СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04.МАТЕМАТИКА общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для специальности 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

ОУД .12  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия

 

1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия является элементом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования технического профиля: 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04.МАТЕМАТИКА общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

« Губернский колледж»


«Согласовано» «Утверждаю»

1-ый заместитель директора директор ГАПОУ МО

по учебной работе « Губернский колледж»

____________ А.И. Лысиков ___________________ Т.Ю. Лебедева «__» _______________ 20___г.

«__»______________ 20___г



Рассмотрено на заседании

ПЦК физико-математических дисциплин

протокол № __ от _________ 20__г.

Председатель _____________ О.А. Михайлова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


МАТЕМАТИКА:АЛГЕБРА, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ

«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

(технического профиля)

по специальности

23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей














Серпухов

2017




Составители: Мирошникова Е.И., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: председатель ПЦК физико-математических дисциплин Михайлова О.А. _____________________________

Содержательная экспертиза: председатель ПЦК физико-математических дисциплин Михайлова О.А. ______________________


Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: ___________________________________


Рабочая программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА;ГЕОМЕТРИЯ для специальности среднего профессионального образования 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей .


Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259


Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основ-

ной профессиональной образовательной программы СПО или НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.







СОДЕРЖАНИЕ


Название разделов

стр.


1. Пояснительная записка


4


2. Тематический план


6


3. Содержание учебной дисциплины


19


4. Содержание профильной составляющей


27


5. Требования к результатам обучения


28


6. Условия реализации программы


32


7. Приложение 1


34

8. Приложение 2

40


9. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

41


Пояснительная записка



Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего (полного) общего образования математики на профильном уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.


Содержание программы «Математика» направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;

  • обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;

  • обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;

  • обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.



В ГАПОУ МО «Губернский колледж» на математику: алгебру, начала математического анализа, геометрию по специальностям среднего профессионального образования технического профиля отводится 234 часа аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования1.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.


В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.


В программе по дисциплине Математика: алгебра, начала анализа, геометрия, реализуемой при подготовке студентов по специальности (профессии) 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей профильной составляющей отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:

– общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;

– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;

– практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.

В программе теоретические сведения дополняются практическими работами в количестве 70 часов

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение математики: алгебры, начал математического анализа, геометрии при овладении студентами специальностью 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей технического профиля

Контроль качества освоения дисциплины математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия проводится в процессе текущего контроля, точек рубежного контроля и промежуточной аттестации.

Текущий и рубежный контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего и рубежного контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменного экзамена(виде контрольной работы )по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела


Количество часов


максимальная

учебная

нагрузка



самостоя-

тельная

учебная

работа

обязательная аудиторная

учебная нагрузка, в т.ч.:


ТО

ЛПР


Введение

1.Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности.

2.Цели и задачи изучения математики при освоении профессии




2


0


Раздел 1. Развитие понятия о числе.

1.Целые и рациональные числа.

2.Действительные числа.

3.Приближенные вычисления.

4.Приближенные вычисления.

Практическая работа №1

5.Комплексные числа.

6. Комплексные числа.

7.Комплексные числа.

Практическая работа №2

8.Уравнения и системы.

9.Неравенства.

10.Проверочная работа «Развитие понятия о числе»






8




2



Раздел 3. Корни, степени и логарифмы.

1.Повторение.

2.Корни натуральной степени из числа и их свойства.

3.Корни натуральной степени из числа и их свойства.

4.Корни натуральной степени из числа и их свойства. Практическая работа №3

5.Иррациональные уравнения

6.Иррациональные уравнения

Практическая работа №4

7.Степени с рациональными показателями, их свойства.

8.Степени с рациональными показателями, их свойства.

9.Степени с рациональными показателями, их свойства. Практическая работа №5

10.Показательная функция и её свойства

11.Показательные уравнения

12.Показательные уравнения

13.Показательные уравнения и неравенства

14.Показательные уравнения и неравенства Практическая работа №6

15.Определение логарифма.

