Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж» от 20.05.2021 № 75-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления
по специальности
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Надым, 2021
Программа ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СПО), соответствует программе подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и рабочему учебному плану специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Акунец Вадим Игоревич, преподаватель профессионального цикла
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
электро- и теплотехники
Протокол № 6
от 18 мая 2021 года
Председатель УМО:
_____________ (Булатова Ф.А.)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом
ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от 19 мая 2021 года
Председатель НМС:
_____________ (Елагина И.Н.)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления (далее программа) является обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалиста среднего звена колледжа, составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления входит в состав общепрофессионального учебного цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У1 - применять элементы автоматики по их функциональному назначению;
У2 - производить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию систем автоматизации и диспетчеризации;
У3 - пользоваться методами компьютерного моделирования для анализа и выбора рабочих характеристик систем автоматического управления;
У4 - оптимизировать работу электрооборудования.
знать:
З1 - основы построения систем автоматического управления;
З2 - элементные базы контроллеров и способы их программирования;
З3 - средства взаимодействия контроллеров с промышленными сетями;
З4 - основы автоматических и телемеханических устройств электроснабжения на базе промышленных контроллеров;
З5 - меры безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании автоматических систем.
1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий;
ПК 1.2 Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий;
ПК 1.3 Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий;
ПК 2.1 Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности;
ПК 2.2 Организовывать и производить монтаж осветительного
электрооборудования
промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности;
ПК 2.3 Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
ПК 2.4 Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
ПК 3.3 Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей;
ПК 3.4 Участвовать в проектировании электрических сетей;
ПК 5.1 Организовывать работы по автоматизации и диспетчеризации систем электроснабжения промышленных и гражданских зданий;
ПК 5.2 Участвовать в аппаратной реализации связи с устройствами ввода/вывода систем автоматизации и диспетчеризации электрооборудования;
ПК 5.3 Осуществлять программирование и испытания устройств автоматизации и диспетчеризации электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
ПК 5.4 Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ;
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 38 часов;
самостоятельной работы студентов – 19 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов (всего) | В 6 семестре |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 38 | 38 |
в том числе: | | |
теоретические занятия (Л) | 32 | 32 |
лабораторные работы (ЛР) | 6 | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся | 19 | 19 |
Общая трудоёмкость | 57 | 57 |
Формой промежуточной аттестации является | дифференцированный зачёт |
Дифференцированный зачет проводится за счет бюджета часов, запланированных на проведение практических занятий по теме дисциплины 4. Элементы теории автоматического управления.
2.2. Тематический план учебной дисциплины ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления
№ п/п | Шифр и № занятия | Наименование тем | Макс, учебная нагрузка на студента, час. | Количество часов |
Теоретические занятия | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятель-ная работа обучающихся |
| | Тема 1. Основные понятия и определения в автоматическом управлении | 3 | 2 | - | - | 1 |
