2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и организация производства» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства, укрупненная группа 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ.
Учебная дисциплина «Экономика и организация производства» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства.
Учебная дисциплина «Экономика и организация производства» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.2. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ информации для выбора оптимальных технологических решений, в том числе альтернативных в соответствии с принятым процессом выполнения своей работы по изготовлению деталей.
ПК 1.10. Разрабатывать планировки участков механических цехов машиностроительных производств в соответствии с производственными задачами, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования.
ПК 2.2. Осуществлять сбор, систематизацию и анализ информации для выбора оптимальных технологических решений, в том числе альтернативных в соответствии с принятым процессом выполнения своей работы по сборке узлов или изделий.
ПК 2.10. Разрабатывать планировки участков сборочных цехов машиностроительных производств в соответствии с производственными задачами, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования.
ПК 5.1. Планировать деятельность структурного подразделения на основании производственных заданий и текущих планов предприятия.
ПК 5.2. Организовывать определение потребностей в материальных ресурсах, формирование и оформление их заказа с целью материально-технического обеспечения деятельности структурного подразделения.
ПК 5.5. Принимать оперативные меры при выявлении отклонений от заданных параметров планового задания при его выполнении персоналом структурного подразделения.
ПК 5.6. Разрабатывать предложения на основании анализа организации передовых производств по оптимизации деятельности структурного подразделения.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Введение в экономику | | |
Тема 1.1. Сущность экономики и экономической деятельности людей | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Экономика: предмет, метод, основные функции экономики |
2. Объективные условия и противоречия экономического развития |
3. Эффективность использования ограниченных ресурсов |
4. Особенности экономики машиностроительной отрасли |
| |
Тема 1.2. Основные типы экономических систем | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Понятие, сущность и структура экономической системы общества |
2. Классификация экономических систем: чистый капитализм (рыночная экономика), командная экономика (коммунизм), смешанная система, традиционная экономика |
3. Кризисы перепроизводства |
Самостоятельная работа | | |
Заполнение таблицы/схемы «Сравнительные характеристики экономических систем» | 1 | 3 |
Тема 1.3. Рыночное ценообразование | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Факторы формирования спроса и предложения. |
2. Цена: понятие, функции. Цели и факторы ценообразования. Классификация цен. |
3. Методы ценообразования. Стратегия ценообразования. Общий порядок формирования цены. |
4. Особенности ценообразования в машиностроительной отрасли. Прибыль и рентабельность. |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Сделать выборку прайс-листов с ценами на услуги фирм и организаций города по видам работ | 2 | 3 |
Тема 1.4. Конкуренция: виды и экономическая роль | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Понятие конкуренции и монополии, виды конкуренции |
2. Классификация: по масштабам, характеру, методам соперничества |
3. Совершенная и несовершенная конкуренция |
4. Экономическое значение конкуренции |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Решение задач по оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг | 1 | 3 |
Раздел 2. Сущность и формы предпринимательства | | |
Тема 2.1. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Понятие «организация» в менеджменте. Виды организаций |
2. Классификация по организационно-формальным критериям: по форме собственности; по отношению к прибыли, по организационно-правовым формам; по отрасли производства; по содержанию деятельности, по размеру предприятия |
3. Общие характеристики организаций. Условия и ограничения функционирования организации |
4. Внешняя среда и ее компоненты |
Тема 2.2. Машиностроительные организации и предприятия | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Особенности машиностроительного предприятия. Производственная структура предприятия и ее элементы |
2. Типы производства. Основное и вспомогательное производство |
3. Производственный процесс: понятие содержание структура. Производственный цикл |
4. Техническая подготовка производства |
5. Понятие малого и среднего предприятия в строительной отрасли |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Выполнить схему процесса производства машиностроительного предприятия (ресурсы-производство - готовая продукция) | 2 | 3 |
Тема 2.3. Предпринимательство и предпринимательская деятельность | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Сущность предпринимательства. Функции предпринимательства |
2. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства |
3. Формы предпринимательства |
4. Виды предпринимательской деятельности |
5. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия |
6. Основные аспекты бизнес-планирования: бизнес-план, структура и основные разделы |
7. Психологические аспекты предпринимательской деятельности. Важные качества предпринимателя: интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-волевые |
8. Менеджмент в предпринимательской деятельности. Самоменеджмент, как новое направление в современном менеджменте |
Самостоятельная работа | | |
Составить схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности машиностроительного предприятия | 1 | 3 |
Раздел 3. Ресурсы и затраты предприятия | | |
Тема 3.1. Основные и оборотные фонды | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Основные фонды как экономическая категория. Оценка основных фондов |
2. Износ основных фондов: физический, моральный. Воспроизводство основных фондов. Амортизация |
3. Ремонт и модернизация основных фондов. Оборотные фонды и оборотные средства: состав и структура |
4. Производственные запасы на предприятии |
