СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО):
100114.01 «Официант, бармен»
260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Родная (русская) литература» (2014 г.).
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАМЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
им. И.С.СОЛТЫСА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой методист ГОУ СПО Директор ГОУ СПО
методической комиссии «Каменский политехнический «Каменский
общеобразовательного цикла техникум им. И.С. Солтыса» политехнический
Протокол №_______ ______________ Е.В.Вылко техникум им. И.С.Солтыса
от «__»____________г. «____» _________ 2015г. «____» _________ 2015г.
Председатель _____ А.И. Кушнир _________ Е.Ф. Командарь
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД.02 «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Для профессий:
100114.01 «Официант, бармен»
260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО):
100114.01 «Официант, бармен»
260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Родная (русская) литература» (2014 г.).
Разработчик:
преподаватель русского языка и литературы А.В.Руснак
Рецензенты:
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С.Солтыса» преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Н.М.Тодика
Начальник Каменского УНО учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории В.П. Кобзарь.
Содержание
Паспорт рабочей программы .......................................................................................стр. 4
Структура и содержание учебной дисциплины...................................................стр. 7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины.....................................стр. 29
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..................стр. 32
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Родная (русская) литература» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего и начального профессионального образования базовой подготовки
по профессиям НПО:
100114.01 «Официант, бармен»
260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Программа учебной дисциплины «Родная (русская) литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях НПО и СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Родная (русская) литература» (2014г.) для специальностей и профессий среднего и начального профессионального образования (базовый уровень).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Родная (русская) литература» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение литературы в образовательных учреждениях направлено на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся образно-эстетической системы; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений на русском языке с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
Программа направлена на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины в организациях начального профессионального образования (НПО)
Профиль
|
Количество часов
| |
Технический профиль (базовая дисциплина) 260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» | Социально–экономический профиль (базовая дисциплина)
100114.01 «Официант, бармен»
| |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося | 288 | 288 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 192 | 192 |
Самостоятельная работа обучающегося | 96 | 96 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Технический профиль -260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» | Социально-экономический профиль -100114.01 «Официант, бармен»
| |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 288 | 288 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 192 | 192 |
в том числе: практические занятия, контрольные работы |
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 96 | 96 |
в том числе: |
|
|
- подготовка справочного материала по темам; - составление таблиц; - творческая работа; - работа над материалом учебника; - изучение конспекта; - подготовка справочного материала по темам; - подбор цитат и эпиграфов; - составление презентаций; - выразительное чтение; - заучивание наизусть стихотворных текстов; -выполнение тестовых заданий; -составление тестовых заданий по изученной теме; - чтение текста или его фрагментов; - нахождение фрагментов по заданной тематике; - различные виды пересказа; - составление вопросов к тексту; - художественный анализ текста; - разделение текста на тематические фрагменты; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к определенному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - подготовка рефератов, докладов; написание сочинения на основе и по мотивам художественных произведений. - работа в образовательной среде Интернет. |
Все учебные занятия по дисциплине «Родная (русская) литература» являются практическими, т.к. изучение курса велось в двух уровнях: начальная школа, основная школа. В этой связи возникает потребность в активном осмыслении и проработке сформированных знаний и умений в области изучения курса литературы. Практические занятия подразумевают совместную работу преподавателя и обучающегося по изучению и анализу текста художественного произведения, подготовку и создание творческой работы.
