Рабочая программа учебной дисциплины ОП 09. «Стандартизация, сертификация и техническое документоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547.
Разработчик: Овчинникова С.Н. преподаватель информационных дисциплин ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП. 09 Cтандартизация, сертификация и техническое документоведение» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование .
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Для расширения и углубления знаний в соответствии с профессиональным стандартом 06.001 «Программист» трудовая функция
Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями - знать нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода
Проверка работоспособности программного обеспечения - уметь документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения в- уметь документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения
самостоятельной работы обучающегося не предусмотрена.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Характеристика дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации. |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа студентов | |
Раздел 1. Основы стандартизации | | |
Тема 1.1. Общие сведения о стандартах | Содержание учебного материала | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Государственная система стандартизации Российской Федерации(ГСС РФ), Государственный стандарт Российской Федерации, Региональный стандарт, Межгосударственный стандарт, Стандарт отрасли, Стандарт предприятия, Технические условия, Правила, Рекомендации, Регламент. Условные обозначения стандартов, технических условий, правил и рекомендаций. Общероссийский классификатор технико-экономической информации. Единая система конструкторской документации Правовые основы стандартизации и её задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Нормоконтроль технической документации | 6 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Раздел 2. Техническое документирование | | |
Тема 2.1 Техническое документирование в информационных системах | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Понятие Единой системы программной документации (ЕСПД), её особенности. Внешняя и внутренняя программная документация. Компонент, комплекс, спецификация, ведомость держателей подлинников, текст программы, описание программы, программа и методика испытаний, техническое задание, пояснительная записка, эксплуатационные документы (по действующим стандартам ЕСПД) Стадии разработки документации в информационных системах: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочий проект, внедрение. ГОСТ 19.102-77 ЕСПД (по действующим стандартам ЕСПД)Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД, (по действующим стандартам ЕСПД) разделы технического задания: введение; основания для разработки; назначение разработки; требования к программе или программному изделию; требования к программной документации; технико-экономические показатели; стадии и этапы разработки; порядок контроля и приемки; приложения. Описание программы: обозначение и наименование программы, обеспечение для её функционирования, языки программирования, на которых написана программа, функциональное назначение программы, описание логической структуры, используемые технические средства, способы вызова и загрузки, входные данные. ГОСТ 19.402-78 ЕСПД, ГОСТ 19.506-79 ЕСПД (по действующим стандартам ЕСПД) Написание пояснительной записки. Требования к содержанию и оформлению: введение, назначение и область применения, технические характеристики, ожидаемые технико-экономические показания, источники, используемые при разработке. ГОСТ 19.404-79 ЕСПД(по действующим стандартам ЕСПД) Структура руководства программиста: назначение и условия применения программы, характеристики, обращение к программе, входные и выходные данные, сообщения. ГОСТ 19. 504-79 ЕСПД(по действующим стандартам ЕСПД)Структура руководства оператора: назначение программы, условия выполнения программы, выполнение, сообщения оператору. ГОСТ 19.505—79 ЕСПД (по действующим стандартам ЕСПД) |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практическая работа № 1 «Единая система программной документации» Практическая работа № 2 «Жизненный цикл программного средства» Практическая работа № 3 «Качество программных средств» | 8 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа студентов | |
Тема 2.2 Стандарты технологической документации | Содержание учебного материала | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Единая система технологической документации(ЕСТД).Общие положения. Основополагающие стандарты. Классификация технологических документов. (по действующим стандартам ЕСТД) Основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на процессы, специализированные по видам работ, на испытания и контроль.(по действующим стандартам ЕСТД). Правила заполнения технологических документов | 4 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Тема 2.3 Стандарты по разработке документации пользователя | Содержание учебного материала | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Процесс создания документации пользователя программного средства. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002(по действующим стандартам)Критерии для составления инструкции пользователя: полнота, правильность, непротиворечивость, понятность, функциональность | 2 |
Лабораторные работы | |
Практические занятия Практическая работа № 4 «Административное управление качеством» | 2 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа студентов | |
Тема 2.4. Стандартизация и качество продукции | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий. Квалиметрическая оценка качества информационных систем на жизненном цикле. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Раздел 3. Основы метрологии | | |