16.Десятичные и натуральные логарифмы

17.Основные свойства логарифмов

18.Основные свойства логарифмов

Практическая работа №7

19.Преобразование логарифмических выражений

20.Преобразование логарифмических выражений Практическая работа №8

21.Логарифмическая функция и её свойства

22.Логарифмические уравнения

23.Логарифмические уравнения

Практическая работа№9

24.Логарифмические неравенства

25.Логарифмические неравенства

26.Логарифмические неравенства

Практическая работа№10

27.Логарифмические уравнения и неравенства

28.Проверочная работа по теме "Корни, степени и логарифмы".




20



























8
























Раздел 4. Прямые и плоскости в пространстве.

1.Аксиомы стереометрии

2.Взаимное расположение двух прямых в пространстве.

3.Параллельность прямых

4.Параллельность прямой и плоскости.

5.Параллельность плоскостей.

6.Перпендикулярность прямых

7.Перпендикулярность прямой и плоскости.

Практическая работа№11

8.Перпендикуляр и наклонная

9.Перпендикуляр и наклонная

10Перпендикуляр и наклонная

Практическая работа№12

11.Перпендикулярность двух плоскостей.


12.Угол между прямой и плоскостью.

13.Двугранный угол.

14Угол между плоскостями.

15.Угол между плоскостями.

16.Геометрические преобразования пространства: симметрия относительно плоскости.

Практическая работа№13

17.Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос

18.Параллельное проектирование.

19.Параллельное проектирование. 20.Практическая работа№14 "Прямые и плоскости в пространстве"



16

4

Раздел 4.Комбинаторика.

1.Комбинаторные конструкции.

2.Размещения.

3.Перестановки.

4.Сочетания.

5.Размещения. Перестановки. Сочетания. Практическая работа №15

6.Правила комбинаторики.

7.Правила комбинаторики.

Практическая работа №16

8.Формула бинома Ньютона

9.Свойства биноминальных коэффициентов. Практическая работа №17

10.Треугольник Паскаля.

11.Треугольник Паскаля.

Практическая работа №18

12.Практическая работа №19 по теме:"Комбинаторика ".



7

5

Раздел 5. Координаты и векторы.

1.Повторение. Координаты и векторы на плоскости.

2.Координаты и векторы на плоскости.

3.Координаты и векторы на плоскости. Практическая работа №20

4.Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Практическая работа №21

5.Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число.

6.Модуль вектора.

7.Координаты вектора.

Практическая работа №22

8.Разложение вектора по направлениям

9.Проекция вектора на ось.

10.Угол между двумя векторами.

Практическая работа №23

11.Скалярное произведение векторов.

12.Скалярное произведение векторов. Практическая работа №24

13.Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

14.Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

15.Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

16.Практическая работа №25 «Координаты и векторы»



10

6

Раздел 6. Основы тригонометрии.

1.Радианная мера угла. Вращательное движение.

2.Радианная мера угла. Вращательное движение.

3.Вращательное движение.

Практическая работа №26

4.Определение синуса, косинуса

5.Определение тангенса и котангенса числа.

6.Основные тригонометрические тождества Практическая работа №27

7.Формулы приведения.

8.Формулы сложения

Практическая работа №28

9.Формулы половинного угла

10Формулы суммы и разности

Практическая работа №29

11.Преобразования простейших тригонометрических выражений

12.Преобразования простейших тригонометрических выражений. Практическая работа №30

13.Тригонометрические функции.

Тригонометрические функции.

14.Арксинус, арккосинус, арктангенс числа

15.Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

16.Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Практическая работа №31

17.Простейшие тригонометрические уравнения.

18.Простейшие тригонометрические уравнения.

Практическая работа №32

19.Простейшие тригонометрические уравнения.

20.Простейшие тригонометрические уравнения.

Практическая работа №33

21.Решение тригонометрических уравнений.

22.Решение тригонометрических уравнений.

23.Решение тригонометрических уравнений.

24.Решение тригонометрических уравнений.

25.Решение тригонометрических уравнений.

Практическая работа №35

26.Простейшие тригонометрические неравенства.

27.Простейшие тригонометрические неравенства.

28.Простейшие тригонометрические неравенства.

29.Простейшие тригонометрические неравенства.

30.Практическая работа №36

31.Проверочная работа по теме: "Основы тригонометрии".




21

10

Раздел 7. Функции и их графики

1.Обзор общих понятий. Область определения и множество значений.

2.График функции, построение графиков функций, заданных различными способами.

