СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины " Родная литература" для реализации в группах по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования (приказ № 287 от 31 мая 2021 года).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины " Родная литература" для реализации в группах по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ».







Утверждена приказом директора

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

№ 190-ос от 29 июня 2021 г.





ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.Б.12 Родная литература



















г. Сергиев Посад

2021



РАССМОТРЕНО




СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦК общеобразовательных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол №_10____
«_24 » июня 2021 г.
Председатель ЦК
__________ И.Г. Капичникова


Зам.директора по УМР

«_28 » июня_ 2021 г.


__________ Н.В.Ильина


















Программа учебной дисциплины ОУД.Б.12. Родная литература разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)










Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»





Автор-разработчик:

Беленко-Линёва М.П., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»





СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6


14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


17
















1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины ОУД.Б.12. Родная литература является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС) по профессии (профессиям) среднего профессионального образования: _15.01.32 Оператор станков с программным управлением
код, наименование профессии
__технологического___ профиля профессионального образования.

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования ____родной язык и родная литература__общей из обязательных предметных областей.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «_ОУД.Б.12. Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «_ОУД.Б.02. Литература » обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− эстетическое отношение к миру;
−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−− осознание значимости чтения изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
−− формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
−− понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
−− обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
−− воспитание квалифицированного читателя со сформировавшимся эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных выступлениях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
−− развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
−− овладение смысловым и эстетическим анализом текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического;
−− формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.





 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в том числе в форме практической подготовки

-

Из них:


теоретическое обучение

36

лабораторные работы

-

практические занятия

-

Самостоятельная работа

-

Консультации

-

Промежуточная аттестация- дифференцированный зачет






















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»


ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Специфика родной литературы как вида искусства. Национальная самобытность русской литературы. Значение родной литературы в мировоззренческом поле человека.


РАЗДЕЛ 1. Родная литература первой половины 19 века (3 ч.)

Мураново - усадьба двух поэтов. Роль Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева в истории русской культуры. Стихотворения мурановского периода. Рождение творческого духа мастерской поэзии; мышление и чувствования людей прошедшей эпохи.

М.Ю.Лермонтов в Троице- Сергиевой лавре. Стихотворение «Нищий» и поэма «Мцыри» как отклик поэта на паломничество в Лавру.

"Петербургские повести" Н.В. Гоголя. Столкновение искусства с действительностью, духовного и материального, борьба божественного и демонического в душе человека, отмеченного талантом; ответственность художника за выбранный путь в повести "Портрет".

РАЗДЕЛ 2. Русская литература второй половины 19 века (7 ч.)

А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Новаторство драматурга. Пьеса "Свои люди - сочтемся". А.Н. Островский как продолжатель гоголевской обличительной традиции.

Особое место "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева в русской литературе. Жанровое и тематическое своеобразие миниатюр. Философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнью и смертью, дружбой и любовью, правдой и ложью.

Ранние рассказы А.П. Чехова. Новаторство писателя. Тема детства в произведениях второй половины 80-ых годов. Поэтизация детского сознания, чистоты и искренности, боль за детей с обездоленным детством. Разоблачение героя-интеллигента в "футлярной" трилогии.

РАЗДЕЛ 3.Родная литература XX века (19 ч.)

Сергиев Посад в жизни писателя А. И. Куприна. Образ старого города в произведениях А.Куприна «Мирное житиё», «Мой паспорт». Мотив паломничества в Троице-Сергиеву Лавру в рассказе А. И. Куприна «У Троице - Сергия».

В поисках духовной опоры. И.А. Бунин в Троицком монастыре и Черниговском скиту. Рассказ «Аглая» - сказовая манера повествования в духе древнерусской житийной литературы. Стихотворение «Слово». Значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Стихотворение «Перстень»: «кристально чистым остался в памяти Бунина лишь образ Преподобного Сергия Радонежского». Ностальгия по России в рассказе "Антоновские яблоки" И. А. Бунина.

