РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.04 Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности
программы подготовки специалистов среднего звена
профессия: 54.01.02 Ювелир
Москва, 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.04 Правовое обеспечение
профессиональной и предпринимательской деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 54.01.02 Ювелир , утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2023 г. № 893.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже»
Преподаватель: Елисеева Елена Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. | 14 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПЦ.04 Правовое обеспечение профессиональной и
предпринимательской деятельности является обязательной частью общего естественнонаучного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.02 Ювелир.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций, а также результатов целевых ориентиров (ЦО).( ЦО 1.6; ЦО 6.1; ЦО 6.2; ЦО 6.3; ЦО 6.4; ЦО 6.5; ЦО 6.6; ЦО 7.3; ЦО 8.3; ЦО 8.4; ЦО 8.5 ).
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций | Базовые компетенции для цифровой экономики1 |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; | |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | В соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности |
ПК 1.1. | |
… | ….. |
1.1.3. Перечень целевых ориентиров, элементы которых формируются в рамках дисциплины:
Код | Наименование целевого ориентира |
ЦО 1 | Гражданское воспитание |
ЦО 1.6 | Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах |
ЦО 6 | Профессионально-трудовое воспитание |
ЦО 6.1 | Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны. |
ЦО 6.2 | Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности. |
ЦО 6.3 | Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности. |
ЦО 6.4 | Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества. |
ЦО 6.5 | Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и общества. |
ЦО 6.6 | Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе. |
ЦО 7.3 | Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве. |
ЦО 8 | Ценности научного познания |
ЦО 8.3 | Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. |
ЦО 8.4 | Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ЦО 8.5 | Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать:
Код 2 ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 02. | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03. | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 06. | описывать значимость своей профессии ; применять стандарты антикоррупционного поведения. | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объем образовательной программы | 32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
теоретическая часть | 12 |
в форме практической подготовки: | 20 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 54.01.02 Ювелир
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч | Формат проведения занятия (очный, онлайн (дистанционное занятие с преподавателем/самостоятельное изучение) | Коды компетенций и ЦО, формированию которых способствует элемент программы, в том числе ЦМ | |
1 | 2 | 3 | | 4 | |
_5_ семестр | |
Раздел 1. Право и экономика | 12 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Тема 1.1 Нормативно- правовое регулирование экономических отношений. | Содержание учебного материала | 1 | | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Экономические отношения как предмет правового регулирования. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ. Хозяйственное право и его источники. Назначение и функции нормативно-правовой документации. Понятие антикоррупционных правонарушений. | 1 | | |
Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 5 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности. Право собственности и другие вещные права. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по российскому законодательству. Понятие, признаки и виды юридических лиц. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. Деятельность индивидуальных предпринимателей. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 4 | | |
Практическая работа №1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. | 2 | | |
Практическая работа №2. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций, их виды, общие черты и отличия. | 2 | | |
Тема 1.3. Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Общие положения и принципы договорных отношений. Отдельные виды договоров: договоры купли-продажи, розничной купли-продажи, поставки, аренды, подряда. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №3. Составление договоров различных видов на конкретных примерах. | 2 | | |
Тема 1.4 . Экономические споры | Содержание учебного материала | 3 | | | |
Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования. Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №4. Работа с Арбитражно-процессуальным кодексом, составление исковых требований. | 2 | | |
Раздел 2. Правовое регулирование трудовых отношений | 17 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Тема 2.1 Трудовое право как отрасль права | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие трудового права. Предмет и структура трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура и субъекты трудового правоотношения. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №5. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. | 2 | | |
Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения, их права и обязанности. Негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству граждан. Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. Пособие по безработице. Иные меры социальной поддержки безработных. Повышение квалификации и переподготовка безработных. | 1 | | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №6. Работа с нормативными актами, регулирующими трудовые отношения в организации (предприятии) | 2 | | |
Тема 2.3. Трудовой договор | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие трудового договора, его значение. Стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Оформление на работу. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. Основания прекращения трудового договора. Правовые последствия незаконного увольнения. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №7. Составление и заполнение трудового договора. | 2 | | |
Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха. | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни. Понятие, виды и порядок предоставления отпуска. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №8. Работа с нормативными актами, регулирующими рабочее время и время отдыха | 2 | | |
Тема 2.5. Заработная плата | Содержание учебного материала | 1 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие и системы заработной платы. Минимальная заработная плата. Правовое регулирование заработной платы. Тарифная система. Надбавки и доплаты. Порядок выплаты заработной платы. | 1 | | |
Тема 2.6. Материальная ответственность сторон трудового договора | Содержание учебного материала | 3 | | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие, условия и виды материальной ответственности. Материальная ответственность работодателя перед работником. Материальная ответственность работника перед работодателем. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная, индивидуальная и коллективная материальная ответственность. Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю, и его возмещение. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок его возмещения. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
| Практическая работа №9. Составление и заполнение договора о полной индивидуальной материальной ответственности работника. | 2 | | |
Тема 2.7. Трудовые споры | Содержание учебного материала | 1 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров. Понятие и возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. | 1 | | |
Раздел 3. Административное право | | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Тема 3.1. Административное право и административная ответственность | Содержание учебного материала | 3 | очный | ОК 02., ОК03, ОК 06 | |
Понятие, предмет и метод административного права. Административная ответственность. Административные правонарушения и наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. | 1 | | |
В том числе практических и лабораторных занятий | 2 | | |
Практическая работа №10. Рассмотрение процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях | 2 | | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | | | |
Объем образовательной программы | 32 | | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОПЦ.04 Правовое
обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный
- оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по дисциплине.
- техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; презентации по темам; мультимедиапроектор; принтер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные источники
3.2.1.1. Основные печатные издания
1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: электронный учебно-методический комплекс. – Москва: Академия, 2021. – 224 с.
3.2.1.2. Основные электронные издания
1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: электронный учебно-методический комплекс. – Москва: Академия, 2021. – URL:https://www.academia-moscow.ru/catalogue/5411/525840/
3.2.2. Дополнительные источники
1. Николюкин, С. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Николюкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14511-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477774
2. Шаблова, Е. Г. Правовые основы профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк, Т. П. Шишулина ; под общей редакцией Е. Г. Шабловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 192 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09383-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517212
3.2.3 Электронные ресурсы
1. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/ – Текст: электронный.
2. Электронная библиотечная система Znanium: сайт.- URL: https://znanium.com/ – Текст: электронный.
3. Электронная библиотечная система «Юрайт»: сайт. – URL: https://biblio-online.ru / – Текст: электронный.
4. Интернет-портал Правительства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.gov.ru, свободный. - Загл. с экрана.
5. СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru
6. Образовательная платформа Юрайт: https://urait.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3 | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: | | |
основные положения Конституции Российской Федерации; | правильное применение основных положений Конституции РФ | устный опрос | | правильное применение основных положений Конституции РФ | устный опрос |
-права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | четко формулировать права и свободы человека и гражданина, понимать механизмы их реализации | устный опрос |
-понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; | четко формулировать понятие правового регулирования | устный опрос, тестирование |
-законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | правильное применение законодательных актов и других нормативных документов | устный опрос |
-организационно - правовые формы юридических лиц; | правильно называть основные организационно - правовые формы юридических лиц | устный опрос |
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | четкость понимания правового положения субъектов предпринимательской деятельности | устный опрос |
-права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | уверенно называть права и обязанности работников | Тестирование, наблюдение за ходом выполнения практических работ |
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | четкость и правильность порядка заключения трудового договора | устный опрос |
- правила оплаты труда; | четкость понимания правил оплаты труда | устный опрос |
-роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; | понимание роли государственного регулирования в обеспечении занятости населения | устный опрос |
-право социальной защиты граждан; | понимание прав социальной защиты граждан; | устный опрос |
-понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | четко формулировать понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника | устный опрос |
-виды административных правонарушений и административной ответственности; | описывать виды административных правонарушений и | устный опрос |
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | четкость понимания правового положения субъектов предпринимательской деятельности | устный опрос |
Перечень знаний, отражающих формирование цифровых компетенций, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
….. | | |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
-использовать необходимые нормативно – правовые документы; | четкое использование нормативно – правовых документов | наблюдение за ходом выполнения практических работ |
-защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско – процессуальным и трудовым законодательством; | правильно защищать свои права | наблюдение за ходом выполнения практических работ |
-анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения. | проведение анализа и оценки результатов и последствий деятельности с правовой точки зрения | наблюдение за ходом выполнения практических работ |
Перечень умений, отражающих формирование цифровых компетенций, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
…… | | |
Результаты обучения ЦМ | Критерии оценки ЦМ | Методы оценки ЦМ |
Перечень умений ЦМ, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
Перечень знаний ЦМ, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
1Наименование базовых компетенций для цифровой экономики.
2 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, необходимых для освоения данной дисциплины, также можно привести коды результатов целевых ориентиров реализации программы воспитания с учетом особенностей профессии/специальности.
3 В ходе оценивания могут быть учтены результаты целевых ориентиров
2