3.График функции, построение графиков функций, заданных различными способами.

Практическая работа №37.

4.Свойства функции.

5.Четные и нечетные функции.

6.Периодичность функций.

7.Промежутки возрастания и убывания

Практическая работа №38.

8.Наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума

9.Схема исследования функций.

10Схема исследования функций.

Практическая работа №39.

11.Обратные функции.

12.Преобразования функций и действия над ними.

13.Преобразования функций и действия над ними.

14.Симметрия функций и преобразование графиков.

15.Преобразования графиков.

Практическая работа №40.

16.Непрерывность функции

17.Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

18.

Практическая работа №41.по теме «Функции и их графики»




13

5

Раздел 8. Многогранники и круглые тела

1.Многогранники.

2.Призма.

3.Параллелепипед и куб.

4.Поверхность призм

5.Объём призмы.

Практическая работа №42

6. Сечения призмы.

Практическая работа №43

7. Пирамида

8. Правильная пирамида

9. Поверхность пирамиды Практическая работа №44

10.Объём пирамиды

11. Сечения пирамиды.

Практическая работа №45

12.Правильные многогранники

13. Правильные многогранники

14.Круглые тела

15.Цилиндр

16. Сечения цилиндра

17.Поверхность цилиндра

18.Объём цилиндра.

Практическая работа №46

19.Конус. Сечения конуса

20.Поверхность конуса. Объём конуса.

21. Практическая работа №47

Вычисление объёмов и площадей поверхностей круглых тел

22. Шар и сфера

23. Шар и сфера, их сечения

Практическая работа №48

24. Площадь поверхности сферы и объём шара

25. Практическая работа №49

26. Проверочная работа по теме: "Многогранники и круглые тела".




18

8

Раздел 9. Начала математического анализа.

1. Последовательности.

2.Свойства последовательностей

3.Предел последовательности.

4.Вычисление пределов.

Практическая работа№50

5. Понятие производной .

6. Производные элементарных функций

7. Правила дифференцирования.

Практическая работа№51

8. Правила дифференцирования.

Практическая работа№52

9. Производная сложной функции.

10.Вычисление производной с применением правил дифференцирования .

Практическая работа№53

11.Применение непрерывности

12. Касательная к графику функции

13. Касательная к графику функции Практическая работа№54

14. Применение производной. Признак возрастания и убывания

15. Применение производной. Критические точки функции.

16. Максимумы и минимумы.

Практическая работа№55

17. Применение производной к исследованию функций .

18. Исследование функций с помощью производной.

19. Исследование функций и построение графиков

20. Исследование функций и построение графиков

Практическая работа№56

21. Наибольшее и наименьшее значение функции

22. Наибольшее и наименьшее значение функции

23. Наибольшее и наименьшее значение функции

Практическая работа№57

24.Проверочная работа по теме «Производная и её применение»



16















8













Раздел 10. Интеграл и его применение

1.Первообразная

2. Свойства первообразной.

3. Правила вычисления первообразных.

4. Правила вычисления первообразных.

Практическая работа№58

5. Площади плоских фигур.

6. Площадь криволинейной трапеции.

7. Площадь криволинейной трапеции. Практическая работа№59

8. Интеграл.

9. Формула Ньютона-Лейбница.

10. Вычисления интегралов с помощью формулы Ньютона -Лейбница

11.Применение интеграла. Практическая работа№60

12. Применение интеграла для вычисления площадей

13. Применение интеграла Практическая работа№61

14. Применение интеграла в прикладных задачах.

15. Проверочная работа по теме

« Интеграл и его применение»



11

4

Раздел 11. Элементы теории вероятностей и математической статистики

1.Вероятность и ее свойства.

2. Событие, вероятность события

3. Свойства вероятности

4. Вычисление вероятности по классическому определению. Практическая работа №62

5. Сложение и умножение вероятностей

6. Повторные испытания

7. Схема повторных испытаний

8. Практическая работа №63

9. Случайная величина

10. Случайная величина

11. Математическое ожидание случайной величины

12.Практическая работа №64 по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики»



9

3

Раздел 12. Уравнения и неравенства.

1.Равносильность уравнений.

2. Равносильность уравнений.