М. М. Пришвин. «Когда сбрасывали колокола…». Пришвин как свидетель «страшных лет России». Увлечение фотографией – одна из потаённых граней М.М.Пришвина. Мир человека и природы в творчестве Пришвина.

Б.Пастернак на Радонежской земле. «Пастернаковское лето» в д. Мутовки Сергиево – Посадского района. Стихотворения «Ландыши», «Приближение грозы», «Сирень», «Любка» и др.

Троицкий монастырь в судьбе А.А.Ахматовой. «Троицкий монастырь - самое лучшее место на Земле».

Сергиев Посад в жизни и поэзии Агнии Барто. Цикл стихотворений"Вовка - добрая душа". Стихотворения "Встреча", "По дороге в Загорск".

Василий Макарович Шукшин. "Я хочу, чтоб меня понимали..." "Странные" герои в рассказах Шукшина.

Владимир Осипович Богомолов. "Я вижу мысленно всю Россию..." "Недетская" правда в повести "Иван" В. Богомолова.

Уроки милосердия Бориса Екимова. Рассказы "Фетисыч", "Живая душа", "Как рассказать...", "Продажа", "Пара осенней обуви", "Говори, мама, говори..."

Анатолий Игнатьевич Приставкин. "Чем тише подвиг, тем величественнее душа".Тема израненного детства в повести "Ночевала тучка золотая".

Валентин Распутин. Писатель земли русской. "Прощание с Матёрой". Человек и природа. Связь поколений и времён. Размышления о человеке, о смерти, о памяти и о Матёре.

РАЗДЕЛ 4. Поэты Сергиева Посада. ХX век. Обзор (6 ч.)

Владимир Сосин. Владимир Сосин - поэт, просветитель, общественный деятель, руководитель литературного объединения «Свиток». Стихам Владимира Сосина присуща печаль, в которой рождается чувство, мысль, мелодия.

Анатолий Чиков. "Поэт, близкий к рубцовской интонации" (Е. Евтушенко). Главная тема творчества: легендарная Древняя Русь, славянская воинская доблесть, былинная старина.

В.Ф.Боков - народный поэт России. Деревня Язвицы Сергиево – Посадского района - малая родина большого поэта. "Россия в сердце не случайно..." Проза и поэзия Виктора Бокова.Органичное использование поэтических возможностей русского фольклора в стихах Бокова. Песенность и звучность лирики В.Ф.Бокова.

Дифференцированный зачёт.




  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

п/п



Материально- техническое обеспечение обучения

1

2

1

Столы для обучающихся - 15

2

Стулья для обучающихся - 30

3

Рабочее место преподавателя: стол – 1, стул - 1

4

Демонстрационные материалы «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»

5

Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели XVIII-XIX веков».

6

Наглядное пособие «А.П. Чехов и его эпоха».

7

Компьютер

8

Проектор




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники(ОИ):
ОИ 1 Литература: учебник для учреждений нач. и среднего профессионального образования: в 2 -х частях. Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2018.
ОИ 2 Литература. Практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. Г.А. Обернихина -М.: Издательский центр "Академия", 2016.

Дополнительные источники (ДИ):
ДИ 1 Палагин Ю.Н.Русские писатели и поэты 19 века в Сергиевом Посаде.- Сергиев Посад: ООО"Всё для Вас - Подмосковье", 2009.
ДИ 2 Палагин Ю.Н.Русские писатели и поэты 20 века в Сергиевом Посаде.- Сергиев Посад: ООО"Всё для Вас - Подмосковье", 2009.
ДИ 3 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. -М.: Детская литература, 2003.
ДИ 4 Гоголь Н.В. Ревизор. Петербургские повести. - М.: Айрис-пресс, 2006.
ДИ 5 Островский А.Н. Пьесы.- М.: Московский рабочий, 1974.
ДИ 6 Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. - М.: Детская литература, 2002.
ДИ 7 Чехов А.П. Рассказы и повести. - М.: Правда, 1984.
ДИ 8 Куприн А.И. Рассказы. - М.: Правда, 1981.
ДИ 9 Бунин И.А. Стихотворения. - М.: Московский рабочий, 1977.
ДИ 10 Бунин И.А. Избранное. Рассказы. -М.: Детская литература, 2005.
ДИ 11 Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. Худож.лит.М.:1992
ДИ 12 Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. "РИПОЛ КЛАССИК". М.:1998
ДИ 13 Борис Соловьев. Агния Барто. Очерк творчества. Детская лит.М.:1971
ДИ 14 Шукшин В.М. До третьих петухов. - М.: Детская литература, 2005.
ДИ 15 Богомолов В.О. Повести. - М.: Детская литература, 2018.
ДИ 16 Екимов Б.П. Рассказы о живой жизни.- М.: Никея, 2016.
ДИ 17 Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая. - М.: Издательство "Олимп", 2001.
ДИ 18 Распутин В.Г Нежданно-негаданно: повесть и рассказы. - М.: Детская литература, 2012.
ДИ 19 Анатолий Чиков.- Сергиевские ведомости 19 июня 2017.
ДИ 20 Боков В.Ф. Россия в сердце не случайно... - М.: Русский импульс, 2010.
ДИ 21 Боков В.Ф. Стёжки-дорожки. Стихи. - М.: Советский писатель, 1985.
ДИ 22 Боков В.Ф. Стою на своём. Новая книга стихов. - М.: Советский писатель, 1992.

Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1 Сайт Сергиев Посад. РФ
И-Р 2 Сайт администрации Сергиево-Посадского района http://www.sergiev-reg.ru/news/desyatyi-vypusk-ukazatelya-russkie-pisateli-v-sergievom-posade-predstavili-bibliotekaryam-raion http://spculture.ru/?p=1786
И-Р 3 Сайт «Литературный мир России. Путеводитель по литературно-краеведческим ресурсам» http://www.nlr.ru/res/litkarta/record_full.php?record_ID=122555&rid=8808
И-Р 4 Интернет-журнал Сергиева Посада sergiev.ru
И-Р 5 stihi.ru/avtor/sosin
И-Р 6 Сайт Дома-музея поэта В.Ф.Бокова www.muzeum.ru
И-Р 7 электронная платформа "Цифровой колледж Подмосковья"























  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностные:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− эстетическое отношение к миру;
−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

Экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся:

- в ситуациях сотрудничества;
- в ситуациях конфликта (нестандартной ситуации);
- в речевой ситуации, требующей готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения ;
- в ситуации решения проблемных вопросов с оцениванием устных и письменных высказываний и использованием различных источников информации;
- в ситуации возникновения нестандартных решений, предполагающих готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Метапредметные:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся:

- во время самостоятельной организации учебной деятельности;
- во время речевой деятельности с формулировкой проблемы, подбором аргументов, выделением причинно-следственных связей;
- в ситуации сотрудничества в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;
- в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- во время осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности для оценивания способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные:
−− осознание значимости чтения изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
−− формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
−− понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
−− обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
−− воспитание квалифицированного читателя со сформировавшимся эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных выступлениях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
−− развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
−− овладение смысловым и эстетическим анализом текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического;
−− формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Оценка результатов выполнения:

- пересказа и анализ прочитанного;
- составления таблицы;
- устных ответов;
- защиты рефератов, докладов;
- выступлений с сообщениями;
- выразительного чтения стихотворений с анализом поэтического текста;
аналитической работы с письмами писателя;
- работы с практикумом по литературе;
- составления опорной схемы;
- литературной викторины;
- тематического теста;
- работы с текстом художественного произведения;
- работы со словарными статьями;
- подготовленного задания на семинаре;
- чтения произведения малой формы с определением проблематики;
- отзыва на художественное произведение;
- тематического проекта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!