1. | Л1 | Определение понятий АСУ. Функциональные блоки и функциональные схемы автоматических систем. | 2 | 2 | - | - | - |
2. | СРС1 | Составление конспекта по теме: АСУ. Функциональные блоки и функциональные схемы автоматических систем. | 1 | - | - | - | 1 |
| | Тема 2. Типовые элементы САУ | 15 | 10 | - | - | 5 |
3. | Л2 | Датчики: потенциометрические, индуктивные, ёмкостные. | 2 | 2 | - | - | - |
4. | Л3 | Датчики: фотоэлектрические, пьезоэлектрические, термоэлектрические, электроконтактные и др. | 2 | 2 | - | - | - |
5. | СРС2 | Составление конспекта по теме: потенциометрические, индуктивные, ёмкостные, а также фотоэлектрические, пьезоэлектрические датчики. | 2 | - | - | - | 2 |
6. | Л4 | Электронные, магнитные усилители систем автоматики. | 2 | 2 | - | - | - |
7. | Л5 | Электромашинные усилители систем автоматики. | 2 | 2 | - | - | - |
8. | Л6 | Переключающие устройства. Исполнительные устройства. | 2 | 2 | - | - | - |
9. | СРС3 | Составление конспекта по теме: Электронные, магнитные, а также электромашинные усилители систем автоматики. | 3 | - | - | - | 3 |
| | Тема 3. Программируемые логические контроллеры (ПЛК) | 21 | 10 | - | 4 | 7 |
10. | Л7 | Структура программируемых логических контроллеров. | 2 | 2 | - | - | - |
11. | Л8 | Программируемые логические контроллеры Siemens LOGO и ОВЕН. Описание. Схемы подключения. | 2 | 2 | - | - | - |
12. | СРС4 | Составление конспекта по теме: Программируемые логические контроллеры. | 2 | - | - | - | 2 |
13. | Л9 | Среда разработки прикладных программ Codesys. | 2 | 2 | - | - | - |
14. | Л10 | Проектирование систем логического управления на языках LD и FBD. | 2 | 2 | - | - | - |
15. | Л11 | Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. | 2 | 2 | - | - | - |
16. | ЛР1 | Программирование контроллера ОВЕН. | 2 | - | - | 2 | - |
17. | СРС5 | Составление конспекта по теме: по разработке прикладных программ Codesys. Проектирование систем логического управления на языках LD и FBD. Программирование контроллера ОВЕН. Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. | 4 | - | - | - | 4 |
18. | ЛР2 | Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. Программирование контроллера Siemens LOGO. | 2 | - | - | 2 | - |
19. | СРС6 | Составление конспекта по теме: обеспечение LOGO Soft Comfort и Siemens LOGO. | 1 | - | - | - | 1 |
| | Тема 4. Элементы теории автоматического управления. | 18 | 10 | - | 2 | 6 |
20. | Л12 | Структурные схемы САУ. | 2 | 2 | - | - | - |
21. | Л13 | Понятие устойчивости САУ. | 2 | 2 | - | - | - |
22. | Л13 | Показатели качества работы САУ. | 2 | 2 | - | - | - |
23. | СРС7 | Составление конспекта по теме: Структурные схемы САУ. Понятие устойчивости САУ. Показатели качества работы САУ. | 3 | - | - | - | 3 |
24. | Л14 | Анализ устойчивости замкнутой системы. Критерии устойчивости САУ. Компьютерное моделирование САУ. | 2 | 2 | - | - | - |
25. | Л16 | Программный комплекс ПК МВТУ. Краткое описание и порядок работы. | 2 | 2 | - | - | - |
26. | СРС8 | Составление конспекта по теме: Анализ устойчивости замкнутой системы. Критерии устойчивости САУ. Программный комплекс ПК МВТУ. Краткое описание и порядок работы. | 2 | - | - | - | 2 |
27. | ЛРЗ | Моделирование САУ с помощью программного комплекса ПК МВТУ. | 2 | - | - | 2 | - |
28. | СРС9 | Составление конспекта по теме: моделирование САУ с помощью программного комплекса ПК МВТУ. | 1 | - | - | - | 1 |
29. | | Дифференцированный зачёт | - | - | - | - | - |
| | ИТОГО | 57 | 32 | - | 6 | 19 |
2.3. Содержание учебной дисциплины ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления
Наименование разделов дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций, осваиваемых знаний и умений |
Тема 1. Основные понятия и определения в автоматическом управлении. | Содержание учебного материала Определение понятий: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматического управления (САУ), системы автоматического регулирования (САР), объект управления, регулируемый параметр, возмущающие и управляющие воздействия. Автоматические системы стабилизации, программные и следящие системы. | 3 | У1; У2; 31; ОК01-ОК09; ПК2.1-ПК2.2 |
Теоретические занятия | | |
