Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «__»________201__ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/__________/ «__»________201__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1 ________/Гриценко Т.С./ Приказ № ____ от «__»________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре»
на 2016 - 2017учебный год
5 класс
Составитель:
Медкова Нина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
п.г.т. Подгоренский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подгоренской средней общеобразовательной школы №1.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Учебное пособие «Литературный кружок в школе». Автор – составитель О.А.Еремина, 2012г.
- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства.
Согласно учебному плану на изучение учебного курса отводится в 5 классе 7 часов.
Срок реализации программы – 2 четверть.
Планируемые результаты.
Предметными результатами курса являются:
освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Учащиеся научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве: в музыке, литературе, живописи, кино.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины.
Экранные искусства, театр.
Раздел 3. Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.
Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. (Симфоническая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане» и сатирическая опера - "Золотой петушок").
Раздел 4. Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете.
Этапы балетной «пушкинианы»:
1) балеты – феерии («Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Черная шаль»);
2) новаторские балеты («Египетские ночи»);
3) советский период – тяготение к балету-драме («Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Раздел 5. Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа Музыка к кинофильмам на пушкинские сюжеты.
Экранизация как жанр киноискусства.
Анализ мультипликационного кинематографа («Рукописи поэта», «Я к вам лечу воспоминаньем», «И с вами снова я», «Осень», Сказка о золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Раздел 6. Роль искусства в сближении народов.
Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов, отводимых на изучение темы |
1. | Искусство в жизни современного человека. | 1 |
2. | Искусство открывает новые грани мира. Зримая музыка. Сказки А.С. Пушкина глазами художников-иллюстраторов. (Светланы Чекуровой, Олега Зотова, Татьяны Мавриной, Ивана Билибина, Владимира Конашевича, Ивана Бруни). | 1 |
3. | Сказки А.С.Пушкина в музыке русских композиторов. Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. Симфоническая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане». | 1 |
4. | Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. Сатирическая опера - "Золотой петушок". | 1 |
5. | Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете. | 1 |
6. | Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа. Музыка к мультфильмам и кинофильмам на пушкинские сюжеты. | 1 |
7. | Роль искусства в сближении народов. | 1 |
| Итого | 7 часов |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |