СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Северный танец"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Северный танец" для профессии Народное художественное творчество 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Северный танец"»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»













Рабочая ПРОГРАММа


учебной дисциплины Северный танец

для профессии 071501 «Народное художественное творчество»



























Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности 071501 «Народное художественное творчество» (Хореографическое творчество).

Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «27» августа 2009 г.



РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании методической кафедры

социально-культурных дисциплин

протокол №_____

от «_____»______________20 г.



УТВЕРЖДЕНА

на заседании

научно-методического совета

протокол №_____

от «_____»______________20 г.


Председатель

Преображенская Г.А. __________

      1. Заместитель директора по учебно-производственной работе
      2. Токманцева Т.М. ___________



            1. Руководитель методической кафедрой:

___________/ Несмелая А С.





Автор-составитель: И.К. Ермакова, преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»




  1. СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Северный танец



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 070000 Культура и искусство, по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура: 071501 Народное художественное творчество (Хореографическое творчество).

Программа может быть использована в профессиональной подготовке специалистов по направлению «Хореографическое творчество», а также в системе дополнительного образования, при повышении квалификации педагогов дополнительного образования и работников сферы культуры.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: принадлежит к вариативной части.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • исторические и национальные аспекты зарождения становления северных танцев;

  • принципы построения и методику проведения урока северного танца;

  • известные национальные ансамбли северного танца и их репертуар;

  • хореографическое творчество разных северных этносов;

  • особенности художественных средств исполнения танцев народов Севера;

уметь:

  • использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в постановочной и преподавательской деятельности;

  • осуществлять хореографическую постановку, подбирать музыку к танцам народов Севера и работать с музыкальным материалом;

  • исполнять и ставить танцы народов Севера;

  • работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы;

  • воплощать манеру, совершенствовать технику и выразительность исполнения северных танцев;

  • импровизировать, находить музыкальное, эмоциональное и пластическое решение северных танцев;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 190 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 127 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 63 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

190

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

127

в том числе:


теоретические занятия

12

практические занятия

98

индивидуальные занятия

17

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

Итоговая аттестация в форме экзамена


  1. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины северный танец


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в предмет.

Влияние традиционного образа жизни на становление и развитие хореографического творчества.




Тема 1.1.

Цели и задачи преподавания северного танца.

Аспекты традиционного образа жизни коренных народов севера.



Предмет «Северный танец», его роль и значение в системе профессионального образования хореографов.

Актуальность и значимость подготовки профессиональных хореографов, специализирующихся на изучении и популяризации хореографических традиций регионального значения. Уклад жизни коренных народов Севера поживающих на территории Ямала. Виды деятельности и промыслы. Религия и ее значение в жизни северных этносов. Отражение основных ценностей в этнической культуре коренных малочисленных народов Севера: взаимосвязь с окружающей средой; праздники, обряды, ритуалы; социальные взаимоотношения. Традиционная одежда и костюм.

4


Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование специальной литературы.

6

Раздел 2.

Практическое освоение танцевальной лексики в характере ненецкого танца




Тема 2.1.

«Куропатки»

1. Основные положения рук, ног корпуса и головы.

2. Основные движения:

- движение головы с акцентом вперед и в сторону;

- demi-plie по I — II прямым позициям;

- battement tendu jete pique вперед по I прямой позиции;

- выпады в широкую IV позицию вперед, сторону и назад;

- невысокие прыжки по I прямой позиции;

- прыжки с наклоном корпуса и отбрасыванием обеих ног вперед по I прямой позиции.

3. Основные ходы:

- ход с открыванием ноги вперед на 45º через положение sur le cou-de-pied по I прямой позиции;

- ход с открыванием ноги вперед на 45º через положение retire по I прямой позиции;

- ход с высоким подниманием колен по I прямой позиции;

- бег на присогнутых коленях.


4


Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации в характере ненецкого танца «Куропатки»

6


Тема 2.2.

«Мастерицы»

  1. Основные положения рук, ног, головы и корпуса.

  2. Основные движения:

- имитационные движения рук отображающие процесс шитья;

- имитационно-подражательные движения отображающие процесс выделки шкуры оленя.

  1. Основные ходы:

- танцевальный шаг с вытянутой стопой;

- медленный ход с demi-plie по I прямой позиции;

- «упадания» по V свободной позиции.


4


Тема 2.3.

«Снежинки»

  1. Основные положения рук, ног, корпуса и головы.

