Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж» от 20.05.2021 № 75-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп 07. Основы микропроцессорных систем управления в энергетике
по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Надым, 2021
Программа ОП.07 Основы микропроцессорных систем управления в энергетике для профессиональных образовательных организаций разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СПО), соответствует программе подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и рабочему учебному плану специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Акунец Вадим Игоревич, преподаватель профессионального цикла
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
электро- и теплотехники
Протокол № 6
от 18 мая 2021 года
Председатель УМО:
_____________ (Булатова Ф.А.)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом
ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от 19 мая 2021 года
Председатель НМС:
_____________ (Елагина И.Н.)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы микропроцессорных систем в энергетике (далее программа) является обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалиста среднего звена колледжа, составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина ОП.07 Основы микропроцессорных систем в энергетике входит в состав общепрофессионального учебного цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У1 - составлять функциональные и структурные схемы управления различными электроэнергетическими объектами;
У2 - выбирать средства технической реализации микропроцессорных систем управления;
У3 - программировать микропроцессорные системы управления на основе ПЛК широкого применения.
знать:
З1 - основные электроэнергетические объекты, для которых актуально применение микропроцессорных систем управления (МСУ);
З2 - функциональные и структурные схемы объектов и систем;
З3 - принципы цифровой обработки информации;
З4 - принципы построения микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров;
З5 - типовые конфигурации микропроцессорных систем управления и систем обработки данных, применяемых на электроэнергетических объектах;
З6 - структуру и принципы организации программного обеспечения микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров.
1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 1.2. Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий.
ПК 2.1. Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 2.2. Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 2.3. Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
ПК 3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности.
ПК 3.2. Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий.
ПК 3.3. Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей.
ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей.
Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 19 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов (всего) | В 7 семестре |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 38 | 38 |
в том числе: | | |
теоретические занятия (Л) | 8 | 8 |
практические занятия (ПЗ) | 14 | 14 |
лабораторные работы (ЛР) | 16 | 16 |
Самостоятельная работа обучающихся | 19 | 19 |
Общая трудоёмкость | 57 | 57 |
Формой промежуточной аттестации является | дифференцированный зачёт |
Дифференцированный зачет проводится за счет бюджета часов, запланированных на проведение практических занятий по теме дисциплины 3.2. Программируемые логические реле ONI PLR-S.
Тематический план учебной дисциплины ОП.07 Основы микропроцессорных систем управления в энергетике
№ п/п | Шифр и № занятия | Наименование тем | Макс. учебная нагрузка на студента, час. | Количество часов |
Теоретические занятия | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоя-тельная работа обучаю-щихся |
Раздел 1. Типовые узлы и устройства микропроцессоров и микро ЭВМ |
| | Тема 1.1 Мультиплексоры, мультиплексоры. Сумматоры | 12 | 2 | - | 6 | 4 |
1. | Л1 | Обобщённая схема мультиплексора. Одноразрядный сумматор на два и три входа. | 2 | 2 | - | - | - |
