СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оп.06 основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:        дисциплина ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики входит в общепрофессиональный учебный цикл.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп.06 основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики»

Приложение 4.28

к образовательной программе

по специальности 08.02.08

Монтаж и эксплуатация

оборудования и систем газоснабжения














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.06 ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ, ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ



































СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики


1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.06 Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики входит в общепрофессиональный учебный цикл.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3


определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;

-строить характеристики насосов и вентиляторов;

-применять уравнения Бернулли;

-определять параметры пара по диаграмме.

режимы движения жидкости;

-гидравлический расчет простых трубопроводов;

-виды и характеристики насосов и вентиляторов;

-способы теплопередачи и теплообмена;

-основные свойства жидкости;

-формулы для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки;

-методы борьбы с гидравлическим ударом;

-параметры пара, теплопроводность.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1. Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления;

ПК 1.2. Выполнять расчет систем газораспределения и газопотребления;

ПК1.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

44

в том числе:


теоретическое обучение

24

лабораторные работы

16

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 Физические свойства жидкостей и газов

5


Тема 1.1

Основные физические свойства жидкостей и газов

Содержание учебного материала

5

ОК 01, ОК 02,

ПК 1.1


Жидкость идеальная и реальная, капельная и газообразная. Основные физические свойства жидкости: плотность, удельный объем, сжимаемость, кинематическая и абсолютная вязкость. Измерение вязкости и устройство вискозиметра Энглера. Изменение вязкости от температуры и давления. Перевод «градусов Энглера» в кинематическую и абсолютную вязкость. Понятия объемного веса и плотности, связь между ними. Влияние температуры на объемный вес и плотность. Определение коэффициентов перехода от одной системы в другую для величин, характеризующих состояние жидкостей и газов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Определение плотности и вязкости нефтепродуктов.

1

Раздел 2 Основы гидростатики

5


Тема 2.1 Гидростатическое давление. Измерение давления

Содержание учебного материала

5

ОК 03, ОК 09, ОК 11, ПК 1.2


Гидростатическое давление, его определение и свойства. Основное уравнение гидростатики. Напор и вакуум. Измерение давления и его виды. Закон Паскаля. Сила давления жидкости и газа на плоские и криволинейные стенки. Определение толщины стенок труб и цилиндрических резервуаров. Понятие о центре давления.

2

В том числе, лабораторных работ:

2

Приборы измерения давления. Измерение давления и определение погрешности.

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

1

Раздел 3 Гидродинамика

10


Тема 3.1 Основные законы движения жидкости

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 06,

ПК 1.1 – ПК 1.3


Виды движения жидкостей: установившееся, неустановившееся, равномерное, неравномерное. Понятие о струйчатом движении жидкости. Поток жидкости, элементы потока. Скорость и расход жидкости. Уравнение неразрывности потока. Уравнение Бернулли, его геометрический и энергетический смысл. Уравнение равномерного движения жидкости.

2

В том числе, лабораторных работ:


Элементарная проверка уравнения Бернулли

Изучение уравнения Бернулли для потока реальной жидкости и его геометрический и энергетический смысл.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

-

Тема 3.2 Гидравлические сопротивления

Содержание учебного материала

6

ОК 03, ОК 09,

ПК 1.3


Гидравлические сопротивления и их виды. Режимы движения жидкости. Критерий Рейнольдса. Характеристика ламинарного и турбулентного движения жидкости. Потери напора по длине потока и в местных сопротивлениях (запорной арматуре, при расширении и сужении потока, изменении направления потока). Расчет потерь напора при внезапном расширении потока. Уравнение Борда. Коэффициент гидравлического трения, его определение в ламинарном и турбулентном режимах движения жидкости. График Никурадзе.

2

В том числе, лабораторных работ


1. Изучение режимов движения жидкости. Экспериментальное определение режимов движения жидкости.

2. Определение коэффициентов местных сопротивлений. Экспериментальное определение коэффициентов местных сопротивлений при режимах движения жидкости.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

Раздел 4 Насосы и вентиляторы

8


Тема 4.1 Насосы

Содержание учебного материала

4

ОК 01 – ОК 06,

ПК 1.1 – ПК 1.3



Центробежные насосы, их виды, принцип действия. Полный напор, предельная высота всасывания. Подача, напор, мощность и КПД центробежного насоса, их определение. Зависимость этих параметров от частоты вращения двигателя. Формулы пропорциональности. Характеристики центробежных насосов и напорных трубопроводов. Рабочая точка. Параллельная и последовательная работа центробежных насосов. Струйные насосы.