5. Основные фонды и оборотные средства предприятия: значение, показатели использования, методы повышения эффективного использования |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Составить/заполнить схему/таблицу производственных запасов фирмы | 1 | 3 |
Тема 3.2. Понятие сметной стоимости | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Смета, как определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для производства |
2. Сметная документация – комплект расчетных материалов |
3. Основные виды смет: концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, компоненты сметного расчета – локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта |
4. Сметная стоимость: базисная, базовая и текущая сметная стоимость. Сметная прибыль. Договорная (контрактная) стоимость строительства |
5. Методика составления сметной документации |
Самостоятельная работа | | |
Заполнить бланк локальной ресурсной сметы по образцу | 1 | 3 |
Тема 3.3. Основные формы оплаты труда и их влияние на результаты деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Сущность нормирования труда, его значение и задачи. Норма времени. Норма выработки, норма обслуживания |
2. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата |
3. Тарифная система оплаты труда, ЕТКС и его значение. Бестарифная система оплаты труда |
4. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда: простая повременная и повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная, коллективная сдельная |
5. Достоинства и недостатки форм оплаты труда, влияние на результат деятельности организации |
6. Оплата труда на предприятии: особенности, фонд оплаты труда и его структура, основные элементы и принципы премирования в организации |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Составить опорный конспект по темам: Система премирования. Коэффициент трудового участия (КТУ) | 1 | 3 |
Раздел 4. Экономика и организация малого предприятия | | |
Тема 4.1. Малое предприятие как элемент рыночной экономики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Роль и значение малого предпринимательства. Правовые основы предпринимательской деятельности: нормативно-правовые акты, хозяйственный и гражданский кодексы, трудовое законодательство |
2. Развитие малого предпринимательства в России. Направления государственной поддержки малого предпринимательства |
3. Классификации малых предприятий, их отличия от крупных компаний |
4. Достоинства малых предприятий: гибкость и мобильность, соединение в одном лице собственника и управленца, взаимозаменяемость работников, высокая скорость распространения информации, управляемость и др. |
5. Недостатки малых предприятий: большая степень риска, малая вероятность накопления капитала, ограничения в получении кредита и др. |
6. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес |
Самостоятельная работа | | |
Ознакомиться с правовыми актами по созданию и развитию малого предпринимательства, заполнить таблицу: «Достоинства и недостатки малых предприятий» | 1 | 3 |
Тема 4.2. Организация малого предприятия (собственного дела) | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Цели и задачи создания малого предприятия, выбор формы и структуры коммерческого предприятия |
2. Права и обязанности предпринимателя. Регистрация, реорганизация, ликвидация предприятия |
3. Руководство малой фирмой: управление затратами, основным и оборотным капиталом, персоналом, инвестициями; внутрифирменное планирование; организация производственных работ |
4. Основные виды договоров. Порядок составления и заключения договоров |
5. Информационная база для принятия финансово-экономических решений. Управление маркетингом на малых предприятиях |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Деловая игра: «Создание малого предприятия» | 2 | 3 |
Тема 4.3. Особенности организация труда и заработной платы на малом предприятии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Малое предприятие как особый вид работодателя. Особенности правового регулирования труда и заработной платы на предприятиях малого бизнеса |
2. Кадровый потенциал малого предприятия. Формирование и управление персоналом малого предприятия. |
3. Формальные и неформальные процедуры трудоустройства. Принципиальные отличия приема сотрудников на малом и большом предприятии |
4. Мотивация труда как важный элемент работы с трудовым коллективом на малом предприятии |
5. Формы стимулирования труда работников: материальные, моральные |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: «Построение организационной структуры системы управления персоналом малого предприятия» | 1 | 3 |
Тема 4.4. Затраты и результаты деятельности малого предприятия | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. Сущность и значение себестоимости продукции (работ, услуг). |
2. Классификация затрат на малых предприятиях: затраты, непосредственно связаны с изготовлением той или иной продукции (работ или услуг); затраты на организацию и подготовку производства. Группировка затрат по статьям калькуляции |
3. Планирование затрат на малом предприятии. Виды планов |
4. Расчет/калькулирование затрат на производство изделия (услуги) |
5. Расчет/калькулирование цены произведенного товара (услуги) малого предприятия |
6. Прибыль малого предприятия, ее виды и методы определения. Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. |
7. Расчет размера прибыли малого предприятия и ее распределение |
Тематика практических занятий и лабораторных работ: | | |
1. Практическое занятие: Составить калькуляцию на производство изделия и рассчитать цену товара | 2 | 3 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 2 | |
Итоговая аттестация в форме экзамена | | |
Всего: | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Кабинет «Экономика», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: индивидуальные рабочие места для обучающихся, рабочее место преподавателя, классная доска, интерактивная доска, оргтехника, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; УМК «Экономическая теория», содержание практической части комплекса: Контрольные вопросы. Практические задания. Итоговый тест; УМК «Экономика предприятия», содержание практической части комплекса: Контрольные вопросы. Задачи. Итоговый тест.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь издания печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе: