Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Директор ГПОУ ЯНАО НПК |
| |
| ______________ /Е.Л. Левашова/ |
| Приказ от 01.09.2016 г. № 55-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 «История»
по специальности 34.02.01. « Сестринское дело»
Надым, 2016
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 34.02.01. « Сестринское дело»
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Ю.И. Цвентух, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО педагогов гуманитарного цикла
Протокол № 6
от «18» мая 2016 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.В. Бушуева)
ОДОБРЕНА
Методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «27» мая 2016 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.Л. Левашова)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 18
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 19
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ 20
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ – 22
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. « Сестринское дело»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Дисциплина «История» является неотъемлемым звеном общегуманитарной подготовки студентов. Ее изучение должно в итоге сформировать у студентов адекватное видение основных процессов, проблем и тенденций развития как современного российского общества рубежа 20 – 21 веков, так и основных регионов современного мира в целом. Это должно в какой-то степени помочь им ориентироваться в современных многоуровневых и весьма противоречивых социально – экономических, культурных и политических процессах, протекающих и в России, и в мире.
Можно надеяться, что овладение этими знаниями приведет в итоге к формированию четкой и адекватной, ответственной мировоззренческой и гражданской позиции, столь необходимой молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь.
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXIвв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 62 час., в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 час.; самостоятельная работа обучающегося 14 час.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (если предусмотрено) | |
Домашние задания (работа над конспектом лекции), подготовка к практическим занятиям, эссе, подготовка к зачету, реферат, презентация | 14 |
Итоговая аттестация в форме (указать) Дифференцированный зачет |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. История как наука. Ее объект, предмет, методы. Основные принципы и подходы к осмыслению исторического процесса. | История как наука. Ее зарождение и основные этапы становления. Обзор основных концепций исторического процесса (Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Новейшее время). Цивилизационный и формационный подходы к изучению развития общества: достоинства и недостатки. Обзор основных концепций исторического развития русских выдающихся историков (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и другие). Российская история – своеобразная, но неотъемлемая часть мировой истории человечества. | 4 | 1 |
Практическая работа Российская история – составная часть мировой истории человечества | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение основных теорий исторического процесса зарубежных и отечественных наиболее видных представителей исторической науки. | 2 | |
Тема 2. Основные социально – экономические и политические тенденции развития США и Западной Европы в послевоенное время (1945 – 2000). | Холодная война» и биполярный мир. Соперничество двух блоков и общественных систем и его итоги. Построение «государства всеобщего благосостояния». Экономическая интеграция Европы. Формирование трех центров мирового развития – США, Западная Европа, Япония. Эволюция капитализма. Рост могущества США в послевоенном мире. Основные тенденции развития США в 50 – 90 годы 20 века. Соперничество республиканцев и демократов. Поворот к неоконсерватизму в 80 годы 20 века. Его итоги. Западная Европа в 50 – 90 годы 20 века. (На примере Германии, Италии, Великобритании, Франции, Испании). Основные социально – экономические и политические процессы и их своеобразие в каждой из рассматриваемых стран. Поворот от дирижизма и кейнсианского регулирования экономики к неоконсерватизму и монетаризму. «Рейганомика», «Тэтчеризм» - их сущность. Общие итоги мирового развития к концу тысячелетия. | 7 | |
Практическая работа План Маршалла и восстановление послевоенной Европы. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Более подробное изучение основных тенденций, событий и процессов в ключевых центрах послевоенного мира с привлечением учебной и справочной литературы, материалов из других (в том числе электронных) источников на примере одной из стран (США, Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Скандинавские страны, страны Бенилюкса) – по выбору и желанию студента. | 2 | |
Тема 3. Латинская Америка в 1945 – 2000 годах. Общий обзор основных социально – экономических и политических процессов | Экономическое развитие региона в послевоенный период. Наследие колониального периода и его преодоление. Экономическая и политическая интеграция латиноамериканских стран. Основные политические процессы. Политическая нестабильность и военные перевороты. Авторитарные режимы. Рост влияния армии. Их причины. Усиление волны демократизации в 80 – 90 годы 20 века. Кубинская революция 1959 года: ее причины, значение и итоги. Военный переворот в Чили 1973 года. Его значение для региона и мира в целом. Оценки режима А. Пиночета. Общие итоги развития региона к концу тысячелетия. | 4 | 1 |
Практическая работа Строительство социализма на Кубе: достижения и проблемы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Более подробное изучение основных тенденций, событий и процессов в Латинской Америке с привлечением учебной и справочной литературы, материалов из других (в том числе электронных) источников на примере одной из стран (Куба, Чили, Боливия, Мексика, Венесуэла, Бразилия и другие) – по выбору и желанию студента. | 0,5 | |
Тема 4. Азия и Африка в 1945 – 2000 годах. Общий обзор основных социально – экономических и политических тенденций и процессов. | Экономика азиатских стран и африканских стран в послевоенный период. Продление наследия колониализма. в экономической сфере. Специфика местного капитализма. Особенности развития сельского хозяйства. Развитие Индии в 1945 – 2000 годах. Обретение независимости и утверждение ее на международной арене. Индия в президентство Д. Неру. Правление И. Ганди и ее роль в развитии страны. Развитие Индии в 90 годы 20 века. Китай в 1945 – 2000 годах. Строительство социализма «с китайской спецификой». Эпоха Мао Цзэдуна в развитии Китая (1949 – 1976). «Культурная революция». «Большой скачок» . Их итоги. Реформы Дэн Сяопина и обретение Китаем современного облика. Японское экономическое чудо. Его причины, итоги и уроки. 60 е годы 20 века – эпоха «освобождения Африки». Крах системы колониализма. Выход африканских государств на широкую международную арену. Проблема выбора пути развития. Борьба за Африку между двумя блоками. Общие итоги развития азиатского и африканского регионов к концу тысячелетия. | 6 | 1 |
Практическая работа Правление И. Ганди и ее роль в развитии страны. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Более подробное изучение основных тенденций, событий и процессов в Азии и Африке с привлечением учебной и справочной литературы, материалов из других (в том числе электронных) источников на примере одной из стран (Индия, Китай, Япония и другие) – по выбору и желанию студента. | 0,5 | |
Тема 5. Международные отношения в 1945 – 2000 годах. Основные события, процессы, тенденции, конфликты. Их анализ, значение и итоги. | Карибский кризис (1962) и угроза мировой ядерной войны. Итоги и Соперничество двух блоков. Создание НАТО и ОВД. Война в Корее (1950 -1953) и ее итоги ,уроки. Агрессия США во Вьетнаме (1964 – 1975). Ее влияние на общую ситуацию в мире. Борьба США и СССР за влияние в странах «третьего мира». Политика разрядки: ее ограниченность и крах. Ввод советских войск в Афганистан и его влияние на международную обстановку. Обострение соперничества сверхдержав в 80 е годы 20 века. Приход администрации Р. Рейгана и новый виток холодной войны. «Крестовый поход» против коммунизма и «империи зла». Переход от «сдерживания коммунизма» к «отбрасыванию коммунизма». Кризис в странах социалистического лагеря. Распад его в конце 80 х – начале 90 х годов. Геополитическое значение этого события. Поражение СССР в холодной войне и распад СССР. Геополитическое значение и итоги ликвидации СССР. Переход от биполярного к однополярному миру. Лидерство США в современном мире и его критика. Война в Ираке (1991). Кровавый распад Югославии. Его итоги и значение. Операция НАТО в Сербии (1999) и ее критика. Общие итоги развития мировых международных отношений к концу тысячелетия. | 2 | 1 |
| Практическая работа «Холодная война» (1945 – 1991) и ее итоги. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся. Более подробный анализ одного из крупных международных конфликтов послевоенного времени (по выбору студента): выяснение его причин, ход основных событий, претензии и требования сторон, | 2 | 1 |
Тема 6. Развитие , культуры и искусства, науки, духовной жизни США и Европы во второй половине 20 го – начале 21 го веков. Основные направления, тенденции и процессы. | Переход от модерна к постмодерну. Постмодерн и его основные базовые характеристики. Дискуссии о роли постмодерна в современной культуре. Европейская и американская литература, музыка, архитектура, живопись, кинематограф, театр во второй половине 20 го – начале 21 го веков. Основные направления, персоналии и тенденции, эксперименты и искания. Роль и ответственность художника в современном мире. Развитие науки и основные научные достижения указанного периода. Их влияние на жизнь людей. Дискуссия о роли науки и ученого в современном мире. Общий анализ и оценки духовной ситуации в современном мире | 3 | 1 |
Практическая работа Роль церкви в культуре и духовной жизни современного общества. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Детальный анализ одного или нескольких (по выбору студента) направлений или течений в современной живописи, литературе, музыке, скульптуре, архитектуре (опять же на выбор), с анализом истории этого направления, указанием того, как и при каких обстоятельствах оно возникло, какие проблемы ставило и как их решало, каких выдающихся деятелей выдвинуло, какое вообще влияние оказало на развитие мирового искусства и культуры, и насколько актуально и востребовано оно сейчас, в наши дни. | 2 | 1 |
Тема 7. Мир в начале 21-го века. Общий анализ основных проблем, тенденций, событий и процессов первого десятилетия 21-го века. Перспективы и контуры будущего мирового развития | Основные регионы современного мира в первое десятилетие 21 века. Основные тенденции социально – экономического и политического развития США, Западной Европы и наиболее развитых центров Азии (Япония, Китай) в настоящее время. События 11 сентября 2001 года и их влияние на мировую ситуацию. Угроза глобального терроризма, и усилия мирового сообщества по борьбе с ней. Операция НАТО в Афганистане. Война в Ираке (2003) и ее значение для ситуации в мире. Глобализация и ее аспекты: экономический, политический, духовный. Влияние глобализации на мировое развитие. Противоречивость этого процесса. Лидерство США и его критика. Стремление к многополюсному и многополярному миру. . Глобальные проблемы современности (терроризм, продовольственная, экологическая, демографическая) и пути их решения. Проблема отсталости стран «третьего» и «четвертого» мира. Дискуссии о путях ее преодоления. Дискуссии футурологов о будущем | 2 | 1 |
Практическая работа Мировой экономический кризис 2008 – 2009 годов и его влияние на мировую экономическую и политическую ситуацию | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Опираясь на доступные источники и материалы, дать анализ одной или нескольких тенденций и перспектив современного мирового развития (в области экономики, политики и так далее) на примере конкретной страны или региона, или проанализировать одну или несколько глобальных проблем, стоящих сегодня перед человечеством, и попытаться понять, как она может быть решена. Учитывая, что это вопрос дискуссионный, можно сопоставить, сравнить разные подходы и точки зрения и объяснить какого подхода придерживаетесь именно вы и почему. | 2 | |
Тема 8. Основные международные организации и их деятельность в современном мире. | ООН: история создания и основные принципы деятельности. Устав ООН и другие документы, регулирующие ее деятельность. Роль ООН в современном мире. Критика ее деятельности и ее причины. Другие международные организации и их деятельность и значение. НАТО и его противоречивая и неоднозначная роль в современном мире. ЮНЕСКО и борьба за сохранение мирового культурного наследия.. МВФ: структура, задачи, роль и значение. ЕС и проблемы и сложности европейской интеграции. СНГ и его перспективы. Международные организации и их противоречивый вклад в интеграцию и развитие современного мира. | 2 | 1 |
