РП УД СМК 7.2.1 - 06 - 18
| Комитет по образованию |
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса» (Колледж туризма Санкт-Петербурга) |
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебно-
производственной работе
_______________ Л.А. Криворучко
« » 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
Базовая подготовка
РП УД СМК 7.2.1 - 06 - 18
Версия 01
Дата введения:
01 сентября 2018
| Должность | Фамилия/подпись | Дата |
Разработали | Преподаватель | Королева А.В./ | |
Проверили | Председатель ПЦК | Образцова Н.В./ | |
Согласовали | Зав. отделением «Коммерция и строительство» | Токарь И.А./ | |
Редакция 1 | Стр.1 из 12 |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «10» января 2018 г. № 2. Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса» Разработчик: Королева Анастасия Валерьевна, преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга. Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии отделения «Коммерция и строительство» Протокол № ____ от «___» ______________2018г.
Рекомендована Педагогическим советом отделения ««Коммерция и строительство» Протокол № ____ от «___» ______________2018г.
Рассмотрена и принята на Методическом совете колледжа Протокол № ____ от «___» ______________2018г. СОГЛАСОВАНО Генеральный директор ООО «Строй-Класс» А.С. Цветков «___»_______________ 20__ г. Директор ООО «СтройИнвест» П.С. Леонтьев «___»_______________ 20__ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
- ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| 11 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки).
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование и развитие профессиональных и общих компетенций по видам деятельности в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки):
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное по-ведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное по-ведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01-07 ОК 09-11 | | цели, функции, виды и уровни общения; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; механизмы взаимопонимания в общении; вербальные и невербальные средства общения; взаимосвязь общения и деятельности; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 54 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 30 |
контрольная работа | - |
самостоятельная работа | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Всего: | 54 | |
Тема № 1. Основные понятия общения. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Аудиторная работа: «Само характеристика» Предмет психологии общения. | 2 | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
2. | Функции и виды общения. Проблемы общения. Этические принципы общения. |
Тема № 2 Структура общения. | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Стили общения. Вербальные и невербальные средства общения. | 2 | |
2. | Коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения. |
3. | Методика установления деловых контактов. |
Практические занятия № 1-4: № 1. Круглый стол по теме «Проблемы общения» № 2. Отработка навыков применения коммуникативных техник и приемов. № 3. Деловая игра «Установление деловых контактов». № 4. Ролевая игра «Типы клиентов и общение с ними». | 8 | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
Тема № 3. Психология сообществ. | Содержание учебного материала. | 12 | |
1. | Психологическая характеристика социальных групп. Виды социальных взаимодействий. Особенности религиозного сознания. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации. | 4 | |
2. | Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
3. | Лидерство. |
| Практические занятия № 5-8: № 5. Семинар по теме «Общение как инструмент современного специалиста» № 6. Семинару по теме «Лидерство»; № 7. Семинар по теме «Национальные особенности этикета». № 8. «Нейтрализация стереотипов общения» | 8 |
Тема № 4 Психология воздействия в общении. | Содержание учебного материала | 10 |
1. | Психологические механизмы воздействия в процессе общения. Механизмы психологической защиты. | 4 | |
2. | Реклама как средство психологического воздействия. | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
3. | Преодоление барьеров в общении. Работа с возражениями |
4. | Имидж. Виды. Значение. Конструирование имиджа. |
5. | Стили руководства. |
6. | Манипуляция в общении. Эмоциональные точки воздействия на клиента. |
Практическое занятие № 9-11: № 9. Круглый стол по теме « Внешний облик – как составляющая имиджа». № 10. «Конструирование имиджа компании»; № 11. Решение ситуационных задач: «Как не стать жертвой манипулятора». | 6 | |
Тема № 5 Деловое общение. | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Деловое общение. Деловой этикет. Основные этикетные нормы в деловом общении. | 4 | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
2. | Деловая беседа как основная форма делового общения. Функции и этапы деловой беседы. Собеседование. |
Практическое занятие № 12-14. № 12. «Проведение деловых переговоров». №13. «Собеседование в ситуации трудоустройства»; №14. «Презентация объекта» | 6 |
Тема № 6 Конфликт как неэффективное общение. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Понятие, типы и причины межличностных конфликтов. Стили поведения в конфликте. Выявление причин конфликта и выход из конфликтной ситуации. Ситуации отказа при приеме на работу. | 2 | ОК 01 - ОК 07 ОК 09 - ОК 11 |
Практическое занятие № 15: Тренинг «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте». | 2 | |
Дифференцированный зачет: Открытая защита творческих работ на одну из тем, предложенных преподавателем. | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнение творческой работы на одну из тем предложенных преподавателем. | 4 | |
Итого: | 54 | |
3. условия реализации программы дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология общения».
Оборудование учебного кабинета:
- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованным персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- принтер,
а также техническими средствами обучения:
- оборудованием для электронных презентаций (мультимедиапроектором).
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. – М.: Академия, 2014.
Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет – М.: Академия 2013г.
Дополнительные источники:
Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие. ИД Форум 2017 ИНФРА-М.
Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник. Форум 2017 ИНФРА-М.
Интернет – ресурсы:
http://kabmir.com/psihologija/psihologija_obshhenija.html
http://www.mlmv.com/news_1199.html
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/struktura-delovogo-obshcheniya.html
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; | - владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации | Оценка решений творческих задач Тестирование Анализ ролевых ситуаций |
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | описывает техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций |
приемы саморегуляции в процессе общения | намечает и описывает приемы саморегуляции. |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№№ изменений | Номера листов | Основания для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата внесения изменен. |
измененных | новых | аннулиро ванных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
7