МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждаю Директор ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» _________/Т.Г.Кузина/ ФИО приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ03
«Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии
технического профиля
13.01.10. Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
код и наименование профессии
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2020 г.
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УПР _______________/Е.Н.Торопова/ «_______»_____________202___г. _______________/_________________/ «_______»_____________202___ г. _______________/_________________/ «_______»_____________202___ г. | Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 140446.03 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_02_» _08 2013г № 802, с дополнениями и изменениями – приказ Министерства образования и науки РФ от 09.04.2015г. №391 |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии профессионального цикла Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ Протокол №__, дата «___»________202__ г. Председатель комиссии ________/____________________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель ___/ |
Составители (авторы):Васенкин Д.В. – мастер производственного обучения
СОДЕРЖАНИЕ.
| СТР |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 9 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ | 11 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1.Область применения программы
Программа учебной практики «Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования» является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО140446.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Программа предназначена для освоения основного вида профессиональной деятельности: «Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования», предусматривающего овладение следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 3.1.Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования. ПК3.2. Проводить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам. ПК3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащую ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
Программа может быть использована для профессиональной подготовки по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)». Лица, поступающие на обучение должны иметь документ об основном общем образовании. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля-требования к результатам освоения профессионального модуля
В результате освоения указанного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения работ по техническому обслуживанию электрооборудования промышленных организаций, осветительных установок, кабельных линий, воздушных линий, пускорегулирующей аппаратуры, трансформаторов и трансформаторных подстанций, электрических машин, распределительных устройств. уметь: разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить планово-предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком, производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования, оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их, устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла, производить межремонтное обслуживание электродвигателей. знать: задачи службы технического обслуживания, виды и причины износа электрооборудования, организацию технической эксплуатации электроустановок, обязанности электромонтёра по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтёра, порядок оформления и выдачи нарядов на работу.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной практики:
216 часов(6 недель)
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, «Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования |
ПК 3.2. | Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам |
ПК 3.3. | Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Содержание учебной практики
Код и наименование профессионального модуля | Формируемый образовательный результат (практический опыт, уметь) | Виды выполняемых работ | Содержание (детализация выполняемых работ) | Количество часов на каждый вид работы |
ПМ 02 «Проверка и наладка электрооборудова ния» | Раздел 1 «Проверка и наладка электрооборудования» |
Практический опыт: -заполнение технологической документации; -работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами; Уметь: -выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок; -проводить электрические изменения; -снимать показания приборов; -проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям; знать: -общую классификацию измерительных приборов; -схемы включения приборов в электрическую цепь; -документацию на техническое обслуживание приборов; -систему эксплуатации и проверку приборов; -общие правила технического обслуживания измерительных приборов; | Задачи и структура наладочной организации. Организация наладочных работ, подготовка документации и приборов к работе. Организация сдачи пусконаладочных работ. Назначение и классификация приборов. Выбор измерительных приборов, испытательного оборудования, схемы их включения. Методы испытания. Выявление пробоя сопротивления изоляции электрических цепей. Искусственные заземлители. Использование заземлителей. Ввод заземления и крепление шин. Наладки релейной защиты и электроавтоматики. Проектно-техническая документация по наладке и испытанию. Классификация