департамент образования города москвы
государственное БЮДЖЕТНОЕ профессионально
образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ колледж № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКи
ПМ.02. Осуществление интеграции программных модулей
Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
Москва, 2018 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Информационные технологии | Разработана на основе ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, профессионального стандарта 06.015 Специалист по информационным системам, утвержденного приказом Минтруда России от 18.11.2014 № 896н, стандарта World Skills по компетенции Программные решения для бизнеса, Примерной основной образовательной программы СПО по специальности дата регистрации в реестре: 11.05.2017 Протокол № 9 от 30.03.2017 |
Протокол № От «___»_____________2018 г. | |
| |
Председатель предметно (цикловой) комиссии _____________ Тотмянина С.В. (подпись) (Ф.И.О.) | Заместитель директора по УПР _____________ Н.Ю. Кузнецова (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель (автор) Тотмянина С.В, преподаватель первой квалификационной категории
(ГБПОУ ТК № 34, Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,)
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ 4
2. результаты учебной практики 6
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ 7
5. Контроль и оценка результатов Учебной практики 12
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ
ПМ.02. Осуществление интеграции программных модулей
продукта
Место учебной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП)
Программа учебной практики является частью ОПОП по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПМ.02. Осуществление интеграции программных модулей продукта в части освоения основных видов профессиональной деятельности: Осуществление интеграции программных модулей продукта.
Цели и задачи учебной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе данного вида практики должен:
иметь практический опыт:
модели процесса разработки программного обеспечения;
основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
основные подходы к интегрированию программных модулей;
основы верификации и аттестации программного обеспечения;
сбор в соответствии с трудовым заданием документации заказчика касательно его запросов и потребностей применительно к типовой ИС (ПС);
документирование собранных данных в соответствии с регламентами организации (ПС);
уметь:
использовать выбранную систему контроля версий;
использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;
проводить анкетирование (ПС);
собирать исходную документацию (ПС);
знать:
модели процесса разработки программного обеспечения;
основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
основные подходы к интегрированию программных модулей;
основы верификации и аттестации программного обеспечения;
возможности типовой ИС (ПС);
предметная область автоматизации(ПС);
инструменты и методы выявления требований;
программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий организаций (ПС);
отраслевая нормативная техническая документация (ПС);
источники информации, необходимой для профессиональной деятельности (ПС);
современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности (ПС).
Количество недель (часов) на освоение учебной практики:
Всего 1 неделя, 36 часов.
2. результаты учебной практики
Результатом учебной практики УП.04 является освоение профессиональных компетенций (ПК):
Вид профессиональной деятельности | Код | Наименование результатов практики |
ПМ.02. Осуществление интеграции программных модулей продукта | ПК 2.1. | Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент |
ПК 2.2. | Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение |
ПК 2.3 | Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств |
ПК 2.4 | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. |
ПК 2.5. | Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования |
общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата практики |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
- СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля | Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) | Сроки проведения |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 7, ОК 9, ОК 10, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5 | ПМ.02. Осуществление интеграции программных модулей продукта | 1/36 | 4 семестр |
3.2.Содержание учебной практики
Виды деятельности | Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов (недель) |
Осуществление интеграции программных модулей продукта | Участие в выработке требований к программному обеспечению. | Методы получения информации о требованиях к программному обеспечению. Функциональные и нефункциональные требования. Оформление требований к программному обеспечению | ПМ.02. МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения Тема 2.1.7. Методы выявления требований к ПО. Уровни требований. Анализ требований к ПО | 7 |
Владение основными методологиями процессов разработки программного обеспечения | Выбор и обоснование модели проектирования программного продукта. Использование различных технология программирования при разработке программного обеспечения. Использование различных языков программирования при разработке программного обеспечения | ПМ.02. МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения Тема 2.1.5. Организация процесса разработки программного продукта | 13 |
Участие в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов | Выбор и обоснование специализированного программного пакета для проектирования программного обеспечения. Выбор средства автоматизированного проектирования программного обеспечения. Реализация программного обеспечения средствами автоматизированного проектирования | ПМ.02. МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения Тема 2.1.8. Проектирование ПО | 10 |
Зачет по учебной практике | | | 6 |
Всего | 36 |
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики:
положение о практике обучающихся, осваивающих ОПОП программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. № 291
программа учебной практики;
график проведения практики;
график защиты отчетов по практике.
Требования к материально-техническому обеспечению практики
Оборудование лаборатории Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем:
АРМ преподавателя (1 шт.),
АРМ обучающегося (15 шт.),
учебная мебель,
мультимедийное оборудование (1 шт.),
сеть Internet.
Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Печатные издания:
Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов. — М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов. Практикум учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В. Рудаков, Г. Н. Федорова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» (4-е издание, 2014).
Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Гниденко, И. Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие для СПО / И. Г. Гниденко, Ф. Ф. Павлов, Д. Ю. Федоров. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05047-9.
2. Международные стандарты [Электронный ресурс] – http://www.it-gost.ru/
3. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] – http://docs.cntd.ru/
Требования к руководителям практики
1.Требования к руководителям практики от образовательного учреждения: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессиональных модулей и специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Руководитель практикой от колледжа:
- организует и руководит работой по созданию программ учебной практики для студентов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование;
- составляет график проведения и расписание практики, графики консультаций и доводит их до сведения преподавателей, студентов;
- осуществляет методическое руководство и контроль деятельностью всех лиц, участвующих в организации и проведении практики;
- участвует в оценке общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики, проводимой на базе образовательного учреждения;
- контролирует ведение документации по практике.
Преподаватель – руководитель практики:
совместно с заведующим практикой от колледжа выполняет следующие обязанности:
согласовывает программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику для студентов;
контролирует организацию практики студентов в соответствии с программой практики и утвержденным графиком прохождения практики;
обеспечивает проведение инструктажей студентов по охране труда и технике безопасности в организации;
контролирует соблюдение студентами трудовой дисциплины в организации и сообщает заведующему практикой от колледжа о случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и прохождения практики;
знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте;
организует перемещение студентов по рабочим местам;
осуществляет учет работы студентов-практикантов;
осуществляет контроль за работой практикантов, оказывает помощь в выполнении программы практики, консультирует по вопросам практики;
контролирует подготовку отчетов студентов о прохождении практики, составляет отзывы по итогам практики с рекомендуемой оценкой.
Требования к студентам при прохождении практики
Студенты колледжа при прохождении практики обязаны:
своевременно прибыть на место прохождения практики;
проходить практику ежедневно в соответствии с режимом работы организации и с учетом продолжительности рабочего дня студентов при прохождении практики (для студентов в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю);
полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики;
добросовестно относиться к выполнению поручений, обусловленных учебной практикой;
соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;
подготовиться к зачету по практике, экзамену по профессиональному модулю.
Требования к соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности
Студент должен допускаться к работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности.
Студент-практикант обязан:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим; знать месторасположение первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;
выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара;
знать месторасположение средств оказания медицинской помощи, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при несчастном случае;
соблюдать правила личной гигиены;
принимать пищу только в специально отведенных для этого местах;
при обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений и инструментов, а также других недостатков или опасностей на рабочем месте немедленно сообщить непосредственному руководителю и приостановить выполнение работы. Приступить к работе можно с разрешения руководителя после устранения всех недостатков и опасностей.
- Контроль и оценка результатов Учебной практики
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент | - владение основными этапами разработки программного обеспечения; - грамотность и правильность оформления документации с помощью программных средств; - точность оформления документации с помощью программных средств; - рациональность использования инструментальных средств для автоматизации оформления документации; - правильность выполнения разработки спецификаций отдельных компонентов. - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки программного обеспечения для компьютерных систем; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач в области разработки программного обеспечения для компьютерных систем. | Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. Зачет по учебной практике. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю. |
ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение | - уметь использовать основные конструкции и возможности языков высокого уровня; - владение основными принципами технологии структурного и объектно-ориентированного программирования; - правильность разработки кода программного модуля на современных языках программирования; - выполнение требований по созданию программы по разработанному алгоритму; - правильность разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации. - обоснованный анализ текущей ситуации; - аргументированный подбор средств для решения нестандартной профессиональной ситуации; - понимание и принятие ответственности за предложенные решения обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - определение и выбор способа - поиск необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использование различных источников, включая электронные для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; |
ПК 2.3 Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств | - владение основными принципами отладки программных продуктов с использованием специализированных программных средств; - точное выполнение отладки программы; - правильность использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта. - работа с ПК и оформление результатов работы с использованием ИКТ; - разработка проектной и технической документации по программному обеспечению с использованием графических языков спецификаций; |
ПК 2.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. | - овладение основными принципами тестирования программных продуктов; - точность выполнения тестирования программы на уровне модуля; - аргументированность и правильность проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию. - проявление интереса к будущей профессии; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - наличие положительных отзывов по итогам учебной практики; - участие в студенческих конференциях, конкурсах, презентациях, олимпиадах и выставках технического творчества. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения на основе норм делового общения; - проявление готовности к обмену информации; - проявление уважения к мнению и позиции членов коллектива |
ПК 2.5. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования | достижение целей для осуществления разработки и оптимизации кода программного модуля на современных языках программирования; - использование технологий по созданию и оптимизированию программы; - правильность разработки и оптимизации кода программного продукта. - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - самоанализ и коррекция результатов работы членов команды (подчиненных); - оценка результатов собственной работы и результатов работы членов команды (подчиненных) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | - умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях; - умение разрабатывать алгоритмы решения профессиональных задач, применять разнообразные методы и выбирать эффективные технологии и рациональные способы; - уметь прогнозировать и оценивать результат; - умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; анкетирование, тестирование, решение ситуационных задач, деловые игры. Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. Зачет по учебной практике. Квалификационный экзамен по профессиональному модулю |
ОК.2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | - осуществление эффективного поиска необходимой информации, используя широкий спектр источников информации, в том числе электронных; - анализ информации, выделение главных аспектов, структурирование, презентация; - владение способами систематизации и интерпретации полученной информации в контексте профессиональной деятельности и в соответствии с задачей информационного поиска. |
ОК.3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | - умение осознанно определять потребности профессионального и личностного развития, в соответствии с потребностями определять цели и планировать деятельность по достижению поставленных целей; - владение методиками самопознания, самооценки, саморегуляции и саморазвития в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры; - умения принимать управленческие решения по совершенствованию собственной деятельности; - стремление расширять набор компетенций и повышать квалификацию для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере. |
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | - пропагандировать и соблюдать нормы экологической чистоты и безопасности; - осуществлять деятельность по сбережению ресурсов и сохранению окружающей среды; - владеть приемами эффективных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - пропагандировать правила поведения в чрезвычайных ситуациях и участвовать в учебных мероприятиях, проводимых ГУ МЧС. |
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | - эффективно осуществлять поиск и обмен информацией с использованием современного оборудования и программного обеспечения, в том числе на основе сетевого взаимодействия, для решения профессиональных задач; - осуществлять оперативный анализ и оценку информации с применением информационно-коммуникационных технологий; - использовать информационные технологии для оперативного, системного ознакомления с инновационными разработками в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке | - осуществлять эффективный поиск необходимой информации в российских и зарубежных источниках: нормативно-правовой документации, стандартов, научных публикации, технической документации; - уметь применять лексику и грамматику иностранного языка для перевода текста, содержание которого включает профессиональную лексику; - уметь анализировать, систематизировать и применять в профессиональной деятельности информацию, содержащуюся в документации профессиональной области. |
Формой отчетности студента по учебной практике является письменный отчет о выполнении работ и приложений к отчету, свидетельствующих о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, формировании профессиональных и общих компетенций, освоении профессионального модуля.
Студент в один из последних дней практики защищает отчет по практике. По результатам защиты студентами отчетов выставляется зачет по практике.
Письменный отчет о выполнении работ включает в себя следующие разделы:
Титульный лист
Содержание
Отчет о прохождении учебной практики
Дневник
Характеристика, заверенная работодателем
Приложения (в которых должны быть представлены проекты документов, составленные лично студентом с обязательным анализом содержания приложенных документов).
Работа над отчетом по учебной практике должна позволить руководителю оценить уровень развития следующих общих компетенций обучающегося:
- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (OK 1 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),
- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (OK 2 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),
- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (OK 3 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),
- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (OK 7 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),
- Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. (OK 9 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),
- Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке (OK 10 ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование),а также профессиональных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля и установленных ФГОС СПО по конкретной специальности, или рабочей программой профессионального модуля).
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, фотографий, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Текст отчета должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Цвет шрифта - черный, межстрочный интервал - полуторный, гарнитура - Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль.
6