Тематический план |
| |||||||||||||||
дисциплины «Родная (русская) литература» |
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
№ п/п | Наименование разделов, тем | НПО технический профиль – 260807.01 «Повар, кондитер» 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
| НПО социально-экономический профиль -100114.01 «Официант, бармен»
|
| ||||||||||||
Максимальное количество часов | Обязательное количество часов | Часы самостоятельной работы |
|
|
|
| ||||||||||
Максимальное количество часов | Обязательное количество часов | Часы самостоятельной работы |
| |||||||||||||
| Русская литература XIX века | 150 | 100 | 50 | 150 | 100 | 50 |
| ||||||||
1 | I. Русская литература I половины XIX в. | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя |
| |||||||||||||||
II. Русская литература II половины XIXв. | 112 | 74 | 37 | 112 | 74 | 37 |
| |||||||||
2 | А.А. Островский | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
3 | И.А. Гончаров | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
4 | И.С. Тургенев | 15 | 10 | 5 | 15 | 10 | 5 |
| ||||||||
5 | Ф.И. Тютчев | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
6 | А.А. Фет | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
7 | Н.А. Некрасов | 12 | 8 | 4 | 12 | 8 | 4 |
| ||||||||
8 | Н.С. Лесков | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
9 | М.Е. Салтыков – Щедрин | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
10 | Ф.М. Достоевский | 21 | 14 | 7 | 21 | 14 | 7 |
| ||||||||
11 | Л.Н. Толстой | 24 | 16 | 8 | 24 | 16 | 8 |
| ||||||||
III. Русская литература конца XIX в. – начала XX в. | 30 | 20 | 10 | 30 | 30 | 20 |
| |||||||||
12 | А.П. Чехов | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
13 | И.А. Бунин | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
14 | А.И. Куприн | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
15 | Поэзия Серебряного века | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
Русская литература XX века | 138 | 92 | 46 | 138 | 92 | 46 |
| |||||||||
IV. Русская литература первой половины XX века | 63 | 42 | 21 | 63 | 42 | 21 |
| |||||||||
16 | А. М. Горький | 12 | 8 | 4 | 12 | 8 | 4 |
| ||||||||
17 | А.А. Блок | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
18 | В.В. Маяковский | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
19 | С.А. Есенин | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
20 | А.А. Ахматова | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
21 | М.А. Шолохов | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
22 | А.П. Платонов | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
23 | М.А. Булгаков | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
24 | Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет | 9 | 6 | 3 | 9 | 6 | 3 |
| ||||||||
V. Русская литература второй половины XX в. | 33 | 22 | 11 | 33 | 22 | 11 |
| |||||||||
25 | Б.Л. Пастернак | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
26 | А.Т. Твардовский | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
27 | Н.М. Рубцов, Б.Ш. Окуджава | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
28 | Ф.А. Абрамов | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
29 | В.П. Астафьев | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
30 | В.М. Шукшин | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
31 | В.Г. Распутин | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| ||||||||
32 | А.М. Солженицын | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
VI. Русская литература конца XX в. начала XXI в. | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| |||||||||
33 | Современный литературный процесс | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 |
| ||||||||
34 | VII. Литература Приднестровья | 15 | 10 | 5 | 15 | 10 | 5 |
| ||||||||
Повторение: резерв для повторения выполнения творческих работ | 21 | 14 | 7 | 21 | 14 | 7 |
| |||||||||
| Итого: | 288 | 192 | 96 | 288 | 192 | 96 |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Родная (русская) литература» начального профессионального образования (НПО) для профессий
100114.01 «Официант, бармен»
260807.01 «Повар, кондитер»
110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала: практические работы, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
| Русская литература XΙX века | 102
|
| |
Раздел Ι. Русская литература первой половины XΙX века | 6 |
| ||
Тема 1.1. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя | Содержание учебного материала |
|
| |
1 | Россия в первой половине XΙX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма. Национальное самоопределение русской литературы. Творчество А.С.Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 2 | 2 | |
| ||||
2 | Творчество М.Ю.Лермонтова. Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. | 2 | 2 | |
| 3 | Творчество Н.В.Гоголя. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. | 2 | 2 |
Контрольная работа |
|
| ||
Самостоятельная работа учащихся | 3 |
| ||
Подготовка рефератов по темам:
8. Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова. 9. Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя. 10. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). 11. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие. 12. Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме. 13. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов. А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств. 14.Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя. 15. Повесть Н.В. Гоголя «Вий». Своеобразие произведения. 17. Теория литературы: Романтизм и реализм.
|
|
| ||
Раздел ΙΙ. Русская литература второй половины XΙX века. | 76
|
| ||
Тема 2.1. А.Н.Островский | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Пьеса «Гроза» или «Бесприданница». А.Н.Островский – основоположник русского реалистического театра. Островский на современной сцене. Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. Живописность, красочность языка.
