Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от 31.05.2018 г. № 46-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 15 Экологические основы природопользования
по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Надым, 2018
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 15 Экологические основы природопользования
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.15 Экологические основы природопользования входит в общепрофессиональный цикл
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с
эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ
ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат
ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; в том числе:
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 15 Экологические основы природопользования
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
подготовка устного ответа по конспекту | 6 |
подготовка к практической работе | 0 |
оформление отчета по практической работе | 0 |
подготовка к контрольной работе | 2 |
подготовка презентаций | 8 |
подготовка к дифференцированному зачету | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (4 семестр) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 15 Экологические основы природопользования по специальности 22.02.06 Сварочное производство
4 семестр
Максимальная 60 ч. Аудиторная нагрузка - 40 часов (из них практические – 8 часов). Самостоятельная учебная нагрузка – 20 часов
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 32 |
Тема 1.1. Закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой | Содержание учебного материала. Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. особенности взаимодействия общества и природы. Круговороты веществ в природе и антропогенной деятельности. Глобальные экологические проблемы. | 4 | |
| 1 |
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала. Виды и классификация природных ресурсов. Концепции условий устойчивого развития экосистем. Принципы и методы рационального природопользования мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. Рациональное использование и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов. Рациональное использование и мониторинг недр, земельных ресурсов. Рациональное использование и мониторинг растительного и животного мира, ландшафтов. | 8 | |
| 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа № 1. Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста | 2 | |
Тема 1.3. Экологические кризисы и экологические катастрофы | Содержание учебного материала. Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую. Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и стоков производств. Способы очистки и улавливания выбросов. Влияние энергетики на окружающую среду. Альтернативные источники энергии. Понятие о продовольственной безопасности и ее компонентах. Организация продовольственной безопасности в стране и мире. Пищевые добавки: номенклатура, классификация, влияние на организм. Качество продуктов питания. Трансгенные продукты. Социальные аспекты проблемы питания. Правила приобретения пищевых продуктов. | 20 | |
2 |
Практическая работа №1. Основы природопользования и охраны природы | 2 |
Практическая работа № 2. Современный экологический кризис и стратегии выживания человечества | 2 |
Практическая работа № 3. Социологический опрос как одна из форм информирования населения о состоянии окружающей среды | 2 |
Практическая работа № 4. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа №2 Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов. Самостоятельная работа №3. Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов Самостоятельная работа № 5. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами Самостоятельная работа № 6. Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания, захоронения промышленных отходов Самостоятельная работа №7. Понятие и принципы мониторинга окружающей среды, оценка качества природной среды и его нормирование | 10 |
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования. Международное сотрудничество. | 7 |
Тема 2.1. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. | Содержание учебного материала. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. История Российского природоохранного законодательства. Охраняемые природные территории РФ. Виды охраны окружающей природной среды: народная, частная, государственная, общественная, международная. Виды охраны природных территорий: заповедник, заказник, национальный парк и др. Юридическая и экономическая ответственность предприятий. | 5 | 2 |
|
Тема 2.2. Международное сотрудничество | Содержание учебного материала. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Самостоятельная работа №8. Изучение и классификация охраняемых природных территорий Самостоятельная работа №9. Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности | 8 | 3 |
| Дифференцированный зачет | 1 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, компьютер, комплект учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий по дисциплине, тестовые задания, задачи.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, комплект мебели для ПК, комплект учебно-методической документации.
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. Учреждений сред проф. Образования/ В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240с.
Экологические основы природопользования (СПО). Учебник / А.А. Сухачёв. — Москва: КноРус, 2017. — 391 с
Дополнительные источники
Учебники и учебные пособия:
Гигиена и экология человека (СПО). Учебник / Н.А. Матвеева. — Москва: КноРус, 2019. — 325 с.
Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304с.: ил. - (ПРОФИль).
Христофорова Н.К. Основы экологии: Учебник. - 3-е изд. доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 640с
Экологические основы природопользования: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование).
Экологические основы природопользования: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва: КноРус, 2017. — 194 с.
Экология. Учебник/ С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2016.
Периодические издания
1. Журнал «ГЕО/GEO»
2. Журнал «Проблемы региональной экологии»
Интернет-ресурсы
http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека онлайн 10
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Общие компетенции |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Профессиональные компетенции |
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами. ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Уметь |
– проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду; – использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды; – проводить мероприятия по защите окружающей среды и по ликвидации последствий заражения окружающей среды. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Знать |
– условия устойчивого состояния экосистемы; – причины возникновения экологического кризиса; – основные природные ресурсы России; – принципы мониторинга окружающей среды; – принципы рационального природопользования. | Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ Оценка результатов зачета. |
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО
_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )
Председатель УМО ________________ /___________________/