СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной практики УП. 02 Учебная практика по педагогической работе специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углубленной подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной практики УП. 02 Учебная практика по педагогической работе специальности  53.02.06 Хоровое дирижирование углубленной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной практики УП. 02 Учебная практика по педагогической работе специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углубленной подготовки»

1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики УП.02 Учебная практика по педагогической работе является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование.


1.2. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование УП.02 Учебная практика по педагогической работе направлена на расширение круга навыков и умений, углубление знаний, полученных в результате изучения общепрофессионального цикла и МДК в рамках профессиональных модулей, предназначена для реализации в ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».


1.3. Цели и задачи практики – требования к результатам освоения практики:

Целью практики является:

формирование практических умений и навыков в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве дирижера детского хорового коллектива, преподавателя музыки в общеобразовательной школе, преподавателя хора в музыкальной школе, других учреждениях дополнительного образования.

Задачами практики являются:

формирование профессионального интереса студентов к педагогической деятельности в области музыкального воспитания;

расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с лучшими образцами репертуара детского хора: русской и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством;

изучение системы хорового воспитания детей;

усвоение учащимися знаний теоретических основ хорового искусства;

ознакомление учащихся с методическими основами работы с детским хором; развитие умений и навыков, необходимых для практической работы с детским хором; изучение методики певческого воспитания детей с учетом особенностей строения и развития детского голосового аппарата;

ознакомление с основными принципами организации, порядка работы и структуры учебного плана хоровых студий и школ;

ознакомление с различной литературой и методическими пособиями по детскому музыкально-хоровому воспитанию.


В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.


В результате освоения курса студент должен:

иметь практический опыт:

организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики; организации обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровня подготовки;

организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;

уметь:

делать педагогический анализ ситуации в хоровом исполнительском классе;

использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

определять важнейшие характеристики голосов обучающихся и планировать их дальнейшее развитие;

пользоваться специальной литературой;

знать:

основы теории воспитания и образования;

психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста; требования к личности педагога;

основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;

творческие и педагогические вокально-хоровые школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (хоровых дисциплин); педагогический (хоровой) репертуар образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств); профессиональную терминологию;

порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.


1.4. Объём практики, виды учебной работы и отчётности

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 165 часов,

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 110 часа,

самостоятельная работа обучающегося – 55 часов.

Время изучения: 6-8 семестры.

Зачет: 6-8 семестры.

Виды учебной работы и отчётности:

  • рабочая учебная программа;

  • дневник о прохождении учебной практики по педагогической работе;

  • отчет обучающегося по итогам прохождения практики;

  • демонстрация портфолио;

  • план-конспект открытого урока;

  • журнал посещений и результатов практики.


    1. . Материально- техническое обеспечение практики

При прохождении студентами учебной практики по педагогической работе Суджанский колледж искусств заключает с организациями (Детские школы искусств, другие организации дополнительного образования детей) договоры на организацию и проведение практики.

3. План практики


Основные области «Учебной практики по педагогической работе» включают в себя основные методики в области музыкальной деятельности, реализацию образовательного процесса в различных типах образовательных учреждений, планирование учебного процесса в различных музыкальных учреждениях, а также составление учебных программ. В программе курса рассматривается использование наиболее продуктивных способов педагогической работы, сущности образовательных процессов, способов построения продуктивных форм взаимодействия педагога с учениками, обоснованной методики выбора педагогического репертуара и другие аспекты.

Курс составлен таким образом, чтобы познакомить обучающихся с данными разделами, более подробно останавливаясь на определённых темах и исходя из специфики специальности. Изучением курса является создание установки на творческий подход к своей профессиональной деятельности. Определенную трудность составляет подбор учебных пособий и монографий, которые можно использовать в процессе изучения предмета. Оптимальным вариантом может быть использование учебников: Л.Г. Арчажникова «Профессия – учитель музыки»; А.З. Зак «Психология преподавания музыки»; «Работа с детским хором» - сборник статей под редакцией В.Г. Соколова; Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания»; Чесноков П.Г. «Хор и управление им»; З.А. Каргина «Организация дополнительного образования в школе» и другие в соединении с отдельными научными работами, монографиями и статьями выдающихся педагогов и музыковедов по тематике, соответствующей изучаемому материалу.

Предлагаемый тематический план является основным костяком программы и в зависимости от специфики курса, развития знаний в области музыкальной педагогики и многих других объективных обстоятельств может быть дополнен или варьирован. Порядок тем может быть также изменён по усмотрению педагога.


