа. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Определение параметров рабочего тела. | 1 |
Тема 5.2. Законы термодинамики | Содержание учебного материала | 8 |
Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. Первый закон термодинамики; его аналитическое выражение и физический смысл. Энтальпия газа. Термодинамические процессы. Изменение состояния газа. Сущность второго закона термодинамики. Процесс получения пара и его параметры. Испарение, кипение, насыщенный и перегретый пар. Теплота парообразования и перегрева. Критическое состояние вещества. Диаграмма водяного пара. | 4 |
В том числе, лабораторных работ | |
Определение параметров пара по i-s диаграмме. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетной работы по лабораторной работе. | – |
Раздел 6 Основы аэродинамики | 5 | |
Тема 6.1 Основные законы движения воздуха | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3 |
Уравнение сохранения расхода. Уравнение Бернулли для газов. Режимы движения воздуха. Изменение параметров газа в воздуховодах. Потери давления на трение и местные сопротивления. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Определение потерь давления на трение. | 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | |
Всего: | 44 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.
На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
3.1 Реализация программы учебной дисциплины обеспечена следующими специальными помещениями:
Лаборатория Гидравлики, теплотехники и аэродинамики для проведения лабораторных работ, практических занятий и дисциплинарной подготовки.
Перечень учебно-наглядных пособий:
Плакаты по темам: «Понятие о жидкости. Свойства. Основные характеристики, «Гидростатика»
Мультимедийные материалы по темам: «Физические свойства жидкостей», «Насосы и вентиляторы»,
Оснащенность оборудованием:
ПК, мультимедиа проектор (переносной), экран проекционный (переносной).
Учебная мебель: столы, стулья, доска меловая
Программное обеспечение:
лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения (Microsoft Windows, договор № 5378-19 от 02.09.2019 до 01.09.2020; Microsoft Office Professional Plus, договор № 5378-19 от 02.09.2019 до 01.09.2020), Zoom (бесплатная версия) – свободно-распространяемое ПО.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет основные, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Основные источники
1. Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники / О.Н. Брюханов, А.Т. Мелик-Аракелян, В.И. Коробко. – Москва : ОИЦ «Академия», 2014. – Текст : непосредственный.
2 Ерофеев В. Л. Теплотехника в 2 т. Том 1. Термодинамика и теория теплообмена : учебник для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев, А. С. Пряхин, П. Д. Семенов ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06945-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442180 (дата обращения: 23.06.2020).
3. Ерофеев В. Л. Теплотехника в 2 т. Том 2. Энергетическое использование теплоты : учебник для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев, А. С. Пряхин, П. Д. Семенов ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 199 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06943-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420480 (дата обращения: 23.06.2020).
4. Теплотехника. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев [и др.] ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06939-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442184 (дата обращения: 23.06.2020)
3.2.2 Дополнительные источники
1. Бражников В.В. Гидравлика, пневматика и термодинамика : [курс лекций для студентов образовательных учреждений СПО / В.В. Бражников [и др.]; ред. В. М. Филин. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 320 с. - (Профессиональное образование). – Текст : непосредственный.
2. Замалев З.Х. Основы гидравлики и теплотехники. Учебное издание. / З.Х. Замалев В.Н. Посохин, В.М. Чефанов. - М.: АСВ, 2014. - 424 c. – Текст : непосредственный.
3. Замалев З.Х. Основы гидравлики и теплотехники: Учебное пособие / З.Х. Замалев. - СПб.: Лань, 2014. - 352 c. – Текст : непосредственный.
4. Кременецкий И.Н. Гидравлика / И.Н. Кременецкий. – Москва : «Энергия», 2009. – Текст : непосредственный.
5. Основы термодинамики: методические указания по выполнению практических занятий для обучающихся по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ. - Составитель А.Н. Достовалова. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2015. – 28 с. – Текст : непосредственный.
6. Степин П.А. Теоретические основы физического материаловедения. Статистическая термодинамика модельных систем: Учебное пособие / П.А. Степин. - СПб.: Лань, 2016. - 256 c. – Текст : непосредственный.
7. Суворов Н.Н. Курс физики с примерами решения задач. Часть I. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика: Учебное пособие / Н.Н. Суворов. - СПб.: Лань, 2014. - 464 c. – Текст : непосредственный.
8. Тарабарин О.И. Молекулярная физика и термодинамика в вопросах и задачах: Учебное пособие / О.И. Тарабарин, А.П. Абызов, В.Б. Ступко. - СПб.: Лань, 2016. - 480 c. – Текст : непосредственный.
9. Тельцов Л.П. Термодинамика: Учебное пособие / Л.П. Тельцов, О.Т. Муллакаев, В.В. Яглов. - СПб.: Лань, 2016. - 592 c. – Текст : непосредственный.
10. Ухин Б.В. Гидравлика / Б.В. Ухин, А.А. Гусев.– Москва : ИНФРА-М, 2008. – Текст : непосредственный.
11. Тужилкин A.M. Примеры гидравлических расчетов / А.М. Тужилкин. – Москва : АЦВ, 2008. – Текст : непосредственный.
3.2.3 Журналы:
1. Вестник гражданских инженеров : научно-технический журнал / учредитель Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; главный редактор журнала Рыбнов Е. И. – Санкт-Петербург. 2004 – 2019. – Выходит 6 раз в год. - ISSN 1999-5571. - URL: http://vestnik.spbgasu.ru1537 Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).
2. Наука. Строительство. Образование. : научно-практический интернет-журнал / учредитель Национальный исследовательский московский государственный строительный университет; главный редактор журнала Волков А. А. – Москва. 2011 – 2019. – Ежекв. - ISSN 2305-5502. - URL: https://e.lanbook.com/journal/2701?category=1537 Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).
3. Промышленное и гражданское строительство : научно-теxничеcкий и пpоизводcтвенный жуpнал / учредитель и издатель ООО «Издательство ПГС»; главный редактор Гусев Б. В. – Москва. 1923 – 2019. – Ежемес. - ISSN 0869-7019. - URL: http://pgs1923.ru — Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).
Профессиональные базы данных:
Гарант : информационно-правовой портал : сайт. – Москва. 1990 — . — URL: https:// www.garant.ru (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.
3.2.5. Информационные ресурсы:
1. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов : сайт. - URL : http:// www. school-collection. edu. ru (дата обращения: 23.06.2020). - Текст : электронный.
Юрайт : образовательная платформа : сайт. – URL: https://urait.ru/ (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.
eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. — Москва. 2000 — . — URL: https://etibrary.ru (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (знания, умения) | Показатели оценки | Методы оценки |
Знания |
режимы движения жидкости; гидравлический расчет простых трубопроводов; виды и характеристики насосов и вентиляторов; способы теплопередачи и теплообмена; основные свойства жидкости; формулы для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки; методы борьбы с гидравлическим ударом; параметры пара, теплопроводность. | Демонстрирует знания режимов движения жидкости; гидравлического расчета простых трубопроводов; видов и характеристики насосов и вентиляторов; способов теплопередачи и теплообмена; основных свойств жидкости; формул для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки; методов борьбы с гидравлическим ударом; параметров пара, теплопроводность. | Тестирование, письменный опрос, устный опрос |
Умения |
определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов; строить характеристики насосов и вентиляторов; применять уравнения Бернулли; определять параметры пара по диаграмме. | определяет параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов; строит характеристики насосов и вентиляторов; применяет уравнения Бернулли; определяет параметры пара по диаграмме. | лабораторные работы, самостоятельные работы |