Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Учебная дисциплина «Основы схемотехники» по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - уметь сформулировать основные технико - экономические требования к изучаемым техническим объектам и знать существующие научно-технические средства их реализации; - проектировать электронные устройства в соответствии с требованиями технического задания; - пользоваться системами автоматизированного проектирования электронных средств. | - методы анализа принципиальных схем электронной техники с позиций возможности их реализации при сохранении основных функциональных характеристик; - справочный материал по выбору элементной базы; - прикладные программы по различным аспектам проектирования электронной техники; |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. Разрабатывать схемы устройств различного назначения |
ПК 2.1. Осуществлять проверку работоспособности и настройку электронных схем различного назначения |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
2.2 Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы схемотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I Усилители сигналов на полупроводниковых компонентах | | 47 | |
Тема 1.1 Основы теории обратных связей (ОС) | Классификация ОС. Влияние ОС на основные параметры. Влияние ОС на основные характеристики. Устойчивость усилителей с ОС. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторные работы | 4 | |
| Лабораторная работа №1 Исследование ВАХ биполярного транзистора и выбор рабочей точки усилителя низкой частоты на ЭВМ | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №1 | 3 | |
Тема 1.2 Каскады усиления | Каскад с общим эмиттером. Каскад с общим истоком. Каскад с общей базой.Каскад с общим коллектором. Усиление импульсных сигналов. Трансформаторные каскады. | 4 | |
Лекционные занятия | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы параметров каскадов с ОЭ, ОБ, ОК | 3 | |
| | | |
Тема 1.3 Коррекция показателей | Методы повышения коэффициента усиления. НЧ коррекция. Простая параллельная ВЧ коррекция . ВЧ коррекция отрицательной ОС «Z» - типа. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 |
| Лабораторная работа №2 Исследование параллельной ВЧ-коррекции усилителя | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №2 Подготовка к практической работе №2 | 3 | |
Тема 1.4 Усилители мощности | Бестрансформаторные каскады. Трансформаторные каскады. Фазоинверсные каскады. Методы улучшения показателей. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практической работе №3 | 3 | |
Тема 1.5 Усилители постоянного тока | Построение усилителей постоянного тока. Дифференциальные каскады. Схемотехника усилителей с непосредственными связями. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 |
| Лабораторная работа №3 Исследование усилителя постоянного тока | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №3 | 3 | |
Тема 1.6 Избирательные усилители | Резонансные усилители. Усилители с RC-цепями. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторная работа №4 Исследование работы резонансного усилителя на транзисторах методом схемотехнического моделирования | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №4 | 2 | |
Раздел II Операционные усилители, компараторы напряжения, активные RC – фильтры | | 27 | |
Тема 2.1 Операционные усилители (ОУ) | Параметры и характеристики ОУ. Схемотехника включения ОУ. Статические погрешности ОУ. Функциональные схемы на базе ОУ. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторная работа №5 Исследование операционного усилителя | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №5 | 3 | |
Тема 2.2 Компараторы напряжения | Характеристики компараторов. Компараторы с положительной ОС. Схемотехника компараторов. Динамические характеристики компараторов. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторная работа №6 Исследование компаратора напряжения | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №6 | 3 | |
Тема 2.3 Активные RC-фильтры | Передаточная функция, методы аппроксимации. Методы расчета активныхRC-фильтров НЧ, ВЧ, ППФ, ПЗФ. Активные фильтры с переключаемыми конденсаторами. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторная работа №7 Исследование RC-фильтра на операционных усилителях методом схемотехнического моделирования | 4 | |
Лабораторные работы | | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №7 | 3 | |
Раздел III Генераторы электрических сигналов, электронные ключи | | 20 | |
Тема 3.1 Генераторы синусоидальных колебаний | Генераторы синусоидальных колебаний. Основные принципы генерации. Обратная связь. СхемотехникаRC-генераторов на транзисторах и на ОУ. Стабилизация частоты. Генераторы прямоугольных импульсов. Блокинг-генераторы. Генераторы линейно-изменяющегося напряжения и тока. | 4 | |
Лекционные занятия | 4 | |
| Лабораторная работа №8 Исследование работы генератора сигналов на транзисторах методом схемотехнического моделирования. | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе № 8 Подготовка к практической работе №4 | 4 | |
Тема 3.2 Электронные ключи | Общие сведения об импульсных процессах и устройствах. Цифровые и аналоговые электронные ключи. Принцип действия, схемотехника и основные параметры. Статические и динамические характеристики ключей на транзисторах. Мощные быстродействующие ключи на составных транзисторах. | 2 | |
Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторная работа №9 Исследование ключей на составных транзисторах | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе № 9 | 2 | |
Раздел IV Цифровая электроника | | 13 | |
Тема 4.1 Основы импульсной и цифровой схемотехники | Логические элементы. Интегральные схемы со структурами комбинационного типа. Триггеры, их классификация и основные схемные решения на транзисторах. Счетчики, регистры, элементы памяти. Таблицы состояний и прикладные уравнения. Примеры построения счетчиков, сдвигов регистров, запоминающих устройств. Микропроцессорные комплексы и устройства. Основные характеристики и классификация микропроцессоров. Основы архитектуры микропроцессорных устройств. | 6 | |
Лекционные занятия | 4 | |
| Лабораторная работа №10 Исследование цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразователя | 4 | |
Лабораторные работы | 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе №10 | 3 | |
| Всего | 108 | |
- учебные рабочие места, оснащенные ПЭВМ с лицензионным программным обеспечением;
- Пакеты прикладных профессиональных программ: -операционная система Windows XP/7.
-SPlan- программа разработки электрических схем; -SLayout-программа разработки печатных плат;
1 Фролов В.А. ,Электронная техника. Ч.2. Схемотехника
электронных схем. ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». 2014
2 Павлов В.Н., Ногин В.Н. Схемотехника аналоговых электронных устройств, М.: Телеком, 2011;
3 Ногин В.Н. Аналоговые электронные устройства. – М.: Радио и связь, 2009;
4 Непокрытов В.С., Комплект слайдовых презентаций по дисциплине «Основы схемотехники»
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
иметь представление: | Лабораторные и практические работы, самостоятельные работы |
о тенденциях развития элементной базы электроники |
о фундаментальных проблемах проектирования объектов электронной техники |
о современных технологических проблемах создания электронных средств |
знать и уметь использовать | Текущий контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; проверки практических заданий; решение задач и упражнений; сообщений. Защита индивидуальной и групповой презентации (представление выполненного задания). Рубежный контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; контрольной работы. Итоговый контроль в форме экзамена |
методы анализа принципиальных схем электронной техники с позиций возможности их реализации при сохранении основных функциональных характеристик |
справочный материал по выбору элементной базы |
прикладные программы по различным аспектам проектирования электронной техники |
уметь сформулировать основные технико - экономические требования к изучаемым техническим объектам и знать существующие научно-технические средства их реализации; |
проектировать электронные устройства в соответствии с требованиями технического задания |
пользоваться системами автоматизированного проектирования электронных средств |
иметь опыт |
работы с технологической документацией, технической литературой, научно- техническими отчетами, справочными материалами и другими информационными источниками |
работы по моделированию, макетированию, настройки и испытаниям электронных средств |
использования вычислительной техники для решения профессиональных задач |