Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий филиалом
______________ Т.А. Елащук
«___»___________________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 ЭКОНОМИЧСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
34.02.01. Сестринское дело
(базовая подготовка очная форма получения образования)
г. Комсомольск-на-Амуре
2019
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК от «___»_____2018г., Протокол №___, Председатель ________/_____________/ | ОДОБРЕНА Заведующий отделом УВР _____________/____________/ «___»________________2018г. | РЕКОМЕНДОВАНА учебно-методическим советом. Протокол №__ от «____»_______2018г. Председатель ________/________________________/ | | | |
| |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка очная форма получения образования).
Организация-разработчик: Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края
Разработчик:
Кокшаров Максим Анатольевич, преподаватель математического и общего естественно-научного цикла
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от12.05.2014г. г. № 502.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
В соответствии с требованиями ФГОС, в результате усвоения учебного материала, должны освоиться следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;
рассчитать себестоимость медицинской услуги;
проводить расчеты статистических показателей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;
принципы деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;
основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;
основы статистики.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 10
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Экономические и правовые основы производственной деятельности» входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
ориентироваться в общих вопросах экономики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные принципы рыночной экономики;
понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;
организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
семинарские занятия | 12 |
практические занятия | 6 |
контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
решение экономических и правовых задач | 4 |
рефераты | 4 |
кроссворды | 4 |
расчетно-графическая работа, домашняя работа | 4 |
Итоговая аттестация не предусмотрена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные принципы рыночной экономики | 28 | 2 |
Тема 1.1 | Содержание учебного материала | 6 | |
| 1.Базовые экономические понятия. | | |
| 2.Организация экономических систем. | | |
| 3.Основы рыночного хозяйства. | | |
Тема 1.2 | Содержание учебного материала | 14 | |
| 1.Собственность и ее формы. | | 2 |
| 2. Правовое регулирование прав собственности. | | |
| 3.Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. | | |
| 4.Ценообразование в условиях рынка. | | |
| 5.Ценообразование в услугах здравоохранения. | | |
| 6.Формы организации бизнеса. | | 3 |
| 7.Экономические основы деятельности фирмы. | | |
| Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1. | 8 | |
| Решение задач | | |
| Рефераты | | |
| Составление кроссвордов | | |
| Расчетно-графическая работа | | |
Раздел 2. | Основные положения законодательства | 20 | |
Тема 2.1 | Содержание учебного материала | | |
| 1. Регулирование трудовых отношений в РФ. | | |
Тема 2.2 | Содержание учебного материала | | |
| 1.Трудовой договор . | | 2 |
| 2.Оплата труда. Формы оплаты труда. | |
| 3. Система здравоохранения в РФ. Структура и принципы организации. | |
| 4. Система прав и ответственности сторон в здравоохранении. | |
Тема 2.4 | Содержание учебного материала | | |
1. Перспектива развития системы здравоохранения в РФ. Зачет. | | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2. | |
| Решение правовых задач | 4 | |
| Рефераты | 4 | |
| Составление кроссвордов | 4 | |
| Расчетно-графическая работа | 4 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических и правовых основ производственной деятельности
Оборудование учебного кабинета: столы и стулья для преподавателя и студентов, доска классная, шкафы для хранения наглядных пособий, учебно-методической документации
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы экономики [Электронный ресурс] : учебник / Липсиц И.В. - М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2015. -
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970424124.html
2. Козлова Т.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
[Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Липсиц И.В. Основы экономики: учебник. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2013.
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Уголовный кодекс РФ
Основы законодательства Российской Федерации « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Инструкции по охране труда.
Дополнительные источники:
1. Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении: [Электронный
ресурс] учебник. - М.:Академия,2017.
2. Ю.Д.Сергеев, Ю.В.Павлова «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности». М., «ГЭОТАР-Медиа», 2017г.
Основы права [Электронный ресурс] / М. Б. Смоленский. - Изд. 7-е, стер. -Ростов н./Д: Феникс, 2014. - (Среднее профессиональное образование)
Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учеб. Пособие / под реакцией С.И. Двойникова. - ГЭОТАР -
Медиа, 2015.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | • Подбор экономической информации по теме; сообщения студентов по экономической тематике и текущий контроль знаний; подготовка сообщений к семинарскому занятию; подбор материалов периодической печати; сообщения студентов по правовой тематике; решение экономических задач; тестирование; решение правовых задач; подбор правовой информации по теме; реферирование экономических и правовых источников составление кроссвордов по Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ; составление правовых задач по трудовым ситуациям; составление тестовых заданий по экономике и праву в медицине; поиск по Интернет ресурсам необходимых фактов по медицинскому праву |
• | ориентироваться в общих |
| вопросах экономики; |
• | применять экономические и |
| правовые знания |
| в конкретных |
| производственных ситуациях; |
| защищать свои трудовые |
| права в рамках действующего |
| законодательства |
| |
Усвоенные знания: |
• | основные принципы |
| рыночной экономики; |
• | понятия спроса и |
| предложения на рынке |
| товаров и услуг; |
• | особенности формирования, |
| характеристику современного |
| состояния и перспективы |
| развития отрасли; |
• | организационно-правовые |
| формы организаций; |
• | основные положения |
| законодательства, |
| регулирующего трудовые |
| отношения; |
• | механизмы ценообразования; |
• | формы оплаты труда. |