1. Основные понятия и определения в автоматическом управлении. Функциональные блоки и функциональные схемы автоматических систем. Обратная связь. Разомкнутые САУ. Непрерывные и релейные САУ. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: АСУ. Функциональные блоки и функциональные схемы автоматических систем. | 1 |
Тема 2. Типовые элементы САУ. | Содержание учебного материала Назначение, устройство и принцип действия датчики потенциометрических, индуктивных, ёмкостных, пьезоэлектрических, термоэлектрических, электроконтактных и др. Типовые элементы САУ. | 15 | У1; У2; 31; ОК01- ОК09; ПК2.1-ПК2.3 |
Теоретические занятия | | |
1. Датчики: потенциометрические, индуктивные, ёмкостные. | 2 |
2. Датчики: фотоэлектрические, пьезоэлектрические, термоэлектрические, электроконтактные и др. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: потенциометрические, индуктивные, ёмкостные, а также фотоэлектрические, пьезоэлектрические датчики. | 2 |
Теоретические занятия | |
3. Электронные, магнитные усилители систем автоматики. | 2 |
4. Электромашинные усилители систем автоматики. | 2 |
5. Переключающие устройства (реле, контакторы, магнитные пускатели и др.). Исполнительные устройства (электромагниты, двигатели постоянного и переменного тока, шаговые двигатели и др.). | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Электронные, магнитные, а также электромашинные усилители систем автоматики. | 3 |
Тема 3. Программируемые логические контроллеры (ПЛК). | Содержание учебного материала Структура и проектирование систем логического управления на языках LD и FBD программируемых логических контроллеров. | 21 | У1-УЗ; 31; 32; ОК01-ОК09; ПК2.1-ПК2.4; ПКЗ.З |
Теоретические занятия | | |
1. Структура программируемых логических контроллеров. | 2 |
2. Программируемые логические контроллеры Siemens LOGO и ОВЕН. Описание. Схемы подключения. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Программируемые логические контроллеры. | 2 |
Теоретические занятия | |
3. Среда разработки прикладных программ Codesys. | 2 |
4. Проектирование систем логического управления на языках LD и FBD. | 2 |
5. Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. | 2 |
Лабораторные работы | |
6. Программирование контроллера ОВЕН. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: по разработке прикладных программ Codesys. Проектирование систем логического управления на языках LD и FBD. Программирование контроллера ОВЕН. Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. | 4 |
Лабораторные работы | |
7. Программное обеспечение LOGO Soft Comfort. Программирование контроллера Siemens LOGO. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: обеспечение LOGO Soft Comfort. | 1 |
Тема 4. Элементы теории автоматического управления. | Содержание учебного материала Типы регуляторов и понятие устойчивости С АУ. Краткое описание и порядок работы программного комплекса ПК МВТУ. Моделирование САУ. | 18 | У1-У4; 31-34; ОК01-ОК09; ПК2.1—ПК2.4; ПКЗ.З; ПК3.4 |
Теоретические занятия | | |
1. Структурные схемы САУ. Типы регуляторов. | 2 |
2. Понятие устойчивости САУ. | 2 |
3. Показатели качества работы САУ. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Структурные схемы САУ. Понятие устойчивости САУ. Показатели качества работы САУ. | 3 |
Теоретические занятия | |
4. Анализ устойчивости замкнутой системы. Критерии устойчивости САУ. Компьютерное моделирование САУ. | 2 |
5. Программный комплекс ПК МВТУ. Краткое описание и порядок работы. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: Анализ устойчивости замкнутой системы. Критерии устойчивости САУ. Программный комплекс ПК МВТУ. Краткое описание и порядок работы. | 2 |
Лабораторные работы | |
6. Моделирование САУ с помощью программного комплекса ПК МВТУ. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление конспекта по теме: моделирование САУ с помощью программного комплекса ПК МВТУ. | 1 |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачёт | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ
АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления требует наличия учебного кабинета «Основы автоматики и элементы систем автоматического управления», оснащённого оборудованием.
