Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от 31.05.2018 г. № 46-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Экологические основы природопользования
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Надым, 2018
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Экологические основы природопользования
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.13 Экологические основы природопользования входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебной дисциплины ОП.13 Экологические основы природопользования ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело и овладению общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часа; в том числе: самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Экологические основы природопользования
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
подготовка устного ответа по конспекту | 6 |
подготовка к практической работе | 0 |
оформление отчета по практической работе | 0 |
подготовка к контрольной работе | 2 |
подготовка презентаций | 8 |
подготовка к дифференцированному зачету | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (4 семестр) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.13 Экологические основы природопользования
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
4 семестр
Максимальная 60 часов
Аудиторная нагрузка - 40 часов (из них практические – 8 часов)
Самостоятельная учебная нагрузка – 20 часов
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Основы охраны окружающей среды | 32 |
Тема 1.1. Теоретические основы охраны окружающей среды | Содержание учебного материала | 4 | |
Задачи охраны окружающей среды. Природоресурсный потенциал. Глобальные проблемы человечества. Охраняемые природные территории РФ. | | 1 |
Тема 1.2. Природные ресурсы | Содержание учебного материала | 4 | |
Виды и классификация природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Альтернативные источники энергии. | | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа № 1. Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. | 2 | |
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами и отходами производства | Содержание учебного материала | 20 | |
Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую. Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и стоков производств. Способы очистки и улавливания выбросов. Влияние энергетики на окружающую среду. Понятие экологической безопасности продукции. | | 2 |
Практическая работа №1. Основы природопользования и охраны природы | 2 |
Практическая работа № 2. Современный экологический кризис и стратегии выживания человечества | 2 |
Практическая работа № 3. Социологический опрос как одна из форм информирования населения о состоянии окружающей среды | 2 |
Практическая работа № 4. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа №2 Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов. Самостоятельная работа №3. Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов | 4 |
Тема 1.4 Рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Принципы и методы рационального природопользования мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования | 4 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа № 5. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами Самостоятельная работа № 6. Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания, захоронения промышленных отходов Самостоятельная работа №7. Понятие и принципы мониторинга окружающей среды, оценка качества природной среды и его нормирование | 6 |
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования. Международное сотрудничество. | 7 |
Тема 2.1. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. | Содержание учебного материала Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. История Российского природоохранного законодательства. Виды охраны окружающей природной среды: народная, частная, государственная, общественная, международная. Виды охраны природных территорий: заповедник, заказник, национальный парк и др. Юридическая и экономическая ответственность предприятий. | 5 | 2 |
|
Тема 2.2. Международное сотрудничество | Содержание учебного материала Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа №8. Изучение и классификация охраняемых природных территорий Самостоятельная работа №9. Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности | 8 | 3 |
| Дифференцированный зачет | 1 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, компьютер, комплект учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий по дисциплине, тестовые задания, задачи.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, комплект мебели для ПК, комплект учебно-методической документации.
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. Учреждений сред проф. Образования/ В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240с.
2. Экологические основы природопользования: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники
Учебники и учебные пособия:
Гигиена и экология человека (СПО). Учебник / Н.А. Матвеева. — Москва: КноРус, 2019. — 325 с.
Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304с.: ил. - (ПРОФИль).
Христофорова Н.К. Основы экологии: Учебник. - 3-е изд. доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 640с
Экологические основы природопользования (СПО). Учебник / А.А. Сухачёв. — Москва: КноРус, 2017. — 391 с.
Экологические основы природопользования: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва: КноРус, 2017. — 194 с.
Экология. Учебник/ С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2016.
Периодические издания
1. Журнал «ГЕО/GEO»
2. Журнал «Проблемы региональной экологии»
Интернет-ресурсы
http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека онлайн 10
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Общие компетенции |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Уметь |
– проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду; – использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды; – проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Знать |
– условия устойчивого состояния экосистемы; – причины возникновения экологического кризиса; – основные природные ресурсы России; – принципы мониторинга окружающей среды; – принципы рационального природопользования. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО
_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )
Председатель УМО ________________ /___________________/