Практическая работа ОБСЕ и обеспечение европейской безопасности | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Проследить и проанализировать становление, историю развития, направления деятельности, современное состояние и перспективы дальнейшего развития какой-либо одной (по выбору) из международных экономических, культурных или политических организаций современного мира, опираясь на доступные источники и материалы. | 2 | |
Тема 9. СССР в 20-50е г. 20 в. Основные тенденции развития. ВОВ 1941-1945 гг.: основные этапы и итоги. СССР в 60-80-е г. 20 в.: основные тенденции развития. Распад СССР, его причины и значение. Россия на рубеже 20-го – 21 го веков. Общий анализ основных тенденций и процессов социально – экономического, политического и духовного развития.- | СССР в 20 – е годы. Образование СССР. НЭП: сущность, реализация и итоги. Противоречия НЭПа. Свёртывание НЭПа. Коллективизация и индустриализация в СССР. Их особенности и специфика. Борьба за власть в 20 – е годы. Возвышение Сталина. СССР в 30 – е годы. Специфика развития советского общества в этот период. Проблема репрессий: дискуссии и оценки. Великая Отечественная война: ход, этапы, итоги. Источники, значение и цена Великой Победы. СССР в последние сталинские годы. Восстановление хозяйства. СССР в 1953 – 1964 годах. Экономика, политика, культура. Н. С. Хрущёв. СССР в 1965 – 1985 годах. Экономика, политика, культура. Л. И. Брежнев. М. С. Горбачёв и политика перестройки (1985 – 1991). Её итоги. Распад СССР: причины и геополитическое значение. Развитие РФ в 90 е годы 20 го века. Президентство Б. Ельцина и его противоречивые оценки. Социально – экономические реформы и их влияние на российское общество. Рост социального расслоения и неравенства. Ослабление государственности. Трудности перехода к рыночной экономике. Терроризм и война в Чечне. Ее причины, итоги и уроки. Критика ельцинского курса. Дефолт и кризис 1998 года. Ослабление позиций России на международной арене. «Кровавый сентябрь» 1999. Отставка Б. Ельцина. Россия в годы президентства В. Путина. Стабилизация ситуации в стране. Укрепление вертикали власти. «Управляемая демократия»: ее сторонники и противники. Борьба с терроризмом. Боевые операции на Кавказе. Стабилизация в Чечне. Рост экономики в начале 2000 х годов. Федеральные целевые программы и их реализация. Теракт в Беслане и его влияние на российское общество и на политическую ситуацию в стране. Итоги президентства В. Путина. Оценки сторонников и критика. Президентство Д Медведева. Война 08. 08 .08. Ее причины, ход, итоги и влияние на ситуацию в России, на Кавказе и в мире в целом. Кризис 2008 – 2009 годов и его влияние на Россию. Современная Россия на международной арене: достижения и проблемы. Оценки и перспективы дальнейшего развития российского общества и российской государственности. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ с привлечением доступных источников и материалов основных тенденций развития важнейших сфер российского современного общества (экономика, политика, культура и духовная сфера) – или нескольких, или какой - то одной на выбор. Учитывая дискуссионный характер данного вопроса, можно сопоставить, сравнить и проанализировать разные подходы и точки зрения на эту проблему и объяснить аргументировано какой именно придерживаетесь Вы. | 1 | |
| | | |


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Технические средства обучения:
Телевизор.
Видеомагнитофон.
DVD-проигрыватель
Мультимедийная установка.
Компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий и литературы.
Основная литература
История: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Феникс,2012.
Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО) (3-е изд., стер.) (в электронном формате)
2014
Самыгин П.С. и др. История. Р/Д., 2012.
Дополнительная литература
Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. Всемирная история. М., 2009.
Всемирная история новейшего времени. Учеб. пособие в двух частях. 1917 – начало 21 века. И. О. Змитрович, Г. М. Кривощекий, М. Я. Колоцей. Гродно. 2002.
Брандт М. Ю. Введение в историю. М., 1994.
Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. История мировой экономики. М., 2008.
История России в новейшее время. 1985 – 2009. Под ред. А. В. Безбородова. М., 2010.
Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2003.
