СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.05 Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга для специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга" включает в себя паспорт дисциплины,условия реализации учебной дисциплины,контроль и оценка освоения результатов данной дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.05 Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга для специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»»


Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский технический колледж»








УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________ С.А. Казарбина

«____» _______________ 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОПД.05 Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга

для специальности 21.02.08 «Прикладная геодезия»

















г. Хабаровск

2018 г.


Рабочая программа учебной дисциплины по ОПД.05 «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальности среднего профессионального образования (далее – СПО): 21.02.08 «Прикладная геодезия».

Организация – разработчик: краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский технический колледж»

Разработчик Насонова Н.А., преподаватель КГБ ПОУ «ХТК»

Комплект контрольно-оценочных средств рассмотрен и одобрен предметной (цикловой) комиссией «Геодезии и картографии»


Протокол №______ от ______________2018 г.


Председатель комиссии______________________И.П.Теличкина

















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.08 «Прикладная геодезия»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга» входит в «Профессиональный цикл» и принадлежит к циклу «Общепрофессиональных дисциплин».


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 3.1.Разрабатывать мероприятия и организовывать работы по созданию геодезических, нивелирных сетей и сетей специального назначения, топографическим съемкам, геодезическому сопровождению строительства и эксплуатации зданий, и инженерных сооружений, топографо- геодезическому обеспечению кадастра территорий и землеустройства.

ПК 3.2.Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ, требований технических регламентов и инструкций.

ПК 3.3.Принимать самостоятельные решения по комплектованию бригад исполнителей и организации их работы.

ПК 3.4.Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда.


В результате освоения учебной дисциплины «Основы экономики» обучающийся должен:

уметь:

  • производить необходимые экономические расчеты;

  • применять адекватные рыночной ситуации экономические решения и самостоятельно пользоваться нормативными правовыми актами;

  • грамотно составлять технический проект на производство топографо-геодезических работ;

знать:

  • основы экономической теории и экономических отношений;

  • особенности микроэкономического функционирования организации в рыночных

  • условиях;

  • особенности организации и планирования картографо-геодезической отрасли;

  • основные понятия современного менеджмента (управления) и маркетинга;

  • комплекс маркетинговых мероприятий с учетом специфики картографо-геодезической отрасли


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов; самостоятельной работы обучающегося 50часов.

2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Разрабатывать мероприятия и организовывать работы по созданию геодезических, нивелирных сетей и сетей специального назначения, топографическим съёмкам, геодезическому сопровождению строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений топографо-геодезическому обеспечению кадастра территорий и землеустройства

ПК 3.2.

Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ, требований технических регламентов и инструкций

ПК 3.3.

Принимать самостоятельные решения по комплектованию бригад исполнителей и организации их работы

ПК 3.4.

Реализовать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоёмкости и повышение производительности труда

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

44

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа


50

Итоговая аттестация в форме:

дифференцированного зачета

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в микроэкономику


2

Тема 1.1.

Определение и сущность микроэкономики.

Содержание учебного материала

1


Определение микроэкономики. Предмет и объект микроэкономики. Цели микроэкономики. Основные категории микроэкономики.

2

1

Раздел 2. Формирование предприятия


17

Тема 2.1.

Предприятие, как хозяйствующий субъект.

Содержание учебного материала

1

Предприятие, как субъект предпринимательской деятельности. Понятие и сущность предприятия. Классификация предприятий по различным признакам: по отраслевому признаку, по цели деятельности, по формам собственности.

2

2

Тема 2.2.

Предприятие, как хозяйствующий субъект.

Содержание учебного материала

1

Классификация объединений предприятий. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Организационно-правовая форма предприятий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: «Организационно-правовая форма предприятий»

2

Тема 2.3.

Предприятие, как хозяйствующий субъект.

Содержание учебного материала

1

Организационно-правовая форма предприятий. Создание организации. Реорганизация предприятия. Ликвидация и банкротство предприятия.

2

2

Тема 2.4.

Предприятие, как хозяйствующий субъект.

Содержание учебного материала

1

Производственная структура предприятия. Производственный процесс и принципы его организации.


2

2

Практическое занятие № 1 «Предприятие, как хозяйствующий субъект»


4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по теме: «Основы логистики предприятия»

3

Раздел 3. Производственные фонды предприятия.


16

Тема 3.1.

Основные производствен­ные фонды предприятия.

Содержание учебного материала

1

Понятие основных фондов, структура. Учет и оценка основных фондов. Износ основных фондов. Амортизация ОПФ.

4

2

Тема 3.2.

Показатели эффективности использования ОПФ.

Содержание учебного материала

1

Показатели эффективного использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования ОПФ. Производственная мощность, ее сущность, показатели использования.

2


2


Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 3.3.

Оборотные средства предприятия.


Содержание учебного материала

1

Понятие оборотных средств, состав, структура. Нормирование оборотных средств. Кругооборот оборотных средств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 3.4.

Оборотные средства предприятия.


Содержание учебного материала

1

Показатели использования и оценка эффективности применения оборотных средств.

2

2

Практическое занятие № 2 « Расчет показателей использования основных фондов и оборотных средств»

2

2

Раздел 4. Учет оплаты труда. Нормирование труда.


23

Тема 4.1.

Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда.


Содержание учебного материала

1

Производственный персонал предприятия. Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Конспектирование источников.

2

Тема 4.2.

Нормирование труда.

Содержание учебного материала

1

Нормирование труда на предприятии: цели и задачи. Методы нормирования труда. Виды норм затрат труда.

2

2

Тема 4.3.

Нормирование труда.

Содержание учебного материала

1

Выполнение норм. Изучение затрат рабочего времени.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

3

Тема 4.4.

Нормирование труда.


Содержание учебного материала

1

Метод непосредственных замеров и метод моментных наблюдений. Виды наблюдений: фотография рабочего времени, хронометраж. Этапы проведение наблюдений.

2

2

Практическое занятие № 3 «Расчет процента выполнения норм и производительности труда»

2

2

Тема 4.5.

Оплата труда.


Содержание учебного материала

1

Понятие заработной платы, принципы её организации. Системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, его структура.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 4.6.

Оплата труда.


Содержание учебного материала

1

Основные виды и формы оплаты труда.

2

2

Практическое занятие № 4 «Расчёт заработной платы при различных формах оплаты труда»


2

2

Раздел 5.Издержки производства, ценообразование.

Эффективность деятельности предприятия.



22

Тема 5.1.

Издержки производства и себестоимость.

Содержание учебного материала

1

Понятие издержек предприятия и себестоимости продукции. Виды издержек. Группировка затрат по экономическим элементам и различным признакам. Калькуляция себестоимости, статьи калькуляции.

2

2


Тема 5.2.

Издержки производства и себестоимость.


Содержание учебного материала

1

Факторы и пути снижения себестоимости предприятия.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 5.3.

Ценообразование.


Содержание учебного материала

1

Цена в современной экономике. Стратегии ценообразования. Этапы ценообразования. Виды цен. Методы ценообразования.

2

2

Практическое занятие № 5 «Составление калькуляции и сметы затрат»


2

2

Тема 5.4.

Прибыль и рентабельность.


Содержание учебного материала

1

Определение конечных результатов деятельности предприятия. Прибыль, функции прибыли. Источники получения прибыли.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 5.5.

Прибыль и рентабельность.


Содержание учебного материала

1

Формирование и распределение прибыли. Рентабельность производства, её показатели.

2

2

Тема 5.6.

Экономическая эффективность производства.


Содержание учебного материала

1

Понятие эффективности. Важнейшие показатели экономической эффективности общественного производства.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 5.7.

Экономическая эффективность производства.

Содержание учебного материала

1

Виды экономической эффективности затрат. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат. Основные направления повышения эффективности.

2

2

Раздел 6. Введение в менеджмент



4

Тема 6.1.

Определение и сущность менеджмента.


Содержание учебного материала

1

Новые цели и задачи управления организацией в условиях рыночной экономики. Роль менеджмента в современных условиях. Менеджмент, как вид управленческой деятельности. Предмет и объект менеджмента. Менеджмент – аппарат управления и категория людей.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада по теме: « Зарубежный опыт менеджмента»

2

Раздел 7.

Организация и её среда



4

Тема 7.1.

Внутренняя среда и внешняя среда организации.



Содержание учебного материала

1

Характеристика основных элементов внутренней и внешней среды организации. Ключевые цели организации. Классификация целей. Характеристика факторов прямого и косвенного воздействия.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Конспект по теме: «Совершенствование организации работы предприятия»

2

Раздел 8.

Основные функции менеджмента и их реализация



8

Тема 8.1.

Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала

1

Общая характеристика основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль и координация) и их взаимосвязь.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение таблицы «Основные черты традиционных и современных принципов хозяйствования»

2


Тема 8.2.

Организацион­­ная структура.


Содержание учебного материала

1.

Понятие организационной структуры управления, её элементы, принципы проектирования. Виды организационных структур, их характеристика.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схем

2

Раздел 9.Технология принятия управленческих решений


4

Тема 9.1.

Управленческие решения.


Содержание учебного материала

1

Сущность управленческих решений, их характеристика. Виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Разработка и оценка решений.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: « Методы принятия решений»

2

Раздел 10.Основы маркетинга


6

Тема 10.1.

Определение и сущность маркетинга.

Содержание учебного материала

1

Понятие маркетинга. Принципы и функции маркетинга. Цели и методы маркетинга. Основные понятия маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга.

2

1

Тема 10.2.
Жизненный цикл товара. Стимулирование сбыта.

Содержание учебного материала

1

Концепция жизненного цикла товара. Виды цен и методы их установления. Виды и назначение скидок с цен. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара. Формирование каналов распределения. Реклама и стимулирование сбыта. Мероприятия «паблик рилейшнз».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: «Маркетинговая деятельность предприятия»

2

Раздел 11.Менеджмент и маркетинг в топографо-геодезическом производстве


6

Тема 11.1.

Особенности менеджмента и маркетинга на топографо-геодезической предприятии.

Содержание учебного материала

1

Планирование и организация работ экспедиций, цехов, партий бригад. Принятие управленческих решений. Маркетинговая деятельность топографо-геодезического предприятия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: «Особенности маркетинга геодезических работ и услуг»

4

Раздел 12.Деятельность предприятия.




16

Тема 12.1.

Планирование деятельности предприятия.





Содержание учебного материала

1

Необходимость, сущность и принципы планирования. Элементы планирования. Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана.

2

2

Тема 12.2.

Финансовые ресурсы предприятия.

Содержание учебного материала

1

Финансы предприятия, отношения с государством. Источники финансовых ресурсов предприятия. Внутренние и внешние источники. Денежные фонды предприятия.

2

2

Тема 12.3.

Инвестиционная политика предприятия.


Содержание учебного материала

1

Экономическое содержание капитальных вложений, инвестиций. Формы капитала и инвестиционной деятельности. Положение в инвестиционной сфере. Источники финансирования инвестиционной деятельности.

2

2

Тема 12.4.

Методика расчёта основных технико-экономических показателей работы предприятия.

Содержание учебного материала

1

Показатели по производству продукции: стоимостные и натуральные.



2

2

Тема 12.5.

Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия.

Содержание учебного материала

1

Производственная мощность предприятия, порядок её расчёта. Технико - экономические показатели использования оборудования.


2

2

Тема 12.6.

Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия.

Содержание учебного материала

1

Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта.


2

2

Тема 12.7.

Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия.

Содержание учебного материала

1

Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся над курсовым проектом

12

Всего:



150

4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно- наглядных плакатов, методические и раздаточные материала.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Микроэкономика [Электронный ресурс] / И.В. Грузков. - Изд. 2-е, доп. - Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА», 2016. - 112 с.

2. Микроэкономика: учеб. для бакалавров / Всерос. заоч. финанс.-экон. ин-т ; ред.: Г. А. Родина, С. В. Тарасова. - Москва: Юрайт, 2015. - 262с.

3. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю.В. Морозов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 148 с.

4. Основы менеджмента: учебник / под ред. В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко. - 2- е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 271 с.

5. Добрина, Наталия Александровна. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - Москва: АльфаМ: Инфра-М, 2015. - 287 с. - (ПРОФИль).

Дополнительные источники:

1. Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента: учеб. пособие / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2014. - 665 с.

2. Деветьярова, Ирина Петровна. Микроэкономика / И. П. Деветьярова; ВятГУ, ФЭМ, каф.СТД. - Киров: [б. и.], 2012. - 163 с.

3. Экономическая теория [Электронный ресурс] / В.М. Агеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и Ко, 2014. - 696 с.

Интернет ресурсы:

www.wikipedia.ru

www.zakonprost.ru

www.center-yf.ru








5. Контроль и оценка результатов освоения Учебной Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • производить необходимые экономические расчеты;

  • применять адекватные рыночной ситуации экономические решения и самостоятельно пользоваться нормативными правовыми актами;

  • грамотно составлять технический проект на производство топографо-геодезических работ;


Текущий контроль в форме:

- устный опрос

- тестирование

- по карточкам

- понятийный диктант

- самостоятельная работа

- защита практических работ

Дифференцированный зачет


Усвоенные знания:

  • основы экономической теории и экономических отношений;

  • особенности микроэкономического функционирования организации в рыночных

  • условиях;

  • особенности организации и планирования картографо-геодезической отрасли;

  • основные понятия современного менеджмента (управления) и маркетинга;

  • комплекс маркетинговых мероприятий с учетом специфики картографо-геодезической отрасли




Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Разрабатывать мероприятия и организовывать работы по созданию геодезических, нивелирных сетей и сетей специального назначения, топографическим съёмкам, геодезическому сопровождению строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений топографо-геодезическому обеспечению кадастра территорий и землеустройства

- составление графика работ;

- организация работы в полевых условиях;

- организация снабжения, транспорта

- стимулирование сотрудников на работы в нормальных условиях труда;

- мотивация работников к сохранению экологической обстановки в регионе работ;

- формулирование целей и задач для выполнения запланированных работ;

- стимулирование работников к здоровому образу жизни;

письменный опрос; защита практических работ

тесты;

решение ситуационных задач


ПК 3.2. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ, требований технических регламентов и инструкций

- применение знаний правил технической безопасности при выполнении работ;

- применение нормативов регламента работ по ситуации;

- умение к проведению учётных мероприятий

письменный опрос тесты;

защита практических работ

решение ситуационных задач

ПК 3.3. Принимать самостоятельные решения по комплектованию бригад исполнителей и организации их работы

- умение подбора людей в бригаду

- умение грамотно действовать в конфликтной ситуации и погашения неприязненных проявлений;

решение ситуационных задач

тесты

защита практических работ

ПК 3.4. Реализовать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоёмкости и повышение производительности труда

- мотивирование сотрудников на обучение и повышение квалификации;

- рациональное использование психологических, физических и профессиональных качеств сотрудников;

- стимулирование заботы о личном здоровье

письменный опрос тесты;

защита практических работ

решение ситуационных задач

Дифференцированный зачет


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только, формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • аргументированный выбор профессиональной деятельности

  • представление профессиональных навыков работы на различных конкурсах и при прохождении практик;

  • собирание сведений о современных методах и способах производства работ

защита практических работ

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • рациональное планирование и организация деятельности по выполнению расчётно – графических задач;

  • аргументирование выбора методов и способов решения профессиональных задач;

  • своевременные сроки сдачи работ, отчётов

защита практических работ

ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- развитие психологических и коммуникативных качеств личности;

- создание микроклимата для членов бригады и коллектива;

- планирование вариантов решения проблем с коллегами

защита рефератов, докладов


6