Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ.
для профессии среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
2021 г.
Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности (09.02.06) Сетевое и системное администрирование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г.) на основе примерной программы специальности СПО (09.02.06) Сетевое и системное администрирование.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум»
Разработчик: Кулыгин Константин Анатольевич, преподаватель ГБПОУ СИТ
Линчевский Алексей Сергеевич, преподаватель ГБПОУ СИТ
2
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
Условия реализации учебной дисциплины 11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология и
стандартизация»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО (09.02.06) Сетевое и системное администрирование.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов;
показатели качества и методы их оценки;
основные термины и определения в области сертификации;
организационную структуру сертификации;
системы и схемы сертификации.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.
ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.
4
ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.
ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета |
Распределение часов, отводимое на освоение профессионального модуля, по семестрам: № п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
ОП.09. Стандартизация, сертификация и техническое документирование. | | | | 52 | | | 52 |
В том числе | Занятий на уроках | | | | 52 | | | 52 |
Практических занятий | | | | 16 | | | 16 |
Самостоятельной работы обучающегося | | | | 26 | | | 26 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачет, экзамен: | | | | да | | | да |
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы метрологии. | 10 | |
Тема 1.1. Общие сведения о метрологии | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Цель, предмет и задачи изучения дисциплины. | 1 | 1 |
Роль и место дисциплины в системе подготовки специалиста. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 1. Подготовить реферат на тему «Общие сведения о метрологии» | 4 | 2 |
Основные понятия и термины метрологии. | 1 | 1 |
Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. | 1 | 1 |
Тема 1.2. Системы единиц. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Системы физических величин и их единиц. | 1 | 2 |
Физические свойства, величины и шкалы. | 1 | 2 |
Международная система единиц (система СИ). | 1 | 2 |
Воспроизведение единиц физических величин. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 1. Определение относительных и логарифмических единиц, допускаемых к применению наравне с единицами СИ. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 2. Составить сравнительную таблицу «Единицы физических величин.» | 2 | 2 |
Раздел 2. Основы техники измерений параметров технических систем | 14 | |
Тема 2.1. Техника измерений. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Обобщенная схема измерения. | 1 | 2 |
Основные понятия, связанные с объектами и средствами измерений. | 1 | 2 |
Основные положения метрологии. | 1 | 2 |
Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. | 1 | 2 |
Понятие метрологического обеспечения. | 1 | 2 |
7
F | Структура и функции метрологической службы РФ. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 3. Составить опорный конспект. Закон № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года. Об обеспечении единства измерений. | 4 | 2 |
Тема 2.2. Измерения. Погрешности. Эталон. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Виды и методы измерений. Погрешности измерений. | 1 | 2 |
Классификация составляющих погрешностей измерения. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 4. Составить сравнительную таблицу «Классификация составляющих погрешностей измерения.» | 2 | 2 |
Практическое занятие № 2. Вероятностные оценки погрешности измерения. Понятие многократного измерения. Обработка результатов измерений. Оценивание систематических составляющих погрешности измерения и их исключение. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Метрологический надзор за средствами измерения. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Государственные и отраслевые поверочные схемы. | 1 | 2 |
Государственные испытания средств измерений. Применение средств измерений и контроля. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 5. Подготовить реферат на тему «Применение средств измерений и контроля.» | 4 | 2 |
Техническое обслуживание средств измерений и контроля. | 1 | 2 |
Метрологическая аттестация средств измерений. | 1 | 2 |
Раздел 3. Принципы метрологического обеспечения. | 12 | |
Тема 3.1. Техническое обслуживание технических средств. | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Принципы построения и метрологические характеристики средств измерений, применяемых при техническом обслуживании технических средств. | 1 | 2 |
Основы эксплуатации средств измерений. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 3. Средства измерения энергетических параметров сигналов. Средства измерения частотных и временных параметров сигналов. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4. Осциллографы. Средства измерения параметров цепей. Измерительные информационные системы. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 5. Расчет погрешности измерения и выбор средства измерения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 6. Составить опорный конспект. ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ | 2 | 2 |
