J
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И
ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
(ГБПОУ ИО «И КАТ и ДС»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. Земельное право
код, специальность 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Иркутск
2022 г.
Согласовано: Председатель СПП ' / Л. М. Козулина/ Подпись * Ф И О. I {ротокол № _ от «Zff f * 20 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 21.02.05. Земельно-имущественные отношения Заместятед ^директора по УМР '/ /■ /Н.И. Москаленко/ |
| Полнись Ф.И.О |
Организация-разработчик: Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»
Разработчик: Лобанова А.А, преподавательСОДЕРЖАНИЕ
стр.
.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 14
ДИСЦИПЛИНЫ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОН. 11 .ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.05. Земельноимущественные отношения.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин за счет вариативных часов
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать необходимые нормативные правовые документы;
соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий;
владеть правовыми основами кадастровых отношений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
основания осуществления кадастрового учета;
- права собственности на недвижимость.
Учебная дисциплина способствует формированию общих и профессиональных компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
OK 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий;
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур;
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР 14 Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
ЛР 19 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда
ЛР 22 Приобретение навыков общения и самоуправления
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 66 |
в том числе: | |
практические занятия | 33 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 33 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (5 семестр) |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОН. 11. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие положения земельного права | | |
Тема 1. 1 Земельное право как отрасль права | Содержание учебного материала | | 1,2 |
| Понятие, предмет и метод земельного права. Принципы земельного права. Место земельного права в системе российского права. Система земельного права. Источники земельного права | 2 |
Практические занятия | | |
| Построение схемы —Источники земельного права!!. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Темы для самостоятельной подготовки: Конституция РФ, федеральные законы как основные источники земельного права. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ как источники земельного права. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как основной источник земельного права |
Тема 1.2. Земельные правоотношения: понятие и классификация | Содержание учебного материала | | 1,2 |
| Земельные правоотношения: понятие, особенности, виды, субъекты, объекты, содержание. Понятие и общие положения о правоотношениях. Земельные правоотношения. Классификация земельных правоотношений. Земельноимущественные правоотношения. Земельно-правовые нормы. Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. Правовое регулирование земельных правоотношений | 4 |
Практические занятия | | |
| Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Темы для самостоятельной подготовки: Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков. Основной перечень прав и обязанностей, одинаковых для всех обладателей поземельных титулов |
Раздел II. Земля и земельные участки как объект земельных отношений | | |
Тема 2.1. Право собственности и иные права на землю | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Общая характеристика права собственности на землю. Государственная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю. Муниципальная собственность на землю. Частная собственность на землю. Права и обязанности собственников земельных участков | 4 |
Практические занятия | | |
| Выделение критериев разграничения государственной, муниципальной и частной собственности. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Темы для самостоятельной подготовки: Общая характеристика прав не собственников земли. Право пожизненного наследуемого владения. Право постоянного (бессрочного) пользования. Сервитут. Аренда земельных участков. Безвозмездное срочное пользование земельными участками |
Тема 2.2. Частноправовые основания возникновения прав на землю | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Оборотоспособность земельных участков и общая характеристика сделок с земельными участками. Виды сделок с земельными участками. Земельноправовые сделки, влекущие за собой смену собственника земельного участка. Государственная регистрация прав на земельные участки. | 4 |
Практические занятия | | |
| Построение схемы —Виды сделок с земельными участками!!. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Темы для самостоятельной подготовки: Земельно-правовые сделки, не сопровождающиеся сменой собственника земельного участка. | |
Раздел III. Публично-правовые основы правового регулирования земельных правоотношений | | |
Тема 3.1. Правовой режим земельных участков | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Структура земельных ресурсов Российской Федерации. Первичное установление категории земельного фонда. Изменение целевого назначения земельных участков. Изменение вида разрешенного использования земель. | 2 |
Практические занятия | | |
| Установление категории земель. | 4 |
Тема 3.2. Правовое регулирование предоставления земельных | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Предоставление земельных участков как функция государственного управления земельными ресурсами. Правовой порядок предоставления земельных участков | 2 |
участков для строительства и иных целей | | для целей, связанных со строительством. Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства. Особенности предоставления земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства. | | |
Практические занятия | | |
| Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Темы для самостоятельной подготовки: Организация и проведение торгов земельными участками в РФ. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством |
Тема 3.3. Правовая охрана земель и контроль за контроль за соблюдением земельного законодательства | Содержание учебного материала | | 1,2 |
| Юридическое понятие земель. Состав земель. Земельное законодательство. Право и виды землепользования. Правовые меры охраны земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель. Правовой статус и содержание охраны земель. Общие положения о земельном контроле. | 4 |
Практические занятия | | |
| Определение порядка проведения государственного земельного контроля | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Темы для самостоятельной подготовки: Органы, осуществляющие контроль, их функции и полномочия. Содержание и порядок проведения государственного земельного контроля. Иные виды земельного контроля. Мониторинг земель |
Тема 3.4. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель | Содержание учебного материала | | 1,2 |
| Определение экологического правонарушения. Объект, субъект, объективные и субъективные стороны экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения, ее задачи и виды.. Уголовная ответственность за экологические преступления. | 2 |
Практические занятия | | |
| Выделение видов юридической ответственности за экологические правонарушения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Темы для самостоятельной подготовки: Дисциплинарная, материальная, административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения |
Раздел IV. Правовой режим различных категорий земель | | |
Тема 4.1. Правовой режим 7 категорий земель | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Правовой статус и содержание охраны земель. Общие положения о земельном контроле. Государственный земельный контроль. Органы, осуществляющие контроль, их функции и полномочия. Содержание и порядок проведения государственного земельного контроля. Иные виды земельного контроля. Мониторинг земель. Особенности изменения правового режима земель сельскохозяйственного назначения | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Темы для самостоятельной подготовки: Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима. Состав градостроительной документации. Правовой режим пригородных зон. Особенности изменения правового режима земель населенных пунктов. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Лес как объект правовой охраны. Государственный контроль за использованием и охраной лесов. Право водопользования и его виды. Правовые меры охраны вод. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Законодательство об особо охраняемых природных территориях. Правовой режим государственных природных заповедников, природных заказников, национальных природных парков. |
Раздел V.O государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 №218-ФЗ | | |
Тема 5.1. Общие положения218-ФЗ | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона | |
3. | Сфера деятельности МФЦ, Управление Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии по Иркутской области (Росреестр), ФГБУ "ФКП Росреестра" | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости |
Тема 5.2. Единый государственный реестр недвижимости | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Темы для самостоятельной подготовки: Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов |
Тема 5.3. Г осударственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация права на недвижимое имущество | Содержание учебного материала | | 1,2 |
1 | Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Темы для самостоятельной подготовки: Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. |
| | Дифференцированный зачет | 1 | |
Всего: | 99 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
оборудование для практических работ.
Технические средства обучения:
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Боголюбов, С. А. Земельное право : учебник для СПО / С. А. Боголюбов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-012149.
Болтанова Е.С. Земельное право России [Электронный ресурс]: курс лекций/ Болтанова Е.С.—Электрон, текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления ирадиоэлектроники, Эль Контент, 2017.— 148 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13881
Земельное право [Электронный ресурс]: учеб, пособие / под ред. Г.В. Чубукова, Н.А.Волковой, В.В. Курочкиной. - 6-е изд. перераб и доп,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. - 351 с. - Режим доступа: http://www.knigafund Рек. МО РФ
Дополнительные источники:
Конституция РФ [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 ок-тяб. 2001 №136-Ф3 - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1,2. Принят 21.10.94
Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». № 123 - ФЗ ot21.07.97.
Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ". № 123 - ФЗ ot21.07.97.
Интернет ресурсы:
Справочно-информационная правовая система КонсультантПлюс (http: //www. consultant .ru),
Справочно-информационная правовая система Гарант (http://www. garant.ru/).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Уметь: использовать необходимые нормативные правовые документы; соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий; владеть правовыми основами кадастровых отношений; Знать: основные положения Конституции Российской Федерации; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; основания осуществления кадастрового учета; права собственности на недвижимость. | толковать и применять нормы земельного права; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по земельным правоотношениям; применять правовые нормы для решения практических ситуаций. Усвоенные знания земельного права; теоретические основы правового регулирования земельных правоотношений; право собственности на землю; основания возникновения прав на землю; правовой режим земельных участков; правовая охрана земель и контроль за соблюдением земельного законодательства; правовой режим отдельных категорий земель. | Выполнение практических работ Устный и письменный опрос. Результаты самостоятельных работ |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; | |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | |
ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. | |
ЛР 14 Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. | |
ЛР 19 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда | | |
ЛР 22 Приобретение навыков общения и самоуправления | |
2