СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.19 Основы финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.19 Основы финансовой грамотности»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)










Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.19 Основы финансовой грамотности


для специальности 15.02.08 Технология машиностроения


(базовая подготовка)














2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка)


Разработчик: преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

____________А.С. Малуева


Рассмотрено


цикловой комиссией экономических дисциплин

и информационных технологий

Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 29.08.2019г. №1)

Председатель ______М.Ю. Мельянцева


УТВЕРЖДЕНО методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 29.08.2019г. №1)

Председатель_______Г.Л. Полежаева

Согласовано


Главный бухгалтер ООО «ЭТМ»

_________ О.Е. Иванова

«29» августа 2019 г.





СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Перечень развиваемых компетенций

5

3. Структура и содержание учебной дисциплины

6

4. Условия реализации учебной дисциплины

13

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15






























1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) углубленной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка).


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.19 Основы финансовой грамотности по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка) является общепрофессиональной дисциплиной, раскрывающей особенности развития финансового рынка на современном этапе.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • составлять личный финансовый план и бюджет;

  • рассчитывать стоимость покупки при приобретении ее в кредит;

  • рассчитывать страховой взнос;

  • анализировать способы инвестирования денежных средств;

  • рассчитывать доходность финансовых инструментов с учетом инфляции;

  • применять налоговые льготы, социальные и имущественные налоговые вычеты.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;

  • структуру, способы составления и планирования личного бюджета;

  • стратегии и способы достижения финансовых целей;

  • влияние инфляции на стоимость активов;

  • принципы кредитования физических лиц;

  • формы дистанционного банковского обслуживания;

  • правила безопасности при пользовании банкоматом;

  • правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом;

  • виды страхования в России;

  • место инвестиций в личном финансовом плане;

  • виды финансовых продуктов для различных финансовых целей;

  • место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане;

  • налоговые льготы и налоговые вычеты;

  • виды финансового мошенничества;

  • основные признаки и виды финансовых пирамид.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе практических занятий 12 часов; самостоятельной работы обучающегося 38 часа.

2 ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими и профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.1

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:


практические занятия

12

лекционные занятия

18

семинарские занятия

16

Самостоятельная работа студента (всего)

38

в том числе:


Подготовка к семинарскому занятию по теме «Личный финансовый план»

6

«Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»

4

«Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»

4

Составить памятку «Правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом»

4

Составить мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»

6

«Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»

6

Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»

8

Итоговая аттестация в форме зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 19. Основы финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала:

16


Лекционные занятия

6


Человеческий капитал.

1. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

2. SWOT-анализ как один из способов принятия решений

2

2

Принятие решений

1. Виды решений

2. Определение целей

3. Выбор альтернативы

2


Домашняя бухгалтерия.

1. Личный бюджет.

2. Структура, способы составления и планирования личного бюджета

2

2

Семинарские занятия

2


Личный финансовый план

1. Финансовые цели

2. Стратегия и способы достижения финансовых целей

2

2

Практические занятия

2


Практическая работа №1 «Составление личного финансового плана»

2

2

Самостоятельная работа студента №1

Подготовка к семинарскому занятию по теме «Личный финансовый план»

6


Тема 2.

Депозит

Содержание учебного материала:

8


Лекционные занятия

2


Накопления и инфляция

1. Понятие инфляции

2. Основные причины инфляции

2

2

Семинарские занятия

2


Банк и банковские депозиты

1. Влияние инфляции на стоимость активов

2. Анализ информации о банке и банковских продуктах

3. Управление рисками по депозиту

2

2

Самостоятельная работа студента №2 «Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»

4


Тема 3.

Кредит

Содержание учебного материала:

10


Лекционные занятия

2


Кредит как часть личного финансового плана

1. Виды банковских кредитов для физических лиц.

2. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)

3. Кредитная история

2

2

Семинарские занятия

2


Коллекторские агентства

1. История создания и развития коллекторских агентств

2. Права и обязанности коллекторских агентств

2

2

Практические занятия

2


Практическая работа №2 «Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»

2

2

Самостоятельная работа студента №3 «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»

4


Тема 4.

Расчетно-кассовые операции

Содержание учебного материала:

8


Лекционные занятия

4


Банковские операции для физических лиц.