  2. Основные движения:

- круговые движения плечами вперед;

- круговые движения руками скрещенными в I позиции из стороны в сторону.

  1. Основные ходы:

- ход на высоких полупальцах;

- приставные шаги в сторону с каблука.


4


Тема 2.4.

«Птицы»

1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы.

2. Основные движения:

- имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки чайки;

- имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки крачки;

- имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки журавля.;

- выпады в широкую IV позицию.

3. Основные ходы:

- ход на высоких полупальцах;

- бег на высоких полупальцах;

- медленный ход с demi-plie;

- ход с наклоном корпуса вперед;

- скрестный шаг;

- припадания по I прямой позиции;

- ход с подниманием ноги вперед на 45°;

- подскоки с высоким подниманием колена вперед;

- перескоки с вытянутой стопой в положении sur le cou-de-pied по I прямой позиции.

4. Прыжки:

- прыжки по I прямой позиции с наклоном корпуса вперед.

6


Самостоятельная работа: сочинение port de brass в характере ненецкого танца «Птицы»

4


Тема 2.5.

«Суляко»

1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы:

- в имитационно-подражательных движениях отражающих манеры и повадки оленя;

- в имитационно-подражательных движениях оленевода.

2. Основные движения:

- «веер»;

- flac;

- выведение ноги вперед вытянутой стопой через положение retire;

- выстукивающие движения каблуками в demi-plie;

- перескоки с ноги на ногу с высоким подниманием колена;

- соскоки на полупальцах по I прямой и V открытой позициям;

- подскоки с высоким подниманием колен вперед;

3. Основные ходы:

- танцевальный ход с вытянутой стопой;

- бег с высоким подниманием колен;

- проскальзывающие шаги на присогнутых коленях;

- бег с прыжком в продольный полушпагат;

- галоп.

4. Прыжки:

- прыжки с поджатыми;

- прыжки в продольный полушпагат;

- прыжки в поперечный полушпагат;

- перескоки с выведением ноги на 90° вперед;

- соскок с подниманием ноги в attitude назад;

- «разножка»;

- sissonne fermee в сторону.

5. Вращение.

10


Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ненецкого танца «Суляко»

6


Индивидуальные занятия

4


Тема 2.6.

«Сенгакоця»

1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы:

- в мужском танце;

- в женском танце.

2. Основные движения:

- battement tendu jete pique вперед по I прямой позиции;

- соскоки на полупальцах по I прямой позиции;

- «ключ» №1;

- «ключ» №2;

- «ключ» №3;

- выпады по широкой II позиции;

3. Основные ходы:

- ход на высоких полупальцах;

- скользящий шаг на одной ноге, с вытянутой второй ногой сзади;

- подскоки на одной ноге, с вытянутой стопой в положении sur le cou-de-pied сзади;

- ход с demi-plie по широкой II свободной позиции;

- бег с отбрасыванием согнутой в колене ноги назад;

- скользящий бег с подниманием ноги в attitude вперед;

- бег с высоким подниманием колена вперед.

8


Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ненецкого танца «Сенгакоця»

6


Индивидуальные занятия

4


Раздел 3. Музыкальное сопровождение танцевальной культуры коренных малочисленных народов Севера




Тема 3.1. Музыкальные инструменты народов севера.

Взаимосвязь музыкальной и танцевальной культуры коренных малочисленных народов севера. Особенности ритмической основы в северном танце. Отличительные черты и сходства музыкальных и шумовых инструментов отдельных этнокультурных подгрупп народов севера. Классификация музыкальных инструментов.

4


Самостоятельная работа: конспектирование специальной литературы. Сбор дополнительной информации о музыкальном творчестве народов севера.

4


Раздел 4.

Практическое освоение работы с музыкальными инструментами и элементами традиционного костюма коренных народов севера.




Тема 4.1.

«Бубны»

  1. Основные положения бубна в танцах народов севера.

  2. Основные движения:

- различные наклоны и перегибы корпуса;

- выпады в широкую II, IV свободные позиции;

- соскоки по широкой II позиции;

- соскоки по I прямой позиции;

- перескоки с ноги на ногу по широкой II позиции;

- соскоки с подниманием ноги на 90º и выше.

  1. Основные ходы:

- скрестный ход;

- ход с demi-plie по широкой II позиции;

- скользящий шаг по I прямой позиции;

- бег с отбрасыванием ноги назад;

- шаги вперед с grand plie по I прямой позиции;

- бег с отбрасыванием ноги в сторону через положение sur le cou-de-pied.

  1. Прыжки:

- по I прямой позиции;

- по широкой II позиции с поджатыми вперед коленями;

- с поджатыми;

- в положение полушпагат;

- прыжки в повороте.

  1. Вращение.

6


Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации с бубнами

8


Тема 4.2.

«Янгця»

  1. Основные положения янгця в танцах народов севера.

  2. Основные музыкальные ритмы.

  3. Основные движения и ходы с ударами янгця:

- боковой шаг;

- шаги с притопами;

- перескоки с ноги на ногу;

- медленный ход с demi-plie;

- опускание на одно колено с ударами о пол.


6


Самостоятельная работа: сочинение этюда «Янгця»

7



Тема 4.3.

Ханты танец


  1. Основные положения рук, ног, корпуса и головы:

- в мужском танце с платочками;

- в женском танце с платком.

  1. Основные движения рук:

- переводы рук из I позиции в III положение;

- переводы рук из II положения в III ;

- «волнообразные» движения рук в III, I позициях;

  1. Основные движения и ходы:

- скрестный ход;

- припадания;

- ход с переступаниями в demi-plie по широкой IV прямой позиции;

- приставной ход с каблука;

- соскоки по I прямой позиции на всей стопе;

- выпады по широкой II позиции.

  1. Присядки:

- «мяч».

  1. Вращение.

4

Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации в характере ханты танца

4


Раздел 5.

Практическое освоение традиционной танцевальной лексики народов тюркской, обско-угорской и тунгусской этннокультурных групп




Тема 5.1.

Саамский танец

  1. Основные положение рук, ног, головы и корпуса в мужском и женском танце.

  2. Положение рук в паре.

  3. Основные ходы и движения:

- переступания;

- скрестный шаг;

- скользящий шаг;

- выпады в IV прямую позицию;

- приставной шаг;

- подскоки с выведением ноги вперед на каблук.

- бег с проскальзыванием;

- соскоки по I прямой позиции.


4


Тема 5.2.

Эвенкийский танец «Ё-харьё»

  1. Основные положение рук, ног, головы и корпуса.

  2. Основные ходы и движения:

- боковой шаг на каблук (прямой и обратный);

- перескоки с ноги на ногу по I прямой позиции;

- подскок с выведением ноги в сторону;

- соскоки по I прямой позиции;

- ход назад с demi-plie;

- перескоки с ноги на ногу с ударами полупальцев о пол;

- бег с отбрасыванием вытянутой ноги вперед на 45º;

- бег с отбрасыванием ноги назад;


4





Тема 5.3.

Ульчи танец «Хым-Ха»

  1. Основные положения рук, ног, корпуса и головы.

  2. Основные движения и ходы:

- боковой приставной ход;

- «пружинка»;

- переступания с высоким подниманием колена в сторону;

- скрестный шаг с demi-plie;

- имитационно-подражательные движения отображающие манеры и повадки медведя.

4

Тема 5.4.

Ханты танец «Вороны»


  1. Основные положение рук, ног, головы и корпуса.

  2. Ходы и основные движения:

- шаги с ударами всей стопой;

- шаг с выстукивающими движениями;

- подскоки с высоким подниманием колена;

- соскок по широкой II позиции;

- выпад по широкой II позиции;

- соскок по I прямой позиции;

- основной ход с высоким подниманием колен по II прямой позиции;

- ход с подниманием на полупальцы;

- прыжки с поджатыми по II прямой позиции.


6


Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ханты танца «Вороны»

6


Раздел 6.

Культура и быт малочисленных народов Дальнего Востока





Тема 6.1.

Отражение культуры и самобытности народов Дальнего Востока в танцевальной творчестве


Коренные малочисленные народы Дальнего востока. Уклад жизни. Промыслы. Влияние географического расположения и климатических условий на быт. Традиционный костюм. Вокально-музыкальное творчество. Известные танцевальные коллективы Дальнего Востока.

4


Самостоятельная работа: конспектирование специальной литературы. Сбор дополнительной информации. Просмотр видео материала.

6


Раздел 7. Практическое освоение танцевальной лексики коренных малочисленных народов севера Дальнего Востока




Тема 7.1.

Эскимосский танец

«Праздник кита»

  1. Основные положения рук и корпуса в парно-массовом танце.

  2. Ходы и основные движения:

- приставной ход с demi-plie и наклоном корпуса вперед;

- танцевальный бег с наклоном корпуса вперед;

- разнообразные резкие и акцентированные движения кистей;

- иматационно-подражательные движения, отображающие спуск байдары на воду;

- имитационно-подражательные движения охоты на кита;

- имитационно-подражательные движения отображающие забой кита;

- имитационно-подражательные движения отображающие разделывание кита.

6


Индивидуальная работа

4


Тема 7.2.

Эскимосский танец «Забой оленя»


  1. Основные положения рук, ног, корпуса и головы.

  2. Основные движения и ходы:

- галоп;

- ход с притопами;

- выпады в широкую II позицию;

- разнообразные резкие и акцентированные движения рук и кистей;

- имитационно-подражательные движения отображающие процесс забоя оленя;

- имитационно-подражательные движения отображающие процесс разделывания оленя.

6

Тема 7.3.

Алеутский танец «Охота на глупую нерпу»

  1. Основные положения рук, ног, головы и корпуса.

  2. Основные движения и ходы:

- круговые движения кистей рук согнутых в локте;

- резкие движения головой вперед и в стороны;

- боковой приставной шаг;

- ход по I открытой позиции с втянутыми коленями;

- ход с высоким подниманием колен по II прямой позиции и наклоном корпуса вперед;

- имитационно-подражательные движения отображающие манеру и повадки нерпы;

- имитационно-подражательные движения отображающие процесс охоты на нерпу;

упальцах с переступанием на всю стопу,

- переступания с полупальцев на каблук,

- боковое движение «гармошка»,

- боковой ход, подставляя ногу сзади.


6


Тема 7.4.

Корякский танец

  1. Основные положения рук, ног, головы и корпуса.

  2. Основные движения:

- переход с ноги на ногу с demi-plie по широкой II позиции;

- основной ход по I открытой позиции с втянутыми коленями;

- имитационно-подражательные движения отображающие манеры и повадки моржа;

- медленный ход с demi-plie;

- наклоны и прогибы корпуса;

- волнообразные движения рук;

- плавные движения головы вперед и в стороны;

- покачивающиеся движения бедрами из стороны в сторону;

- соскоки по I прямой позиции с demi-plie;

- плавные волнообразные движения корпуса;

- плавные и резкие движения кистей.


10


Индивидуальная работа

5





  1. 3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета хореографии и учебного кабинета теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета хореографии: зеркала, хореографические станки, баян.

Оборудование учебного кабинета теоретических дисциплин: ученические парты, стулья, доска.

Технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор с ДВД.


  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


    1. Нилов В.Н. Дух и пластика танца: Хореография коренных народов Красноярского края: монография/Вячеслав Нилов. – М.: Век информ., 2009.

    2. Нилов В.Н. Северный танец. Традиции и современность. – 2-е изд., доп. – М.: Северные просторы, 2005.

    3. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/Под ред. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во том. Ун-та, 2001.

    4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995.

    5. Базанова А.Г., Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего севера. М.: Учпедгиз, 1949.

    6. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002.

    7. Департамент по культуре, искусству и кинематографии Администрации ЯНАО Окружной центр национальных культур – Сыра-Сэв

    8. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский меридиан»/периодика.

    9. Народный журнал «Северяне»/ периодика.

    10. Сборник информационно-аналитических материалов «Культура Ямала»/периодика.

    11. Сборник «Самодийцы». Материалы IVСибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (10-12 декабря 2001г., Тобольск). – Тобольск – Омск: ОмГПУ, 2001.




  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

разрабатывать, подготавливать и реализовывать образовательные планы и постановки северного танца

Наблюдение и экспертная оценка подготовленных планов и хореографических постановок

подбирать и работать с музыкальным материалом соответственно колориту этноса

Контроль подготовки и выполнения самостоятельной работы на практических занятиях

использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в постановочной и преподавательской деятельности

Наблюдение и экспертная оценка на практическом занятии, при выполнении самостоятельных работ

работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы

Наблюдение и экспертная оценка на практическом занятии

этнокультурные группы народов севера; особенности танцевальной лексики и пластики разных этносов; классификацию северных танцев по форме, видам и жанрам; праздники, обряды, ритуалы, игры, музыкальные инструменты, традиционная одежда; известные творческие коллективы, их репертуар; известные деятели в области хореографического творчества народов севера.

Практический контрольный урок, теоретический экзамен






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!