| ||||
Самостоятельная работа учащихся
Теория литературы: понятие о драме. | 2 |
| ||
Тема 2.2 И.А.Гончаров | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Краткий очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Роман «Обломов» (обзорное изучение). Обломов, его сущность, характер и судьба. «Обломовщина», ее оценка критикой. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
1.Чтение фрагментов текста романа «Обломов» 2. Теория литературы: социально-психологический роман. |
|
| ||
Тема 2.3. И.С.Тургенев | Содержание учебного материала | 10 | 2 | |
Краткий очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Проблемы взаимоотношений поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. Поиск «сознательно-героической» натуры как ответ на противоречия эпохи. Стилистическое богатство, утонченность, поэтичность языка писателя. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 5 |
| ||
1.Чтение фрагментов текста романа «Отцы и дети». 2. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе. |
|
| ||
Тема 2.4 Ф.И.Тютчев | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Эти бедные селенья…». Философские мотивы поэзии Тютчева. Пластичность и символичность поэтических образов. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Художественный анализ текста, подговка рефератов на темы: Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева. Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.). |
|
| ||
Тема 2.5. А.А.Фет | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета. Особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Подготовка рефератов на темы: Жизненный и творческий путь А.А.Фета Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.). |
|
| ||
Тема 2.6. Н.А.Некрасов | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
Краткий очерк жизнь и творчества. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Многообразие крестьянских типов. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Проблемы счастья, смысла жизни. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 4 |
| ||
Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле. |
|
| ||
Контрольная работа. |
|
| ||
Тема 2.7. Н.С.Лесков | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Характер и трагическая судьба талантливого русского человека. Борьба его за счастье, за право быть человеком. Самобытность языка писателя. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
«Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»)». |
|
| ||
Тема 2.8. М.Е.Салтыков-Щедрин | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Роман «История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Сказки. Жанровое и стилистическое своеобразие произведений писателя. Современное звучание произведений сатирика. «Господа Головлевы». Идейная направленность романа. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 3 |
| ||
1.Чтение и художественный анализ текста. 2. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). |
|
| ||
Тема 2.9. Ф.М.Достоевский
| Содержание учебного материала | 14 | 2 | |
Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Мировое значение творчества писателя. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 7 |
| ||
«Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира». «Раскольников и его теория преступления». «Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. |
|
| ||
Тема 2.10. Л.Н.Толстой | Содержание учебного материала | 16 | 1 | |
Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя Россия второй половины XΙX века. Расцвет реализма в русской литературе. Особая роль литературы в жизни общества. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы этого периода. Литература как выражение духовных исканий русского общества. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 8 |
| ||
«Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» «Война и мир» Л.Н. Толстого. «Замысел, проблематика, композиция, система образов». «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина»». 2.Чтение и анализ фрагментов текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликт Теория литературы: понятие о романе-эпопее. |
|
| ||
Раздел ΙΙΙ. Русская литература конца XΙX века – нач. XX века | 20 |
| ||
Тема 3.1 А.П.Чехов
| Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Тема "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
1.Чтение и художественный анализ текста. 2. Подготовка рефератов на тему: «Образы героев сатирических произведений», «Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»)». «Новаторство чеховской драматургии». «Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности». 3.Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. |
|
| ||
Тема 3.2 И.А.Бунин
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Краткий очерк жизни и творчества. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор других рассказов). Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
4. Заучивание наизусть стихотворных текстов. |
|
| ||
Тема 3.3 А.И.Куприн
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
«А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя». |
|
| ||