Список интернет – ресурсов
www.shool-colletion.edu.ru
www.hist.msu.ru
www.alleng.ru
www.gumer.info.ru
www.bibliofika.ru
www.rodnaya-istoriya.ru
http://www.hrono.ru
www.window.edu.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; |
Текущий контроль: опросустный и письменный, эссе, сообщения, доклады, рефераты. |
Знать основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (поликультурные, миграционные интеграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. |
| Дифференцированный зачет. |
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Задания для эссе, рефератов, докладов, творческих работ следует формулировать с учетом возрастной специфики аудитории, а также с учетом специфики той специальности, которой овладевают студенты. Список этих заданий должен предоставляться заранее с тем, чтобы студенты имели время обдумать тему своей будущей работы в соответствии со своими предпочтениями и интересами и сознательно определиться с ее выбором, с возможными сроками ее выполнения, оценить свои возможности при выполнении данной темы на предмет доступности литературы и источников.
Необходим, по возможности, индивидуальный подход к студентам при выборе ими той или иной темы для самостоятельного исследования. Задания должны ранжироваться по уровню и степени сложности, учитывая, что аудитория неоднородна.
Преподаватель должен оказывать всю возможную помощь студентам в ходе написания ими своей работы на всех этапах - от подбора литературы до структурирования самой работы (разбивание на главы и так далее).
В ходе лекций следует уделять время для того, чтобы консультировать студентов, направлять к источникам информации, которую они могут и должны использовать для своей дальнейшей самостоятельной работы. Следует консультировать их относительно литературы, источников, но также и других моментов, вызывающих интерес или какие – то сложности у студентов.
Следует по мере возможности заинтересовывать студентов в их самостоятельных творческих поисках, необходимо поощрять студентов, которые добросовестно и качественно выполняют рефераты, доклады, творческие работы и так далее. Вполне возможно учитывать эти результаты в пользу студентов при приеме зачетов, при выставлении им годовых и итоговых оценок.
В целом следует помнить, что самостоятельная работа студентов в самых разных ее формах является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы, выполняемой студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Поэтому контроль за ходом ее выполнения студентами также важен, как и работа собственно на лекциях и семинарах. Именно совокупное комплексное освоение учебного материала, как в рамках аудиторных занятий, так и в рамках самостоятельной работы студентов дает в итоге, как представляется, прочное и качественное овладение всей суммой знаний по данной дисциплине (в нашем случае История) в соответствии с нормами и требованиями ФГОС.
При организации и проведении итогового дифференцированного зачёта по курсу следует помнить, что данный зачёт – это резюмирующая, интегральная и обобщающая оценка знаний, навыков и умений студентов, то есть всего того, что они освоили за всё время изучения данной дисциплины, поэтому к организации данного мероприятия следует отнестись серьёзно и ответственно. Необходимо заранее снабдить студентов списком примерных вопросов к зачёту, чтобы они имели время сосредоточиться, продумать их, в случае необходимости получить какие – то консультации у преподавателя и начать подготовку к зачёту, уже ориентируясь на эти вопросы.
При аттестации студента следует, конечно же, учитывать, прежде всего, глубину, чёткость и ясность ответа его на вопрос, доставшийся на итоговом зачёте, степень и глубину чёткость и ясность ответа его на вопрос, доставшийся на итоговом зачёте, степень и глубину понимания им процессов и тенденций, которые надо было осветить, следует учитывать и организацию речи студента, её логичность и ясность.
Помимо этого, необходимо оценивать в целом всю работу, проделанную студентом по курсу: участие в различных научно - студенческих конференциях, написание рефератов, посещаемость занятий, активность студента на занятиях, все текущие оценки.
Всё это необходимо учитывать в комплексе при выведении итоговой оценки, которая пойдёт в диплом. Думается, что было бы справедливо и оправдано поощрять наиболее активных и творческих студентов, не имеющих пропусков занятий без уважительных причин, имеющих лишь отличные оценки по курсу, проявлявших творческую активность на занятиях, писавших реферативные и творческие работы. Представляется, что таких студентов можно было бы освобождать от сдачи зачёта и аттестовать их по текущим отличным оценкам. В целом же представляется, что критерий итоговой оценки знаний студентов по курсу может быть следующий:
- оценка «отлично» ставится в том случае, если студент активно посещал все занятия, не имел пропусков без уважительных причин, аккуратно вёл все лекционные материалы, проявлял активность на практических занятиях, выполнял все задания преподавателя
– конспекты, рефераты, творческие работы, участвовал в конференциях и научных обществах, имел текущие отличные оценки, показывал высокий уровень овладения и глубину понимания данного предмета
- в этом случае преподаватель может ( по своему усмотрению) принять решение об аттестации его на «отлично» и без сдачи итогового зачёта.