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Максим.

учебная нагрузка студента

Обязат.

учебные занятия


Самост.

учебная нагрузка студента


III курс

Раздел 1. Организация музыкальной деятельности

1.

Тема 1.1. Слово к будущему педагогу.

3

2

1

2.

Тема 1.2. Организация музыкальной деятельности.

3

2

1

3.

Тема 1.3. Человек и искусство.

3

2

1

4.

Тема 1.4. Нравственно-эстетическое воспитание. Социальные институты развития личности.

3

2

1

5.

Тема 2.1. Музыкальное образование – процесс усвоения систематических знаний.

3

2

1

6.

Тема 2.2. Музыкальное воспитание. Музыкальное обучение. Музыкальное развитие.

3

2

1

7.

Тема 2.3. Задачи музыкального воспитания.

3

2

1

8.

Тема 2.4. Задачи музыкального обучения.

3

2

1

9.

Тема 2.5.Задачи музыкально-творческого развития.

3

2

1

10.

Тема 3.1. Возрастные уровни детей.

3

2

1

11.

Тема 3.2. Музыкальная культура ребёнка.

3

2

1

12.

Тема 4.1. Планирование программ в дошкольных учреждениях.

3

2

1

13.

Тема 4.2. Памятка педагогу-музыканту.

3

2

1

14.

Тема 4.3. Планирование музыкальных занятий.

3

2

1

15.

Тема 5.1. Музыкальное воспитание и развитие детей 3-4 лет.

3

2

1

16.

Тема 5.2. Музыкальное воспитание и развитие детей 5-6 лет.

3

2

1

17.

Тема 5.3. Программа содержания обучения в ДОУ.

3

2

1

18.

Тема 5.4. Формы организации и деятельности.

3

2

1

19.

Тема 5.5. Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста.

3

2

1

20.

Тема 6.1. Художественное образование.

3

2

1


Всего за курс:

60

40

20

IV курс

21.

Тема 6.2. Концепция художественного образования в РФ.

3

2

1

22.

Тема 6.3.Главные цели и актуальные задачи художественно-эстетического образования в РФ на современном этапе.

6

4

2

Раздел 2. Формирование музыкальной культуры школьника

23.

Тема 2.1. Современный урок музыки и его характеристика.

6

4

2

24.

Тема 2.2. Характеристика урока музыки, как урока искусства. Специфика урока музыки – урока искусства. Принципы искусства Д.Б.Кабалевского.

6

4

2

25.

Тема 2.3. Основные аспекты комплексного анализа урока. Жанры уроков. Типы уроков. Виды уроков.

6

4

2

26.

Тема 2.4. Форма проведения урока. Разделы урока. Организация урока.

6

4

2

27.

Тема 2.5. Музыкальная концепция Д.Б. Кабалевского.

3

2

1

28.

Тема 2.6. Сфера хорового пения. Поурочное планирование.

6

4

2

29.

Тема 2.7. Музыкально-ритмическое развитие детей. Хоровое сольфеджио.

6

4

2

Раздел 3. Теоретическое обоснование цели начального музыкального образования школьников

30.

Тема 3.1. Методическая разработка занятий в ДШИ.

3

2

1

31.

Тема3.2.Урок и его структурные компоненты. Виды уроков в ДШИ.

3

2

1

32.

Тема 3.3. Теоретическое обоснование цели начального музыкального образования школьников.

6

4

2

Раздел 4. Организация дополнительного образования детей

33.

Тема 4.1. Функции образовательного процесса.

3

2

1

34.

Тема 4.2. Содержание образовательного процесса.

3

2

1

35.

Тема 4.3. Расписание занятий детских объединений.

6

4

2

36.

Тема 4.4. План учебно – воспитательной работы детского объединения.

3

2

1

37.

Тема 4.5. Журнал учёта работы детского объединения.

3

2

1

38.

Тема 4.6. Формы детских объединений дополнительного образования.

3

2

1

39.

Тема 4.7. Различные формы учебных занятий.

6

4

2

40.

Тема 4.8. Требования к занятию детского объединения.

3

2

1

41.

Тема.4.9. Различные формы массовой учебной работы детского объединения.

6

4

2

42.

Проведение семинаров, итогового зачёта/

6

4

2

43.