3. Основные приёмы решения уравнений

4. Основные приёмы решения уравнений

Практическая работа №65

5. Основные приёмы решения уравнений

6. Основные приёмы решения уравнений

Практическая работа №66

7.Системы уравнений

8.Методы решения систем уравнений

9.Системы двух уравнений с двумя неизвестными

Практическая работа №67

10. Решение неравенств. Стандартные неравенства.

11. Решение неравенств. ОДЗ

12. Решение неравенств

Практическая работа №68

13. Метод интервалов.

14.Решение неравенств методом интервалов

15. Решение неравенств методом интервалов

Практическая работа №69

16.Повторение.Корни,степени,логарифмы

17. Повторение. Основы тригонометрии

18. Повторение. Производная, интеграл

19. Практическая работа №70

20. Проверочная работа по теме «Уравнения и неравенства»




13

7


Итого




164


70



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования.


1. Развитие понятия о числе

Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.

Комплексные числа.

Демонстрации - не предусмотрено.

Лабораторные работы - не предусмотрено.

Практические занятия:

№1. Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), сравнение числовых выражений.


2. Функции, их свойства и графики

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.

Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции.

Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№2.Построение графиков функций.

№3.Исследование функции по схеме.


3. Корни, степени и логарифмы.

Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.

Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.

Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:


№4. Преобразование выражений, содержащих корни и степени.

№5. Преобразование алгебраических выражений.

№6. Решение показательных неравенств.

№7. Решение логарифмических неравенств.

№8. Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств.


4. Прямые и плоскости в пространстве.

Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.

Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№9. Решение задач по теме:"Перпендикуляр и наклонная".


5. Координаты и векторы.

Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№10. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.


6. Основы тригонометрии.

Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№11. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

№12. Решение простейших тригонометрических уравнений.

№13.Решение тригонометрических уравнений.

№14. Решение простейших тригонометрических неравенств.



7. Многогранники. Тела вращения.

Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

Сечения куба, призмы и пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.

Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:


№15. Сечения призмы.

№16. Сечения пирамиды.



8. Измерения в геометрии.

Объем и его измерение. Интегральная формула объема.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:


№17. Решение задач по теме « Объём ».

№18. Решение задач по теме « Площадь поверхности ».


9. Начала математического анализа.

Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Понятие о непрерывности функции.

Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.

Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№19. Вычисление производной с применением правил дифференцирования.

№20. Исследование и построение графиков функций с помощью производной.

№21. Вычисление первообразной.

№22. Интеграл.


10. Комбинаторика, статистика и теория вероятности.


Элементы комбинаторики

Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.


Элементы теории вероятностей

Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.


Элементы математической статистики

Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.

Решение практических задач с применением вероятностных методов.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№23. Подсчёт числа размещений, перестановок, сочетаний.

№24. Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей.

№25. Представление данных различными способами.


11. Уравнения и неравенства.

Равносильность уравнений, неравенств, систем.

Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).

Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.


Демонстрации - не предусмотрено.


Лабораторные работы - не предусмотрено.


Практические занятия:

№26. Решение уравнений различными способами.

№27. Решение систем уравнений.

№28. Решение неравенств методом интервалов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ


Для специальности


23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей


Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для технического профиля выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики; преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности.

Изучение математики как профильного учебного предмета обеспечивается:

– выбором различных подходов к введению основных понятий;

– формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;

– обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.

Программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.






















ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате изучения учебной дисциплины математики студент должен

(Приложение 1):

знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.



АЛГЕБРА

уметь:

  • выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;

  • находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;

  • выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.


Функции и графики

уметь:

  • вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;

  • определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

  • строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;

  • использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.



Начала математического анализа

уметь:

  • находить производные элементарных функций;

  • использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

  • применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

  • вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.



Уравнения и неравенства

уметь:

  • решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;

  • использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

  • изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;

  • составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для построения и исследования простейших математических моделей.




КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь:

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • анализа информации статистического характера.



ГЕОМЕТРИЯ

уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.








В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

OK 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.

Оборудование учебного кабинета:

1.Нормативные документы, программно-методическое обеспечение: ФГОС НОО, ФГОС СПО, учебные программы.