оценка «хорошо» ставится в том случае, когда студент сделал приличный в целом ответ на итоговом зачёте, обнаружил, в основном, понимание данной темы, но при этом имелись какие – то незначительные, второстепенные ошибки и недочёты – речевые, логические или фактические; при этом студент не имел большого количества пропусков занятий без уважительных причин по всему курсу, в целом активно работал на лекциях и семинарах, практических занятиях, выполнял все основные требования и задания преподавателя;
оценка «удовлетворительно» ставится при тех условиях, что студент сделал более или менее удовлетворительный в целом ответ на итоговом зачёте, показал минимально допустимое знание хотя бы основных фактов, тенденций и понятий, но при этом допустил серьёзные, грубые фактические, речевые или логические ошибки, имел пропуски занятий без уважительных причин, не был активен на занятиях, не всегда должным образом выполнял все требования и задания преподавателя; оценка «неудовлетворительно» ставится в тех обстоятельствах, когда студент не смог обнаружить на итоговом зачёте хотя бы минимально допустимого уровня знаний по предмету, если он не ответил ни на свой основной вопрос, ни на дополнительные вопросы преподавателя, имел значительное количество пропусков занятий без уважительных на то причин, не работал на практических занятиях и семинарах, игнорировал и не выполнял основных требований и заданий преподавателя.
6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
а) Прежде всего студенту следует четко понимать, какой вид самостоятельной работы он собирается выполнить, и в чем заключается его специфика. И уже из этого надо исходить при построении плана дальнейших действий. Если это, предположим, эссе или творческая работа, то здесь возможен более свободный, личный, так сказать авторский стиль изложения. Здесь будет как раз цениться неординарность мысли, ее творческий полет, какие – то личные размышления и оценки автора, даже если они в чем – то и не совпадают с какими – то общепринятыми точками зрения и распространенными оценками. Главное, конечно, чтобы автор как – то обосновал эти свои выводы и оценки. Если это, скажем, доклад, который, как правило, готовится на 5 – 10 минут, то здесь важна информативность, насыщенность какими -то интересными фактами, чтобы за эти несколько минут аудитория получила какие – то интересные сведения по данной проблематике, на которые, возможно не обращается столь пристального внимания на лекции. Если это реферат, то здесь следует помнить, что это форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов программы данной дисциплины. Здесь важно четко продумать структуру реферативной работы – объем, компоновку и формулировку глав, необходимо критически подойти к выбору источников и литературы. При необходимости по всем этим вопросам следует проконсультироваться с преподавателем.
б) Студент должен ответственно подойти к выбору темы своей будущей работы. Она должна быть, прежде всего, интересна самому студенту, вызывать у него потребность разработать именно ее. Он должен понять – может ли он в должном объеме этот материал разработать, найти необходимую литературу и источники, взвесить – достаточно ли их для раскрытия темы в должном объеме. Только оценив все эти факторы, он должен принять решение о выборе той или иной темы. И здесь тоже не лишне проконсультироваться с преподавателем.
в) Следует тщательно подойти к подбору источников и литературы. Именно правильно подобранная литература – это одно из важных условий успешного выполнения самостоятельной работы любого вида и уровня. Здесь следует учитывать и иметь ввиду такие аспекты как:
количество источников и литературы (думается, что при составлении доклада или конспекта можно обойтись 2 – 3 источниками, при написании реферата этот круг должен быть расширен до 5 – 6 источников, но это, конечно, лишь сугубо примерные рекомендации, здесь возможны и другие пропорции);
новизна данных изданий, степень отражения ими новейших фактов, исследований и тенденций в современной исторической науке.
И опять же при подборе литературы обязательно надо советоваться и консультироваться с преподавателем.