Оборудование кабинета «Основ автоматики и элементы систем автоматического управления»:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации по дисциплине «Основы автоматики и
элементы систем автоматического управления»;
техническими средствами обучения:
по количеству обучающихся;
учебно-лабораторные стенды с элементами систем автоматического управления для проведения лабораторных работ по дисциплине «Основы автоматики и элементы систем автоматического управления»;
учебно-лабораторные стенды для проведения лабораторных работ по программированию логических контроллеров;
мультимедийная техника.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Петрова, А.М. Автоматическое управление [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Петрова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 240 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915386
Гальперин, М.В. Автоматическое управление [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 224 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016442.
Москаленко, В.В. Системы автоматизированного управления электропривода [Электронный ресурс]: учебник / В.В. Москаленко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - ЭБС «Znanium.com» - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/402711.
Дополнительные источники:
Бондарев, М. Б. Электропривод и электроавтоматика. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]: пособие / М. Б. Бондарев. - Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. - 76 c. - ЭБС «IPRbooks» - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67800.html
Интернет-ресурсы:
Информационный портал. (Режим доступа): URL: http://mvtu.power.bmstu.ru/ - Программный комплекс «Моделирование в технических устройствах»
Примерные темы курсовых проектов (работ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен(а).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, при решении ситуационных задач, выполнения обучающимися индивидуальных исследований, а также во время проведения дифференцированного зачета (итоговая аттестация).
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
У1 - применять элементы автоматики по их функциональному назначению; | - умение строить функциональные схемы несложных систем автоматического управления и определять необходимый перечень элементов автоматики, обеспечивающих работу системы; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
У2 - производить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию систем автоматизации и диспетчеризации; | - умение проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем автоматизации и диспетчеризации; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
У3 - пользоваться методами компьютерного моделирования для анализа и выбора рабочих характеристик систем автоматического управления; | - умение создать компьютерную модель несложной системы автоматического управления и выполнить компьютерное моделирование работы системы; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. Выполнение лабораторных работ. |
У4 - оптимизировать работу электрооборудования. | - умение подобрать оптимальные характеристики системы автоматического управления, пользуясь критериями оптимизации. | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
З1 - основы построения систем автоматического управления; | - знание функциональных схем систем автоматического управления и назначение отдельных блоков, входящих в систему автоматического управления; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
З2 - элементные базы контроллеров и способы их программирования; | - знание принципа действия, назначения и конструктивного исполнения не менее двух представителей программируемых логических контроллеров; - знание схем подключения логических контроллеров к электрическим цепям питания и управления; - знание способов программирования логических контроллеров с помощью специализированного программного обеспечения и загрузки готовых программ в память контроллера; | Тестирование. Устный опрос. Выполнение лабораторных работ |
З3 - средства взаимодействия контроллеров с промышленными сетями; | - знание аппаратных и программных средств взаимодействия контроллеров с промышленными сетями; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
З4 - основы автоматических и телемеханических устройств электроснабжения на базе промышленных контроллеров; | знание назначения, принципов действия и конструктивного исполнения автоматических телемеханических устройств электроснабжения на базе промышленных контроллеров; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
З5 - меры безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании автоматических систем. | - знание правил техники безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании автоматических систем; | Тестирование. Устный опрос. Оценка результатов выполнения проверочных заданий. |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины, позволяющая оценить сформированность профессиональных компетенций
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках дисциплины | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное определение последовательности выполнения эксплуатации электроустановок; правильное определение объемов работ по эксплуатации электроустановок | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.2. Организовывать и производить работы по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности выполнения операций по выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий; обоснование выбора способа установки и подключения оборудования; правильный подсчет расхода материалов при установке и подключении. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 1.3. Организовывать и производить ремонт электроустановок промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности ремонта электроустановок промышленных и гражданских зданий; обоснование выбора способа установки и подключения приборов и аппаратуры вторичных цепей; выполнить расчет расхода материалов, проектирование осветительного оборудования | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.1 Организовывать и производить монтаж силового электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности. | правильное составление перечня операций входящих в подготовку материалов в зависимости от типа оборудования; правильное определение последовательности выполнения работ по монтажу силового электрооборудования обоснование выбора инструментов и приспособлений для производства работ, контроля качества выполненных работ; обоснованность выбора электропроводки, оптимального для данного силового оборудования. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.2 Организовывать и производить монтаж осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий с соблюдением технологической последовательности. | правильное определение последовательности выполнения работ по монтажу осветительного электрооборудования; правильное определение объемов работ по монтажу осветительного электрооборудования промышленных и гражданских зданий | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 2.3 Организовывать и производить наладку и испытания устройств электрооборудования промышленных и гражданских зданий. | правильное составление последовательности выполнения операций по наладке и испытанию электрооборудования; обоснование выбора способа установки и подключения оборудования; правильный подсчет расхода материалов при установке и подключении. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 3.3. Организовывать и производить эксплуатацию электрических сетей; | демонстрация умений обосновывать современный вывод линий электропередачи в ремонт, составлять акты и дефектные ведомости; демонстрация умений контролировать режимы функционирования линий электропередачи, определять неисправности в их работе; демонстрация умений составлять заявки на необходимое оборудование, запасные части, инструмент, материалы и инвентарь для выполнения плановых работ по эксплуатации линий электропередачи; демонстрация умений разрабатывать предложения по оперативному, текущему и перспективному планированию работ по техническому обслуживанию и ремонту линий электропередачи; демонстрация умений обеспечивать рациональное расходование материалов, запасных частей, оборудования, инструмента и приспособлений; демонстрация умений контролировать исправное состояние, эффективную и безаварийную работу линий электропередачи; демонстрация умений обосновывать своевременный вывод трансформаторных подстанций и распределительных пунктов для ремонта; демонстрация знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по эксплуатации линий электропередачи, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация знаний технологии производства работ по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; демонстрация навыков организации эксплуатации электрических сетей | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите лабораторных работ и практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей. | демонстрация умений выполнять расчет электрических нагрузок, осуществлять выбор токоведущих частей на разных уровнях напряжения; -демонстрация умений выполнять проектную документацию с использованием персонального компьютера; демонстрация знаний номенклатуры наиболее распространенных воздушных проводов, кабельной продукции и электромонтажных изделий; демонстрация знаний основных методов расчета и условия выбора электрических сетей; демонстрация знаний технических характеристик элементов линий электропередачи и технических требований, предъявляемых к их работе; демонстрация знаний конструктивных особенностей и технических характеристик трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, применяемых в сетях 0,4-20кВ; демонстрация навыков в проектировании электрических сетей. | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
ПК 5.1 Организовывать работы по автоматизации и диспетчеризации систем электроснабжения промышленных и гражданских зданий. | демонстрация умений читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; демонстрация умений читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; демонстрация умений разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; демонстрация умений производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; демонстрация умений выполнять сборку, монтаж, регулировку и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
ПК 5.2 Участвовать в аппаратной реализации связи с устройствами ввода/вывода систем автоматизации и диспетчеризации электрооборудования. | демонстрация умений читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; демонстрация умений читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; демонстрация умений разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; демонстрация умений производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; демонстрация умений производить проверку и наладку электрооборудования | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
ПК 5.3 Осуществлять программирование и испытания устройств автоматизации и диспетчеризации электрооборудования промышленных и гражданских зданий. | демонстрация умений читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; демонстрация умений читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; демонстрация умений разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; демонстрация умений производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; демонстрация умений устранять и предупреждать аварии и неполадки электрооборудования | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