2.Учебно-методические материалы:

- УМК;

- развивающие, обучающие, контролирующие дидактические материалы;;

  • цифровые образовательные ресурсы;

  • модели геометрических тел;

  • таблицы.;

  • материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации, в том числе в электронном виде.

3.Технические средства обучения:

- интерактивная проекционная система,

- компьютер преподавателя.



Информационное обеспечение обучения

(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники


Для преподавателей

1.Башмаков. М.И. Математика : учебник для учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2013.

2. Башмаков. М.И. Математика. Задачник : учебное пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2013.

3. Башмаков. М.И. Математика .Сборник задач профильной направленности: : учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2013.

4. Башмаков. М.И. Математика. Книга для преподавателей : методическое пособие для НПО,СПО. - М.: Издательский центр «Академия»,2013.

5. Погорелов А. В. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2009.

6. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2009.


Для студентов

1. Башмаков. М.И. Математика : учебник для учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2013.( Учебник)

2. Башмаков. М.И. Математика. Задачник : учебное пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф.образования- М.: Издательский центр «Академия»,2013.(Задачник)


Дополнительные источники


Для преподавателей


1.Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб.пособие для сузов-М.: Дрофа,2009

2.Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2000.

3. Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика. Учебник - М., «Академия», 2012



Для студентов

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М.: Просвещение.



Интернет-ресурсы:

1. http://reshuege.ru/ - образовательный портал подготовки к ЕГЭ

2.http://um-razum.ru/load/videouroki_po_matematike/36 - видеоуроки по математике.

3. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий по математике.

4. http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= ФИПИ открытый банк заданий ЕГЭ.




















Приложение 1

обязательное


КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Уметь:

-Выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты;

-применять математические методы для решения профессиональных задач;

-решать прикладные задачи с

использованием элементов дифференциального и

интегрального исчисления;


- решать простейшие задачи,

используя элементы теории вероятности;


-находить функции распределения

случайной вероятности;


-находить аналитическое

выражение производной

по табличным данным;


-решать обыкновенные

дифференциальные уравнения


Тематика практических работ


  1. Действительные числа.

  2. График функции, построение графиков функций, заданных различными способами.

  3. Схема исследования функций.

  4. Степени с рациональными показателями, их свойства

  5. Преобразование выражений

  6. Показательные неравенства.

  7. Логарифмические неравенства.

  8. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

  9. Перпендикуляр и наклонная.

  10. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

  11. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

  12. Простейшие тригонометрические уравнения.

  13. Решение тригонометрических уравнений.

  14. Простейшие тригонометрические неравенства.

  15. Сечения призмы.

  16. Сечения пирамиды.

  17. Решение задач по теме "Объём".

  18. Решение задач по теме "Площади поверхностей".

  19. Вычисление производной с применением правил дифференцирования.

  20. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

  21. Правила вычисления первообразных.

  22. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

  23. Правила комбинаторики.

  24. Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей.

  25. Представление данных.

  26. Основные приемы решения уравнений: введение новых неизвестных.

  27. Системы уравнений.

  28. Метод интервалов.

ОК

1-7

9-11

ПК 5.1

ПК 6.1

ПК 6.2

ПК 6.4


Знать:

-Роль математики в современном мире, общности ее понятий и

представлений;

-основные понятия о

математическом синтезе

и анализе, дискретной математики, теории

вероятности и математической

статистики;

-основные численные методы

решения прикладных задач;

-простые математические модели систем и процессов в

сфере профессиональной

деятельности.


Раздел 1. Развитие понятия о числе.

Тема 1.1. Целые и рациональные числа. Действительные числа.

Тема 1.2. Приближенные вычисления.

Тема 1.3. Комплексные числа.

Тема 1.4. Числа и корни уравнений.

Раздел 2. Функции и графики.

Тема 2.1.Функции.

Тема 2.2. Свойства функции.

Тема 2.3.Обратные функции.

Тема 2.4. Преобразования функций и действия над ними.

Тема 2.6. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Раздел 3. Корни, степени и логарифмы.

Тема3.1. Повторение.

Тема 3.2. Корни натуральной степени из числа и их свойства.

Тема 3.3. Степени с рациональными показателями, их свойства.

Тема 3.4 . Степени с действительными показателями.

Тема 3.5. Логарифмы и их свойства.

