МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Л.И.Пшеунова
«____»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Регистрационный номер_________
«______»______________201____г.
Черкесск 201_г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, базовый уровень, направление подготовки 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта
Организация-разработчик:
СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Разработчики:
Мартюшова Наталья Владимировна, преподаватель
СПК ФГБОУ ВПО СевКавГГТА
Одобрена на заседании цикловой комиссии «Литература и языкознание» от_______________201_г. протокол №____
Председатель цикловой комиссии___________________З.Г.Прядкина
Рекомендована методическим советом колледжа
от_____________201_г. протокол №____
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 7
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 11
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» преподавателя среднепрофессионального колледжа Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии
Мартюшовой Натальи Владимировны
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, базовый уровень, направление подготовки - Техника и технология наземного транспорта.
Программа предусматривает изучение норм современного русского литературного языка, функциональных стилей речи, изобразительно-выразительных средств языка, а также рассматриваются вопросы современного русского языка.
В содержании дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для осмысления разделов предусмотрено выполнение практических заданий, что позволяет развить практические навыки студентов и использовать их в коммуникативной сфере, в том числе профессиональной. Для проверки знаний студентов по окончании разделов предусмотрен рубежный контроль в виде тестов и стилистических диктантов.
Преподавателями разработан список рекомендуемой основной литературы, который способствует более глубокому изучению дисциплины. Для выполнения практических работ разработаны специальные задания, а также методические указания к ним.
Самостоятельная работа студентов предусматривает комплексное проведение различных видов работ по данной дисциплине.
Преподаватель цикловой комиссии
«Литература и языкознание»
среднепрофессионального колледжа
Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технологической академии _______________ Ю.А.Тхагапсова
Аннотация
Рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальности
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО (вариативная часть).
Включает в себя: паспорт учебной программы (место учебной дисциплины в структуре ППССЗ, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоение дисциплин); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объём учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации программы дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка – 70 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки – 51 часа;
самостоятельной работы – 15 часов.
Промежуточная аттестация – другая форма контроля.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
Знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» включает следующие разделы:
Язык и речь.
Фонетика.
Лексика и фразеология.
Словообразование.
Части речи.
Синтаксис.
Нормы русского правописания.
Текст. Стили речи.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
- определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- выявлять грамматические ошибки в тексте;
- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
- пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой формы;
- понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;
- основные словари русского языка;
- фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;
- способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;
- самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;
- синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса;
- правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 70 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 51 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 25 1 |
Самостоятельная работа обучающегося и консультации (всего) | 15 |
в том числе: - работа с основной и дополнительной литературой, источниками периодической печати, представленных в базах данных и библиотечных фондах образовательного учреждения; - самостоятельное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы; - составление плана текста; графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста; - работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; - подготовка выступлений, сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме; - подготовка к контрольным работам, практическим и лабораторным занятиям, семинарским занятиям, деловым и ролевым играм, тренингам, промежуточной аттестации; - выполнение тестовых заданий, заполнение рабочих тетрадей, выполнение задач и упражнений по образцу; - составление кроссвордов. | |
Итоговая аттестация – другая форма контроля | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся и консультации, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и культура речи. | | 8 | |
Тема 1.1. Введение. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Основные требования к культуре речи. | Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Повторить теоретическую часть по теме: «Язык и речь». Выполнить практические занятия. | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 2 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов». | 2 |
Консультации | - |
Тема 1.2. Функциональные стили речи. | 1. Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 3 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа с учебником. Составление таблицы «Функциональные стили речи». Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности». | 2 1 |
| Консультации | - | |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | | 12 | |
Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Фонетические средства речевой выразительности | 1.Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. 2.Выполнение упражнений. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
| Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
| Консультации | - | |
Тема 2.2. Основы русской орфоэпии. Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения. | 1.Орфоэпические нормы: произносительные и литературные нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности. 2.Орфоэпическая разминка. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 4 |
Самостоятельная работа и консультации: Работа с учебником. Составление конспекта по теме: «Основы русской орфоэпии». Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи». Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов». | 1 1 1 | 3 |
| Консультации | 1 | |
Тема 2.3. Графика и орфография современного русского языка. | 1.Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений. 2.Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 3. Лексика и фразеология. | | 8 | |
Тема 3.1. Лексика современного русского литературного языка. | 1. Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. 2.Стилистический анализ текста. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 3 |
Самостоятельная работа и консультации. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи. | 2 |
Консультации | 1 |
Тема 3.2 Фразеология современного русского языка. | 1.Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. 2.Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 4. Словообразование. | | 8 | |
Тема 4.1. Морфемика русского языка. | 1.Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 2. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 4.2. Словообразование. | 1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов, терминов. 2. Выполнение упражнений, заданий по теме. 3.Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 3 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
| Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 4 | |
Самостоятельная работа и консультации : Работа с учебником. Составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов». Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в различных стилях речи». | 1 2 |
Консультации | 1 |
Раздел 5. Морфология. | | 8 | |
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. | 1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 5.2. Служебные части речи. | 1. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. 2. Повторить теоретическую часть. 3. Выполнить практические задания. | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | | 6 | |
Тема 6.1. Синтаксис современного русского языка. | 1. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Простое, осложнённое, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение. Актуальное чтение предложения. 2. Актуальное чтение предложения. 3. Повторить теоретическую часть. 4.Выполнить практические задания. | 4 | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | - |
Тема 6.2. Основные правила русской пунктуации. Итоговая контрольная работа. | 1.Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 2.Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | 2 | 2 |
| Лабораторные работы | - | 2 |
Практические занятия | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся и консультации | 3 |
Самостоятельная работа и консультации . Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса». Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний. | 1 1 |
Консультации | 1 |
Всего | | 51 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета: кафедра для преподавателя, столы, стулья, школьная доска, учебные стенды, демонстрационный материал по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор (видеодвойка), принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
| Список основной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-380 с. |
2 | Русский язык и культура речи [Текст]: учебник/ А.И.Дунев и др.; под ред.В.Д.Черняк.- М.: Юрайт, 2011.- 493 с. |
3 | Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2013.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю |
| Список дополнительной литературы |
1 | Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-380 с. |
2 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: дидактические материалы: учебное пособие для СПО / Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 176 с. |
3 | Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: метод. рекомендации/ Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2008.- 144 с. |
4 | Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для СПО/ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – М.: Академия, 2009.- 320 с. |
5 | Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст].-М.:Эксмо,2010.-688 с. |
6 | Молоткова, А.И. Фразеологический словарь русского языка [Текст].-М.: Советская энциклопедия,1968.-543 с. |
7 | Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст] .-М.:Рус.яз.,1989.-924 с. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, тестирования, стилистических диктантов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь |
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | практические занятия |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | практические занятия, устный опрос, тестирование |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | практические занятия, контрольная работа |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | практические занятия, рефераты |
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | практические занятия |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | практические занятия, тестирование |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | практические занятия |
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов | практические занятия |
знать | |
связь языка и истории, культуры русского и других народов | устный и письменный опрос, рефераты |
| |
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | устный опрос, тестирование |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | контрольная работа |
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Специалист по электроснабжению должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Лист
переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО
Одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №____ заседания ЦК
От «___»___________20__г.
Преподаватель__________ ____________
подпись ФИО
Председатель___________ ____________
подпись ФИО