СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПу.02 ФИЗИКА для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОВПу.02 ФИЗИКА для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»


УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

___________ В.А. Некрасов

«_____» ____________ 2015 г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОго предмета

ОВПу.02 ФИЗИКА


для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы


(базовая подготовка)


















2015

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»


Разработчик:




Н.В. Николаенко, преподаватель

высшей категории










Рабочая программа учебной дисциплины ОВПу.02 ФИЗИКА



Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК преподавателей

физико-математических дисциплин





Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.


Председатель ПЦК __________________ Н.В. Николаенко



Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета


Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.

Председатель методического совета техникума, заместитель директора



________________Г.Н. Галахова





Заместитель директора






_______________А.В. Ляхов


Заведующая отделением

________________И.В. Моршнева


Методист _______________ Г.В. Буровникова

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета

6

  1. условия реализации рабочей программы учебного предмета

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета

20



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета

ОВПу.02 ФИЗИКА


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет входит в общеобразовательную подготовку.

1.3. Цели и задачи предмета – требования к предметным результатам освоения предмета:

Освоение содержания предмета «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 241 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 161 час;

самостоятельной работы обучающегося 80 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

241

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

161

в том числе:


практические занятия

42

лабораторные работы

36

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:


Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

8

Составление опорного конспекта.

4

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

29

Подготовка к контрольной работе.

2

Подготовка сообщений.

37

Промежуточная аттестация в форме устного экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОВПу.02 ФИЗИКА

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

3

Раздел 1

Механика

40


Тема 1.1.

Кинематика

Содержание учебного материала


Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

2

2

Практические занятия

2

3

  1. Решение задач по теме «Кинематика»

2

Самостоятельная работа

2


Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

Тема 1.2.

Динамика

Содержание учебного материала

2


3

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Практические занятия

2

3

  1. Применение законов Ньютона при решении задач

2

Лабораторные работы

2

3

  1. Исследование зависимости силы трения от веса тела

2

Самостоятельная работа

4


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Составление опорного конспекта по теме «Законы Ньютона»

2

Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала



2

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

4

Практические занятия

2

3

  1. Применение законов сохранения импульса и механической энергии при решении задач

2

Самостоятельная работа

6


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Подготовка сообщений и презентаций по темам «Реактивное движение и виды реактивных двигателей», «Первый полет человека в космос», «В. Терешкова – первая женщина-космонавт», «Идеи Циолковского», «Королев С.П.»

4

Тема 1.4.

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала


Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие

механические колебания. Вынужденные механические колебания. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

2

3

Практические занятия

2

3

  1. Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

2

Лабораторные работы

2

3

  1. Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от его длины

2

Самостоятельная работа

4


Составление опорного конспекта «Механические волны»

2

Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Раздел 2

Молекулярная физика. Термодинамика

41

Тема 2.1

Молекулярно-кинетическое строение вещества

Содержание учебного материала


Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

4

3

Практические занятия

2

3

  1. Решение задач с применением уравнения Менделеева-Клапейрона и газовых законов

2

Лабораторные работы

2

3

  1. Изучение изохорного процесса в газе

2

Самостоятельная работа

4


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2

Тема 2.2.

Основы термодинамики


Содержание учебного материала


Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

4

2

Практические занятия

2

3


  1. Применение первого закона термодинамики и формулы КПД тепловых двигателей при решении задач

2

Самостоятельная работа

6


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

2

Подготовка сообщений и презентаций по темам: «Второй закон термодинамики», «Устройство и принцип действия теплового двигателя», «Дизельные двигатели», «Карбюраторные двигатели», «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

4

Тема 2.3.

Агрегатные состояния и фазовые переходы


Содержание учебного материала

7

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с

твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

6

2

Контрольная работа по темам «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика»

1

3

Лабораторные работы

6

3

  1. Измерение относительной влажности воздуха.