Тема 3.6. Свойства логарифмов.

Тема 3.7. Определения показательной и логарифмических функций, их свойства и графики.

Тема 3.8. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Раздел 4. Прямые и плоскости в пространстве.

Тема 4.1. Аксиомы стереометрии.

Тема 4.2. Взаимное расположение двух прямых в пространстве.

Тема 4.3. Параллельность прямой и плоскости.

Тема 4.4. Параллельность плоскостей.

Тема 4.5. Перпендикулярность прямой и плоскости.

Тема 4.6. Перпендикуляр и наклонная.

Тема 4.7. Угол между прямой и плоскостью.

Тема 4.8. Двугранный угол.

Тема 4.9. Угол между плоскостями.

Тема 4.10. Перпендикулярность двух плоскостей.

Тема 4.12. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.

Тема 4.13. Параллельное проектирование.

Раздел 5. Координаты и векторы.

Тема 5.1.Повторение. Координаты и векторы на плоскости.

Тема 5.2. Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве.

Тема 5.3. Векторы в пространстве.

Тема 5.4. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.

Раздел 6. Основы тригонометрии.

Тема 6.1. Радианная мера угла. Вращательное движение.

Тема 6.2. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.

Тема 6.3. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения.

Тема 6.4. Тригонометрические формулы.

Тема 6.5. Преобразования простейших тригонометрических выражений.

Тема 6.7. Тригонометрические функции.

Тема 6.8. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

Тема 6.9. Простейшие тригонометрические уравнения.

Тема 6.10. Решение тригонометрических уравнений.

Тема 6.11. Простейшие тригонометрические неравенства.

Тема 7.1. Многогранники.

Тема 7.2.Призма.

Тема 7.3.Пирамида.

Тема 7.4. Представление о правильных многогранниках.

Тема 7.5 Цилиндр и конус.

Тема 7.6. Шар и сфера, их сечения.

Раздел 8. Измерения в геометрии.

Тема 8.1. Объем и его измерение.

Тема8.2. Площади поверхностей.

Раздел 9. Начала математического анализа.

Тема 9.1. Последовательности.

Тема 9.2. Понятие производной .

Тема 9.3. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования.

Тема 9.5. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.

Тема 9.6. Примеры использования производной в прикладных задачах.

Тема 9.8. Первообразная.

Тема 9.9.Площади плоских фигур.

Тема 9.10.Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

Тема 9.12. Применение интеграла в прикладных задачах.

Раздел 10. Комбинаторика, статистика и теория вероятности.

Тема 10.1. Комбинаторика.

Тема 10.3.Вероятность и ее свойства.

Тема 10.5. Представление данных .

Раздел 11. Уравнения и неравенства.

Тема 11.1. Равносильность уравнений.

Тема 11.2. Основные приемы решения уравнений.

Тема 11.3. Системы уравнений.

Тема 11.4. Решение неравенств.

Тема 11.6. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.


Приложение 2

обязательное


ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


Название ОК



Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

с коллегами, руководством, клиентами.



  • Информационная технология

  • Технология критического мышления.

  • Уровневая дифференциация обучения

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


  • Технология самостоятельной работы

  • Проблемно-поисковая технология

  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов

  • Тестовая технология


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


  • Тестовая технология

  • Технология активного обучения

  • Технология критического мышления.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать

  • Информационная технология

  • Проблемно-поисковая технология

  • Технология активного обучения

  • Технология личностно-ориентированного обучения

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


  • Информационная технология

  • Здоровье сберегающая технология

  • Технология групповой деятельности


ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

  • Технология групповой деятельности

  • Проблемно-поисковая технология

  • Технология критического мышления.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

  • Технология самостоятельной работы

  • Проблемно-поисковая технология

  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов

  • Технология самостоятельной работы

OK 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.


  • Информационная технология

  • Проблемно-поисковая технология

  • Технология активного обучения

  • Технология личностно-ориентированного обучения

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Технология критического мышления.

  • Информационная технология

  • Проблемно-поисковая технология

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.


  • Здоровье сберегающие технологии.

  • Технологии профессионально-

  • ориентированного обучения.


ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.




ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;


БЫЛО


СТАЛО









1 Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобреными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011г.)



4