ПК 5.4 Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении электромонтажных и наладочных работ. | демонстрация умений организовать рабочее место в соответствии с правилами безопасности труда; демонстрация умений организовать работы по электробезопасности; демонстрация умений контролировать безопасное выполнение работ при эксплуатации и ремонте электрооборудования | экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических занятий, тестирования, проверочных работ; при выполнении работ по производственной практике. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Код и наименование общих компетенций, формируемых в рамках дисциплин и модулей | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | | |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | нахождение, использование, анализ и интерпретация информации, используя различные источники, включая электронные, для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; демонстрация навыков отслеживания изменений в нормативной и законодательной базах | |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | демонстрация интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации | осуществление самообразования, использование современной научной и профессиональной терминологии, участие в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, оценка способности находить альтернативные варианты решения стандартных и нестандартных ситуаций, принятие ответственности за их выполнение |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | взаимодействие с обучающимися, преподавателями, сотрудниками образовательной организации в ходе обучения, а также с руководством и сотрудниками экономического субъекта во время прохождения практики. | |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке российской федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста | оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | формирование гражданского патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины; приобщение к общественно-полезной деятельности на принципах волонтёрства и благотворительности; позитивного отношения к военной и государственной службе; воспитание в духе нетерпимости к коррупционным проявлениям | участие в объединениях патриотической направленности, военно-патриотических и военно-исторических клубах, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы; активное участие в программах антикоррупционной направленности. |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | демонстрация соблюдения норм экологической безопасности и определения направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности. | оценка соблюдения правил экологической в ведении профессиональной деятельности; формирование навыков эффективного действия в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | развитие спортивного воспитания, успешное выполнение нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "готов к труду и обороне" (гто); укрепление здоровья и профилактика общих и профессиональных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни. | участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых образовательными организациями, городскими и муниципальными органами, общественными некоммерческими организациями, занятия в спортивных объединениях и секциях, выезд в спортивные лагеря, ведение здорового образа жизни. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | демонстрация навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности; анализ и оценка информации на основе применения профессиональных технологий, использование информационно-телекоммуникационной сети «интернет» для реализации профессиональной деятельности | оценка умения применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач и использования современного программного обеспечения |
Типовые критерии оценки сформированности компетенций
Оценка | Балл | Обобщенная оценка компетенции |
«Неудовлетворительно» | 2 балла | Обучающийся не овладел оцениваемой компетенцией, не раскрывает сущность поставленной проблемы. Не умеет применять теоретические знания в решении реальной практической ситуации. Допускает ошибки в принимаемом решении, в работе с нормативными документами, неуверенно обосновывает полученные результаты. Материал излагается нелогично, бессистемно, недостаточно грамотно. |
«Удовлетворительно» | 3 балла | Обучающийся освоил 60-69% оцениваемой компетенции, показывает удовлетворительные знания основных вопросов программного материала, умения анализировать, делать выводы в условиях конкретной ситуационной задачи. Излагает решение проблемы недостаточно полно, непоследовательно, допускает неточности. Затрудняется доказательно обосновывать свои суждения. |
«Хорошо» | 4 балла | Обучающийся освоил 70-80% оцениваемой компетенции, умеет применять теоретические знания и полученный практический опыт в решении реальной практической ситуации. Умело работает с нормативными документами. Умеет аргументировать свои выводы и принимать самостоятельные решения, но допускает отдельные неточности, как по содержанию, так и по умениям, навыкам работы с нормативно-правовой документацией. |
«Отлично» | 5 баллов | Обучающийся освоил 90-100% оцениваемой компетенции, умеет связывать теорию с практикой, применять полученный практический опыт, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения в конкретной ситуации, высказывать и обосновывать свои суждения. Демонстрирует умение вести беседы, консультировать граждан, выходить из конфликтных ситуаций. Владеет навыками работы с нормативными документами. Владеет письменной и устной коммуникацией, логическим изложением ответа. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой, приведенной в таблице.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений, балл | Вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
6