СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.17 Экология предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»




УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 31.05.2018 г. № 46-од









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.17 Экология


по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)




















Надым, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.17 Экология


  1. Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.17 Экология предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина Экология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУД.17 Экология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины ОУД.17 Экология направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,

  • бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.17 Экология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.17 Экология

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия и семинары

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


подготовка к практической работе

6

оформление отчета по практической работе

6

подготовка и защита презентаций

4

подготовка к дифференцированному зачету

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (2 семестр)


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУД.17 Экология

по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

2 семестр

Аудиторная нагрузка - 36 часов (из них практические - 6 часов)

Самостоятельная учебная нагрузка – 18 часов

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся

Объем часов

Уровень освоения1

1

2

3

4

Введение.

Вводная контрольная работа.

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2

1

Раздел.1. Экология как научная дисциплина

8


Тема 1. Основные понятия и законы экологии

Содержание учебного материала

2

2

Предмет, задачи, методы современной экологии. Положение экологии в системе наук. Основные понятия экологии – вид, популяция, экосистема, биосфера. Основные законы экологии.


Тема 2. Структура биосферы. Экосистемы

Содержание учебного материала

2

2

Уровни организации жизни. Популяционно-видовой уровень, характеристики популяции: возрастная, половая структуры популяции, динамика численности и плотности. Экосистемный уровень организации жизни: состав, функциональная структура, биомасса, продуктивность, сукцессии экосистем. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Строение биосферы. Техносфера и экосфера.


Тема 3. Взаимоотношения организма и среды

Содержание учебного материала

4

2

Понятие экологической среды и экологических факторов, биологической устойчивости. Основные среды жизни. Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы и адаптации к ним.



Практическая работа №1 Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы

1

2

Практическая работа №2 Изучение основных характеристик популяций

1

Практическая работа №3 Изучение круговоротов веществ в биосфере

1

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка практической работе

оформление отчета по практической работе

подготовка и защита презентаций

4

2

1

1

Раздел.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

10


Тема 1. Человек и биосфера

Содержание учебного материала

5

2

Особенности эволюции человека, его экологическая ниша. Среда жизни человека и адаптации человека. Город как особая современная среда жизни человека. Современное народонаселение и экологические последствия демографической ситуации.


Тема 2. Экология и здоровье человека

Содержание учебного материала

5

2

Физические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Химические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Биотические факторы окружающей среды и здоровье человека. Социальные факторы окружающей среды и здоровье человека.


Практическая работа №4 Окружающая среда и здоровье человека.

1


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка практической работе

подготовка отчета по практической работе

подготовка и защита презентаций

5

2

2

1

Раздел.3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Концепция устойчивого развития

8


Тема 1. Глобальные экологические проблемы


Содержание учебного материала

4

2

Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу. Химические и физические загрязнения, их основные источники. Глобальные проблемы окружающей среды: парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, радиационное загрязнение.


Тема 2. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

4

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».


Практическая работа №5 Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

1

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

оформление отчета по практической работе

подготовка презентаций

5

1

2

2

Раздел.4. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование

7


Тема 1. Природоохранная деятельность

Содержание учебного материала

3

2

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы РФ


Тема 2. Природные ресурсы и их охрана

Содержание учебного материала

4

Классификации природных ресурсов.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Безотходные и малоотходные производства. Экозащитная техника и технологии.


Практическая работа №6 Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

оформление отчета по практической работе

подготовка к дифференцированному зачету

4

1

1

2

Дифференцированный зачет

1


Итого

36 часов


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, принтер, доска, экран, проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Гигиена и экология человека (СПО). Учебник / Н.А. Матвеева. — Москва: КноРус, 2017. — 325 с.

  2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

  3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  4. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  5. Экология. Учебник/ С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2017. 

  6. Экологические основы природопользования (СПО). Учебник: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва: КноРус, 2017. — 214 с.


Интернет-ресурсы:

  1. www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

  2. www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

  3. www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

  4. www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

  5. www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

  6. www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).


Дополнительная литература

  1. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  2. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  3. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  4. Экологические основы природопользования (СПО). Учебник / А.А. Сухачёв. — Москва: КноРус, 2016. — 391 с.

Экологические основы природопользования: учебник/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва: КноРус, 2017. — 194 с.




4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, практических работ.


Результаты обучения

(виды деятельности обучающегося, ОК)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Экология»



сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек, общество-природа»


Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос.


сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности


Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Тематический контроль: проведение практических работ

владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей



Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос.


владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни


Тематический контроль: проведение практических работ

сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде

Тематический контроль: проведение практических работ.

Рубежный контроль: проверка и оценка докладов, рефератов.

сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


Текущий контроль: устный фронтальный и индивидуальный опрос

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

1. Экология как научная дисциплина

Основные понятия и законы экологии

Знакомство с предметом, задачами и методами современной экологии, а также с положением ее в системе наук. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере и основных законах экологии.

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере

Структура биосферы. Экосистемы

Знание основных уровней организации жизни (популяционно-видовой, экосистемный) и их характеристик. Знакомство с учением В.И. Вернадского о биосфере, строением биосферы.

Взаимоотношения организма и среды

Знакомство с понятиями экологической среды, экологических факторов, биологической устойчивости. Знание классификации экологических факторов, закономерностей их действия на живые организмы и адаптации организмов к ним. Знание также характеристик основных сред жизни.

2.Среда обитания человека и экологическая безопасность

Человек и биосфера

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. Знакомство с характеристиками города как особой современной среды жизни человека.

Экология и здоровье человека

Знание основных факторах, влияющих на здоровье человека.

Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

3. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Концепция устойчивого развития

Глобальные экологические проблемы

Знание о глобальных проблемах окружающей среды: парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, радиационное загрязнение.

Концепция устойчивого развития


Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде

4. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование

Природоохранная деятельность


Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

Природные ресурсы и их охрана


Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране. Знакомство с безотходными и малоотходными принципами производства, а также экозащитной техникой и технологиями.


Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год


Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________

В рабочую программу внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО

_______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )

Председатель УМО ________________ /___________________/




1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!