ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 264
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной и производственной практике
Профессия «Слесарь-сантехник»
Разработчик: Суровцов А.М.,
мастер производственного обучения
2023
ПРИНЯТА педагогическим советом протокол № ___ от «____»_________ 20___ | Директор ФКП образовательного учреждения № 264 _____________ И.В.Никитин «__»___________20 г. |
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
протокол №_____
от «____»_________ 20___ г
Председатель ________________ Н.В. Малькова
Пояснительная записка
Программа учебной и производственной практики составлена в соответствии с квалифицированной характеристикой по профессии «Слесарь-ремонтник» 3 разряда.
Рабочая программа включает изучение обучающимися практических приемов получаемой профессии и основы практического применения полученных знаний.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате изучения дисциплины обучающийся
должен знать:
-устройство ремонтируемого оборудования;
-назначение и взаимодействие основных узлов и механизмов;
-технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин;
-технические условия на испытание, регулировку и приемку узлов и механизмов; основные свойства обрабатываемых материалов;
-устройство универсальных приспособлений и применяемых контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
-правила строповки, подъема, перемещения грузов; правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола.
должен уметь:
- произвести разборку, ремонт, сборку и испытание средней сложности узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
-произвести ремонт, регулирование и испытание средней сложности оборудования, агрегатов и машин, а также сложного под руководством слесаря более высокой квалификации;
-произвести слесарную обработку деталей по 11 - 12 квалитетам;
-провести ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов и ферросилиция;
-провести разборку, сборка и уплотнение фаолитовой и керамической аппаратуры и коммуникаций;
-изготовить приспособление средней сложности для ремонта и сборки;
-выполнение такелажных работ при перемещении грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола.
Количество часов на освоение программы практик:
учебной – 204 часа
производственной – 108 часов
Тематический план и содержание учебной практики
Наименование темы программы, урока | Виды работ | Объем час |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Безопасность труда. Организация рабочего места. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности | 6 |
Тема 2. Введение. Технологический процесс слесарной обработки. | | 18 |
Тема 2.1 Организации рабочего места | Основные сведения о производстве и организации рабочего места. Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения | 6 |
Тема 2.2Основные понятия и определения. Технологическая документация и дисциплина | Направленные действия. Технологического процесса. Элементы технологического процесса, операция, установ, переход, проход. Выбор методов обработки. Разработка технологического процесса. Технологическая дисциплина | 6 |
Тема 2.3 Контрольно-измерительные инструменты | Точность измерений. Точность обработки, отклонения числовых значений, что понимают под измерением | 6 |
Тема 3 Подготовительные операции слесарной обработки | | 24 |
Тема 3.1 Разметка плоскостная | Назначение, виды и последовательность выполнения разметки, инструмент и приспособления для ее выполнения: контроль качества разметки, виды и причины брака при разметке, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при разметке. | 6 |
Тема 3.2 Рубка металла | Назначение рубки металлов, оборудование, инструмент и приспособления для рубки; правила выбора инструмента, приемы рубки; углы и приемы заточки зубила и крейцмейселя для рубки различных металлов; контроль качества рубки; виды и причины брака при рубке, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при рубке металлов | 6 |
Тема 3.3 Правка, рихтовка металла | Назначение правки, и рихтовки; оборудование, инструмент и приспособления для правки, и рихтовки; контроль качества правки, рихтовки; виды и причины брака при правке, рихтовке меры по его предупреждению; правила безопасности труда при рихтовке. Назначение гибки; оборудование, инструмент и приспособления для гибки; контроль качества гибки; виды и причины брака при гибки, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при гибки. | 6 |
Тема 3.4 Резание металлов | Назначение резки материалов (металла, пластмассы, дерева); приемы резки ручной и механической ножовками, прес-ножницами и приспособлениями, оборудование для резки материалов; контроль качества резки; виды и причины брака при резке материалов, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при резке материалов | 6 |
Тема 4 Размерная слесарная обработка | | 36 |
Тема 4.1 Опиливание металлов | Назначение опиливания и распиливания металлических заготовок; напильники, их типы и правила применения; правила опиливания широких, узких, сопряженных по углам и параллельных плоскостей; опиливание криволинейных плоскостей; виды и причины брака при опиливании и распиливании, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при опиливании и распиливании | 6 |
Тема 4.2 Сверление и рассверливание отверстий | Назначение сверления, применяемые сверлильные станки, кондуктора, ручные и электрические дрели; заточка инструмента; виды и причины брака при выполнении работ, меры по его предупреждению; правила безопасности труда. | 6 |
Тема 4.3 Обработка отверстий | Особенности сверления глубоких отверстий. Заточка сверл. Выбор режима резания при сверлении. Контроль обработки отверстий. | 6 |
Тема 4.4 Зенкерование отверстий. | Назначение зенкерования, зенкования отверстий, применяемые сверлильные станки, кондуктора, ручные и электрические дрели; заточка инструмента; виды и причины брака при выполнении работ, меры по его предупреждению; правила безопасности труда | 6 |
Тема 4.5 Развертывание отверстий | Назначение развертывания отверстий, применяемые инструменты и приспособления, причины брака при выполнении работ, меры по его предупреждению; правила безопасности труда | 6 |
Тема 4.6 Обработка резьбовых поверхностей | Назначение и выбор резьб, инструмента и приспособлений для нарезания наружных и внутренних резьб; правила нарезания резьбы; виды и причины брака при нарезании резьбы; меры по его предупреждению; правила безопасности труда при выполнении работ. | 6 |
Тема 5 Пригоночные операции слесарной обработки | | 12 |
Тема 5.1 Распиливание и припасовка | Назначение распиливания и припасовки, Основные правила при распиливании и припасовке. Типичные дефекты при распиливании и припасовке причины их появления и способы предупреждения | 6 |
Тема 5.2 Шабрение | Назначение шабрения, инструменты и приспособления для шабрения; правила нарезания резьбы; виды и причины брака при шабрении; меры по его предупреждению; правила безопасности труда при выполнении работ. Назначение притирки, инструмент для притирки; правила притирки; виды и причины брака при притирки; меры по его предупреждению; правила безопасности труда при выполнении работ. | 6 |
Тема 6 Сборка неразъемных и разъемных соединений | | 36 |
Тема 6.1 Заклепочное соединение. Клепка | Назначение клепки, виды заклепочных соединений, материал и конструкция заклепок, выбор заклепок, усилия действующие на детали заклепочного соединения, инструмент и приспособления для клепки, приемы клепки, контроль качества, виды и причины брака при клепке, меры по его предупреждению; правила безопасности труда при выполнении работ. | 6 |
Тема 6.2 Паяные соединения и их сборка. Паяние (пайка) | Процесс паяния, пайка мягкими и твердыми припоями, инструмент для паяния мягкими и твердыми припоями. Последовательность выполнения работ при пайке. Дефекты при пайке причины их появления и способы предупреждения | 6 |
Тема 6.3 Клеевые соединения и их сборка | Склеивание, материалы применяемые для клеевых соединений, последовательность работ при выполнении клеевого соединения. Дефекты и их устранение. | 6 |
Тема 6.4 Соединения деталей методом пластического деформирования,(вальцовка) | Применение сборки методом пластической деформации, инструмент для вальцевания. Последовательность выполнения работ по вальцеванию. Контроль качества. Назначение запрессовки и выпрессовки, инструмент и приспособления, правила выполнения работ, правила безопасности труда при выполнении работ | 6 |
Тема 6.5 Резьбовые соединения и их сборка | Соединение крепежными деталями с резьбой, крепежные детали. Последовательность выполнения работ и инструменты применяемые при резьбовых соединений. | 6 |
Тема 6.6 Шпоночные соединения и их сборка | Способ шпоночного соединения с различными видами шпонок. Контроль деталей шпоночного соединения. Последовательность выполнения работ при сборке шпоночных соединений. Дефекты при сборке, причины и способы предупреждения. Назначение шлицевого соединения, виды шлицевых соединений. Контроль шлицевого соединения перед сборкой. | 6 |
Тема 7 деревообрабатывающие станки и инструменты, обслуживание и ремонт | | 36 |
Тема 7.1 Обслуживание и ремонт деревообрабатывающих станков | Классификация и составные части станков. Группы станков и их назначение. Индексация станков. Механизмы подачи. Органы управления станков. Вспомогательные элементы. | 6 |
Тема 7.2 Заточка и доводка режущего деревообрабатывающего инструмента | Технология и способы заточки режущего инструмента. Дополнительные приспособления для заточки и доводки. Режимы заточки и доводки резцов. Технология заточки сверл. Заточка фрез. Заточка пил. | 6 |
Тема 7.3 Смазка станков. Устройство для смазывания | Последовательность операции по смазке станков. Устройства для смазки деревообрабатывающих станков. Материалы для смазки. | 6 |
Тема 7.4 Правка и вальцевание рамных пил | Выявление дефектов пил. Правка полотна рамных пил. Вальцевание. Сила натяжения. Станок настольного типа ПВ20 для вальцевания рамных и делительных ленточных пил. | 6 |
Тема 7.5 Проведение планово-предупредительных ремонтов лесопильного оборудования | Содержание работ при осмотре станка . Содержание работ при мелком ремонте Что включает в себя средний ремонт. Содержание работ при капитальном ремонте. Виды ремонтов основных деталей. Типичные виды ремонта. | 6 |
Тема 7.6 Установка и смена рамных и ленточных пил. | Крепление рамных пил в поперечном направлении. Крепление рамных пил в продольном направлении. Выбор основных размеров ленточных пил. Установка ленточных пил. | 6 |
Тема 8 Щвейные машины и оборудование, обслуживание и ремонт | | 36 |
Тема 8.1 Основные органы швейных машин | Детали для соединения отдельных частей машины. Детали для соединения отдельных частей машины. Детали для передачи вращательного движения. Свойства челночного стежка. | 6 |
Тема 8.2 Неисправности в работе швейных машин, способы, методы их устранения. | Обрыв верхней нити. Обрыв нижней нити. Неправильная строчка (петление снизу). Неправильная строчка (петление сверху). Поломка иглы. Неправильная строчка. Пропуск стежков. Косые стежки. | 6 |
Тема 8.3 Виды ремонта швейных машин и швейного оборудования | Планово-предупредительный ремонт. Средний ремонт. Капитальный ремонт. Текущий ремонт. Прием оборудования из ремонта. | 6 |
Тема 8.4 Уход за швейной машиной | Проверка на шум. Проверка легкости движения механизма. Проверка правильности установки иглы. Проверка заправки нвейной машины. Проверка качества строчки. | 6 |
Тема 8.5 Контроль за работой швейного оборудования | Проверка наличия крепления ограждений. Промывка масляного фильтра. Последовательность удаления загрязнения из пазов рейки, с поверхности челночного комплекта. Последовательность частичной разборки , очистку и смазку электропривода и узлов машины, ругулировки осевых зазоров. | 6 |
Тема 8.6 Чистка и смазка швейных машин. | Последовательность операций по чистке. Чистка транспортера. Чистка челночного устройства. Смазка швейной машины. | 6 |
Тематический план и содержание производственной практики
Наименование темы программы | Виды работ | Объем час |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии | Инструктаж по безопасности труда. Основные требования правильной организации и содержания рабочего места. Ознакомление с основными видами и причинами травматизма на производстве. Меры предупреждения травматизма. Ознакомление с инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и электробезопасности | 6 |
Всего | 6 |
Тема 2. Слесарные работы | Разметка несложных деталей | 6 |
Выполнение заданий по правке, гибке, рубке и резке металла. | 6 |
Выполнение заданий по опиливанию металла, нарезанию резьбы, клепке | 6 |
Выполнение заданий по шабрению поверхностей, распиливанию, шлифованию деталей. | 6 |
Обработка деталей на шлифовальных, сверлильных станках. | 6 |
Сверление отверстий в различных деталях | 6 |
Всего | 36 |
Тема 3. Сборка неразъемных и разъемных соединений | Изучение технологии диагностики технического состояния простых узлов и механизмов . Проведение сборок и простых узлов и механизмов. | 6 |
| 6 |
Всего | 12 |
Тема 4. Деревообрабатывающие станки и инструменты, обслуживание и ремонт. | Обслуживание и ремонт деревообрабатывающих станков | 6 |
Заточка и доводка режущего деревообрабатывающего инструмента | 6 |
Проведение планово-предупредительных ремонтов лесопильного оборудования | 6 |
Всего | 18 |
Тема 5. Швейные машины и оборудование, обслуживание и ремонт | Основные органы швейных машин | 6 |
Неисправности в работе швейных машин, способы, методы их устранения. | 6 |
Виды ремонта швейных машин и швейного оборудования | 6 |
Контроль за работой швейного оборудования | 6 |
Чистка и смазка швейных машин. | 6 |
Всего | 30 |
Выполнение пробной квалификационной работы | | 6 |
| Итого | 108 |
Условия реализации учебной и производственной практики
Материально-техническое обеспечение
Рабочая программа учебной практики реализуется в учебной мастерской «Слесарь-сантехник».
Оборудование учебной мастерской:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места обучающихся;
-классная доска меловая;
-шкафы для учебных пособий;
-верстаки; тиски; ключи гаечные, разводные, газовые;
фитинги; вентили водо-запорные; набор слесаря – сантехника;
набор метчиков и плашек для нарезания резьбы;
штангельциркуль; рулетка; трубы (полипропиленовые, стальные,
пластиковые, металлопластиковые); сварочный аппарат для сварки
полипропилена; труборез; ножовка по металлу;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор с экраном.
Рабочая программа производственной практики реализуется в учебной мастерской либо на участках Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-1
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Основной источник:
Основы материаловедения (металлообработка) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В. Н. Заплатин, Ю. И. Сапожников, А. В. Дубов и др.] ; под ред. В. Н. Заплатина. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020 — 272 с.
Материаловедение /[Г.Г.Сеферов, В.Т. Батиенков, Г.Г.Сеферов, В.М. Матюшин и др.]. – М.: Высш. шк., 2020. – 638 с.
Интернет ресурс:
http://bookre.org/reader
http://ebooks.grsu.by
http://all-for-school.ru
Дополнительные источники:
Адаскин, А.М. Материаловедение и технология металлических, неметаллических и композиционных материалов: Учебник / А.М. Адаскин, А.Н. Красновский. - М.: Форум, 2018. - 592 c.
Арзамасов, Б.Н. Материаловедение / Б.Н. Арзамасов. - М.: МГТУ , 2018. - 648 c.
Вишневецкий, Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий. - М.: Дашков и К, 2015. - 332 c.
Контроль и оценка результатов обучения
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, устных и письменных опросов.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов деятельности |
1 | 2 |
Освоенные умения: - произвести разборку, ремонт, сборку и испытание средней сложности узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин; -произвести ремонт, регулирование и испытание средней сложности оборудования, агрегатов и машин, а также сложного под руководством слесаря более высокой квалификации; -произвести слесарную обработку деталей по 11 - 12 квалитетам; -провести ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов и ферросилиция; -провести разборку, сборка и уплотнение фаолитовой и керамической аппаратуры и коммуникаций; -изготовить приспособление средней сложности для ремонта и сборки; -выполнение такелажных работ при перемещении грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола. | оценка выполнения индивидуальных практических заданий оценка выполнения самостоятельных работ устный опрос тестирование оценка выполнения инд. заданий оценка выполнения самостоятельных работ ситуационных задач, педагогические наблюдения оценка выполнения инд. заданий |
Усвоенные знания: -устройство ремонтируемого оборудования; -назначение и взаимодействие основных узлов и механизмов; -технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин; -технические условия на испытание, регулировку и приемку узлов и механизмов; основные свойства обрабатываемых материалов; -устройство универсальных приспособлений и применяемых контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; -правила строповки, подъема, перемещения грузов; -правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола. | устный опрос тестирование оценка выполнения инд. заданий оценка выполнения самостоятельных работ оценка выполнения инд. заданий решение ситуационных задач решение ситуационных задач оценка выполнения инд. заданий |