Тема 3.2. Обеспечение качества. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Предмет и задачи обеспечения качества. Показатели качества. | 1 | 2 |
Управление качеством. Системы менеджмента качества. | 1 | 2 |
8
| Практическое занятие № 6. Информационная технология процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ РИСО/МЭК 12.207-99) | 2 | 2 |
Раздел 4.Основы стандартизации | 10 | |
Тема 4.1. Стандартизация. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Основные понятия стандартизации. | 1 | 2 |
Научная база стандартизации. | 1 | 2 |
Правовые основы стандартизации. | 1 | 2 |
Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов в Российской Федерации. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 7. Составить опорный конспект. ФЗ N 5151 -1 от 10 июня 1993 года «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» | 2 | 2 |
Тема 4.2. Категории и виды стандартов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Категории стандартов. Виды стандартов. | 1 | 2 |
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 8. Составить сравнительную таблицу «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов». | 2 | 2 |
Тема 4.3. Международная сертификация. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Структура международной системы стандартизации. | 1 | 2 |
Роль стандартизации в повышении эффективности производства, повышение качества изделий. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 7. Система менеджмента качества в "семействе" стандартов серии 9000 версии 2000 г. Оптимизация требований стандартов | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 9. Составить опорный конспект. Межгосударственный стандарт ГОСТ 21552 - 84 от 01.01.86 , Общетехнические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. | 2 | 2 |
Раздел 5. Основы сертификации. | 9 | 2 |
Тема 5.1. Сертификация. | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Основные понятия сертификации. | 1 | 2 |
Основные цели, объекты, схемы и системы сертификации. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 8. Правила и порядок проведения сертификации программных, аппаратных и программноаппаратных комплексов. | 2 | 2 |
| Обязательная и добровольная сертификация. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 10. Составить опорный конспект. ФЗ N 5154-1 10 июня 1993 года «О СТАНДАРТИЗАЦИИ» | 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
| всего | 52 / 26 / 16 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии и стандартизации», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная литература (в т.ч. в электронном в виде), техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные презентации.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Хрусталева З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум. -М.: ООО «КноРус» 2017. 2. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование -М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник / Зайцев С.А, В.М. Клевлеев, И.А. Кузнецова, Ю.П. Попов. - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003 г. - 256 с. - (Профессиональное образование)
Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: Учебник / Зайцев С.А, А.Н. Толстов, А.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов, -3 изд.,- М.: Издательский центр «академия», 2013 г. - 224 с. - (Профессиональное образование)
Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 30.12.2009 г.) «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 11.01 2010 г.).
ГОСТ Р 8.417-2002. «ГСП. Единицы измерения физических величин».
ГОСТ Р 2.105-1995. «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам», (в ред. 2006 г.).
ГОСТ Р 2. 111-68. «ЕСКД. Нормоконтроль» (с изм. и доп.).
Ю.ГОСТ 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Правила по проведению сертификации в РФ (утв. Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. №26).
ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Изд- во стандартов, 2005.
ГОСТ Р 51000.4-2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. М.: Изд-во стандартов, 2008.
Интернет-ресурсы:
URL: http://www. ki p i s.ru/ - «Контрольно измерительные приборы и системы»: Единое окно
доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru. URL : http://standard.gost.ru/ - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии информационный портал по стандартизации Журналы «Компетентность» http://www.asms.ru "Метрология и приборостроение" «Измерительная техника» КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения: | |
- применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | Практическая работа, тестирование |
применение документации систем качества | Решение с задач |
- применение основных правил и документов системы сертификации Российской Федерации | Практическая работа, тест Решение задач |
усвоенные знания: | |
- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации | Устный опрос, индивидуальные письменные задания |
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации | Письменный опрос |
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов; | Тестирование Практическая работа |
- показатели качества и методы их оценки | Устный опрос, письменный тест |
- системы качества | Устный опрос |
- основные термины и определения в области сертификации | Тестирование |
- организационную структуру в области сертификации | Практическая работа Устный опрос |
- системы и схемы сертификации | Тестирование Решение задач |
12