2. | ЛР1 | Исследование логических элементов. | 2 | - | - | 2 | - |
3. | ЛР2 | Исследование преобразователей кодов. | 2 | - | - | 2 | - |
4. | СРС1 | Составление конспекта по теме: «Функционирование мультиплексора. Структура мультиплексора». | 3 | - | - | - | 3 |
5. | ЛР3 | Исследование работы двоичного сумматора. | 2 | - | - | 2 | - |
6. | СРС2 | Составление конспекта по теме: «Однозарядный сумматор. Сравнение между последовательным и параллельным сумматором». | 1 | - | - | - | 1 |
| | Тема 1.2 Регистры. Счётчики импульсов. Запоминающие устройства | 18 | 2 | - | 10 | 6 |
7. | Л2 | Общие сведения о регистрах. Основные определения и виды счётчиков. Оперативные запоминающие устройства (ОЗУ). | 2 | 2 | - | - | - |
8. | ЛР4 | Исследование работы регистра К155ИР1. | 2 | - | - | 2 | - |
9. | СРС3 | Составление конспекта по теме: «Регистры, общие сведения. Схема сдвигающего регистра. Четырехразрядный регистр». | 2 | - | - | - | 2 |
10. | ЛР5 | Исследование работы двоичного счётчика импульсов. | 4 | - | - | 4 | - |
11. | СРС4 | Составление конспекта по теме: «Работы двоичного счётчика импульсов». | 2 | - | - | - | 2 |
12. | ЛР6 | Исследование работы операционного запоминающего устройства. | 4 | - | - | 4 | - |
13. | СРС5 | Составление конспекта по теме: «Виды и классификация ОЗУ». | 2 | - | - | - | 2 |
Раздел 2. Микропроцессорные системы управления (МСУ) |
| | Тема 2.1 Основы микропроцессорных систем. | 6 | 4 | - | - | 2 |
14. | Л3 | Характеристика микропроцессоров. Виды аналого-цифровых преобразователей и их особенности. | 2 | 2 | - | - | - |
15. | Л4 | Принципы построения ЦАП. Серийные микросхемы ЦАП. | 2 | 2 | - | - | - |
16. | СРС6 | Составление конспекта по теме: «Виды аналого-цифровых преобразователей и их особенности». | 2 | - | - | - | 2 |
Раздел 3. Программное обеспечение |
| | Тема 3.1. Программное обеспечение OWEN Logic | 6 | - | 4 | - | 2 |
17. | ПЗ1 | Создание нового проекта и сохранение его. | 2 | - | 2 | - | - |
18. | ПЗ2 | Создание программы управления электродвигателем подъёмного устройства. | 2 | - | 2 | - | - |
19 | СРС7 | Составление конспекта по теме: «Управление электродвигателем подъёмного устройства». | 2 | - | - | - | 2 |
| | Тема 3.2. Программируемые логические реле ONI PLR-S. | 15 | - | 10 | - | 5 |
20. | ПЗ3 | Установка программы. Интерфейс программы. | 2 | - | 2 | - | - |
21. | ПЗ4 | Управление освещением лестничных клеток. | 2 | - | 2 | - | - |
22. | ПЗ5 | Управление секционными воротами. | 2 | - | 2 | - | - |
23. | ПЗ6 | Управление насосной парой. | 2 | - | 2 | - | - |
24. | ПЗ7 | Управление вытяжной вентиляцией. | 2 | - | 2 | - | - |
25. | СРС8 | Составление конспекта по теме: «Управление насосной парой. Управление вытяжной вентиляцией. Управление секционными воротами». | 5 | - | - | - | 5 |
26. | | Дифференцированный зачёт | | | | | |
| | ИТОГО | 57 | 8 | 14 | 16 | 19 |
Содержание учебной дисциплины ОП.07 Основы микропроцессорных систем управления в энергетике
Наименование разделов дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций, осваиваемых знаний и умений |
Раздел 1. Типовые узлы и устройства микропроцессоров и микро ЭВМ | 30 | |
Тема 1.1 Мультиплексоры, мультиплексоры. Сумматоры. | Содержание учебного материала Функционирование мультиплексора на четыре входа и один выход (4^1). Пирамидальное каскадирование мультиплексоров. Обобщённая схема мультиплексора. Структура мультиплексора на элементах И, реализующая уравнение 16 входов на 3 выхода (16^3). Сумматор (чисел) последовательного действия. Сумматор (чисел) параллельного действия. Исследование работы двоичного сумматора. | 12 | У1; У2; З1-З3; ОК01-ОК07; ОК09-ОК10; ПК1.1-ПК1.3; ПК2.1-ПК2.3 |
Теоретические занятия | | |
1. Обобщённая схема мультиплексора. Функционирование мультиплексора на четыре входа и один выход (4^1). 2. Одноразрядный сумматор на два входа. Одноразрядный сумматор на три входа. Сумматор (чисел) последовательного действия. Сумматор (чисел) параллельного действия. | 2 |
Лабораторные работы | |
1. Исследование логических элементов. | 2 |
2. Исследование преобразователей кодов. Мультиплексоры и мультиплексоры. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Функционирование мультиплексора. Структура мультиплексора. | 3 |
Лабораторные работы | |
1. Исследование работы двоичного сумматора. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Однозарядный сумматор. Сравнение между последовательным и параллельным сумматором. | 1 |
Тема 1.2 Регистры. Счётчики импульсов. Запоминающие устройства. | Содержание учебного материала Функциональная схема сдвигающего регистра, выполненного на двухтактных D-триггерах. Схема четырёхразрядного регистра сдвига на RS-триггерах. Исследование работы регистра К155ИР1. Виды счётчиков. Суммирующий счётчик. Вычитающий счётчик. Реверсивный счётчик. Исследование работы операционного запоминающего устройства. | 18 | У1-У3; З1-З4; ОК01-ОК07; ОК09-ОК10; ПК1.1-ПК1.3; ПК2.1-ПК2.3; ПК3.1-ПК3.4 |
Теоретические занятия | | |
1. Общие сведения о регистрах. Основные определения и виды счётчиков. Оперативные запоминающие устройства (ОЗУ). | 2 |
Лабораторные работы | |
1. Исследование работы регистра К155ИР1 | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Регистры, общие сведения. Схема сдвигающего регистра. Четырехразрядный регистр. | 2 |
Лабораторные работы | |
1. Исследование работы двоичного счётчика импульсов. | 4 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Работы двоичного счётчика импульсов. | 2 |
Лабораторные работы | |
1. Исследование работы операционного запоминающего устройства. | 4 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Виды и классификация ОЗУ. | 2 |
Раздел 2. Микропроцессорные системы управления (МСУ) | 6 | |
Тема 2.1 Основы микропроцессорных систем. | Содержание учебного материала Технологии изготовления. Виды аналого-цифровых преобразователей и их особенности. Основные характеристики АЦП. Принципы построения АЦП. Интегральные микросхемы АЦП. Назначение классификация и основные параметры ЦАП. Принципы построения ЦАП. Серийные микросхемы ЦАП. | 6 | У1-У3; З1-З4; ОК01-ОК07; ОК09-ОК10; ПК1.1—ПК1.3; ПК2.1-ПК2.3; ПК3.1-ПК3.4 |
Теоретические занятия | | |
1. Характеристика микропроцессоров. Виды аналого-цифровых преобразователей и их особенности. | 2 |
2. Принципы построения ЦАП. Серийные микросхемы ЦАП. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Характеристика микропроцессоров. Виды аналого-цифровых преобразователей. | 2 |
Раздел 3. Программное обеспечение | 21 | |
Тема 3.1 Программное обеспечение OWEN Logic. | Содержание учебного материала Изучение программного обеспечения OWEN Logic. Создание нового проекта и сохранение его. Создание программы управления электродвигателем подъёмного устройства. | 6 | У1-У3; З1-З4; ОК01-ОК07; ОК09-ОК10; ПК1.1-ПК1.3; ПК2.1- ПК2.3; ПК3.1-ПК3.4 |
Практические занятия | | |
1. Создание нового проекта и сохранение его. | 2 |
2. Создание программы управления электродвигателем подъёмного устройства. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Управление электродвигателем подъёмного устройства. | 2 |
Тема 3.2 Программируемые логические реле ONI PLR-S | Содержание учебного материала Управление освещением лестничных клеток, секционными воротами, насосной парой, вытяжной вентиляцией при помощи программируемого логического реле ONI PLR-S. | 15 | У1-У3; З1-З4; ОК01-ОК07; ОК09-ОК10; ПК1.1-ПК1.3; ПК2.1ПК2.3; ПК3.1-ПК3.4 |
Практические занятия | | |
1. Установка программы. Интерфейс программы. | 2 |
2. Управление освещением лестничных клеток. | 2 |
3. Управление секционными воротами. | 2 |
4. Управление насосной парой. | 2 |
5. Управление вытяжной вентиляцией. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Управление насосной парой. Управление вытяжной вентиляцией. Управление секционными воротами. | 5 |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачёт | | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины ОП.07 Основы микропроцессорных систем управления в энергетике требует наличия лаборатории «Основы электроники и микропроцессорной техники», оснащенной оборудованием.
Оборудование лаборатории «Основ электроники и микропроцессорной техники»:
Рабочие места для обучающихся.
Автоматизированное рабочее место преподавателя.
Лабораторные стенды:
для снятия характеристик полупроводникового диода;
для снятия характеристик биполярного транзистора;
для снятия характеристик операционного усилителя;
для изучения работы усилительных каскадов на транзисторах;
для изучения работы электронных генераторов;
для изучения свойств логических элементов;
параллельный регистр и программируемые реле;
двоичный счётчик и двоичный сумматор;
микропроцессоры.
Лабораторное оборудование и приборы: осциллографы, генераторы сигналов, источники постоянного и переменного напряжения, выпрямители, стабилизаторы, приборы для измерения электрических величин.
Комплект учебно-методической документации; компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные программы.
Технические средства обучения:
персональный компьютер, с программным обеспечением общего пользования и антивирусной защитой;
многофункциональное устройство;
учебные электронные материалы (диски, видео, фото, слайды мультимедиа презентаций по темам учебной дисциплины).
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гуров, В.В. Микропроцессорные системы [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Гуров. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 336 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1025253.
Дополнительные источники:
Матвеенко, И.П. Основы электроники и микропроцессорной техники. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.П. Матвеенко. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. - 132 c. - ЭБС.
Интернет-ресурсы:
Информационный портал. (Режим доступа): URL:
http://electricalschool.info/electronica/1197-mikroprocessomye-sistemy.html
Информационный портал. (Режим доступа): URL:
http://window.edu.ru/resource/558/40558/files/1516.pdf
Информационный портал. (Режим доступа): URL:
https://studfiles.net/preview/6418369/
Примерные темы курсовых проектов (работ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен(а).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ОСНОВЫ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ В ЭНЕРГЕТИКЕ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, при решении ситуационных задач, выполнения обучающимися индивидуальных исследований, а также во время проведения дифференцированного зачета (итоговая аттестация).
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
У1 - демонстрация умений составлять функциональные и структурные схемы управления различными электроэнергетическими объектами; | - умение строить функциональные и структурные схемы управления различными электроэнергетическими объектами | Контроль умений осуществляется в ходе выполнения лабораторно-практических работ, промежуточной аттестации. Наблюдение за деятельностью в процессе освоения программы дисциплины студента и оценка достижения результата через: - активное участие в ходе занятия; - устный и письменный опрос; - задание для самостоятельной работы; - выполнение творческой работы. Экспертное заключение преподавателя |
У2 - демонстрация умений выбирать средства технической реализации микропроцессорных систем управления; | - умение выбирать средства технической реализации микропроцессорных систем управления |
У3 - демонстрация умений программировать микропроцессорные системы управления. | - умение программировать микропроцессорные системы управления |
З1 - демонстрация знаний функциональных и структурных схем объектов и систем; | - знание функциональных схем систем и объектов, назначение отдельных блоков, входящих в систему автоматического управления | Контроль знаний выполняется по результатам проведения различных форм опроса, тестирования, выполнения лабораторно-практических работ, промежуточной аттестации. Наблюдение за деятельностью в процессе освоения программы дисциплины студента и оценка достижения результата через: - активное участие в ходе занятия; - устный и письменный опрос; - задание для самостоятельной работы; - выполнение творческой работы. Экспертное заключение преподавателя |
З2 - демонстрация знаний принципов цифровой обработки информации; | - знание принципов цифровой обработки информации |
З3 - демонстрация знаний микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров; | - знание микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров |
З4 - демонстрация знаний структуры и принципов организации программного обеспечения микропроцессорных устройств, обработки информации и программируемых логических контроллеров. | - знание структуры и принципов организации программного обеспечения микропроцессорных устройств, обработки информации и программируемых логических контроллеров |
З5 - типовые конфигурации микропроцессорных систем управления и систем обработки данных, применяемых на электроэнергетических объектах; | - знание типовых конфигураций микропроцессорных систем управления и систем обработки данных, применяемых на электроэнергетических объектах |
З6 - структура и принципы организации программного обеспечения микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров. | - знание структуры и принципов организации программного обеспечения микропроцессорных устройств обработки информации и программируемых логических контроллеров |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины, позволяющая оценить сформированность профессиональных компетенций