Тема 3.1. Общие сведения о метрологии. Технология измерений | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Приоритетные составляющие метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности. Основные термины и определения. Метрологическая служба. Российская система калибровки. Международные организации по метрологии Единство измерений и единообразие средств измерений. Объекты, виды и методы измерений |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Тема 3.2 Стандартизация в системе технического контроля и измерения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на компоненты систем контроля и измерения, методологию, организацию и управление, системные принципы экономики |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Раздел 4. Сертификация и управление качеством продукции | | |
Тема 4.1.Основы сертификации | Содержание учебного материала | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Сущность сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. Международная сертификация. Сертификация в различных сферах. Системы сертификации. Схемы сертификации продукции. Организации, проводящие сертификацию. Механизм проведения сертификации. | 4 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Основные понятия и определения в области качества. Показатели контроля и оценки качества. Взаимосвязь качества и количества. Количественная оценка качества (квалиметрия). Методы определения показателей качества. Моральное старение продукции Управление качеством продукции. Системы менеджмента качества по стандартам ISO. Принципы управления качеством. Система менеджмента качества на предприятии. Сертификация систем качества. Аудит качества. Экономическое обоснование качества продукции. Оценка экономической эффективности новой продукции Надежность и качество программных средств. Основные показатели: функциональная пригодность, надежность, применимость, эффективность, сопровождаемость, восстанавливаемость. Анализ надежности. Модели определения надежности программных средств. ( Модель Шумана. Модель Джелинского-Моранды. Модель Шика-Волвертона. Эмпирические модели) |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия Практическая работа № 5 «Оценка модели надежности ПО». | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | - |
Дифференцированный зачет | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10; ПК 1.1, 1.2, ПК2.1,ПК 3.1, ПК4.2,ПК5.2, 5.6, ПК6.1, 6.3-6.5, ПК7.3, ПК8.3, ПК 9.1, 9.9, ПК 10.2 |
Всего: | 56 | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрологии и стандартизации»; лаборатории информационных систем;
Оборудование учебного кабинета: обучающие программы, измерительные приборы.
1.Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. Допущено МОН.3-е издание переработанное и дополненное — М.: Высшая школа, 2019. — 791 с: ил
2. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро Управление качеством. 4-е изд., стер, Уч. пособие для вузов, «Омега-Л», Гриф МО РФ, 2018г., 400 стр.
3. Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
4. Каталог стандартов http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts
5. База ГОСТ http://www.igost.ru/
6. Новые поступления стандартов http://protect.gost.ru/
1. Аристов А.И., Карпов Л.И., Приходько В.М. и др. Метрология, стандартизация и сертификация. Уч. пособие для вузов, ИЦ Академия, 2018г., 384 стр. Аристов А.И., (1788)
2. Зайцев С.А. Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Куранов А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Учебник для УСПО Гриф ФИРО, Академия, 2017, п., 288 с. Зайцев С.А.
3. Благодатских В. А. ,Волнин В. А., Поскакалов К. Ф. Стандартизация разработки программных средств . Учебное пособие для Вузов, М.: Финансы и статистика, 2017г. 288с.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Общие компетенции | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; Тестирование Контрольная работа Самостоятельная работа. Защита реферат Семинар Выполнение проекта; Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) Оценка выполнения практического задания(работы) Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацие Решение ситуационной задач |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием. |
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием. |
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент. |
ПК 3.1. Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией. |
ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем. |
ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. |
ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. |
ПК 6.1. Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. |
ПК 6.3. Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. |
ПК 6.4. Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания |
ПК 6.5. Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных ИС в соответствии с техническим заданием |
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
ПК 8.3. Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных тенденций в области веб-разработки. |
ПК 9.1. Разрабатывать техническое задание на веб-приложение в соответствии с требованиями заказчика. |
ПК 9.9. Модернизировать веб-приложение с учетом правил и норм подготовки информации для поисковых систем |
ПК 10.2. Разрабатывать технические документы для управления информационными ресурсами. |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации. Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации. Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. Показатели качества и методы их оценки. Системы качества. Основные термины и определения в области сертификации. Организационную структуру сертификации. Системы и схемы сертификации. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов. Применять документацию систем качества. Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. |