СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» очно-заочная форма обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» очно-заочная форма обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский колледж»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.11. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

Очно-заочная форма
















г. Сатка 2023-2026

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Организация-разработчик ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж»

Разработчик: Галимова Т.Ю. – преподаватель

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комиссии обязательных общеобразовательных, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.








Рецензент:







СОДЕРЖАНИЕ





  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………..8

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 13

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

      1. «Сестринское дело».


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл ОПОП.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

      • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций;

      • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

      • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

      • применять первичные средства пожаротушения;

      • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

      • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

      • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

      • оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

        • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе безопасности России;

        • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

        • основы военной службы и обороны государства;

        • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

        • способы защиты населения от оружия массового поражения;

        • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

        • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

        • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (снаряжении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности СПО;

        • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

        • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Процесс изучения дисциплины направлен на подготовку к формированию у обучающегося следующих профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающегося следующих общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Наименование профессионального модуля, учебной дисциплины

Код личностных результатов реализации программы воспитания

ОП.11 Безопасность жизнедеятельности

ЛР 1, ЛР 3, ЛР 5, ЛР 7


    1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов; самостоятельная работа обучающегося - 44 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:


практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.


14


Введение.


Безопасность и


защита человека


в опасных


ситуациях


Тема 1.1.

Содержание учебного материала


Современный

1

Россия в мировом сообществе, национальные интересы России. Угрозы национальной

2

1

комплекс проблем


безопасности Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности



безопасности


Российской Федерации. Система взглядов на обеспечение безопасности личности,





общества и государства, изложенная в Концепции национальной безопасности России.




2

Международный терроризм. Меры, принимаемые в государстве по противодействию


1



терроризму.




3

Государственные структуры по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Единая

2

1



государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PC





ЧС). Основные обязанности населения и производственного персонала в выполнении





мероприятий PC ЧС.




4

Классификация ЧС природного и техногенного характера. ЧС военного характера,


1



которые могут возникнуть на территории России в случаях локальных вооруженных





конфликтов или других боевых действий. Медико-тактическая характеристика





стихийных бедствий.





Правила поведения в условиях ЧС природного, техногенного и военного характера.




5

Формирование начала поведенческого и психологического стереотипа - преодоление


1-2



стрессового состояния, вызванного чрезвычайной ситуацией.




Практические занятия

-



Самостоятельная работа обучающихся

4



1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном






носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме

«Россия в мировом сообществе». Создание кроссворда по теме: «ЧС природного и техногенного характера».



Тема 1.2. Организация защиты населения и работы медицинской службы в ЧС

Содержание учебного материала



1

Определение и понятие медицины катастроф. Задачи, принципы и организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (ВСМК). Основные формирования службы медицины катастроф. Способы и средства защиты населения,

больных, персонала и имущества медицинских учреждений в ЧС.

2

1

2

Сущность системы организации оказания медицинской помощи и лечения пострадавших в ЧС. Понятие об эвакуации, ее организация.

Этапы лечебно-эвакуационного обеспечения. Лечебно-эвакуационные направления.

2

1

3

Виды медицинской помощи и оптимальные сроки их оказания. Медицинская сортировка, ее цель, виды, сортировочные признаки, методы.

1

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном

носителях. Реферативные сообщения, презентации. Оформление мультимедийной презентации «Всероссийская Служба Медицины катастроф».



Тема 1.3. Профилактические меры по снижению различных угроз и опасностей, связанных с пожарами и взрывами

Содержание учебного материала



1

Понятие взрыва. Понятие взрывоопасного объекта в ВО.

2

1

2

Классификация пожаров. Техногенные пожары. Огнестойкость зданий. Природные

пожары. Профилактика бытовых, лесных и техногенных пожаров и взрывов.

1

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме

«Пожаро и взрывоопасные объекты».



Тема 1.4.

Гражданская

оборона, основные задачи и определения.

Содержание учебного материала



1

Задачи, возложенные на гражданскую оборону. Прогнозирование возникновения

техногенных чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики.

2

1

2

Поражающие факторы ядерного оружия, основные способы и средства защиты.

1


Оружие массового поражения защита от него.


Химическое оружие, классификация боевых отравляющих веществ, степени тяжести

отравления, основные способы и средства защиты. Бактериологическое (биологическое) оружие. Организация мероприятий по локализации последствий ЧС.



3

Защита работающих и населения от негативных воздействий ЧС. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Комплекс противоэпидемических и

санитарно-гигиенических мероприятий. Организация аварийно-спасательных работ.

2

1

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме

«Защита работающих и населения от негативных воздействий ЧС».



Раздел 2.

Изучение основ военной службы


4


Тема 2.1. Воинская обязанность.

Правовые основы воинской

обязанности. Основные положения общевоинских уставов Вооруженных сил РФ

Содержание учебного материала



1

История развития медицинской службы. Воинский учет. Подготовка к военной службе. Предназначение медицинского освидетельствования. Срочная служба по призыву. Отсрочки от воинской службы. Альтернативная служба. Нахождение в запасе (резерве)

и подготовка в мирное время.

2

1

2

Основные положения Устава Внутренней Службы вооруженных сил РФ. Основные

положения Дисциплинарного Устава. Основные положения Устава Гарнизонной и Караульной Служб вооруженных сил РФ. Основные положения Строевого Устава.

1

3

Правила взаимоотношения военнослужащих между собой. Воинская дисциплина.

Порядок отдачи приказов. Порядок исполнения приказов. Действия часового на посту.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации. Подготовка сообщения по теме

«История развития медицинской службы».



Тема 2.4. Основы организации медицинского

обеспечения войск

Содержание учебного материала



1

Определение военно-медицинской службы. Основные задачи, выполняемые мед. службой ВС РФ. Понятие мед. обеспечения войск. Схема системы этапного лечения раненных и больных. Понятие этапа мед. эвакуации.

2

1



Самостоятельная работа обучающихся

4


Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Реферативные сообщения, презентации.Оформление мультимедийной презентации

«медицинская служба ВС РФ».



Практические занятия

40


1

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с синдромом «острая

кровопотеря» на догоспитальных этапах.

4


2

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с травматическим

шоком на догоспитальных этапах.

4


3

Неотложная помощь пострадавшим с синдромом длительного сдавливания

4


4

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с СДС на

догоспитальных этапах.

4


5

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с термическими

поражениями на догоспитальных этапах.

4


6

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с холодовой травмой

на догоспитальных этапах.

4


7

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим с радиационными

поражениями на догоспитальных этапах.

4


8

Неотложная помощь пострадавшим при действии взрывной волны.

4


9

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим при действии

взрывной волны на догоспитальных этапах.

4


10

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшим от аварийно-

химически опасных веществ «АХОВ» на догоспитальных этапах.

4



Самостоятельная работа обучающихся




1

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном

носителях. Реферативные сообщения, презентации.

20


Всего:

102


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует наличия учебного кабинета, оснащенного компьютерами с выходом в Интернет.


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • доска классная;

  • доска маркерная;

  • экран для проектора;

  • книжный шкаф;

  • жалюзи;

  • комплект учебно-наглядных пособий.

– медицинское оборудование и инструментарий;
  • хозяйственные предметы;

  • учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи и др.);

  • предметы ухода и самоухода;

  • медицинская документация.

Технические средства обучения:
  • компьютер;

  • мультимедийный проектор.

  • локальная сеть;

  • Интернет;

  • мультимедиа проектор; Программные средства обучения:

  • Операционная система MS Windows;

  • Интегрированное офисное приложение MSOffice;

  • Антивирусная программа.

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклиническиой и клинической практики основ реаниматологии, терапевтических и хирургических дисциплин.


    1. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

      1. Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности / И.П. Левчук, А.А. Бурлаков - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. ‒ 160с.

Дополнительные источники:

        1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / Белов С.В. – М. Юрайт. 2023. ‒ 638 с.

        2. Вёрткин, А.Л. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др. ; под ред. А. Л. Вёрткина. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2020. - 544 с. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435793.html

        3. Отечественные журналы

  1. Журнал «Первая медицинская помощь»

  2. Журнал «Сестринское дело»


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты (освоенные профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки


ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

  • организовывает и проводит мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций;

  • предпринимает профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • умеет использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

оценка решения ситуационных задач; профессиональных задач; разбор конкретных ситуаций;

наблюдение в процессе теоретических и практических занятий; оценка решения тестовых заданий;

оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Наблюдение в процессе учебной деятельности;


Дифзачет по дисциплине

ПК 1.2. Проводить санитарно- гигиеническое воспитание

населения.

- организовывает и проводит мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайны ситуаций;

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики

инфекционных и неинфекционных

- предпринимает профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их

последствий в профессиональной деятельности и в быту;

заболеваний.



ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

владеет способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в

соответствии с

правилами их использования.

Умеет правильно использовать медикаментозные средства

ПК 2.5. Соблюдать

правильно использует аппаратуру,


правила

оборудование и изделия

использования

медицинского назначения в ходе

аппаратуры,

лечебно-диагностического процесса.

оборудования и


изделий


медицинского


назначения в ходе


лечебно-


диагностического


процесса.


ПК 3.1. Оказывать

Правильно и своевременно проводит

Оценка освоения

доврачебную помощь

мероприятия по восстановлению и

практических умений

при неотложных

поддержанию жизнедеятельности

оценки неотложных

состояниях и травмах.

организма при неотложных

состояний и травм.


состояниях(самостоятельно и в

Решение ситуационных


бригаде).

задач.


Правильно оценивает и распознает

Оценка деятельности при


неотложное или экстремальное

оказании помощи


состояние пациента.

пациенту реальному или


Правильно (в соответствии с

имитируемому при


алгоритмами) и своевременно

неотложных состояниях и


оказывает помощь пациенту при

травмах с соблюдением


неотложных состояниях и травмах с

мер инфекционной


соблюдением мер инфекционной

безопасности


безопасности.


ПК 3.2. Участвовать в

Правильно использует

Оценка планирования

оказании

коллективные и индивидуальные

оказания помощи при

медицинской помощи

средства защиты от факторов

воздействии на организм

при чрезвычайных

массового поражения.

токсических и ядовитых

ситуациях.

Правильно планирует оказание

веществ (самостоятельно


помощи при воздействии на

и в бригаде).


организм токсических и ядовитых

Оценка планирования


веществ (самостоятельно и в

оказания помощи при


бригаде).

воздействии на организм


Правильно планирует мероприятия

токсических и ядовитых


по защите пациентов от негативных

веществ (самостоятельно


воздействий при чрезвычайных

и в бригаде).

ситуациях.

Оценка планирования

Правильно планирует оказание

мероприятий по защите

первой и медицинской помощи в

пациентов от негативных

чрезвычайных ситуациях.

воздействий при

Правильно планирует медицинскую

чрезвычайных ситуациях.

сортировку пораженных

Оценка планирования


оказания первой и


медицинской помощи в


чрезвычайных ситуациях.


Оценка планирования


медицинской сортировки


пораженных

ПК 3.3.

Демонстрация стремления к

Оценка взаимодействия в

Взаимодействовать с

сотрудничеству, эффективное

условиях учебной игры

членами

общение, проявление


профессиональной

профессиональной надежности в


бригады и

работе с членами команды и


добровольными

добровольными помощниками в


помощниками в

условиях ЧС


условиях



чрезвычайных



ситуаций.