СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология по специальности 34.02.01 Сестринское дело»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»





УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 31.05.2018 г. № 46-од












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.15 Биология



по специальности 34.02.01 Сестринское дело
















Надым, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 Биология


  1. Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 34.02.01 Сестринское дело.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОУД.15 Биология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы дисциплины ОУД.15 Биология направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу проблем биологической науки, вопросов

  • состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, проблемам биологической науки.

Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 Биология


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

10

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


подготовка устного ответа по конспекту

6

подготовка к практической работе

10

оформление отчета по лабораторной и практической работе

6

подготовка к контрольной работе

4

подготовка презентаций

6

подготовка к экзамену

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена (2 семестр)


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУД.15 Биология

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Максимальная 108 часов

Аудиторная нагрузка - 72 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов)

Самостоятельная учебная нагрузка – 36 часов

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся

Объем часов

Уровень освоения1

1

2

3

4

1 семестр 34 часа

Введение.

Вводная контрольная работа.

Биология как наука. Методы биологии

Признаки живых организмов

Уровни организации жизни

2

1

  1. Учение о клетке

Содержание учебного материала

10


Клетка - элементарная живая система.

Неорганические вещества клетки

Органические вещества клетки. Белки. Углеводы. Липиды.

Нуклеиновые кислоты. Строение и функции клетки.

Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белка. Митоз.


1

Практические занятия.

  1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом».

  2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

подготовка презентаций

6


  1. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

10

2

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Формирование гамет.

Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей разных групп позвоночных животных. Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека

2


Практические занятия.

3. «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

1


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка устных ответов по конспектам

подготовка к практической работе

подготовка презентаций

4

1

1

2

3. Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

12

2

Генетика как наука. Методы генетики. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость. Селекция как наука. Методы селекции.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения современной селекции. Биотехнология.


Практические занятия.

4. «Составление простейших схем моногибридного скрещивания».

5. «Составление простейших схем дигибридного скрещивания».

6. «Анализ фенотипической изменчивости».

7. «Выявление мутагенов в окружающей среде»

4

контрольная работа за 1 полугодие


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

подготовка к годовой контрольной работе

подготовка к практической работе и оформление отчета по работе

12

1

3

5

3

2 семестр 38 часов

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

16

2

История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Движущие эволюции. Вид. Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Причины вымирания видов. Биологический прогресс. Биологический регресс.


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка презентаций

6

5. Происхождение человека

Содержание учебного материала

6

2

Гипотезы происхождения человека. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.


Практические занятия.

8. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

1


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практическим работам

составление презентаций по изучаемым темам

2


6. Основы экологии

Содержание учебного материала

12

1

Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Межвидовые отношения в экосистеме. Сукцессия. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в природной среде.


Практические занятия.

9. «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».

10. «Решение экологических задач».

2

Самостоятельная работа обучающихся

составление презентаций по изучаемым темам

4

7. Бионика

Содержание учебного материала

2

2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к экзамену

2

Экзамен

2 часа


Итого

72 часа












3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы : учебное пособие / В.Н. Ярыгин под ред., А.Г. Мустафин. — Москва : КноРус, 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04791-0.

  2. Константинов В,М. Биология: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

  3. Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - 13-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 324с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный учебник.

  4. Общая биология: учебное пособие / С.И. Колесников. — Москва : КноРус, 2018. — 287 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-06119-0.

Дополнительные источники:

  1. Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

  3. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

  4. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

  5. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. — М., 2014.

Интернет – ресурсы:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы



Результаты обучения

(виды деятельности обучающегося, ОК)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


Участие во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах).

Систематическая подготовка к практическим занятиям.

Оформление портфолио.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Точное выполнение требований преподавателя.

Рациональное планирование этапов деятельности.

Оптимальный выбор методов и способов выполнения практических и самострельных работ.


Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


Объективная оценка деятельности студента в процессе учебной деятельности.

Проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии с методическими указаниями.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


Целесообразное использование разнообразных источников информации, включая Интернет, при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов, докладов, сообщений и т.д.

Использование информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности


Подготовка презентаций к теоретическим занятиям.

Оформление результатов деятельности с применением ИКТ в соответствии с нормативными документами, использование портфолио.

Участие студентов в учебной исследовательской деятельности

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


Корректное взаимодействие со студентами, коллегами в процессе учебной деятельности.

Соблюдение норм этикета и профессиональной деятельности.

Оценка презентации проекта.

Самостоятельное групповое оценивание.

Рейтинговая система оценки.

Открытая защита творческих работ.

Лабораторно – практический контроль.

Использование портфолио.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий


Контроль за результатами работы студентов в малых группах.

Рефлексия и саморефлексия студентов.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Лист индивидуальных достижений.

Презентации исследовательских проектов. Оформление презентаций.

Оформление результатов работы в виде газет, сборников задач.

Открытые защиты творческих и проектных работ.

Взаимооценка и самооценка работ студентами.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


Разработка и защита рефератов, докладов, сообщений, презентаций в соответствии с изменяющимися ИКТ.

Участие в фестивалях творческих проектов.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Участие в предметных неделях.


Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год


Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________

В рабочую программу внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО

_______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )

Председатель УМО ________________ /___________________/






1