Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих
Объем нагрузки студента во взаимодействии с преподавателем - 48 часов, в том числе:
Внеаудиторной самостоятельной работы – 0 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. История философии | | |
Тема 1.1. Философия как мировоззрение. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 22 | знать:- основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 . |
Понятие философии. Основные разделы философии. Философия как любовь к мудрости. Предмет философии и ее роль в обществе. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрения. Периодизация историко-философского процесса. | 1 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №1 «Философия, её смысл, функции и роль в обществе». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.2. Философия Древнего Востока. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Становление философской мысли в Древней Индии. Общая характеристика древнеиндийской философской традиции. Начало философии в древнем Китае. Первые школы древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм и др. | 1 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №2 «Философское наследие Древней Индии и Древнего Китая» |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.3. Античная философия | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Первые философские школы античности. Проблема первоначала мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Анаксагор). Оформление понятия бытия в Элейской школе (Парменид и Эмпедокл). Атомистические идеи Левкиппа и Демокрита. Софисты. Сократ. Объективный идеализм Платона. Аристотель о бытии и познание. Эллинизм: основные идеи. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм. | 1 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №3 «Особенности Античной философии». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Специфические черты философии средних веков. Патристика. Августин Блаженный о мире и Боге, человеке и Боге, концепции исторического прогресса, о добре и зле. Схоластика. Фома Аквинский о вере и знании. Доказательства бытия Бога. Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Антропоцентризм. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №4 «Основные черты философии Средневековой и философии Возрождения». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.5. Философия Нового времени. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Философия Нового времени, Особенности философии Нового времени: рационализм Р. Декарта, В.Г.Лейбница, эмпиризм Ф. Бекона, Т.Гоббса и сенсуализм Дж. Локка. Воззрения Беркли Дж. И Д. Юма в период Нового времени. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №5 «Основные философские направления Нового времени». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.6. Западная философия XIX и XX веков. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Немецкая классическая философия: И.Кант, И. Фитхе, Ф.Шеллинг, Ф.Гегель, Л.Фейербах. Антропологический материализм Л.Фейебаха. Диалектический материализм К.Маркса. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Идеи и воззрения А.Берксона. Экзистенциализм: Ясперс, Марсель, Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи. Философская Герменевтика, Аналитическая философия: Б.Рассел, Л. Витгенштейн, философы «Венского кружка» (Р.Карнап и др.) | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №6 «Общая характеристика философии XIX и XX веков». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 1.7. Отечественная философия. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Исторические предпосылки развития русской философии: осмысление русской государственности в контексте христианской истории («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, концепция «Москва – третий Рим» монаха Филофея), формирование философских идей в рамках духовной культуры XVIII века. Философские системы XIX века. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Материализм и марксизм в истории русской философии. Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Основные тенденции развития русской философии в ХХ веке: софиология (С. Булгаков), космизм, евразийство, русский экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов) о принципе человеческой свободы как творчестве, феноменология (Г.Шпет, А.Лосев). | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №7 «Русская философия как особый тип философствования». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Раздел 2. Теория современной философии | 14 | |
Тема 2.1 Философское учение о бытии. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основы философского учения о бытии; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Разнообразие форм бытия (природное бытие, бытие человека, социальное бытие). Проблема единства мира и варианты ее осмысления: монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции в философии. Понятия материального и идеального. Историческое развитие понятия материи. Пространство, время. Понятие развития. Движение и развитие. Основные формы движения. Самоорганизация бытия. | 1 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №8 «Учение о бытии и картины мира». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 2.2. Философия о сознании | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | |
Философия о происхождении и сущности сознания. Проблемы сознания в истории философии. Сознание, память, самосознание. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Анализ диалектико-материалистической концепции сознания. | 1 | 1 | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №9 «Сознание, его структура и функции». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 2.3. Познание, его формы и уровни. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -сущность процесса познания; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Познание на разных этапах философии. Предмет и проблематика теории познания. Познание и практика. Субъект и объект познания. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания, проблема истины. Формы познания: наука, аксиология, искусство, практическая жизнь. | 1 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №10 «Теория познания как составная часть философии». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 2.4. Научная, философская, религиозная картины мира. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -основы научной, философской и религиозной картин мира; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Объективистские картины мира. Ньютоновско-картизианская парадигма мышления, теория относительности, современная наука о картине мира. И. Пригожин о строении и развитии Вселенной. Христианство и буддизм о возникновении мира, структура пространства и времени, сравнение теорий. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №11 «Картина мира как результат развития религии, философии и науки». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Раздел 3. Философская антропология и социальная философия | 12 | |
Тема 3. 1. Философия о человеке и смысле жизни. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза, анализ взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке. Предметно-материальная деятельность человека. Смысл человеческого бытия. Многообразие жизненных идеалов: гедонистический, аскетический, религиозный, гуманистический и т.д. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №12 «Человек как главная философская проблема». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 3.2.Общество и его развитие. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально – философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение общества. Сущность общества. Общество и его структура. Подсистемы общества. Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 3 |
Практическое занятие №13 «Проблема концепций общественного развития». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 3.3. Философия культуры. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Анализ содержания понятия «культура». Законы и особенности функционирования культуры. Массовая и элитарная культура. Х. Маршалл о массовой коммуникации как новом типе культуры и новом этапе социального развития общества. Оптимистическая концепция массовой культуры Маклюэна, философия Франкфуртской школы. Г. Маркузе, Т. Оддорна) о молодежной контркультуре. Сравнение и анализ взаимосвязи понятий «культура» и «цивилизация». Концепция культуры Шпенглера О., А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, мистика, географической детерминизм о культуре. Концепция человека и культуры в 21 веке. Биосферная концепция культуры в трудах В.И. Вернадского. Запад и Восток. Россия в диалоге культур. | 2 | 1 |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №14 «Культура и цивилизация». |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студентов | 0 |
Тема 3.4. Глобальные проблемы современности. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ЛР 5, ЛР7, ЛР8 |
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл. Проблема ресурсов в жизни современного человечества. Анализ демографической и продовольственной проблемы. Угрозы уничтожения жизни в глобальном масштабе (прогнозы будущего «Римского клуба») необходимость гармонизации отношений человека и среды его обитания. Глобальная мирная стратегия сохранения человека и человечества. | 2 | - |
Лабораторные занятия | - |
Практическая подготовка | (0) |
Практические занятия | 1 |
Практическое занятие №15 «Происхождение и сущность глобальных проблем». |
Зачет | 1 |
Всего | 48 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины колледж располагает учебным кабинетом и лабораторией учебным кабинетом социально-гуманитарных дисциплин.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (мобильное).
3.2. Информационное обеспечение
1. Губин, В. Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-484-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1141802 (дата обращения: 09.04.2021). – Режим доступа: по подписке.
2. Борисов, С. В. Основы философии: учебное пособие / С. В. Борисов. - 3-е изд., стер.- Москва: Флинта, 2021. - 424 с. - ISBN 978-5-9765-0925-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1233245 (дата обращения: 09.04.2021). – Режим доступа: по подписке.
3.Голубева, Т. В. Основы философии: учебно-методическое пособие / Т.В. Голубева. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/textbook_59390bb357f743.24139385. - ISBN 978-5-00091-437-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044405 (дата обращения: 09.04.2021). – Режим доступа: по подписке.
4. «Методических рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Основы философии»// сост. Агеева О.В., Челябинск, 2021. – 71 с.
5. Свергузов, А. Т. Основы философии : учеб. пособие / А.Т. Свергузов. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 147 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014880-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009571 (дата обращения: 09.04.2021). – Режим доступа: по подписке.
6.Конспекта лекций по дисциплине «Основы философии», для всех специальностей очной и заочной формы обучения// сост. Агеева О.В., Челябинск, 2018. – 93 с.
http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online
Изучение учебной дисциплины проводится на втором курсе на протяжении первого семестра и завершается зачётом.
Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, репродуктивные методы обучения, практическая работа студентов, метод проблемного обучения.
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных образовательной программой.
6. МЕРОПРИЯТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ НА ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОГЛАСНО КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