2

В том числе, лабораторных работ


Экспериментальное определение характеристики центробежных насосов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

Тема 4.2 Вентиляторы

Содержание учебного материала

4

Вентиляторы, их назначение и типы. Характеристики вентиляторов. Методика выбора вентиляторов.

2

В том числе, лабораторных работ


Экспериментальное определение характеристики центробежных вентиляторов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

Раздел 5 Основы теплотехники

11


Тема 5.1. Рабочее тело и основные законы идеального газа

Содержание учебного материала

3

ОК 02, ПК 1.1


Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа: закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Авогадро. Уравнение состояния газа.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Определение параметров рабочего тела.

1

Тема 5.2. Законы термодинамики

Содержание учебного материала

8

Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. Первый закон термодинамики; его аналитическое выражение и физический смысл. Энтальпия газа. Термодинамические процессы. Изменение состояния газа. Сущность второго закона термодинамики. Процесс получения пара и его параметры. Испарение, кипение, насыщенный и перегретый пар. Теплота парообразования и перегрева. Критическое состояние вещества. Диаграмма водяного пара.

4

В том числе, лабораторных работ


Определение параметров пара по i-s диаграмме.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление отчетной работы по лабораторной работе.

Раздел 6 Основы аэродинамики

5


Тема 6.1 Основные законы движения воздуха

Содержание учебного материала

5

ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3


Уравнение сохранения расхода. Уравнение Бернулли для газов. Режимы движения воздуха. Изменение параметров газа в воздуховодах. Потери давления на трение и местные сопротивления.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Определение потерь давления на трение.

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



Всего:

44


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, дает возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для позитивного восприятия обучающимися требований преподавателя, привлечения их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности на учебных занятиях между преподавателем и обучающимися устанавливаются доверительные отношения.

На учебном занятии соблюдаются общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (преподавателем) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

3.1 Реализация программы учебной дисциплины обеспечена следующими специальными помещениями:

Лаборатория Гидравлики, теплотехники и аэродинамики для проведения лабораторных работ, практических занятий и дисциплинарной подготовки.

Перечень учебно-наглядных пособий:

Плакаты по темам: «Понятие о жидкости. Свойства. Основные характеристики, «Гидростатика»

Мультимедийные материалы по темам: «Физические свойства жидкостей», «Насосы и вентиляторы»,

Оснащенность оборудованием:

ПК, мультимедиа проектор (переносной), экран проекционный (переносной).

Учебная мебель: столы, стулья, доска меловая

Программное обеспечение:

лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения (Microsoft Windows, договор № 5378-19 от 02.09.2019 до 01.09.2020; Microsoft Office Professional Plus, договор № 5378-19 от 02.09.2019 до 01.09.2020), Zoom (бесплатная версия) – свободно-распространяемое ПО.

3.2 Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы учебной дисциплины библиотечный фонд имеет основные, электронные образовательные и информационные ресурсы.

      1. Основные источники

1. Брюханов О.Н. Основы гидравлики и теплотехники / О.Н. Брюханов, А.Т. Мелик-Аракелян, В.И. Коробко. – Москва : ОИЦ «Академия», 2014. – Текст : непосредственный.

2 Ерофеев В. Л.  Теплотехника в 2 т. Том 1. Термодинамика и теория теплообмена : учебник для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев, А. С. Пряхин, П. Д. Семенов ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06945-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442180 (дата обращения: 23.06.2020).

3. Ерофеев В. Л.  Теплотехника в 2 т. Том 2. Энергетическое использование теплоты : учебник для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев, А. С. Пряхин, П. Д. Семенов ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 199 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06943-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420480 (дата обращения: 23.06.2020).

4. Теплотехника. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Ерофеев [и др.] ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06939-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442184 (дата обращения: 23.06.2020)


3.2.2 Дополнительные источники

1. Бражников В.В. Гидравлика, пневматика и термодинамика : [курс лекций для студентов образовательных учреждений СПО / В.В. Бражников [и др.]; ред. В. М. Филин. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 320 с. - (Профессиональное образование). – Текст : непосредственный.

2. Замалев З.Х. Основы гидравлики и теплотехники. Учебное издание. / З.Х. Замалев В.Н. Посохин, В.М. Чефанов. - М.: АСВ, 2014. - 424 c. – Текст : непосредственный.

3. Замалев З.Х. Основы гидравлики и теплотехники: Учебное пособие / З.Х. Замалев. - СПб.: Лань, 2014. - 352 c. – Текст : непосредственный.

4. Кременецкий И.Н. Гидравлика / И.Н. Кременецкий. – Москва : «Энергия», 2009. – Текст : непосредственный.

5. Основы термодинамики: методические указания по выполнению практических занятий для обучающихся по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ. - Составитель А.Н. Достовалова. – Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2015. – 28 с. – Текст : непосредственный.

6. Степин П.А. Теоретические основы физического материаловедения. Статистическая термодинамика модельных систем: Учебное пособие / П.А. Степин. - СПб.: Лань, 2016. - 256 c. – Текст : непосредственный.

7. Суворов Н.Н. Курс физики с примерами решения задач. Часть I. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика: Учебное пособие / Н.Н. Суворов. - СПб.: Лань, 2014. - 464 c. – Текст : непосредственный.

8. Тарабарин О.И. Молекулярная физика и термодинамика в вопросах и задачах: Учебное пособие / О.И. Тарабарин, А.П. Абызов, В.Б. Ступко. - СПб.: Лань, 2016. - 480 c. – Текст : непосредственный.

9. Тельцов Л.П. Термодинамика: Учебное пособие / Л.П. Тельцов, О.Т. Муллакаев, В.В. Яглов. - СПб.: Лань, 2016. - 592 c. – Текст : непосредственный.

10. Ухин Б.В. Гидравлика / Б.В. Ухин, А.А. Гусев.– Москва : ИНФРА-М, 2008. – Текст : непосредственный.

11. Тужилкин A.M. Примеры гидравлических расчетов / А.М. Тужилкин. – Москва : АЦВ, 2008. – Текст : непосредственный.

3.2.3 Журналы:

1. Вестник гражданских инженеров : научно-технический журнал / учредитель Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; главный редактор журнала Рыбнов Е. И. – Санкт-Петербург. 2004 – 2019. – Выходит 6 раз в год. - ISSN 1999-5571. - URL: http://vestnik.spbgasu.ru1537 Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).

2. Наука. Строительство. Образование. : научно-практический интернет-журнал / учредитель Национальный исследовательский московский государственный строительный университет; главный редактор журнала Волков А. А. – Москва. 2011 – 2019. – Ежекв. - ISSN 2305-5502. - URL: https://e.lanbook.com/journal/2701?category=1537 Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).

3. Промышленное и гражданское строительство : научно-теxничеcкий и пpоизводcтвенный жуpнал / учредитель и издатель ООО «Издательство ПГС»; главный редактор Гусев Б. В. – Москва. 1923 – 2019. – Ежемес. - ISSN 0869-7019. - URL: http://pgs1923.ru — Текст : электронный. (дата обращения: 23.06.2020).

      1. Профессиональные базы данных:

  1. Гарант : информационно-правовой портал : сайт. – Москва. 1990 — . — URL: https:// www.garant.ru (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

3.2.5. Информационные ресурсы:

1. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов : сайт. - URL : http:// www. school-collection. edu. ru (дата обращения: 23.06.2020). - Текст : электронный.

  1. Юрайт : образовательная платформа : сайт. – URL: https://urait.ru/ (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.

  2. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. — Москва. 2000 — . — URL: https://etibrary.ru (дата обращения: 23.06.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(знания, умения)

Показатели оценки

Методы оценки

Знания

режимы движения жидкости;

гидравлический расчет простых трубопроводов;

виды и характеристики насосов и вентиляторов;

способы теплопередачи и теплообмена;

основные свойства жидкости;

формулы для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки;

методы борьбы с гидравлическим ударом;

параметры пара, теплопроводность.

Демонстрирует знания

режимов движения жидкости;

гидравлического расчета простых трубопроводов;

видов и характеристики насосов и вентиляторов;

способов теплопередачи и теплообмена;

основных свойств жидкости;

формул для расчета гидростатического давления на плоские и криволинейные стенки;

методов борьбы с гидравлическим ударом;

параметров пара, теплопроводность.

Тестирование, письменный опрос, устный опрос

Умения

определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;

строить характеристики насосов и вентиляторов;

применять уравнения Бернулли;

определять параметры пара по диаграмме.

определяет параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;

строит характеристики насосов и вентиляторов;

применяет уравнения Бернулли;

определяет параметры пара по диаграмме.

лабораторные работы, самостоятельные работы