электроизмерительных приборов. Назначение, схемы включения и область применения шунтов и добавочных резисторов. Схемы включения, режимы работы измерительных трансформаторов тока. Правила безопасности при работе с измерительными трансформаторами. Выпрямительные приборы. Измерительная цепь как преобразователь. Назначение принцип действия, область применения мостовых и компенсационных цепей. Характеристики и область применения электронных вольтметров, омметров, счётчиков. Измерительные генераторы и осциллографы. Структурные схемы и область применения цифровых вольтметров, мультиметров, цифровых вольтметров с микропроцессорным управлением. Измерение сопротивлений омметрами, мегаомметрами, одинарным и двойным мостом. Трхэлементный ваттметр. Измерение активной энергии в трёхфазной цепи. Измерение магнитного потока с помощью веберметра. Измерение потерь мощности в стали. Классификация первичных измерительных преобразователей. Принцип работы фотометрических приборов. | -Подготовка организации пусконаладочных работ; -Общие испытания электроустановок; -Наладка и испытание электрооборудования подстанций и распределительных пунктов; -Наладка и испытание силовых и измерительных трансформаторов; -Наладка и испытание токопроводов и заземляющих устройств; -Наладка и испытание электрических машин; -Наладка и испытание защитной и пускорегулирующей аппаратуры; -Наладка и испытание релейной защиты и электроавтоматики; -Средства измерений электрических величин; -Измерение электрических и магнитных величин; -Измерение неэлектрических величин. | 108 часов (3 недели) 102 часа (3 недели) |
Дифференциальный зачет 6 часов Итого: 216 часов |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной практики предполагает наличие:
-
Учебного кабинета электротехники;
-
Электромонтажной мастерской;
-
Лаборатории контрольно-измерительных приборов
Оборудование учебного кабинета электротехники:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект бланков технической документации;
-комплект деталей, инструментов, приспособлений, промышленных образцов;
-комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения
-мультимедийное оборудование;
-лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
Оборудование электромонтажной мастерской:
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место мастера;
-комплект рабочих инструментов по количеству студентов;
-электроизмерительные приборы;
-механизмы (механические, пневматические, электрические);
-оборудование электротехническое низковольтное (автоматические выключатели,электродвигатели, контакторы, предохранители, магнитные пускатели и др.);
-технологическое оборудование для обработки металла;
-приспособления (верстаки с наковальней и тисками, сверлильный станок, заточный станок) и вспомогательный инструмент
-наглядные пособия, детали, узлы, механизмы, сборочные узлы, плакаты
-инструкционные карты по операциям, альбомы рабочих чертежей;
-комплект противопожарных средств;
-инструкции и плакаты по охране труда.
Оборудование лаборатории контрольно-измерительных приборов
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место мастера;
-комплект рабочих инструментов по количеству студентов;
-комплект электроизмерительных приборов;
-стенды с контрольно-измерительными приборами;
-источник бесперебойного питания;
-приборы для измерения неэлектрических неэлектрических величин;
-комплект бланков технической документации;
-наглядные пособия, схемы, плакаты;
-инструкции и плакаты по охране труда.
-
Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
-
Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования промышленных предприятий» учебник, книга 2, ИКЦ «Академия» 2012 г.
-
Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» учебник, ИКЦ «Академия» - 2012г.
Дополнительные источники:
-
Шишмарёв В.Ю. «Измерительная техника» учебное пособие. ИКЦ «Академия» - 2011г.
-
Прошин В.М. «Лабараторные работы по электротехнике» тетрадь ИКЦ «Академия» 2010 г..
-
Касаткин А.С. Электротехника» учебник ИКЦ
Интернет-ресурсы:
-
http://ру68ulkanl.narod.ru/proektychdisciplihy
-
http://www.eltray.com (Мультимедийный курс «В мире электричества»)
-
http://elib.ispu/lidrary/elektrol/index.htm(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая электротехника»)
-
Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Максимальный объем аудиторной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов. Программа учебной практики обеспечивается учебно-методической литературой. Каждый студент обеспечивается не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием и имеет доступ к комплектам библиотечного фонда. Для студентов создана возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Интернета. Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме работы с информационными источниками, подготовки творческих и аналитических отчетов и предоставление результатов деятельности в виде работ. Самостоятельная работа сопровождается индивидуальными и групповыми консультациями. Консультации для студентов проводятся согласно утвержденного графика. Форма проведения определяется преподователем (групповые, индивидуальные, письменные, устные). При реализации программы предусматриваются теоретические занятия и два вида практик: учебная и производственная. Учебная практика является обязательным разделом программы профессионального модкля и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов.
-
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряды по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение студентами профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКО РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу. | Точное выполнение слесарной обработки электрооборудования в пределах различных классов чистоты и точности; правильность выполнения пайки, лужения при ремонте деталей и узлов; точность выполнения слесарно-сборочных работ по технологическим картам; демонстрация навыков по выполнению слесарных работ в соответствии с требованиями технологического процесса; выполнение слесарно-сборочных работ в соответствии с требованиями технологического процесса. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК 2.2 Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала. | Правильность выбора заготовок и инструмента для изготовления приспособлений; качество и правильность изготовления приспособлений для сборки и ремонта по технологическим картам; демонстрация навыков по изготовлению приспособлений; соблюдение правил техники безопасности при изготовлении. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК 2.3 Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты. | Соблюдение правил по безопасности условиям труда при проверке, ремонте электрооборудования; демонстрация навыков выполнения устранения дефектов; демонстрация навыков при сборке, монтажу и регулировании оборудования. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике |
| Итоговый экзамен | |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -эффективность и качество выполнения домашних самостоятельных работ -наличие положительных отзывов по итогам практики -участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и т.п. | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Оценка и наблюдение деятельности обучающихся в ходе конкурсов профмастерства,олимпиад выставок технического творчества, в процессе освоения модуля. Экспертиза портфолио личных достижений обучающихся. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. | -применение эффективных и качественных методов и способов решения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях -самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий Наблюдение, Экспертная оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач. | -регулярное использование различных источников информации для выполнения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -использование информации для решения нетиповых профессиональных задач с привлечением найденной информацией | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -соблюдение правил работы в группе и инструкций при выполнении заданий на учебной и производственной практике | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Освоение материала модуля с возможностью применения полученных знаний при исполнении воинской обязанности | Наблюдение за деятельностью обучающихся. .Экспертиза портфо-лио личных достижении обучаю-щегося. Сведения военкомата. |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторных и практических работ, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 «Слесарная обработка, пригонка и пайка деталей и узлов различной сложности» | | | |
МДК 01.01 «Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ» | | 68 | |
Тема 1.1 Основы слесарных работ | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Назначение и сущность слесарной обработки. Разметка, разметочный инструмент и приспособления. Рубка, опиливание, гибка металла. Слесарная обработка отверстий, резьба и её элементы. Пайка и лужение. Требования техники безопасности при выполнении слесарных работ. Приёмы пользования рабочим инструментом. Основные операции. Организация рабочего места. Последовательность и приёмы выполнения операций. Сверление, зенкование и развёртывание отверстий, резьбонарезные инструменты и их назначение, виды и основные профили резьбы. Понятие о пайке и лужении. Склеивание, назначение и технологический процесс склеивания. Клёпка, виды заклёпок и заклёпочных соединений. Приёмы пользования рабочим инструментом | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Разметка плоских поверхностей. Рубка металла. Опиливание. | |
2 | Пайка и лужение |
3 | Нарезание резьбы |
4 | Сверление отверстий |
Тема 1.2. Основы слесарно-сборочных работ | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Технологические требования к машинам, сборочным единицам и деталям. | |
Практические занятия | 8 | |
1. | Составление технологической карты сборки неразъёмных соединений | |
2 | Составление технологической карты сборки разъёмных соединений |
3 | Определение вида резьбы |
4 | Сборка клиноремённой передачи |
Тема 1.3. Основы электромонтажных работ | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Понятие электромонтажных работ. Механизация и индустриализация электромонтажных работ. Электромонтажные материалы, детали и изделия. Электроизоляционные материалы и изделия. Виды растворов, заполнители и добавки. Классификация помещений по условиям окружающей среды. Категория потребителей электроэнергии. Техническая документация на выполнение электромонтажных работ. Такелажные работы. Электромагнитные механизмы, инструменты и приспособления. Требования к механизмам и приспособлениям. Провода, кабели, шнуры, шины, полосы. Область их применения. Изоляторы, их классификация и назначение. Установка опор, крепёжных изделий, электромонтажных конструкций без вяжущих растворов и клеев. | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Технология выполнения разметочных и установочных работ | |
2 | Технология выполнения пробивных и землеройных работ |
Тема 1.4. Вспомогательные электромонтажные работы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Последовательность разметки мест монтажа. Инструменты и приспособления для разметочных работ. | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Разметка трасс электропроводок различных типов. | |
2 | Затягивание провода по трассе электропроводок |
3 | Определение марки провода, кабеля. |
4 | Проверка, подключения и отключения электроинструмента |
Тема 1.5. Электромонтажные работы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Соединение и ответвление жил проводов и кабелей. Способы опрессовки: местное вдавливание, сплошное и комбинированноеобжатие. Лужение и пайка. Сварка. Монтаж шинопроводов. Монтаж устройств заземления. Монтаж электропроводок. Правила разделки проводов и кабелей. Способы присоединения жил проводов и кабелей к контактным выводам оборудования Инструменты и приспособления. Назначение лужения и пайки, материалы и дефекты. Припои, их марки и характеристики. Назначение сварки, инструменты и приспособления, применяемые при сварке материалы. Назначение, маркировка, открытые и закрытые шинопроводы. Последовательность операций при монтаже. . Назначение заземлений, защитное и рабочее заземление, области их применения. Естественные и искусственные заземлители.Виды, назначение электропроводок. Инструменты и приспособления, последовательность при монтаже электропроводок. | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Присоединение алюминиевых проводов и кабелей к контактным выводам электрооборудования | |
2 | Присоединение медных проводов и кабелей к контактным выводам электрооборудования |
3 | Выполнение пайки медных и алюминиевых жил |
4 | Прокладка и укрепление шин на опорных изоляторах |
Итоговое повторение | 1 |
Дифференцированный зачёт | 1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Самостоятельное изучение тем (с проверкой на уроке), подготовка рефератов, описание принципа работы принципиальных электрических схем, оформление отчётов и подготовка к практическим работам (ответы на вопросы), составление конспектов, составление технологических карт. | 20 |
Тематика домашних заданий -Основные и дополнительные средства защиты -Классификация и марки проводов -Классификация и марки кабелей, их применение -Требования, предъявляемые к заземлению электрооборудования.Выбор искусственных заземлителей -Монтаж скрытых и открытых электропроводок | |
Учебная практика | 72/2нед |
Виды работ --Разметка контуров деталей с отсчётом размеров от кромки заготовки и от осевых линий. Разметка деталей по шаблонам. Заточка и заправка разметочного инструмента. --Рубка пластин с разметкой по уровню тисков и на плите. Правка полосового металла, прутка, гибка петель, крючков. --Резка пластины с предварительной разметкой, резка прутка ножовкой, тонкого листа ножницами. Опиливание поверхностей с проверкой на прямолинейность и параллельность. Опиливание узких пластин. --Сверление сквозных и глухих отверстий. Подбор зенковок, зенкование отверстий под винты и заклёпки. --Нарезание внутренней резьбы в сквозных отверстиях, выбор метчиков и воротка, технология нарезания резьбы. Нарезание наружной резьбы плашками. Отработка приёмов нарезания. --Соединение деталей различными способами. Склёпывание заклёпками с круглой, полукруглой, потайной головками и заклёпочником. Подбор клеев, склеивание деталей из разных материалов. --Присоединение алюминиевых жил проводов и кабелей к контактным выводам. Ответвление проводами от магистральных линий. Опрессовка и оконцевание однопроволочных медных и алюминиевых жил наконечниками. --Соединение алюминиевых жил пайкой двойной скруткой с жёлобом, испытание электрических контактных соединений, оконцевание медных жил проводов и кабелей наконечниками. --Разметка трасс электропроводок, мест установки светильников, коммутационных аппаратов. --Установка закладных деталей в строительные конструкции, выполнение пробивных работ. --Способы крепления элементов электропроводок с помощью полимерных крепёжных деталей. Заделка крепёжных деталей алебастровым раствором. --Заделка конструкций цементным раствором, Разметка мест установки приборов и их установка. | |
Раздел 2 «Выполнение монтажных и ремонтных работ электрооборудования промышленных организаций | | | 282 | |
МДК 2 «Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций» | | | 138 | |
Тема 2.1. Организация и планирование монтажных и ремонтных работ | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Нормативные документы для проведения монтажа электрооборудования. Рабочая документация | |
2 | Виды и причины износа электрооборудования. Система ППР. Виды ремонтов. Организация рабочего места по ремонту электрооборудования. |
Практические занятия | 4 | |
1 | Условные обозначения в электромонтажных схемах | |
2 | Организация рабочего места по ремонту электрооборудования |
Тема 2.2 Монтаж, ремонт кабельных линий электропередач | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Классификация кабельных сетей по конструктивным признакам. Технология монтажа кабельных линий. Технология разделки концов кабелей | |
2 | Технология монтажа и ремонта соединительных и концевых муфт кабелей до 10000 В. Предупреждение неисправностей |
3 | Ремонт кабельных линий. Требования безопасности труда при монтаже и ремонте кабельных линий. |
Практические занятия | 6 | |
1 | Определение марки кабеля | |
2 | Оформление технологической последовательности прокладки кабеля |
3 | Разделка подземного низковольтного кабеля |
Тема 2.3 Ремонт осветительной проводки и электроустановок | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Понятие осветительной установки. Виды освещения. Электрические источники света, светильники, их классификация, назначение и конструкции. Требования к осветительным установкам | |
2 | Схемы и распределительные устройства осветительных электроустановок. Схемы подключения ламп накаливания, люминесцентных ламп и ламп ДРЛ |
3 | Правила выполнения вводов в арматуру. Проверка новых электропроводок. Монтаж светильников и распределительных устройств осветительных установок |
Практические занятия | 10 | |
1 | Составление технологической последовательности монтажа осветительных установок и светильников | |
2 | Составление технологической последовательности ремонта осветительных установок и светильников |
3 | Составление и сборка схемы квартиры по раздельной схеме питания |
4 | Составление и сборка схемы для проверки ламп люминесцентного светильника |
5 | Расчёт электрического освещения |
Тема 2.4. Монтаж и ремонт воздушных линий электропередач | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Воздушные линии электропередач. Их назначение, основные конструктивные элементы. Виды опор | |
2 | Технология монтажа воздушных линий до 1000 В и 10 кВ. |
3 | Ремонт воздушных линий до 1000 В и 10 кВ. |
4 | Требования безопасности труда при монтаже и ремонте воздушных линий. |
Практические занятия | 10 | |
1 | Расчёт сечения провода воздушных линий | |
2 | Составление и чтение схем распределения электроэнергии |
3 | Составление технологического процесса сборки опор |
4 | Выбор вида опор по их применению |
5 | Составление и оформление ремонта воздушных линий |
2.5. Монтаж, регулировка, ремонт электрических аппаратов до 1000 В | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
1 | Классификация аппаратуры управления и защиты, конструкция и принцип действия. Требования безопасности труда при монтаже и ремонте пускорегулирующей аппаратуры. |
2 | Осмотр ПРА перед монтажом, очистка, контроль изоляции. Разметка и установка металлоконструкций, порядок установки и крепления аппаратуры |
3 | Схемы включения магнитных пускателей. Выбор магнитных пускателей, контакторов и тепловых реле. |
4 | Неисправности электрических аппаратов и причины, их вызывающие. Способы их устранения |
5 | Последовательность ремонтных операций при замене контактов, дугогасительных устройств, изоляционных деталей |
6 | Регулирование пружин контакторов и пускателей. Замена катушек, ремонт магнитных пускателей, регулирование отремонтированных устройств. |
7 | Последовательность при ремонте автоматических выключателей и рубильников. Выбор автоматических выключателей. |
8 | Последовательность работ при ремонте предохранителей, реостатов, кнопок, ключей управления. |
Практические занятия | 12 | |
1 | Составление и сборка схемы для проверки регулирования провала раствора нажатий автоматических выключателей. | |
2 | Составление и оформление дефектной карты неисправностей ПРА |
3 | Составление и сборка схемы для испытания теплового реле |
4 | Составление и сборка схемы нереверсивного управления асинхронным электродвигателем. |
5 | Составление и сборка схемы реверсивного управления асинхронным электродвигателем. |
6 | Выбор средств ПРА для управления асинхронным электродвигателем |
Тема 2.6. Монтаж, ремонт электрических машин постоянного и переменного тока | Содержание учебного материала | 20 | 2 |
1 | Основные типы электрических машин, разбор их конструкции. Обратимость электрических машин, схемы соединения обмоток | |
2 | Последовательность операций при монтаже электрических машин: подготовительные работы, установка, проверка соосности, крепление электродвигателей на месте установки. |
3 | Контрольные испытания перед сдачей в эксплуатацию. Техобслуживание машин постоянного и переменного тока. |
4 | Схемы включения электродвигателей. Типовые схемы управления электрическими машинами. |
5 | Основные виды неисправностей электродвигателей. Дефектирование и предремонтные испытания. Технология разборки сборки. Инструменты и приспособления для разборки и сборки. |
6 | Организация и планирование ремонта электрических машин. Планово-предупредительный ремонт, виды ремонтов, сроки их проведения, периодичность ремонтов. |
7 | Ремонт обмоток статора и ротора, ремонт коллекторов, щёточного контакта и контактных колец. Продораживание коллектора, бандажирование и балансировка роторов и якорей. |
8 | Ремонт механической части, устранение выработки валов. Ремонт станин и подшипниковых щитов. |
9 | Сборка электрических машин, технологическая последовательность. Испытания и проверка после ремонта. |
10 | Требования техники безопасности при монтаже и ремонте электрических машин. Правила пользования защитными средствами. |
Практические занятия | 16 | |
1 | Составление, сборка и проверка работы схемы асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором | |
2 | Нахождение отдельных фаз обмоток трёхфазного электродвигателя и маркировка его выводов |
3 | Составление и сборка схемы включения двигателя с фазным ротором |
4 | Составление и сборка схемы для измерения изоляции обмоток |
5 | Составление и сборка схемы управления двигателем постоянного тока |
6 | Составление и сборка схемы однофазного двигателя с пусковой обмоткой |
7 | Составление и сборка схемы однофазного двигателя с пусковыми конденсаторами |
8 | Составление и сборка схемы универсального коллекторного двигателя |
Тема 2.7. Монтаж и ремонт силовых трансформаторов | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Назначение и технические данные силовых трансформаторов. Конструкция силовых трансформаторов, схемы соединения обмоток. | |
2 | Неисправности силовых трансформаторов и причины их вызывающие. Разборка и дефектовка, техническая документация на разборку. |
3 | Ремонт магнитопровода. Демонтаж обмоток, очистка пластин от изоляции |
4 | Ремонт и изготовление обмоток силовых трансформаторов. Ремонт переключающих устройств, вводов, отводов, бака, крышки, расширителя и арматуры |
5 | Устройство комплектных трансформаторных подстанций. Монтаж КТП, ремонт оборудования КТП. |
Практические занятия | 8 | |
1 | Составление и чтение условных обозначений на схемах монтажа трансформаторов | |
2 | Определение причины гудения трансформаторов |
3 | Составление и оформление дефектных карт неисправностей трансформаторов |
4 | Оформление технологической последовательности испытаний трансформаторов |
Итоговое повторение | 1 |
Дифференцированный зачёт | 1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Самостоятельное изучение тем (с проверкой на уроке), подготовка рефератов, описание принципа работы принципиальных электрических схем, оформление отчётов и подготовка к практическим работам (ответы на вопросы), составление конспектов, составление технологических карт. | 60 |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы --- Виды ремонта, объём их работы. -
Прокладка кабеля в галереях. -
Конструкции кабельных муфт. -
Основные световые величины. -
Схемы управления освещением. -
Установка выключателей, переключателей, штепсельных розеток, звонков и счётчиков. -
Изоляторы, провода и тросы. -
Монтаж проводов и тросов. -
Тиристорные контакторы, типы конструкций, особенности, области применения. -
Схемы автоматизированного управления электродвигателями. -
Действующие инструкции по эксплуатации различных электрических аппаратов. -
Способы контроля качества контакторных соединений. -
Механизмы и приспособления для такелажных работ. -
Стропы, узлы и петли, их назначение. Маркировка строп. -
Такелажные работы при монтаже электрооборудования. -
-
--- Установка такелажного оборудования для монтажа электрооборудования. --- Подготовительные работы для перемещения грузов. -
Конструктивные особенности электрических машин. -
Выбор электрических машин по их назначению. -
Намотка катушек и катушечных групп. -
Сборка машин постоянного тока. -
Рабочие характеристики электрических машин. -
Сборка машин постоянного тока. -
Рабочие характеристики электрических машин. -
Электрические машины бытового назначения. -
Назначение автотрансформаторов, их применение. -
Схемы включения автотрансформатора. -
Назначение измерительных автотрансформаторов. Устройство трансформаторов тока и напряжения. --- Схемы включения измерительных автотрансформаторов. -
Назначение и конструкция газового реле. Схема включения. --- Конструкции переключающих устройств трансформаторов | |
Учебная практика | 144/4нед | |
-
Виды работ ---- Разделка концов кабелей и их подключение к прибору. -
Осмотр электроизмерительных приборов и мест их подключения. -
Проверка надёжности схем соединения и механического крепежа. ---- Проверка заземления электроизмерительных приборов. -
