Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от 31.05.2018 г. № 46-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 Биология
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Надым, 2018
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 Биология
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОУД.15 Биология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы дисциплины ОУД.15 Биология направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу проблем биологической науки, вопросов
состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, проблемам биологической науки.
Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 Биология
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
подготовка устного ответа по конспекту | 6 |
подготовка к практической работе | 10 |
оформление отчета по лабораторной и практической работе | 6 |
подготовка к контрольной работе | 4 |
подготовка презентаций | 6 |
подготовка к экзамену | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена (2 семестр) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОУД.15 Биология
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Максимальная 108 часов
Аудиторная нагрузка - 72 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов)
Самостоятельная учебная нагрузка – 36 часов
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр 34 часа |
Введение. | Вводная контрольная работа. Биология как наука. Методы биологии Признаки живых организмов Уровни организации жизни | 2 | 1 |
Учение о клетке | Содержание учебного материала | 10 | |
Клетка - элементарная живая система. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции клетки. Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белка. Митоз. | | 1 |
Практические занятия. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом». «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе подготовка презентаций | 6 |
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Формирование гамет. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей разных групп позвоночных животных. Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека | 2 | |
Практические занятия. 3. «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка устных ответов по конспектам подготовка к практической работе подготовка презентаций | 4 1 1 2 |
3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Генетика как наука. Методы генетики. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость. Селекция как наука. Методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения современной селекции. Биотехнология. | |
Практические занятия. 4. «Составление простейших схем моногибридного скрещивания». 5. «Составление простейших схем дигибридного скрещивания». 6. «Анализ фенотипической изменчивости». 7. «Выявление мутагенов в окружающей среде» | 4 |
контрольная работа за 1 полугодие | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе подготовка к годовой контрольной работе подготовка к практической работе и оформление отчета по работе | 12 1 3 5 3 |
2 семестр 38 часов |
4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Движущие эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Причины вымирания видов. Биологический прогресс. Биологический регресс. | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка презентаций | 6 |
5. Происхождение человека | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Гипотезы происхождения человека. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | |
Практические занятия. 8. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практическим работам составление презентаций по изучаемым темам | 2 | |
6. Основы экологии | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Межвидовые отношения в экосистеме. Сукцессия. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в природной среде. | |
Практические занятия. 9. «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме». 10. «Решение экологических задач». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся составление презентаций по изучаемым темам | 4 |
7. Бионика | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к экзамену | 2 |
Экзамен | 2 часа | |
Итого | 72 часа | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы : учебное пособие / В.Н. Ярыгин под ред., А.Г. Мустафин. — Москва : КноРус, 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04791-0.
Константинов В,М. Биология: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. Проф. Образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.
Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - 13-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2017. – 324с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный учебник.
Общая биология: учебное пособие / С.И. Колесников. — Москва : КноРус, 2018. — 287 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-06119-0.
Дополнительные источники:
Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. — М., 2014.
Интернет – ресурсы:
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (виды деятельности обучающегося, ОК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Участие во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах). Систематическая подготовка к практическим занятиям. Оформление портфолио. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Точное выполнение требований преподавателя. Рациональное планирование этапов деятельности. Оптимальный выбор методов и способов выполнения практических и самострельных работ. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Объективная оценка деятельности студента в процессе учебной деятельности. Проведение своевременного контроля и корректировки деятельности в соответствии с методическими указаниями. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Целесообразное использование разнообразных источников информации, включая Интернет, при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов, докладов, сообщений и т.д. |
Использование информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Подготовка презентаций к теоретическим занятиям. Оформление результатов деятельности с применением ИКТ в соответствии с нормативными документами, использование портфолио. Участие студентов в учебной исследовательской деятельности |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Корректное взаимодействие со студентами, коллегами в процессе учебной деятельности. Соблюдение норм этикета и профессиональной деятельности. Оценка презентации проекта. Самостоятельное групповое оценивание. Рейтинговая система оценки. Открытая защита творческих работ. Лабораторно – практический контроль. Использование портфолио. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Контроль за результатами работы студентов в малых группах. Рефлексия и саморефлексия студентов. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Лист индивидуальных достижений. Презентации исследовательских проектов. Оформление презентаций. Оформление результатов работы в виде газет, сборников задач. Открытые защиты творческих и проектных работ. Взаимооценка и самооценка работ студентами. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Разработка и защита рефератов, докладов, сообщений, презентаций в соответствии с изменяющимися ИКТ. Участие в фестивалях творческих проектов. Участие в конкурсах, олимпиадах. Участие в предметных неделях. |
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО
_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )
Председатель УМО ________________ /___________________/
1