2

  1. Измерение поверхностного натяжения жидкости

2

  1. Наблюдение процесса кристаллизации

2

Самостоятельная работа

5


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

3

Повторение материала в соответствии с дидактическими единицами разделов 1,2 и подготовка к контрольной работе.

2

Раздел 3

Электродинамика

110

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала


Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

8

3

Практические занятия

4

3

  1. Применение закона Кулона при решении задач

2

  1. Решение задач по теме «Конденсаторы»

2

Самостоятельная работа

4


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

2

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2

Тема 3.2.

Постоянный электрический ток

Содержание учебного материала


Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

2

3

Практические занятия

6

3

  1. Применение законов Ома при решении задач

2

  1. Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединение проводников»

4

Лабораторные работы

10

3

  1. Ознакомление с электроизмерительными приборами

4

  1. Изучение закона Ома для участка цепи

2

  1. Изучение смешанного соединения проводников

2

  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

2

Самостоятельная работа

4


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы

2

Тема 3.3.

Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала


Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

2

2

Лабораторные работы

2

3

  1. Исследование электрических свойств полупроводников

2

Самостоятельная работа

5


Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к их защите.

1

Подготовка сообщений на темы: «Электролиз и его применение», «Законы электролиза», «Электрический ток в металлах», «Электрический ток в газах»

4

Тема 3.4.

Электромагнетизм

Содержание учебного материала


Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

2

2

Практические занятия

6

3


  1. Применение закона Ампера и формулы силы Лоренца при решении задач

2

  1. Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция»

4

Самостоятельная работа

6


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

2


Подготовка сообщений на темы «Применение силы Ампера и силы Лоренца», «Вихревые электрические поля», «Применение явления самоиндукции»

4

Тема 3.5.

Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала


Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

10

2

Практические занятия

6

3

  1. Решение задач по теме «Цепи переменного тока»

4

  1. Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

2

Лабораторные работы

4

3

  1. Измерение индуктивности катушки

2

  1. Изучение устройства и работы трансформатора

2

Самостоятельная работа

6


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Подготовка сообщений и презентаций на темы: «Генераторы переменного тока», «Тепловые электростанции», «Гидроэлектростанции», «Атомные электростанции», «Альтернативные источники энергии», «Энергосберегающие лампы», «Проблемы утилизации энергосберегающих ламп»

4

Тема 3.6.

Световые волны

Содержание учебного материала

10

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

9

2

Контрольная работа по разделу «Электродинамика»

1

3

Практические занятия

2

3

  1. Применение законов отражения и преломления света при решении задач

2

Лабораторные работы

8

3

  1. Определение показателя преломления стекла

2

  1. Изучение интерференции и дифракции света

4

  1. Наблюдение сплошного спектра испускания

2


Самостоятельная работа

4


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Повторение материала в соответствии с дидактическими единицами раздела 3 и подготовка к контрольной работе.

2

Раздел 4

Строение атома и квантовая физика

36

Тема 4.1.

Квантовая оптика

Содержание учебного материала



Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

4

2

Практические занятия

2

3

  1. Применение законов фотоэффекта при решении задач

2

Самостоятельная работа

6


Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ, подготовка к их защите.

2

Подготовка сообщений и презентаций на темы: «Фотоэффект и его использование в быту и технике», «Внутренний фотоэффект», «Солнечные батареи»

4

Тема 4.2.

Физика атома

Содержание учебного материала


Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

4

3

Самостоятельная работа

4


Подготовка сообщений и презентаций по темам «Лазерные источники когерентного излучения», «Н. Г. Басов, А. М. Прохоров - создатели квантового генератора», «Практическое применение генераторов когерентного излучения»

4

Тема 4.3.

Физика атомного ядра

Содержание учебного материала


Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

8

2

Практические занятия

2

3

  1. Анализ радиоактивного излучения и его воздействия на живые организмы, проблем ядерной энергетики.

2

Самостоятельная работа

5


Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

1

Подготовка сообщений и презентаций по темам «Искусственная радиоактивность», «Биологическое действие радиоактивного излучения», «Открытие искусственных превращений атомных ядер», «Открытие нейтрона»

4

Раздел 5

Эволюция Вселенной

12

Тема 5.1.

Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала


Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

6

2

Практические занятия

2

3

  1. Анализ теорий образования планетарных систем. Изучение строения солнечной системы

2

Самостоятельная работа

5


Подготовка докладов и презентаций на темы: «Галактика -наша звёздная система», «Квазары, пульсары. Закон Хаббла», «Понятие Солнечной системы и её структура», «Планеты - Гиганты», «Планеты типа Земля – Марс, Венера», «Строение и развитие Вселенной», «Происхождение и развитие небесных тел»

5

Экзамен



Всего:

241


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы предмета

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебного предмета имеется кабинет «Физика».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

-дидактические материалы:

  • методические рекомендации по выполнению практических работ по учебному предмету «Физика»,

  • методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебному предмету «Физика»,

  • методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебному предмету «Физика»,

  • задания для контрольных работ;

  • экзаменационные материалы.

- комплекты лабораторного оборудования:

  • по исследованию зависимости силы трения от веса тела,

  • по изучению зависимости периода колебаний математического маятника от его длины,

  • по изучению изохорного процесса в газе,

  • по измерению относительной влажности воздуха,

  • по измерению поверхностного натяжения жидкости,

  • по определению коэффициента линейного расширения твёрдого тела при нагревании,

  • по изучению закона Ома для участка цепи,

  • по изучению смешанного соединения проводников,

  • по измерению ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока,

  • по исследованию электрических свойств полупроводников,

  • по измерению индуктивности катушки,

  • по изучению устройства и работы трансформатора,

  • по определению показателя преломления стекла,

  • по изучению интерференции и дифракции света,

  • по наблюдению сплошного спектра испускания.

  • DVD-диски с демонстрационными опытами по темам:

  • Механические колебания,

  • Молекулярно-кинетическая теория,

  • Молекулярная физика,

  • Электростатика,

  • Электродинамика,

  • Постоянный электрический ток,

  • Электрический ток в различных средах,

  • Магнитное поле,

  • Электромагнитная индукция,

  • Электромагнитные колебания,

  • Электромагнитные волны,

  • Волновая оптика,

  • Квантовые явления.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика. Учебник для учреждений сред. проф. образования – М.: Академия, 2011.

  2. Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник - М.: Дрофа, 2012.

  3. Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2012.


Дополнительные источники:

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.

  2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.

  3. Генденштейн Л.Э. Физика. Задачник 10 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.

  4. Генденштейн Л.Э. Физика. Задачник 11 кл. (базовый уровень) – М.: Мнемозина, 2012.

  5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. средняя школа – М.: Просвещение, 2010.

  6. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учеб. для 11 кл. средняя школа – М.: Просвещение, 2010.


Интернет-ресурсы:

        1. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru

        2. Естественно-научные эксперименты — Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru

        3. Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru

        4. Образовательные ресурс - college.ru

        5. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics

        6. Российское образование. Федеральный образовательный портал - http://www.edu.ru/

        7. Список цифровых образовательных ресурсов по астрономии - http://www.astro.websib.ru/

        8. Физика в анимациях - http://physics.nad.ru

  1. Контроль и оценка результатов освоения предмета



Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Представление информации о видах движения в виде таблицы


Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка результатов устных опросов.

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку

зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики»

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Снятие вольтамперной характеристики диода.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физикуможно рассматривать как метадисциплину

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы.

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.

Оценка выполненных самостоятельных работ.


Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.


Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной Системы

Оценка в ходе проведения и защиты практических и лабораторных работ.


Оценка результатов контрольных работ.


Оценка выполненных самостоятельных работ.



7