МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Л.И.Пшеунова
«____»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
100401 «ТУРИЗМ»
Регистрационный номер_________
«______»______________201____г.
Черкесск 201__г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 100401 «Туризм», базовый уровень, направление подготовки – «Сферы обслуживания».
Организация-разработчик:
ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». Среднепрофессиональный колледж.
Разработчики:
Мартюшова Наталья Владимировна, преподаватель ФГБОУ ВПО СКГГТА СПК.
Одобрена на заседании цикловой комиссии «Филологические дисциплины» от_______________2012г. протокол №____
Председатель цикловой комиссии___________________З.Г.Прядкина
Рекомендована Методическим советом колледжа
от_____________2012г. протокол №____
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 7
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ по специальности среднего профессионального образования 100401 «Туризм».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- выявлять грамматические ошибки в тексте;
- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;
- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;
- основные словари русского языка;
- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;
- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;
- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;
- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 65 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 65 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 41 |
практические работы | - |
контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
работа с учебником | 7 |
ответы на контрольные вопросы | 3 |
работа со словарями, справочниками | 2 |
лингвистический анализ текста | 2 |
работа над рефератами | 3 |
Итоговая аттестация – другая форма контроля. | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».
Оборудование учебного кабинета: кафедра для преподавателя, столы, стулья, школьная доска, учебные стенды, демонстрационный материал по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор (видеодвойка), принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи . Учебник для средних специальных учебных заведений. – 2010г.
2. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – 2011г.
3. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М. Юрайт. – 2011г.
Дополнительные источники:
Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.
Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.
Львова, С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2009.
Пахнова, Т.М. Готовимся к экзамену по русскому языку. – М., 2008.
Солганик, Г.Я. От слова к тексту. – М., 2008.
Шклярова, Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2011.
Словари:
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2011
Граудина, Л.К., Ицкович, В.А., Катлинская, Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 2011.
Лекант, П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.
Лекант, П.А., Леденева, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2009.
Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2012.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60000слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2009.
Чеснокова, Л.Д., Чесноков, С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2012.
Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2009.
Шанский, Н.М., Боброва, Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2009.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова – М., 2010.
Медиатека.
Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методические комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М., «МедиаХауз», 2004.
Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2009.
Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2010.
Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор»,2011.
Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.pomochnik-vsem.ru
http://www.gramma.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, тестирования, стилистических диктантов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь |
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | практические занятия |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | практические занятия, устный опрос, тестирование |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | практические занятия, контрольная работа |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | практические занятия, рефераты |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | практические занятия |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические , лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | практические занятия, тестирование |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | практические занятия |
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов | практические занятия |
знать | |
Связь языка и истории, культуры русского и других народов | устный и письменный опрос, рефераты |
| |
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | устный опрос, тестирование |
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | контрольная работа |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
Лист
переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО