Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальности
34.02.01 «Сестринское дело»
Очно-заочная форма
г. Сатка 2023-2026
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Организация-разработчик ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж»
Разработчик: Галимова Т.Ю. – преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии обязательных общеобразовательных, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………..8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
«Сестринское дело».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл ОПОП.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (снаряжении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Процесс изучения дисциплины направлен на подготовку к формированию у обучающегося следующих профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Наименование профессионального модуля, учебной дисциплины | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
ОП.11 Безопасность жизнедеятельности | ЛР 1, ЛР 3, ЛР 5, ЛР 7 |
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов; самостоятельная работа обучающегося - 44 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 44 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | | 14 | |
Введение. | |
Безопасность и | |
защита человека | |
в опасных | |
ситуациях | |
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | |
Современный | 1 | Россия в мировом сообществе, национальные интересы России. Угрозы национальной | 2 | 1 |
комплекс проблем | | безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности | | |
безопасности | | Российской Федерации. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, | | |
| | общества и государства, изложенная в Концепции национальной безопасности России. | | |
| 2 | Международный терроризм. Меры, принимаемые в государстве по противодействию | | 1 |
| | терроризму. | | |
| 3 | Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Единая | 2 | 1 |
| | государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PC | | |
| | ЧС). Основные обязанности населения и производственного персонала в выполнении | | |
| | мероприятий PC ЧС. | | |
| 4 | Классификация ЧС природного и техногенного характера. ЧС военного характера, | | 1 |
| | которые могут возникнуть на территории России в случаях локальных вооруженных | | |
| | конфликтов или других боевых действий. Медико-тактическая характеристика | | |
| | стихийных бедствий. | | |
| | Правила поведения в условиях ЧС природного, техногенного и военного характера. | | |
| 5 | Формирование начала поведенческого и психологического стереотипа - преодоление | | 1-2 |
| | стрессового состояния, вызванного чрезвычайной ситуацией. | | |
| Практические занятия | - | |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
| 1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном | | |
| | носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме «Россия в мировом сообществе». Создание кроссворда по теме: «ЧС природного и техногенного характера». | | |
Тема 1.2. Организация защиты населения и работы медицинской службы в ЧС | Содержание учебного материала | | |
1 | Определение и понятие медицины катастроф. Задачи, принципы и организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (ВСМК). Основные формирования службы медицины катастроф. Способы и средства защиты населения, больных, персонала и имущества медицинских учреждений в ЧС. | 2 | 1 |
2 | Сущность системы организации оказания медицинской помощи и лечения пострадавших в ЧС. Понятие об эвакуации, ее организация. Этапы лечебно-эвакуационного обеспечения. Лечебно-эвакуационные направления. | 2 | 1 |
3 | Виды медицинской помощи и оптимальные сроки их оказания. Медицинская сортировка, ее цель, виды, сортировочные признаки, методы. | 1 |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Оформление мультимедийной презентации «Всероссийская Служба Медицины катастроф». | | |
Тема 1.3. Профилактические меры по снижению различных угроз и опасностей, связанных с пожарами и взрывами | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие взрыва. Понятие взрывоопасного объекта в ВО. | 2 | 1 |
2 | Классификация пожаров. Техногенные пожары. Огнестойкость зданий. Природные пожары. Профилактика бытовых, лесных и техногенных пожаров и взрывов. | 1 |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме «Пожаро и взрывоопасные объекты». | | |
Тема 1.4. Гражданская оборона, основные задачи и определения. | Содержание учебного материала | | |
1 | Задачи, возложенные на гражданскую оборону. Прогнозирование возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики. | 2 | 1 |
2 | Поражающие факторы ядерного оружия, основные способы и средства защиты. | 1 |
Оружие массового поражения защита от него. | | Химическое оружие, классификация боевых отравляющих веществ, степени тяжести отравления, основные способы и средства защиты. Бактериологическое (биологическое) оружие. Организация мероприятий по локализации последствий ЧС. | | |
3 | Защита работающих и населения от негативных воздействий ЧС. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Организация аварийно-спасательных работ. | 2 | 1 |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме «Защита работающих и населения от негативных воздействий ЧС». | | |
Раздел 2. Изучение основ военной службы | | 4 | |
Тема 2.1. Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности. Основные положения общевоинских уставов Вооруженных сил РФ | Содержание учебного материала | | |
1 | История развития медицинской службы. Воинский учет. Подготовка к военной службе. Предназначение медицинского освидетельствования. Срочная служба по призыву. Отсрочки от воинской службы. Альтернативная служба. Нахождение в запасе (резерве) и подготовка в мирное время. | 2 | 1 |
2 | Основные положения Устава Внутренней Службы вооруженных сил РФ. Основные положения Дисциплинарного Устава. Основные положения Устава Гарнизонной и Караульной Служб вооруженных сил РФ. Основные положения Строевого Устава. | 1 |
3 | Правила взаимоотношения военнослужащих между собой. Воинская дисциплина. Порядок отдачи приказов. Порядок исполнения приказов. Действия часового на посту. | 2 |
Практические занятия | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме «История развития медицинской службы». | | |
Тема 2.4. Основы организации медицинского обеспечения войск | Содержание учебного материала | | |
1 | Определение военно-медицинской службы. Основные задачи, выполняемые мед. службой ВС РФ. Понятие мед. обеспечения войск. Схема системы этапного лечения раненных и больных. Понятие этапа мед. эвакуации. | 2 | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации.Оформление мультимедийной презентации «медицинская служба ВС РФ». | | |
Практические занятия | 40 | |
1 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с синдромом «острая кровопотеря» на догоспитальных этапах. | 4 | |
2 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с травматическим шоком на догоспитальных этапах. | 4 | |
3 | Неотложная помощь пострадавшим с синдромом длительного сдавливания | 4 | |
4 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с СДС на догоспитальных этапах. | 4 | |
5 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с термическими поражениями на догоспитальных этапах. | 4 | |
6 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с холодовой травмой на догоспитальных этапах. | 4 | |
7 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с радиационными поражениями на догоспитальных этапах. | 4 | |
8 | Неотложная помощь пострадавшим при действии взрывной волны. | 4 | |
9 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим при действии взрывной волны на догоспитальных этапах. | 4 | |
10 | Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим от аварийно- химически опасных веществ «АХОВ» на догоспитальных этапах. | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
| 1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. | 20 | |
Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует наличия учебного кабинета, оснащенного компьютерами с выходом в Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
доска классная;
доска маркерная;
экран для проектора;
книжный шкаф;
жалюзи;
комплект учебно-наглядных пособий.
– медицинское оборудование и инструментарий;
хозяйственные предметы;
учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.);
предметы ухода и самоухода;
медицинская документация.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедийный проектор.
локальная сеть;
Интернет;
мультимедиа проектор; Программные средства обучения:
Операционная система MS Windows;
Интегрированное офисное приложение MSOffice;
Антивирусная программа.
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклиническиой и клинической практики основ реаниматологии, терапевтических и хирургических дисциплин.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности / И.П. Левчук, А.А. Бурлаков - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. ‒ 160с.
Дополнительные источники:
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / Белов С.В. – М. Юрайт. 2023. ‒ 638 с.
Вёрткин, А.Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вёрткина. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2020. - 544 с. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435793.html
Отечественные журналы
Журнал «Первая медицинская помощь»
Журнал «Сестринское дело»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | организовывает и проводит мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций; предпринимает профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; умеет использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим; | оценка решения ситуационных задач; профессиональных задач; разбор конкретных ситуаций; наблюдение в процессе теоретических и практических занятий; оценка решения тестовых заданий; оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Наблюдение в процессе учебной деятельности; Дифзачет по дисциплине |
ПК 1.2. Проводить санитарно- гигиеническое воспитание населения. | - организовывает и проводит мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций; |
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных | - предпринимает профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; |
заболеваний. | | |
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. | владеет способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; |
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | Умеет правильно использовать медикаментозные средства |
ПК 2.5. Соблюдать | правильно использует аппаратуру, | |
правила | оборудование и изделия |
использования | медицинского назначения в ходе |
аппаратуры, | лечебно-диагностического процесса. |
оборудования и | |
изделий | |
медицинского | |
назначения в ходе | |
лечебно- | |
диагностического | |
процесса. | |
ПК 3.1. Оказывать | Правильно и своевременно проводит | Оценка освоения |
доврачебную помощь | мероприятия по восстановлению и | практических умений |
при неотложных | поддержанию жизнедеятельности | оценки неотложных |
состояниях и травмах. | организма при неотложных | состояний и травм. |
| состояниях(самостоятельно и в | Решение ситуационных |
| бригаде). | задач. |
| Правильно оценивает и распознает | Оценка деятельности при |
| неотложное или экстремальное | оказании помощи |
| состояние пациента. | пациенту реальному или |
| Правильно (в соответствии с | имитируемому при |
| алгоритмами) и своевременно | неотложных состояниях и |
| оказывает помощь пациенту при | травмах с соблюдением |
| неотложных состояниях и травмах с | мер инфекционной |
| соблюдением мер инфекционной | безопасности |
| безопасности. | |
ПК 3.2. Участвовать в | Правильно использует | Оценка планирования |
оказании | коллективные и индивидуальные | оказания помощи при |
медицинской помощи | средства защиты от факторов | воздействии на организм |
при чрезвычайных | массового поражения. | токсических и ядовитых |
ситуациях. | Правильно планирует оказание | веществ (самостоятельно |
| помощи при воздействии на | и в бригаде). |
| организм токсических и ядовитых | Оценка планирования |
| веществ (самостоятельно и в | оказания помощи при |
| бригаде). | воздействии на организм |
| Правильно планирует мероприятия | токсических и ядовитых |
| по защите пациентов от негативных | веществ (самостоятельно |
| воздействий при чрезвычайных | и в бригаде). |
ситуациях. | Оценка планирования |
Правильно планирует оказание | мероприятий по защите |
первой и медицинской помощи в | пациентов от негативных |
чрезвычайных ситуациях. | воздействий при |
Правильно планирует медицинскую | чрезвычайных ситуациях. |
сортировку пораженных | Оценка планирования |
| оказания первой и |
| медицинской помощи в |
| чрезвычайных ситуациях. |
| Оценка планирования |
| медицинской сортировки |
| пораженных |
ПК 3.3. | Демонстрация стремления к | Оценка взаимодействия в |
Взаимодействовать с | сотрудничеству, эффективное | условиях учебной игры |
членами | общение, проявление | |
профессиональной | профессиональной надежности в | |
бригады и | работе с членами команды и | |
добровольными | добровольными помощниками в | |
помощниками в | условиях ЧС | |
условиях | | |
чрезвычайных | | |
ситуаций. | | |