Монтаж установочной арматуры и светильников. Установка потолочных и настенных ламповых патронов и светильников. ---- Установка осветительных щитков, пунктов. Присоединение проводок к зажимам согласно схеме. -
Установка понижающих трансформаторов, счётчиков. -
Установка автоматических выключателей, УЗО. -
Проверка освещения с помощью люксметра. Определение дефектов в люминесцентных лампах. ---- Ремонт предохранителей. -
Ремонт кнопок, ключей управления. -
Разработка аппаратов ПРА. Определение вида повреждений ПРА. -
Проверка ПРА после ремонта. -
Замена поврежденного резисторов, контактных частей, изолирующих деталей, сборка схемы соединения. -
Регулировка реостата. Проверка после ремонта. -
Ремонт магнитного пускателя, проверка состояния изоляции. -
Чистка и регулировка главных и блокировочных контактов. -
Ремонт механической части пускателя, замена нагревательных элементов. -
Проверка теплового реле. ---- Освоение приёмов сборки ПРА после сборки. ---- Проверка схем с ПРА после сборки. | |
Производственная практика | 288/8нед |
Виды работ. -
Знакомство с обязанностями стропальщика. Проверка исправности такелажного оборудования. -
Демонтаж электродвигателей (транспортировка, съем полумуфт, шкивов, зубчатых колёс, замена и промывка подшипников, продувка обмоток). Измерение сопротивления изоляции. -
Сборка электрических двигателей после ремонта. -
Проверка зазоров, соосности валов, изоляции обмоток. -
Сушка двигателей. Подключение электродвигателей. -
Ремонт электродвигателей переменного тока. -
Разборка электродвигателей и их сборка. -
Чистка обмоток, вентиляционных каналов. -
Проверка состояния выводов, контактных колец, щеткодержателей, притирок щёток. -
Ремонт и разборка электродвигателей во время проведения ремонта. -
Ремонт коллектора, щёточного устройства, регулирование давления щёток, ремонт подшипников, обмоток. -
Освоение навыков по ТО (замер температуры нагрева трансформатора, контроль нагрузки, проверка газового реле, контроль уровня масла, качество масла). -
Ремонт силовых трансформаторов, чистка активной части трансформатора. -
Ремонт обмоток трансформатора. -
Ремонт вводов, расширителя, арматуры. -
Разборка магнитопровода силового трансформатора. -
Проверка состояния изоляции измерительных трансформаторов. -
Ремонт сварочных трансформаторов. -
Проверка контактных соединений шин и ремонт. -
Ремонт низковольтных предохранителей. -
Проверка контактных соединений шин. -
Техническое обслуживание и ремонт изоляторов. -
Техническое обслуживание и ремонт низковольтных предохранителей. -
Испытание и наладка аппаратов после ремонта. -
Техническое обслуживание и ремонт низковольтных заземляющих устройств. | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие
учебных кабинетов: - электротехники;
мастерских: - слесарно-механической;
лабораторий: - технического обслуживания электрооборудования Оборудование учебного кабинета 28 посадочных мест, рабочий стол преподавателя, доска. Технические средства обучения: комплекты учебно-наглядных пособий и плакатов, электрифицированные стенды, макеты, образцы промышленных аппаратов, мультимедийный проектор, компьютер, экран. Оборудование мастерской: В мастерской имеются 24 рабочих места, сверлильный и заточной станки, наковальни и правильные плиты, комплекты слесарных измерительных инструментов, инструменты для слесарных операций, электрифицированные инструменты. Имеется стенд по охране труда, комплект учебных наглядных пособий. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: В лаборатории имеются 16 посадочных мест для проведения электромонтажных работ, 8 универсальных электрифицированных стендов, распределительный блок и рабочее место преподавателя, наборы электроинструментов и переносные приборы. Лаборатория оборудована системой вентиляции, имеется место для санитарно-гигиенической обработки рук. 4.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники: 1.Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий»: Учебник ИЦ «Академия» 2016г. Книга 1 2.Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий»: Учебник ИЦ «Академия» 2016г.Книга 2
Дополнительные источники: 1. Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» ИЦ «Академия»2012г. 2. Сибикин Ю.Д. «Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий» ИЦ «Академия» 2012г. 3. Покровский Б.С. «Слесарное дело» ИЦ «Академия» 2011г. 4. Сибикин Ю.Д. «Технология электромонтажных работ»; Высшая школа 2007г 5. Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий»: ИЦ «Академия» 2009г. Книга 1, Книга 2 Интернет-ресуссы 1. http://py68ulkan1.narod.ru/proektychdiscipliny 2 . http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс « В мире электричества ») 3. http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory. html «Электрические измерения» 4. http:// elib.ispu/ library/elektro1/index.htm Сайт содержит электронный учебник по курсу « Общая электротехника» 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Максимальный объем аудиторной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Программа профессионального модуля обеспечивается учебно-методической литературой. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Каждый учащийся имеет доступ к комплектам библиотечного фонда к сети Интернет во время самостоятельной подготовки. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации программы модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Учебная практика проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями по МДК. Консультации проводятся согласно графику и учебному плану. Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих учебных дисциплин: техническое черчение, электротехника, основы технической механики и слесарно-сборочных работ 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу : среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю дисциплины (модуля), требуется прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной практикой: инженерно-педагогический состав должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Мастера должны иметь квалификацию на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Прохождение стажировки в профильных организациях – не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК1.1Выполнение слесарной обработки, пригонки и пайки деталей и узлов различной сложности в процессе сборки | Точное выполнение слесарной обработки электрооборудования в пределах различных классов чистоты и точности; правильность выполнения пайки, лужения при ремонте деталей и узлов; точность выполнения слесарно-сборочных работ по технологическим картам; демонстрация навыков по выполнению слесарных работ в соответствии с требованиями техно-логического процесса; выполнение сле-сарно-сборочных работ в соответствии с требованиями технологического процесса | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК.1.2.Изготовление приспособлений для сборки схем и ремонта | Правильность выбора заготовок и инстру-мента для изготовления приспособлений; качество и правильность изготовления приспособлений для сборки и ремонта по технологическим картам; демонстрация навыков по изготовлению приспособлений; соблюдение правил техники безопасности при изготовлении. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК 1.3.Выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования и при его проверке в процессе ремонта | Соблюдение правил по безопасным усло-виям труда при проверке, ремонте элект-рооборудования; демонстрация навыков выявления дефектов во время эксплуата-ции оборудования; демонстрация навыков выполнения устранения дефектов; демонстрация навыков при сборке, монтажу и регулировании оборудования. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка деятельности на практике. |
ПК1.4.Составление дефектных ведомостей на ремонт электрооборудовании | Правильность чтения электрических схем; точность выполнения расчётов, эскизов, необходимые при ремонте изделия; Демонстрация навыков составления и оформления дефектной ведомости. | Текущий контроль в форме защиты ЛПЗ, экспертная оценка практических заданий. |
Итоговый экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | -эффективность и качество выполнения домашних самостоятельных работ -наличие положительных отзывов по итогам практики -участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и т.п. | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Оценка и наблюдение деятельности обучающихся в ходе конкурсов профмастерства,олимпиад выставок технического творчества, в процессе освоения модуля. Экспертиза портфолио личных достижений обучающихся. |
ОК2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем | -применение эффективных и качественных методов и способов решения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий |
ОК3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | -адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях -самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий Наблюдение, Экспертная оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | -регулярное использование различных источников информации для выполнения профессиональных задач | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля. |
ОК5Использовать информа-ционно-коммуникационные технологии в профессиональ-ной деятельности | -использование информации для решения нетиповых профессиональных задач с привлечением найденной информацией | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | -соблюдение правил работы в группе и инструкций при выполнении заданий на учебной и производственной практике | Экспертная оценка деятельности на практике, оценка результатов выполнения практических занятий. Наблюдение, оценка в ходе текущего и промежуточного контроля |
ОК7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | Освоение материала модуля с возможностью применения полученных знаний при исполнении воинской обязанности | Наблюдение за деятельностью обучающихся. .Экспертиза портфо-лио личных достижении обучаю-щегося. Сведения военкомата. |
5