Резервное время/

3

2

1


ИТОГО:

165

110

55



4. Содержание практики

Раздел 1. Организация музыкальной деятельности

Тема 1.1. Слово к будущему педагогу.

Тема 1.2. Организация музыкальной деятельности.

Тема 1.3. Человек и искусство.

Тема 1.4. Нравственно-эстетическое воспитание. Социальные институты развития личности.

Требования к знаниям: обучающийся должен знать

1. о высокой миссии педагога-музыканта;

2. о возникновении и становлении педагогической профессии;

3. об особенностях педагогической профессии;

4. основы теории воспитания и образования;

5. о понятии «Искусство»;

6. что такое «Музыкальное образование»;

7. о нравственно-эстетическом воспитании.


Содержание учебного материала:

Профессия педагога. Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии. Искусство, как большое социальное явление, образовательная область. Процесс художественного творчества и художественного восприятия. Познание мира как жизненный источник искусства. Нравственно-эстетическое воспитание.


Тема 2.1. Музыкальное образование – процесс усвоения систематических знаний.

Тема2.2. Музыкальное воспитание. Музыкальное обучение. Музыкальное развитие.

Тема 2.3. Задачи музыкального воспитания.

Тема 2.4. Задачи музыкального обучения.

Тема 2.5. Задачи музыкально-творческого развития.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1. о музыкальном образовании как о понятии;

2. о цели музыкального образования;

3. задачи музыкального воспитания, музыкального обучения и музыкально-творческого развития.


Содержание учебного материала:

Музыкальное образование как процесс усвоения систематических знаний, а также как система организации музыкального обучения в учебных заведениях. Целенаправленный процесс обучения и освоения совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества и самой жизни.


Тема 3.1. Возрастные уровни детей.

Тема 3.2. Музыкальная культура ребёнка.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1. о принципе взаимодействия ребёнка с социальной средой;

2. о взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов в музыкальной деятельности;

3. о приоритетах профессора Третьякова.


Содержание учебного материала:

Главная цель – развитие личности. Обоснование цели музыкального образования. В.Медушевский о возрождении музыкального воспитания детей на религиозной основе. Музыкальная культура ребёнка как главный критерий духовных ценностей. Ступени возрастного уровня детей, обще-эстетическое воспитание, формирование общего развития ребёнка.


Тема 4.1. Планирование программ в дошкольных учреждениях.

Тема 4.2. Памятка педагогу-музыканту.

Тема 4.3. Планирование музыкальных занятий.

Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1. о периодах, наиболее благоприятных для эстетического развития ребёнка;

2. о порядке разработки программ для различных возрастов дошкольного образования;

3. художественную культуру педагога-музыканта;

4. о средствах эмоционального воздействия на маленького слушателя;

5.психолого-педагогические особенности и закономерности воспитательно-образовательной работы.


Содержание учебного материала:

Знакомство детей с лучшими образцами народной и классической музыки, обогащение их духовного мира. Проблема развития творческих качеств личности. Резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей. Планирование программ для различных возрастов дошкольного образования, сложности при подборе музыкального репертуара. Применение передовых методов и приёмов обучения и воспитания. Художественная культура педагога-музыканта – непременное условие его профессионализма.


Тема 5.1. Музыкальное воспитание и развитие детей 3-4 лет.

Тема 5.2. Музыкальное воспитание и развитие детей 5-6 лет.

Тема 5.3. Программа содержания обучения в ДОУ.

Тема 5.4. Формы организации и деятельности.

Тема5.5. Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1. характерные особенности развития детей данного возраста;

2. об элементах самостоятельности в музыкальной деятельности;

3. о программе содержания обучения в ДОУ;

4. о планировании и учёте последовательности музыкального развития каждого ребёнка.


Содержание учебного материала:

Формы организации и виды музыкальной деятельности. Развитие памяти, внимания, любознательности, умения следить за развитием действия в музыкальных играх, концентрация внимания. Познавательная и слушательская активность, направленный интерес к музыке. Программа содержания. Форма записи перспективного плана. Календарное планирование.


Тема 6.1. Художественное образование.

Тема 6.2. Концепция художественного образования в РФ.

Тема 6.3. Главные цели и актуальные задачи художественно-эстетического образования в РФ на современном этапе.


Требования к знаниям: обучающийся должен знать

1. о понятии «Художественное образование»;

2. о важнейших способах развития и формирования целостности личности;

3. о «Концепции художественного образования в РФ» как о государственном документе;

4. о педагогах-новаторах конца 19 - начала 20 вв.;

5. о «Концепции преподавания» Д.Б.Кабалевского.


Содержание учебного материала:

Художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, духовности, творческой индивидуальности, а также интеллектуального и эмоционального богатства. «Концепция художественного образования в РФ» как государственный документ, подписанный Министерством образования и Министерством культуры. Педагоги-новаторы – А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, П.Блонский, К.Д.Ушинский. К.Д.Ушинский – основоположник гуманистического образования в России. «Концепция преподавания» Д.Б.Кабалевского.


Раздел 2. Формирование музыкальной культуры школьника


Тема 2.1. Современный урок музыки и его характеристика.

Тема 2.2. Характеристика урока музыки, как урока искусства. Специфика урока музыки – урока искусства. Принципы искусства Д.Б.Кабалевского.

Тема 2.3. Основные аспекты комплексного анализа урока. Жанры уроков. Типы уроков. Виды уроков.

Тема 2.4. Форма проведения урока. Разделы урока. Организация урока.

Тема 2.5. Музыкальная концепция Д.Б.Кабалевского.

Тема 2.6. Сфера хорового пения. Поурочное планирование.

Тема 2.7. Музыкально-ритмическое развитие детей. Хоровое сольфеджио.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1. о ведущей цели музыкального образования;

2. о содержании урока;

3. о процессе обучения на музыкальных занятиях;

4. суть художественного восприятия;

5. о связи музыки и жизни;

6. жанры, типы и виды уроков;

7. форму поурочного планирования;

8. о развитии ритма, слуха ощущения музыкальной формы, образного восприятия у детей;

9. о различных приёмах и методиках для развития метроритмического чувства и слуха.


Содержание учебного материала:

Базовая учебная программа. Характеристика реальных учебных возможностей. Педагогическая композиция урока – совокупность элементов, взаимодействие между которыми осуществляется по определённым правилам. Наблюдения и размышления о музыке. Тесная связь с литературой, живописью, скульптурой. Приобщение ребёнка к искусству. Каждый класс – хор. Развитие чувства метроритма. Игра на музыкальных инструментах. Формирование музыкально – ритмического развития. Приёмы и методики для развития метроритмического чувства и слуха. Методика Г.Струве «Хоровое сольфеджио». Золтан Кодаи – релятивная система сольмизации.


Раздел 3. Теоретическое обоснование цели начального музыкального образования школьников


Тема 3.1. Методическая разработка занятий в ДШИ.

Тема 3.2. Урок и его структурные компоненты. Виды уроков в ДШИ.

Тема3.3. Теоретическое обоснование цели музыкального образования школьников.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать

1.форму занятий в ДШИ;

2.структурные компоненты урока.

3.совокупность элементов проведения урока;

4.средства обучения.


Содержание учебного материала:

Структурные компоненты урока, виды уроков, анализ и овладение новыми навыками и знаниями, целостности изучаемого материала. Ведущая роль музыкального образования - формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры. Процесс обучения на музыкальных занятиях – процесс общения между педагогом и учащимся. Личностно-ориентированное обучение. Воздействие музыки на духовный мир ребёнка, его мировосприятие и мироощущение. Введение учащихся в мир большого искусства – классического, народного, современного.


Раздел 4. Организация дополнительного образования детей


Тема 4.1. Функции образовательного процесса.

Тема 4.2. Содержание образовательного процесса.

Тема 4.3. Расписание занятий детских объединений.

Тема 4.4. План учебно – воспитательной работы детского объединения.

Тема 4.5. Журнал учёта работы детского объединения.

Тема 4.6. Формы детских объединений дополнительного образования.

Тема 4.7. Различные формы учебных занятий.

Тема 4.8. Требования к занятию детского объединения.

Тема.4.9. Различные формы массовой учебной работы детского объединения.


Требования к знаниям: обучающиеся должны знать:

1.функции и организацию дополнительного образования детей;

2.формы расписания занятий в детских объединениях;

3.планирование и разделы учебно-воспитательной работы дополнительного образования;

4.отчётную документацию;

5.формы детских объединений дополнительного образования;

6.методику планирования и требования к занятию детского объединения.


Содержание учебного материала:

Значимое место дополнительного образования в образовательном процессе. Современный подход к дополнительному образованию как системное развитие потенциальных возможностей детей. Требования к расписанию занятий детских объединений. Документация детского объединения дополнительного образования. План учебно-воспитательной работы детских объединений – разработка конкретной «тактики» деятельности, организационные приоритеты работы учреждения. Журнал учёта работы детских объединений. Формы детских объединений – кружки, студии, секции, клубы по интересам, ансамбли и т.д. Различные формы учебных занятий, методика планирования и требования к занятиям в детских объединениях. Различные формы массовой учебной работы в дополнительных учреждениях.


4. Контрольные требования

Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения УП.02 Учебная практика по педагогической работе направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Учебная педагогическая практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

В ходе учебной практики студенты должны ознакомиться с программными требованиями школы, систематически посещать занятия; записывать наблюдения за учащимися, используя в дальнейшем эти наблюдения для составления психолого-педагогической характеристики обучающегося и класса, принимать активное участие в работе сектора практики (посещать мастер-классы, контрольные мероприятия по практике, методические заседания).

Учебная практика по педагогической работе проводится в активной форме и представляет собой занятия студента с практикуемыми (учащимися детской школы искусств, других учреждений дополнительного образования детей или обучающимся в секторе педагогической практики, по профильным образовательным программам) под руководством преподавателя.

Результатом учебной практики по педагогической работе студента является открытый урок с практикуемым(и), по итогам которого проводится широкое обсуждение проведенного занятия.

Урок состоит из 2-х этапов: 1). работа с вокальным ансамблем. 2). дирижирование творческим коллективом (концертное выступление).

Итоговая оценка является необходимым компонентом при выведении оценки на государственном экзамене по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

Проведение учебной практики по педагогической работе регламентируется следующими документами, контроль за ведением которых осуществляет руководитель практикой:

  • рабочая учебная программа;

  • дневник о прохождении учебной практики по педагогической работе (Приложение № 1);

  • отчет обучающегося по итогам прохождения практики (Приложение № 2);

  • план-конспект открытого урока.


Критерии оценки знаний, умений, навыков, элементов компетенций:

Оценка «отлично»:

  • грамотное использование полученных знаний и навыков по курсу «Учебная практика по педагогической работе»;

  • уверенное владение изученным материалом, понимание специфики музыкальной работы и яркое проявление собственного творческого подхода к произведению;

  • стремление к профессиональному развитию и самообразованию.


Оценка «хорошо»:

  • владение материалом по курсу «Учебная практика по педагогической работе», но есть некоторые недочёты;

  • недостаточно выразительное владение знаниями и навыками по курсу «Учебная практика по педагогической работе»;

  • виден определенный рост в интеллектуальном и техническом отношении.

Оценка «удовлетворительно»:

  • владение некоторыми знаниями по курсу «Учебная практика по педагогической работе»;

  • исполнение работы по образцу, формально, с минимальным проявлением творческого подхода к работе;

  • рост студента в профессиональном отношении незначителен.

Оценка «неудовлетворительно»:

  • не имеет или имеет слабые знания по курсу «Учебная практика по педагогической работе»;

  • рост студента в профессиональном отношении практически незаметен.


5.Учебно-методическое и информационное обеспечение практики



В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение практики, входят:

  • Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование;

  • Рабочая программа по учебной практике УП.02 Учебная практика по педагогической работе.

Информационное обеспечение - это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.






























Перечень основной методической и учебной литературы

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Ленинград: Музыка, 1980.

  2. Вейс П. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио / П. вейс, под ред. М. Ройтерщтейна. – Москва: Советский композитор, 1980 (1987)

  3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио : учебное пособие. – Изд. 2-е. – Москва: Музыка, 1986.

  4. Добровольская Н.Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. – Москва: Музыка, 1987.

  5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальностям педагогического и социально-экономического профилей. – Москва: Владос, 2003.

  6. Мусин И. О воспитании дирижёра. – Л., 1986.

  7. Осенева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учебных заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2003.

  8. Рыбкина Т. В., Шеверева Т. Г. Давайте учиться петь: сборник музыкально – речевых упражнений с движением для развития певческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Тула, 1999.

  9. Рыбкина Т. В. Шесть стихотворений под музыку с движением. – Тула: Тульское музучилище им. Даргомыжского, 1999

  10. Соколов Вл. Работа с хором. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – Москва: Музыка,1983.

  11. Соколов В., Попов В., Абелянин Л. Школа хорового пения: для школьников среднего и старшего возраста. Вып 2. – Москва: Музыка, 1987.

  12. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре: для руководителей детских хоровых коллективов. – Москва: Музыка, 1987.

  13. Струве Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: Советский композитор, 1988 (1979).

  14. Халабузарь П., Попов В., Н. Добровольская Методика музыкального воспитания: учебное пособие. – Москва: Музыка, 1989.

  15. Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров. – Москва: Музгиз, 1961.



Перечень дополнительной литературы

  1. Абдуллин Э. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1982.

  2. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 1969.

  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.

  4. Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.

  5. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М., 1974.

  6. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М., 1987.

  7. Баренбойм Л., Михайлов Дж. Музыкальное образование. //Музыкальная энциклопедия. Т.3. – М., 1976, с.763-787.

  8. Булдакова А. О воспитании хоровых дирижёров. // Вопросы хорового образования. Сб. трудов. Вып. 77. – М., 1985, с. 9-20.

  9. Васильев В. Традиции и тенденции развития дирижёрско-хорового образования в России. – СПб., 2006.

  10. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.

  11. Вопросы хорового образования. Сб. трудов. Вып. 77. – М., 1985.

  12. Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. – Л., 1958.

  13. Егоров. А. Теория и практика работы с хором. – Л. М., 1951.

  14. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987.

  15. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.

  16. Ильин В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижёра-хормейстера. // Хоровое искусство, вып. 3. – Л., 1972.

  17. Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка. – М., 1967.

  18. Каргина З.А.Организация дополнительного образования в школе. – М., 2009.

  19. Краснощёков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.

  20. Краевая Л., Равикович Л. Вокальная работа в детском хоре. Методическое пособие. – Красноярск, 2000.

  21. Левандо П. Анализ хоровой партитуры. Методич. пособие. – Л., 1971.

  22. Левандо П. Проблемы хороведения. – Л., 1974.

  23. Луканин А. Начало двухголосного пения в школе. – М., 1966.

  24. Малинина Е. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.

  25. Малько Н. Основы техники дирижирования. – М.-Л., 1965.

  26. Маталаев Л. Основы дирижёрской техники. – М., 1986.

  27. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Л., 1989.

  28. Мусин И. Техника дирижирования. – М., 1967.

  29. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1-14. // Ред. сост. О. Апраксина. – М., 1961-1982.

  30. Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. – Киев, 1981.

  31. Ольхов К. О дирижировании хором. – Л., 1961.

  32. Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. – М., 1981.

  33. Поляков О. Язык дирижирования. – К., 1987.


Интернет-ресурсы

http://www.mosconsv.ru/

http://www.rsl.ru/

http://www.domgogolya.ru/

http://www.amkmgk.ru/

http://www.libfl.ru/

http://mkrf.ru/

http://www.classic-online.ru

http://music.edu.ru

http://ldnknigi. lib.ru/Musik.htm

http://roisman.narod.ru/compnotes.htm

http://notes.tarakanov.net/

http://www.classicalconnect.com

http://www.classicalmusiclinks.ru

http://www.classic-music.ru

http://www.dirigent.ru

http://www.imslp.org

http://www.krugosvet.ru

http://mus-info.ru

http://www.early-music.narod.ru




























Приложение № 1.

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»








ДНЕВНИК

учебной практики по педагогической работе

обучающегося ___ курса

по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование

________________________________________________

Ф.И. обучающегося






База практики:

________________________

Руководитель практики:

___________________________

(ФИО)









20 __20__ учебный год

г. Суджа

1. Правила ведения дневника практики:






2. При прохождении учебной практики по педагогической работе обучающийся обязан:











3. Расписание уроков:





4. Расчет часов:





5. Цели и задачи практики:



6. В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:





















ДНЕВНИК ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

учебной практики по педагогической работе

Дата, количество часов

Группа

Краткий план-конспект урока

ФИО руководителя практики, подпись






































Приложение № 2.


ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

ОТЧЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ-ПРАКТИКАНТА

по учебной практике по педагогической работе

Ф.И. обучающегося ____________________________________________

специальность______________________________________________________

место прохождения практики:

в период с_____ по _______________.



  1. Выполнение индивидуального плана по учебной практике по педагогической работе. Какие были трудности, почему? Что сделано сверх плана. Особенности практики.

  2. Какие основные учебные и воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы, методы и средства использовались для решения задач?

  3. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к обучающемуся?

  4. Какие умения и навыки педагогической работы Вы приобрели в процессе практики?

  5. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога.

  6. Ваши предложения по совершенствованию учебной практики.











2