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках дисциплины | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное определение последовательности выполнения эксплуатации электроустановок; правильное определение объемов работ по эксплуатации электроустановок | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.2. Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности выполнения операций по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий; обоснование выбора способа установки и подключения оборудования; правильный подсчет расхода материалов при установке и подключении. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности ремонта электроустановок промышленных и гражданских зданий; обоснование выбора способа установки и подключения приборов и аппаратуры вторичных цепей; выполнить расчет расхода материалов, проектирование осветительного оборудования | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.1 Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности. | правильное составление перечня операций входящих в подготовку материалов в зависимости от типа оборудования; правильное определение последовательности выполнения работ по монтажу силового электрооборудования обоснование выбора инструментов и приспособлений для производства работ, контроля качества выполненных работ; обоснованность выбора электропроводки, оптимального для данного силового оборудования. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.2 Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности. | правильное определение последовательности выполнения работ по монтажу осветительного электрооборудования; правильное определение объемов работ по монтажу осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.3 Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности выполнения операций по наладке и испытанию электрооборудования; обоснование выбора способа установки и подключения оборудования; правильный подсчет расхода материалов при установке и подключении. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК3.1. Организовывать и производить монтаж воздушных и кабельных линий с соблюдением технологической последовательности | демонстрация умений составлять отдельные разделы проекта производства работ; демонстрация умений анализировать нормативные правовые акты при составлении технологических карт на монтаж воздушных и кабельных линий; демонстрация умений выполнять монтаж воздушных и кабельных линий в соответствии с проектом производства работ, рабочими чертежами, требованиями нормативных документов и техники безопасности; демонстрация знаний требований приемки строительной части под монтаж линий; демонстрация знаний отраслевых нормативных документов по монтажу электрических сетей; демонстрация знаний технологии работ по монтажу воздушных и кабельных линий в соответствии с современными нормативными требованиями; демонстрация навыков организации выполнения монтажа электрических сетей | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 3.2. Организовывать и производить наладку и испытания устройств воздушных и кабельных линий; | демонстрация умений выполнять приемо-сдаточные испытания; демонстрация умений оформлять протоколы по завершению испытаний; демонстрация умений выполнять работы по проверке и настройке устройств воздушных и кабельных линий; демонстрация умений диагностировать техническое состояние и остаточный ресурс линий электропередачи и конструктивных элементов посредством визуального наблюдения и инструментальных обследований, и испытаний; демонстрация умений проводить визуальное наблюдение, инструментальное обследование и испытание трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация умений оценивать техническое состояние оборудования, инженерных систем, зданий и сооружений трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация знаний методов наладки устройств воздушных и кабельных линий; демонстрация знаний отраслевых нормативных документов по приемосдаточным испытаниям электрических сетей; демонстрация навыков организации выполнении наладки электрических сетей | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 3.3. Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей; | демонстрация умений обосновывать современный вывод линий электропередачи в ремонт, составлять акты и дефектные ведомости; демонстрация умений контролировать режимы функционирования линий электропередачи, определять неисправности в их работе; демонстрация умений составлять заявки на необходимое оборудование, запасные части, инструмент, материалы и инвентарь для выполнения плановых работ по эксплуатации линий электропередачи; демонстрация умений разрабатывать предложения по оперативному, текущему и перспективному планированию работ по техническому обслуживанию и ремонту линий электропередачи; демонстрация умений обеспечивать рациональное расходование материалов, запасных частей, оборудования, инструмента и приспособлений; демонстрация умений контролировать исправное состояние, эффективную и безаварийную работу линий электропередачи; демонстрация умений обосновывать своевременный вывод трансформаторных подстанций и распределительных пунктов для ремонта; демонстрация знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по эксплуатации линий электропередачи, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация знаний технологии производства работ по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация навыков организации эксплуатации электрических сетей | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите лабораторных работ и практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей. | демонстрация умений выполнять расчет электрических нагрузок, осуществлять выбор токоведущих частей на разных уровнях напряжения; -демонстрация умений выполнять проектную документацию с использованием персонального компьютера; демонстрация знаний номенклатуры наиболее распространенных воздушных проводов, кабельной продукции и электромонтажных изделий; демонстрация знаний основных методов расчета и условия выбора электрических сетей; демонстрация знаний технических характеристик элементов линий электропередачи и технических требований, предъявляемых к их работе; демонстрация знаний конструктивных особенностей и технических характеристик трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, применяемых в сетях 0,4-20кВ; демонстрация навыков в проектировании электрических сетей. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Код и наименование общих компетенций, формируемых в рамках дисциплин и модулей | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | | |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | нахождение, использование, анализ и интерпретация информации, используя различные источники, включая электронные, для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; демонстрация навыков отслеживания изменений в нормативной и законодательной базах | |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | демонстрация интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации | осуществление самообразования, использование современной научной и профессиональной терминологии, участие в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, оценка способности находить альтернативные варианты решения стандартных и нестандартных ситуаций, принятие ответственности за их выполнение |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | взаимодействие с обучающимися, преподавателями, сотрудниками образовательной организации в ходе обучения, а также с руководством и сотрудниками экономического субъекта во время прохождения практики. | |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке российской федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста | оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | формирование гражданского патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины; приобщение к общественно-полезной деятельности на принципах волонтёрства и благотворительности; позитивного отношения к военной и государственной службе; воспитание в духе нетерпимости к коррупционным проявлениям | участие в объединениях патриотической направленности, военно-патриотических и военно-исторических клубах, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы; активное участие в программах антикоррупционной направленности. |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | демонстрация соблюдения норм экологической безопасности и определения направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности. | оценка соблюдения правил экологической в ведении профессиональной деятельности; формирование навыков эффективного действия в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | демонстрация навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности; анализ и оценка информации на основе применения профессиональных технологий, использование информационно-телекоммуникационной сети «интернет» для реализации профессиональной деятельности | оценка умения применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач и использования современного программного обеспечения |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | демонстрация умений понимать тексты на базовые и профессиональные темы; составлять документацию, относящуюся к процессам профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках | оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке российской федерации и иностранных языках |
Типовые критерии оценки сформированности компетенций
Оценка | Балл | Обобщенная оценка компетенции |
«Неудовлетворительно» | 2 балла | Обучающийся не овладел оцениваемой компетенцией, не раскрывает сущность поставленной проблемы. Не умеет применять теоретические знания в решении реальной практической ситуации. Допускает ошибки в принимаемом решении, в работе с нормативными документами, неуверенно обосновывает полученные результаты. Материал излагается нелогично, бессистемно, недостаточно грамотно. |
«Удовлетворительно» | 3 балла | Обучающийся освоил 60-69% оцениваемой компетенции, показывает удовлетворительные знания основных вопросов программного материала, умения анализировать, делать выводы в условиях конкретной ситуационной задачи. Излагает решение проблемы недостаточно полно, непоследовательно, допускает неточности. Затрудняется доказательно обосновывать свои суждения. |
«Хорошо» | 4 балла | Обучающийся освоил 70-80% оцениваемой компетенции, умеет применять теоретические знания и полученный практический опыт в решении реальной практической ситуации. Умело работает с нормативными документами. Умеет аргументировать свои выводы и принимать самостоятельные решения, но допускает отдельные неточности, как по содержанию, так и по умениям, навыкам работы с нормативно-правовой документацией. |
«Отлично» | 5 баллов | Обучающийся освоил 90-100% оцениваемой компетенции, умеет связывать теорию с практикой, применять полученный практический опыт, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения в конкретной ситуации, высказывать и обосновывать свои суждения. Демонстрирует умение вести беседы, консультировать граждан, выходить из конфликтных ситуаций. Владеет навыками работы с нормативными документами. Владеет письменной и устной коммуникацией, логическим изложением ответа. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой, приведенной в таблице.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений, балл | Вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |