СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования по специальности 22.02.06 Сварочное производство

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования по специальности 22.02.06 Сварочное производство»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»





УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 31.05.2018 г. № 46-од












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 15 Экологические основы природопользования



по специальности 22.02.06 Сварочное производство













Надым, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 15 Экологические основы природопользования


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОП.15 Экологические основы природопользования входит в общепрофессиональный цикл

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины ОП.15 Экологические основы природопользования обучающийся должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; знать:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься

самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с

эксплуатационными свойствами.

ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций

ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами

ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ

ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат

ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства

ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта

ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; в том числе:

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 15 Экологические основы природопользования


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

8

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


подготовка устного ответа по конспекту

6

подготовка к практической работе

0

оформление отчета по практической работе

0

подготовка к контрольной работе

2

подготовка презентаций

8

подготовка к дифференцированному зачету

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (4 семестр)



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП. 15 Экологические основы природопользования по специальности 22.02.06 Сварочное производство

4 семестр

Максимальная 60 ч. Аудиторная нагрузка - 40 часов (из них практические – 8 часов). Самостоятельная учебная нагрузка – 20 часов

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

32

Тема 1.1. Закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой

Содержание учебного материала. Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. особенности взаимодействия общества и природы. Круговороты веществ в природе и антропогенной деятельности. Глобальные экологические проблемы.

4



1

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала. Виды и классификация природных ресурсов. Концепции условий устойчивого развития экосистем. Принципы и методы рационального природопользования мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. Рациональное использование и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов. Рациональное использование и мониторинг недр, земельных ресурсов. Рациональное использование и мониторинг растительного и животного мира, ландшафтов.

8



2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа № 1. Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста

2


Тема 1.3.

Экологические кризисы и экологические катастрофы

Содержание учебного материала. Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую. Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и стоков производств. Способы очистки и улавливания выбросов. Влияние энергетики на окружающую среду. Альтернативные источники энергии. Понятие о продовольственной безопасности и ее компонентах. Организация продовольственной безопасности в стране и мире. Пищевые добавки: номенклатура, классификация, влияние на организм. Качество продуктов питания. Трансгенные продукты. Социальные аспекты проблемы питания. Правила приобретения пищевых продуктов.

20


2

Практическая работа №1. Основы природопользования и охраны природы

2

Практическая работа № 2. Современный экологический кризис и стратегии выживания человечества

2

Практическая работа № 3. Социологический опрос как одна из форм информирования населения о состоянии окружающей среды

2

Практическая работа № 4. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа №2 Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов.

Самостоятельная работа №3. Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов

Самостоятельная работа № 5. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Самостоятельная работа № 6. Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания, захоронения промышленных отходов

Самостоятельная работа №7. Понятие и принципы мониторинга окружающей среды, оценка качества природной среды и его нормирование

10

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования. Международное сотрудничество.

7

Тема 2.1.

Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

Содержание учебного материала. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. История Российского природоохранного законодательства. Охраняемые природные территории РФ. Виды охраны окружающей природной среды: народная, частная, государственная, общественная, международная. Виды охраны природных территорий: заповедник, заказник, национальный парк и др. Юридическая и экономическая ответственность предприятий.

5

2


Тема 2.2.

Международное сотрудничество

Содержание учебного материала. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа №8. Изучение и классификация охраняемых природных территорий

Самостоятельная работа №9. Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности

8

3


Дифференцированный зачет

1



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, компьютер, комплект учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий по дисциплине, тестовые задания, задачи.

Технические средства обучения: персональные компьютеры, комплект мебели для ПК, комплект учебно-методической документации.


3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники

  1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. Учреждений сред проф. Образования/ В.М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240с.

  2. Экологические основы природопользования (СПО). Учебник / А.А. Сухачёв. — Москва: КноРус, 2017. — 391 с


Дополнительные источники

Учебники и учебные пособия:

  1. Гигиена и экология человека (СПО). Учебник / Н.А. Матвеева. — Москва: КноРус, 2019. — 325 с.

  2. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. - 304с.: ил. - (ПРОФИль).

  3. Христофорова Н.К. Основы экологии: Учебник. - 3-е изд. доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 640с

  4. Экологические основы природопользования: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование).

  5. Экологические основы природопользования: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва: КноРус, 2017. — 194 с.

  6. Экология. Учебник/ С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2016.


Периодические издания

1. Журнал «ГЕО/GEO»

2. Журнал «Проблемы региональной экологии»



Интернет-ресурсы

  1. http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека онлайн 10

  2. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

  3. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат

выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Индивидуальный:

контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с

эксплуатационными свойствами.

ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций

ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами

ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ

ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат

ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства

ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта

ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.

Индивидуальный:

контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.


Уметь

– проводить наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;

– использовать нормативные акты по рациональному

природопользованию окружающей среды;

– проводить мероприятия по защите окружающей

среды и по ликвидации последствий заражения

окружающей среды.

Индивидуальный:

контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения

индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.

Знать

– условия устойчивого состояния экосистемы;

– причины возникновения экологического кризиса;

– основные природные ресурсы России;

– принципы мониторинга окружающей среды;

– принципы рационального природопользования.


Индивидуальный: контроль выполнения исследовательских работ, контроль выполнения индивидуальных заданий

Комбинированный:

индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Оценка результатов контрольных, самостоятельных работ

Оценка результатов зачета.

Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год


Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________

В рабочую программу внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО

_______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )

Председатель УМО ________________ /___________________/