СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Директор ГПОУ ЯНАО НПК |
|
|
| ______________ /Е.Л. Левашова/ |
| Приказ от 01.09.2016 г. № 55-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 «История»
по профессии 15.01.30. Слесарь
Надым, 2016
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ.04 «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.30. Слесарь
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Ю.И. Цвентух, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории
И.Н. Елагина, преподаватель обществознания высшей квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО педагогов гуманитарного цикла
Протокол № 6
от «18» мая 2016 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.В. Бушуева)
ОДОБРЕНА
Методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «27» мая 2016 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.Л. Левашова)
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4-6 |
| 7-26 |
| 27-29 |
| 30 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 «История»
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «История» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии: 15.01.30. Слесарь
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы дисциплины «История» направлено на достижение следующих целей:
формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
-становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-готовность к служению Отечеству, его защите;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
-сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
-владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
-сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
-владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
-сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности:
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 205 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 137 часов;
самостоятельной работы обучающегося 68 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 205 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 137 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
|
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 8 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 68 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовым проектом (если предусмотрено) |
|
Домашние задания (работа над конспектом лекции), подготовка к практическим занятиям, эссе, подготовка к зачету, реферат, презентация | 68 |
Итоговая аттестация в форме (указать) Дифференцированный зачет |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
История
1 семестр
Аудиторная нагрузка - 34 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия – 11,5часа)
Самостоятельная учебная нагрузка – 16,10 часа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Периодизация всемирной истории. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 12. Отвечать на вопрсы1-3 | 0,2 |
| |
Раздел 1. | Древнейшая стадия истории человечества | 3 | 1 |
Тема 1.1. Происхождение человека.
| Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 22 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема 1.2. Люди эпохи палеолита.
| Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 22 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 1.3. Неолитическая революция и ее последствия. | Практическое занятие Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 22 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Раздел 2. | Цивилизации Древнего мира | 9 | 1 |
Тема 2.1. Древнейшие государства. | Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 40-41 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 2.2. Особенности цивилизаций Древнего мира. Древневосточная и античная цивилизация | Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Древний Египет. Деспотия. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 40 Отвечать на вопросы 1-2 | 0,2 |
| |
Тема 2.3 Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. | Практическое занятие Законы Хаммурапи. Восточное Средиземноморье в древности | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 41 Отвечать на вопрос 4 | 1 |
| |
Тема 2.4. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. | Древнейшие цивилизации долины реки Инд. | 1 | 1 |
Домашнее задание. Стр. 44 Отвечать на вопрос 4 | 0,2 |
| |
Тема 2.5. Древняя Греция | Практическое занятие Великая греческая колонизация и ее последствия. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 1 |
| |
Тема 2.6. Древний Рим. Рим в период правления царей. | Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 63 Отвечать на вопросы 1-2 | 0,2 |
| |
Тема 2.7. Культура и религия Древнего мира. Зарождение христианства | Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 71 Отвечать на вопрос | 0,2 |
| |
Раздел 3 | Цивилизации Запада и Востока в Средние века |
|
|
Тема 3.1.Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. | Практическое занятие Периоды принципата и домината. Рим и провинции. Войны Римской империи. Римляне и варвары. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема3.2. Возникновение ислама. Арабские завоевания. | Практическое занятие Возникновение ислама. Арабские завоевания. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема 3.3. Византийская империя. | Практическое занятие Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 83 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема3.4. Восток в Средние века. | Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура средневековой Индии. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 87 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 3.5. Империя Карла Великого и ее распад. | Практическое занятие Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Франкские короли и римские папы. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 92-93 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема 3.6.Феодальная раздробленность в Европе. | Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье. Норманны и их походы. Норманнское завоевание Англии. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 98 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 3. 7. Крестовые походы, их последствия. | Практическое занятие Крестовые походы. Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия. Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Клюнийская реформа, монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Папская теократия | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 109 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема 3.8. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения | Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 109 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 3.9. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса | Практическое занятие Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура (стили, творцы, памятники искусства). Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 118 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Раздел 4 | От Древней Руси к Российскому государству |
|
|
Тема 4.1. Образование Древнерусского государства. | Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. | 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 125 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.2. Раздробленность на Руси. | Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 138 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.3. Политическая раздробленность: причины и последствия. | Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 138 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.4 Монгольские завоевания и его последствия | Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. | 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Повторить конспект | 0,2 |
| |
Тема 4.5. Значение противостояния Москвы монгольско- татарскому завоеванию | Практическое занятие Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против монгольско- татарскому завоеванию | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема 4.6. Крещение Руси и его значение. | Начало правления князя Владимира Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. | 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 129 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.7. Общество Древней Руси | Практическое занятие Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 133 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема 4.8. Древнерусская культура
| Практическое занятие Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Развитие местных художественных школ. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 141 Отвечать на вопросы | 1 |
| |
Тема 4.9. Начало возвышения Москвы
| Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. | 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 152 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.10. Образование единого Русского государства | Практическое занятие Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с конспектом | 1 |
| |
Тема 4.11. Контрольно - обобщающий урок за 1 семестр | Самостоятельная работа обучающихся. Подготовиться к тестирование . Повторить разделы 1-3 | 1 | 3 |
Тестирование | 0,5 |
| |
Тема 4.11. Контрольно - обобщающий урок за 1 семестр | Самостоятельная работа обучающихся. Подготовиться к тестирование . Повторить разделы 1-3 | 1 | 3 |
|
|
|
|
2 семестр
Аудиторная нагрузка – 39часа (из них практические, лабораторные и др. занятия – 7 часов)
Самостоятельная учебная нагрузка – 12.8 часа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 4 | От Древней Руси к Московскому государству | 6 |
|
Тема 4.1 Россия в правление Ивана Грозного
| Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 171 Отвечать на вопросы | 0,2 |
| |
Тема 4.2. Опричнина, споры о ее смысле | Практическое занятие. Опричнина, споры о ее смысле | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема 4.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. | Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 184 Отвечать на вопрос 1-3 | 0,2 |
| |
Тема 4.4. Становление абсолютизма в России. | Практическое занятие Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 191 Отвечать на вопросы 1-4 | 0,5 |
| |
Тема 4.5. Внешняя политика России в ХVII веке | Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Стр. 191 Отвечать на вопросы 5-6 | 0,2 |
| |
Тема 4.6. Культура Руси конца XIII—XVII веков | Практическое занятие. Культура Руси конца XIII—XVII веков | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Раздел 5 | Страны Европы, Азии и Америки в XVI- XVIII в.в. |
|
|
Тема5.1.Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе | Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр. 207 | 0,2 |
| |
Тема 5.2. Наследие Великий географических открытий. | Практическое занятие. Наследие Великий географических открытий. Образования колониальных империй | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема 5.3. Образования колониальных империй | Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр. 199 | 0,2 |
| |
Тема 5.4. Становление абсолютизма в европейских странах | Абсолютизм как общественно политическая система. Абсолютизм во Франции. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр. 220 | 0,2 |
| |
Тема 5.5. Англия в XVII—XVII веках | Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж.Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.226 | 0,2 |
| |
Тема 5.6. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев | Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Складывание колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки, Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.231 | 0,2 |
| |
Тема 5.7.Международные отношения в XVII—XVIII веках | Религиозные, экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.237-238 | 0,2 |
| |
Тема 5.8. Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха Просвещения | Практическое занятие. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы 1- 3 стр. 242 | 0,5 |
| |
Тема 5.9.Война за независимость и образование США .Французская революция конца XVIII века | Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Декларация независимости США. Образование США. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.247, стр.253 (1-2) | 0,2 |
| |
Раздел 6 | Россия в XVIII веке | 9 |
|
Тема 6.1.Россия в эпоху петровских преобразований. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. | Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.263. стр.268 | 0,2 |
| |
Тема 6.2. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. | Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопрос1 стр.268 | 0,2 |
| |
Тема 6.3. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева и его значение. | Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопрос2-3 стр.268 | 0,2 |
| |
Тема 6.4.. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | Практическое занятие. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Расширение привилегий дворянства. Короткое правление Петра III. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Домашнее задание. Работа с конспектом. | 0,5 |
| |
Тема 6.5. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. | Практическое занятие. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Расширение привилегий дворянства. Короткое правление Петра III. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Домашнее задание. Работа с конспектом.
| 0,5 |
| |
Тема 6.6. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. | Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа. Домашнее задание. Работа с конспектом. | 0,2 |
| |
Тема 6.7. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. | Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопрос 1-3 стр.285 | 0,2 |
| |
Тема 6.8. Русская культура XVIII века | Практическое занятие. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов. Историческая наука (В. Н. Татищев). Русские изобретатели Общественная мысль Литература: основные направления, жанры, писатели. Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки Театр. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопрос1 стр.268 | 0,5 |
| |
Раздел 7 | Становление индустриальной цивилизации в Европе и Америке в XIX веке |
|
|
Тема 7.1. Промышленный переворот и его последствия | Практическое занятие. Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.8 | 0,5 |
| |
Тема 7.2.Международные отношения | Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало образования Антанты. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.14 | 0,2 |
| |
Тема 7.3.Политическое развитие стран Европы и Америки | Образование независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848 —1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века.. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.22 | 0,2 |
| |
Тема 7.4.Развитие западноевропейской культуры | Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.29 | 0,2 |
| |
Раздел 8 | Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке | 3 |
|
Тема 8.1. Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока | Страны Востока и страны Запада: углубление разрыва в темпах экономического роста. Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.33, стр.34 | 0,2 |
| |
Тема 8.2. Колониальный раздел Азии и Африки | Практическое занятие. Колониальный раздел Азии и Африки | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Раздел 9 | Россия в XIX веке |
|
|
Тема 9.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Отечественная война 1812 года | Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 года | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.44 | 0,2 |
| |
Тема 9.2. Движение декабристов | Практическое занятие. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.48 | 0,5 |
| |
Тема 9.3. Внутренняя политика Николая I | Практическое занятие Внутренняя политика Николая I | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Отвечать на вопросы конспекта 1-2 | 0,5 |
| |
Тема 9.4. Общественное движение во второй четверти XIX века | Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционносоциалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.55 | 0,2
|
| |
Тема 9.5. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Героическая оборона Севастополя. | Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853 — 1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.60. Конспект. | 0,2 |
| |
Тема 9.6. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы | Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы.. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.68 | 0,2 |
| |
Тема 9.7. Общественное движение во второй половине XIX века. | . Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.72 | 0,2 |
| |
Тема 9.8. Экономическое развитие во второй половине XIX века | Практическое занятие. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение промышленного переворота, его последствия. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.78 | 0,5 |
| |
Тема 9.9- Внешняя политика России во второй половине XIX века | Практическое занятие. Европейская политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско- турецкая война 1877— 1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.83 | 0,5 |
| |
Тема 9.10. Контрольная работа за 1 курс
| Тестирование. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа. Подготовка к тестированию по вопросам. | 1 |
|
3семестр
Аудиторная нагрузка – 39часа (из них практические, лабораторные и др. занятия – 7 часов)
Самостоятельная учебная нагрузка – 12.8 часа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 9 | Россия в XIX веке | 6 |
|
Тема 9.1. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы | Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы.. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.68 | 0,2 |
| |
Тема 9.2 Общественное движение во второй половине 19 века | Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционносоциалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г. Белинский). Общество петрашевцев. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.56 | 0,2 |
| |
Тема 9.3. Экономическое развитие во второй половине XIX века | Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение промышленного переворота, его последствия. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.78 | 0,2 |
| |
Тема 9.4. Внешняя политика России во второй половине XIX века | Практическое занятие Европейская политика. А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско- турецкая война 1877— 1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.83 | 0,2 |
| |
Тема 9.5. Русская культура XIX века. | Развитие науки и техники (Н. И.Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби, А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Географические экспедиции, их участники. Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И. Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Место российской культуры в мировой культуре XIX века. | 0,2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.92 | 0,2 |
| |
Раздел 10 От Новой истории к Новейшей | |||
Тема 10.1. Мир в начале ХХ века | . Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Военно-политические планы сторон. Гонка вооружений. Балканские войны. Подготовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.96 | 0,2 |
| |
Тема 10.2 Пробуждение Азии в начале ХХ века. | Колонии, зависимые страны и метрополии. Начало антиколониальной борьбы. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Кризис Османской империи и Младотурецкая революция. Революция в Иране. Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр. 99 | 0,2 |
| |
Тема 10.3. Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905 —1907 годов в России. | Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов,
| 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.104 | 0,2 |
| |
Тема 10.5. Россия в период столипинских реформ. | Практическое занятие П. А. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. П. А. Столыпин и III Государственная дума. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Домашнее задание. Отвечать на вопросы стр.115-116 | 1 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета: шкафы, стеллажи, парты, стулья, раздаточной материал, учебники, электронный учебник.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Дополнительные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
- Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
- Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
- Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
- Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
- Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Электронные ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «^рамы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (виды деятельности обучающегося, ОК, ПК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | Тестирование, собеседование, защита докладов, устный опрос |
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО
_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )
Председатель УМО ________________ /___________________/
1
2
3
7