Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом специальности 071501 «Народное художественное творчество» (Хореографическое творчество).
Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «27» августа 2009 г.
от «_____»______________20 г.
от «_____»______________20 г.
Преображенская Г.А. __________
Автор-составитель: И.К. Ермакова, преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 070000 Культура и искусство, по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура: 071501 Народное художественное творчество (Хореографическое творчество).
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в предмет. Влияние традиционного образа жизни на становление и развитие хореографического творчества. | | | |
Тема 1.1. Цели и задачи преподавания северного танца. Аспекты традиционного образа жизни коренных народов севера. | Предмет «Северный танец», его роль и значение в системе профессионального образования хореографов. Актуальность и значимость подготовки профессиональных хореографов, специализирующихся на изучении и популяризации хореографических традиций регионального значения. Уклад жизни коренных народов Севера поживающих на территории Ямала. Виды деятельности и промыслы. Религия и ее значение в жизни северных этносов. Отражение основных ценностей в этнической культуре коренных малочисленных народов Севера: взаимосвязь с окружающей средой; праздники, обряды, ритуалы; социальные взаимоотношения. Традиционная одежда и костюм. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование специальной литературы. | 6 |
Раздел 2. Практическое освоение танцевальной лексики в характере ненецкого танца | | | |
Тема 2.1. «Куропатки» | 1. Основные положения рук, ног корпуса и головы. 2. Основные движения: - движение головы с акцентом вперед и в сторону; - demi-plie по I — II прямым позициям; - battement tendu jete pique вперед по I прямой позиции; - выпады в широкую IV позицию вперед, сторону и назад; - невысокие прыжки по I прямой позиции; - прыжки с наклоном корпуса и отбрасыванием обеих ног вперед по I прямой позиции. 3. Основные ходы: - ход с открыванием ноги вперед на 45º через положение sur le cou-de-pied по I прямой позиции; - ход с открыванием ноги вперед на 45º через положение retire по I прямой позиции; - ход с высоким подниманием колен по I прямой позиции; - бег на присогнутых коленях. | 4 | |
Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации в характере ненецкого танца «Куропатки» | 6 | |
Тема 2.2. «Мастерицы» | Основные положения рук, ног, головы и корпуса. Основные движения: - имитационные движения рук отображающие процесс шитья; - имитационно-подражательные движения отображающие процесс выделки шкуры оленя. Основные ходы: - танцевальный шаг с вытянутой стопой; - медленный ход с demi-plie по I прямой позиции; - «упадания» по V свободной позиции. | 4 | |
Тема 2.3. «Снежинки» | Основные положения рук, ног, корпуса и головы. Основные движения: - круговые движения плечами вперед; - круговые движения руками скрещенными в I позиции из стороны в сторону. Основные ходы: - ход на высоких полупальцах; - приставные шаги в сторону с каблука. | 4 | |
Тема 2.4. «Птицы» | 1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы. 2. Основные движения: - имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки чайки; - имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки крачки; - имитационно-подражательные движения, отображающие манеры и повадки журавля.; - выпады в широкую IV позицию. 3. Основные ходы: - ход на высоких полупальцах; - бег на высоких полупальцах; - медленный ход с demi-plie; - ход с наклоном корпуса вперед; - скрестный шаг; - припадания по I прямой позиции; - ход с подниманием ноги вперед на 45°; - подскоки с высоким подниманием колена вперед; - перескоки с вытянутой стопой в положении sur le cou-de-pied по I прямой позиции. 4. Прыжки: - прыжки по I прямой позиции с наклоном корпуса вперед. | 6 | |
Самостоятельная работа: сочинение port de brass в характере ненецкого танца «Птицы» | 4 | |
Тема 2.5. «Суляко» | 1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы: - в имитационно-подражательных движениях отражающих манеры и повадки оленя; - в имитационно-подражательных движениях оленевода. 2. Основные движения: - «веер»; - flac; - выведение ноги вперед вытянутой стопой через положение retire; - выстукивающие движения каблуками в demi-plie; - перескоки с ноги на ногу с высоким подниманием колена; - соскоки на полупальцах по I прямой и V открытой позициям; - подскоки с высоким подниманием колен вперед; 3. Основные ходы: - танцевальный ход с вытянутой стопой; - бег с высоким подниманием колен; - проскальзывающие шаги на присогнутых коленях; - бег с прыжком в продольный полушпагат; - галоп. 4. Прыжки: - прыжки с поджатыми; - прыжки в продольный полушпагат; - прыжки в поперечный полушпагат; - перескоки с выведением ноги на 90° вперед; - соскок с подниманием ноги в attitude назад; - «разножка»; - sissonne fermee в сторону. 5. Вращение. | 10 | |
Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ненецкого танца «Суляко» | 6 | |
Индивидуальные занятия | 4 | |
Тема 2.6. «Сенгакоця» | 1. Основные положения ног, рук, корпуса и головы: - в мужском танце; - в женском танце. 2. Основные движения: - battement tendu jete pique вперед по I прямой позиции; - соскоки на полупальцах по I прямой позиции; - «ключ» №1; - «ключ» №2; - «ключ» №3; - выпады по широкой II позиции; 3. Основные ходы: - ход на высоких полупальцах; - скользящий шаг на одной ноге, с вытянутой второй ногой сзади; - подскоки на одной ноге, с вытянутой стопой в положении sur le cou-de-pied сзади; - ход с demi-plie по широкой II свободной позиции; - бег с отбрасыванием согнутой в колене ноги назад; - скользящий бег с подниманием ноги в attitude вперед; - бег с высоким подниманием колена вперед. | 8 | |
Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ненецкого танца «Сенгакоця» | 6 | |
Индивидуальные занятия | 4 | |
Раздел 3. Музыкальное сопровождение танцевальной культуры коренных малочисленных народов Севера | | | |
Тема 3.1. Музыкальные инструменты народов севера. | Взаимосвязь музыкальной и танцевальной культуры коренных малочисленных народов севера. Особенности ритмической основы в северном танце. Отличительные черты и сходства музыкальных и шумовых инструментов отдельных этнокультурных подгрупп народов севера. Классификация музыкальных инструментов. | 4 | |
Самостоятельная работа: конспектирование специальной литературы. Сбор дополнительной информации о музыкальном творчестве народов севера. | 4 | |
Раздел 4. Практическое освоение работы с музыкальными инструментами и элементами традиционного костюма коренных народов севера. | | | |
Тема 4.1. «Бубны» | Основные положения бубна в танцах народов севера. Основные движения: - различные наклоны и перегибы корпуса; - выпады в широкую II, IV свободные позиции; - соскоки по широкой II позиции; - соскоки по I прямой позиции; - перескоки с ноги на ногу по широкой II позиции; - соскоки с подниманием ноги на 90º и выше. Основные ходы: - скрестный ход; - ход с demi-plie по широкой II позиции; - скользящий шаг по I прямой позиции; - бег с отбрасыванием ноги назад; - шаги вперед с grand plie по I прямой позиции; - бег с отбрасыванием ноги в сторону через положение sur le cou-de-pied. Прыжки: - по I прямой позиции; - по широкой II позиции с поджатыми вперед коленями; - с поджатыми; - в положение полушпагат; - прыжки в повороте. Вращение. | 6 | |
Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации с бубнами | 8 | |
Тема 4.2. «Янгця» | Основные положения янгця в танцах народов севера. Основные музыкальные ритмы. Основные движения и ходы с ударами янгця: - боковой шаг; - шаги с притопами; - перескоки с ноги на ногу; - медленный ход с demi-plie; - опускание на одно колено с ударами о пол. | 6 | |
Самостоятельная работа: сочинение этюда «Янгця» | 7 | |
Тема 4.3. Ханты танец | Основные положения рук, ног, корпуса и головы: - в мужском танце с платочками; - в женском танце с платком. Основные движения рук: - переводы рук из I позиции в III положение; - переводы рук из II положения в III ; - «волнообразные» движения рук в III, I позициях; Основные движения и ходы: - скрестный ход; - припадания; - ход с переступаниями в demi-plie по широкой IV прямой позиции; - приставной ход с каблука; - соскоки по I прямой позиции на всей стопе; - выпады по широкой II позиции. Присядки: - «мяч». Вращение. | 4 |
Самостоятельная работа: сочинение танцевальной комбинации в характере ханты танца | 4 | |
Раздел 5. Практическое освоение традиционной танцевальной лексики народов тюркской, обско-угорской и тунгусской этннокультурных групп | | | |
Тема 5.1. Саамский танец | Основные положение рук, ног, головы и корпуса в мужском и женском танце. Положение рук в паре. Основные ходы и движения: - переступания; - скрестный шаг; - скользящий шаг; - выпады в IV прямую позицию; - приставной шаг; - подскоки с выведением ноги вперед на каблук. - бег с проскальзыванием; - соскоки по I прямой позиции. | 4 | |
Тема 5.2. Эвенкийский танец «Ё-харьё» | Основные положение рук, ног, головы и корпуса. Основные ходы и движения: - боковой шаг на каблук (прямой и обратный); - перескоки с ноги на ногу по I прямой позиции; - подскок с выведением ноги в сторону; - соскоки по I прямой позиции; - ход назад с demi-plie; - перескоки с ноги на ногу с ударами полупальцев о пол; - бег с отбрасыванием вытянутой ноги вперед на 45º; - бег с отбрасыванием ноги назад; | 4 | |
| | |
Тема 5.3. Ульчи танец «Хым-Ха» | Основные положения рук, ног, корпуса и головы. Основные движения и ходы: - боковой приставной ход; - «пружинка»; - переступания с высоким подниманием колена в сторону; - скрестный шаг с demi-plie; - имитационно-подражательные движения отображающие манеры и повадки медведя. | 4 |
Тема 5.4. Ханты танец «Вороны» | Основные положение рук, ног, головы и корпуса. Ходы и основные движения: - шаги с ударами всей стопой; - шаг с выстукивающими движениями; - подскоки с высоким подниманием колена; - соскок по широкой II позиции; - выпад по широкой II позиции; - соскок по I прямой позиции; - основной ход с высоким подниманием колен по II прямой позиции; - ход с подниманием на полупальцы; - прыжки с поджатыми по II прямой позиции. | 6 | |
Самостоятельная работа: сочинение этюда в характере ханты танца «Вороны» | 6 | |
Раздел 6. Культура и быт малочисленных народов Дальнего Востока | | | |
Тема 6.1. Отражение культуры и самобытности народов Дальнего Востока в танцевальной творчестве | Коренные малочисленные народы Дальнего востока. Уклад жизни. Промыслы. Влияние географического расположения и климатических условий на быт. Традиционный костюм. Вокально-музыкальное творчество. Известные танцевальные коллективы Дальнего Востока. | 4 | |
Самостоятельная работа: конспектирование специальной литературы. Сбор дополнительной информации. Просмотр видео материала. | 6 | |
Раздел 7. Практическое освоение танцевальной лексики коренных малочисленных народов севера Дальнего Востока | | | |
Тема 7.1. Эскимосский танец «Праздник кита» | Основные положения рук и корпуса в парно-массовом танце. Ходы и основные движения: - приставной ход с demi-plie и наклоном корпуса вперед; - танцевальный бег с наклоном корпуса вперед; - разнообразные резкие и акцентированные движения кистей; - иматационно-подражательные движения, отображающие спуск байдары на воду; - имитационно-подражательные движения охоты на кита; - имитационно-подражательные движения отображающие забой кита; - имитационно-подражательные движения отображающие разделывание кита. | 6 | |
Индивидуальная работа | 4 | |
Тема 7.2. Эскимосский танец «Забой оленя» | Основные положения рук, ног, корпуса и головы. Основные движения и ходы: - галоп; - ход с притопами; - выпады в широкую II позицию; - разнообразные резкие и акцентированные движения рук и кистей; - имитационно-подражательные движения отображающие процесс забоя оленя; - имитационно-подражательные движения отображающие процесс разделывания оленя. | 6 |
Тема 7.3. Алеутский танец «Охота на глупую нерпу» | Основные положения рук, ног, головы и корпуса. Основные движения и ходы: - круговые движения кистей рук согнутых в локте; - резкие движения головой вперед и в стороны; - боковой приставной шаг; - ход по I открытой позиции с втянутыми коленями; - ход с высоким подниманием колен по II прямой позиции и наклоном корпуса вперед; - имитационно-подражательные движения отображающие манеру и повадки нерпы; - имитационно-подражательные движения отображающие процесс охоты на нерпу; упальцах с переступанием на всю стопу, - переступания с полупальцев на каблук, - боковое движение «гармошка», - боковой ход, подставляя ногу сзади. | 6 | |
Тема 7.4. Корякский танец | Основные положения рук, ног, головы и корпуса. Основные движения: - переход с ноги на ногу с demi-plie по широкой II позиции; - основной ход по I открытой позиции с втянутыми коленями; - имитационно-подражательные движения отображающие манеры и повадки моржа; - медленный ход с demi-plie; - наклоны и прогибы корпуса; - волнообразные движения рук; - плавные движения головы вперед и в стороны; - покачивающиеся движения бедрами из стороны в сторону; - соскоки по I прямой позиции с demi-plie; - плавные волнообразные движения корпуса; - плавные и резкие движения кистей. | 10 | |
Индивидуальная работа | 5 | |
| | |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
разрабатывать, подготавливать и реализовывать образовательные планы и постановки северного танца | Наблюдение и экспертная оценка подготовленных планов и хореографических постановок |
подбирать и работать с музыкальным материалом соответственно колориту этноса | Контроль подготовки и выполнения самостоятельной работы на практических занятиях |
использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в постановочной и преподавательской деятельности | Наблюдение и экспертная оценка на практическом занятии, при выполнении самостоятельных работ |
работать над развитием пластичности, координации, постановкой корпуса, ног, рук, головы | Наблюдение и экспертная оценка на практическом занятии |
этнокультурные группы народов севера; особенности танцевальной лексики и пластики разных этносов; классификацию северных танцев по форме, видам и жанрам; праздники, обряды, ритуалы, игры, музыкальные инструменты, традиционная одежда; известные творческие коллективы, их репертуар; известные деятели в области хореографического творчества народов севера. | Практический контрольный урок, теоретический экзамен |