1. Хранение, обмен и перевод денег.

2. Формы дистанционного банковского обслуживания.

2

2

Виды платежных средств.

1. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги.

2. Правила безопасности при пользовании банкоматом.

2

2

Самостоятельная работа студента № 4 Составить памятку «Правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом»

4


Тема 5.

Страхование

Содержание учебного материала:

8


Семинарские занятия

2


Страхование.

1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования.

2. Виды страхования в России.

3. Страховые компании и их услуги для физических лиц.

2

2

Самостоятельная работа студента №5 Составить мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»

6


Тема 6

Инвестиции

Содержание учебного материала:

14


Лекционные занятия

2


Фондовый рынок и его инструменты

1. Инвестиционный портфель.

2. Место инвестиций в личном финансовом плане.

2

2

Семинарские занятия

2


Инвестиции

1. Способы инвестирования, доступные физическим лицам.

2. Сроки и доходность инвестиций.

3. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей

2

2

Практические занятия

4


Практическая работа №3 «Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств».

2

2

Практическая работа №4 «Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №6 «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»

6


Тема 7

Пенсии

Содержание учебного материала:

10


Семинарские занятия

2


Пенсионная система в РФ.

1. Накопительная и страховая пенсия.

2. Пенсионные фонды.

3. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.

2

2

Самостоятельная работа студента № 7. Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»

8


Тема 8

Налоги

Содержание учебного материала:

4


Семинарские занятия

2


Налоговая система в РФ

1. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы.

2. Виды налогов для физических лиц.

3. Налоговые льготы и налоговые вычеты.

2

2

Практические занятия

2


Практическая работа № 5 «Социальные и имущественные налоговые вычеты»

2

2

Тема 9

Мошеннические действия на финансовом рынке

Содержание учебного материала:

6


Лекционные занятия

2


Пирамиды и финансовое мошенничество

1. Виды финансового мошенничества.

2. Основные признаки и виды финансовых пирамид.

2

2

Семинарски занятия

2


Финансовые махинации

1. Махинации с банковскими картами

2. Махинации с кредитами

3. Махинации с инвестициями

2


Практические занятия

2


Практическая работа № 6 «Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке»

2

2


ИТОГО

84


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. условия реализации программы дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики, менеджмента и междисциплинарных курсов, библиотеки, читального зала с выходом в сеть интернет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • перечень практических занятий;

  • методические рекомендации по выполнению практических работ;

  • методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;

  • слайд – презентации к дисциплине;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • программные средства обучения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016 (Национальная электронная библиотека)


Дополнительные источники:

1. А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010

2. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

3. Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010

4. Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010

5. Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011

6. Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011

7. Н.И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.



Интернет ресурсы


1. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru

2. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.ru/ru

3. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru

4. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfrf.ru

5. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru

6. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения ситуаций, исследований, построения моделей.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

  • составлять личный финансовый план и бюджет;

  • рассчитывать стоимость покупки при приобретении ее в кредит;

  • рассчитывать страховой взнос;

  • анализировать способы инвестирования денежных средств;

  • рассчитывать доходность финансовых инструментов с учетом инфляции;

  • применять налоговые льготы, социальные и имущественные налоговые вычеты.

Формы:

Устный контроль: фронтальный и индивидуальный устный

опрос;

Письменный контроль:

- выполнение самостоятельных работ;

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- выполнение практических заданий.


Методы:

Наблюдение за работой обучающихся.

Тестирование.

Компьютерное тестирование.

Проверка практических заданий.

Индивидуальная и групповая презентация (представление выполненных заданий).

Усвоенные знания:

  • способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;

  • структуру, способы составления и планирования личного бюджета;

  • стратегии и способы достижения финансовых целей;

  • влияние инфляции на стоимость активов;

  • принципы кредитования физических лиц;

  • формы дистанционного банковского обслуживания;

  • правила безопасности при пользовании банкоматом;

  • правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом;

  • виды страхования в России;

  • место инвестиций в личном финансовом плане;

  • виды финансовых продуктов для различных финансовых целей;

  • место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане;

  • налоговые льготы и налоговые вычеты;

  • виды финансового мошенничества;

  • основные признаки и виды финансовых пирамид.


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!