Тема 3.4 Поэзия «Серебряного века» | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Обзорное изучение темы. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, М.И.Цветаева, (одно-два стихотворения каждого поэта). Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия в творчестве поэтов-символистов (И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов). Проблема индивидуализма человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Возвращение к красоте земной жизни, «прекрасной ясности» в творчестве поэтов-акмеистов. Стремление к экзотичности описаний, героизации действительности (Н. С. Гумилев). Тоска по мировой культуре, историзм поэтического мышления (О.Э. Мандельштам). Духовная красота, предельность требований к жизни, острота антитезы (М.И.Цветаева). Манифесты поэтов-футуристов, их пафос и проблематика. Приоритет формы над содержанием (И.Северянин, В.В.Маяковский, В.В.Хлебников). | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 3 |
| ||
1.Выразительное чтение стихотворений, их анализ. 2. Заучивание наизусть стихотворных текстов. |
|
| ||
Контрольная работа |
|
| ||
Русская литература XX века
| 92 |
| ||
Раздел ΙV. Русская литература первой половины XX века | 42 |
| ||
Тема 4.1 А.М. Горький
| Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факт (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 4 |
| ||
«Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького». «Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»». «Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя». «Тематика и проблематика романтического творчества Горького». Теория литературы: развитие понятия о драме. |
|
| ||
Тема 4.2 А.А.Блок
| Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». Образ Прекрасной Дамы. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Для самостоятельного чтения: поэма «Соловьиный сад», драматургия Блока, стихи. |
|
| ||
Тема 4.3 В.В.Маяковский
| Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. |
|
| ||
Тема 4.4 С.А.Есенин
| Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
«Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка». «Поэма «Анна Снегина». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России». «Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.» Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. |
|
| ||
Тема 4.5. А.А.Ахматова
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
3. Художественный анализ текста. |
|
| ||
Контрольная работа |
|
| ||
Тема 4.6. М.А.Шолохов
| Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 3 |
| ||
«Трагический пафос «Донских рассказов». «Поэтика раннего творчества М. Шолохова». Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. |
|
| ||
Тема 4.7. А.П.Платонов
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Жизнь и творчество. Рассказы: «Шарманка», «Впрок». Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Самобытность языка и стиля писателя. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 1 |
| ||
2. Нахождение фрагментов по заданной тематике. |
|
| ||
Тема 4.8. М.А.Булгаков
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа. Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». |
|
| ||
Тема 4.9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |
Общий обзор прозы, поэзии, драматургии. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Постановка острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Сила патриотического чувства в лирике Н.Тихонова, А.Суркова, К. Симонова, А.Твардовского, М.Исаковского. Произведения А.Бека, Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, Б.Горбатова, К.Паустовского, Л.Соболева, А.Фадеева. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 3 |
| ||
«Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». «Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды» |
|
| ||
Раздел V. Русская литература второй половины XX века. | 22 |
| ||
Тема 5.1 Б.Л.Пастернак
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго». |
|
| ||
Тема 5.2 А.Т.Твардовский
| Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
«Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине»» . «Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев».
Для самостоятельного чтения: стихи, поэмы. |
|
| ||
Тема 5.3 Н. М. Рубцов, Б. Ш. Окуджава.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Жанровое своеобразие песен. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 1 |
| ||
1. Чтение и художественный анализ текста. 2. Выразительное чтение стихотворений. |
|
| ||
Тема 5.4 Ф. А. Абрамов.
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 1 |
| ||
Чтение и художественный анализ фрагментов текста. |
|
| ||
Тема 5.5 В. П. Астафьев
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Нравственные проблемы в произведениях В. П. Астафьева. Природа и человек в произведении «Царь-рыба» писателя. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 1 |
| ||
Нахождение фрагментов по заданной тематике. |
|
| ||
Тема5.6 В.М.Шукшин
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 1 |
| ||
Чтение и художественный анализ фрагментов текста. |
|
| ||
Тема 5.7. В.Г.Распутин
| Содержание учебного материала Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
| 2 | 1 | |
Самостоятельная работа учащихся Анализ фрагментов текста. | 1 |
| ||
Тема 5.8 А.И.Солженицын | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Художественный анализ текста. |
|
| ||
Контрольная работа |
|
| ||
Раздел VΙ. Русская литература конца XX века – начала XXΙ века | 4 |
| ||
Тема 6.1 Современный литературный процесс
| Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 2 |
| ||
Подготовка рефератов на темы: «Современные писатели», «Развитие жанра детектива в конце ХХ в.». |
|
| ||
Раздел VΙΙ. Литература Приднестровья | 10 |
| ||
Тема7.1. Ю.Баранов, Н.Божко, В.Гурковский, П.Данич, А.Дрожжин, П.Илюхин, .Карабет, Л.Кудрявцева, Л.Литвиненко, А.Лосева, Г.Панов, В.Пилецкая, Ю.Самусь, О.Юзифович.
| Содержание учебного материала | 10 | 1 | |
Литература Приднестровья в процессе движения культуры и литературы рубежа XX - XXΙ веков. Взаимосвязь литературы и культуры народов Приднестровья и России. Традиции молдавской, украинской и русской литературы. Тематическое разнообразие произведений приднестровских авторов. Нравственная проблематика. Произведения о Великой Отечественной войне. | ||||
Самостоятельная работа учащихся | 5 |
| ||
Подготовка рефератов на темы: « Жизненный и творческий путь писателей Приднестровья: Ю.Баранов, Н.Божко, В.Гурковский, П.Данич, А.Дрожжин, П.Илюхин, Т.Карабет, Л.Кудрявцева, Л.Литвиненко, А.Лосева, Г.Панов, В.Пилецкая, Ю.Самусь, О.Юзифович.» (возможен выбор произведений писателя или поэта, представляющего литературу Приднестровья)
|
|
| ||
Контрольная работа |
|
| ||
| Резерв часов для повторения и выполнения творческих работ. | 14 |
| |
| Итого: из них самостоятельная работа | 288 96 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия;
- материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- принтер;
- информационные носители.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. М., 2005.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. М., 2003.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. М., 2007. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. М., 2007
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. 336 с.
Сигов В. Литература. Для студентов средних специальных учебных заведений. 3 изд. стереотипное. Дрофа, 2009. 560с.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. 3 изд., испр. и доп. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. 368 с.
Литературное Приднестровье, альманах.
Дополнительная литература:
В.А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах 9-11 кл. С-П, 2010.
М.Н. Кузнецова, В.Н.Орлова Литературные вечера, М. 2006.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА: Учеб.для 11 кл.: В 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлева. М, 2000.
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. М., 2001
Интернет – ресурсы:
http://litervsh.ru/ Электронная версия журнала «Литература в школе».
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru
http://hist-ped.chat.ru. – Российский общеобразовательный портал. Педагогические концепции: материалы по истории педагогики
http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/sod_vse_tabl.htm – Сайт «Век образования»
www.modern.ed.gov.ru – Модернизация российского образования
www.stat.edu.ru. – Статистика российского образования
http://www.alledu.ru/about – Портал «Все образование»
http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки
Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru
Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека-ВВМ». Форма доступа: www.velib.com
Электронный ресурс «Литературный портал - « Русская литература». Форма
доступа: www.fplib.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма
доступа: rus.1september.ru
https://www.stihi.ru/avtor/litodrojjin Поэты и писатели Приднестровья.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552821
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: - воспроизводить содержание литературного произведения; | - пересказ художественного текста; - анализ отдельных глав литературного текста; - домашняя подготовка к занятиям по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями); |
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | - творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- определять род и жанр произведения; | - практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
- сопоставлять литературные произведения; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ |
- выявлять авторскую позицию; | - рубежный контроль; - исследовательские работы учащихся; - контрольные работы; Доклады, рефераты учащихся; |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | - устный опрос учащихся; - творческие работы учащихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | - письменные творческие работы учащихся; |
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. | - фронтальный опрос учащихся; - тестовые работы; - контрольные работы; - составление библиографических карточек по творчеству писателя; – подготовка рефератов; – работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке; - внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста); |
Знания: - образную природу словесного искусства;
| - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
- содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
| - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы; |
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
| - фронтальный опрос обучающихся; - беседа с обучающимися по прочитанному тексту; - исследовательские и творческие работы учащихся; |
- основные теоретико-литературные понятия; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
Критерии оценок по русской литературе
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.) Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
Умение анализировать художественное произведение.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание.
35