г) Важным видом самостоятельной работы студента является подготовка и написание конспекта. Этот вид работы учит ориентироваться в тексте статьи, монографии, исторического документа, выделять в нем главное и второстепенное, разбивать его на абзацы, находить в них самое главное, выделять тезисы и фиксировать их в тетради. Поэтому студент должен ответственно подходить к конспектированию литературы и источников, ибо правильно составленный конспект развивает у студента чувство текста, навыки работы с ним, позволяет выделять и находить самые главные мысли и факты, что необходимо, думается, специалисту в любой области.
д) Студент должен умело и грамотно распределить время и сроки выполнения своей будущей работы, составить некий план работы и по возможности придерживаться его. Это дисциплинирует, помогает эффективно распределить время и в целом позитивно отражается на качестве выполняемой работы.
е) И самое главное – на всем этапе выполнения самостоятельной работы во всех ее формах и видах – от начала и до завершения – студент должен всегда рассчитывать на помощь
и поддержку преподавателя, должен обращаться к нему за помощью и консультацией по всем возникающим вопросам и затруднениям – и выбор темы, ее актуальность, и структура работы, и подбор литературы и так далее. Только в таком симбиозе, союзе студента и преподавателя, в их совместном сотрудничестве и кроется залог успешного выполнения студентами самостоятельной работы, достижения ими поставленных целей.
Примерный список тем для студенческих творческих работ, эссе, докладов, сообщений и рефератов.
1. Вторая Мировая война: причины, основные этапы и итоги. Влияние на мировую историю.
2. Нюренбергский процесс: подготовка, ход и значение.
3. Холодная война: концепции и дискуссии среди историков.
4. План Маршалла: исторические оценки и значение.
5. «Справедливый курс» Гарри Трумэна. Сущность, итоги и оценки.
6. Президентство Д. Эйзенхауэра и его роль в истории США.
7. Политика «новых рубежей» Д. Кеннеди. Итоги и оценки.
8. «Великое и справедливое» общество Л. Джонсона. Итоги и оценки.
9. Р. Никсон и «Уотергейтский скандал». Его влияние на политическое развитие США.
10. США в президентство Д. Картера. Основные итоги развития.
11. США в 80 – е годы 20 – го века. Р. Рейган и его программа.
12. США в 90 – годы 20 – го века. Основные тенденции развития в области политики, экономики и культуры.
13. Теракты 11 сентября 2001 года и их влияние на мировую политику.
14. Развитие Великобритании в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
15. М. Тэтчер и её программа. Оценки в истории.
16. Развитие Франции в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
17. Развитие ФРГ в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
18. Развитие Италии в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
19. Развитие Испании в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
Скандинавские страны в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
Страны Латинской Америки в послевоенный период. Основные тенденции в области политики, экономики и культуры.
Чили в 70 – 90 – годы 20 – го века: от диктатуры к демократии. А. Пиночет и его роль в истории. Оценки и дискуссии.
Япония в послевоенный период. «Японское чудо» и его истоки и оценки.
Китай в послевоенный период. От экспериментов Мао Цзэдуна к реформам Дэн Сяопина.
Индия в послевоенный период. Основные тенденции развития в области экономики, политики и культуры.
Развитие Африки во второй половине 20 – го века. Основные тенденции в экономике, политике и культуре.
Исламская революция 1979 года в Иране. Её причины и итоги. Развитие Ирана в конце 20 – го – начале 21 – го веков.
Распад Югославии и балканские войны в 90 – е годы 20 – го века. Агрессия НАТО в Югославии 1999 года и её последствия.
Война США в Ираке. Её итоги и последствия. Ирак сегодня.
Борьба Палестины за создание собственного государства. Перспективы этого процесса.
Глобализация как фактор мировой политики и социальной жизни: попытка историко – философского и экономического анализа.
ООН: история создания, её роль сегодня и перспективы на будущее.
Развитие Кубы во второй половине 20 – го века. Ф. Кастро и его роль в мировой истории.
ГДР во второй половине 20 – го века. Восточно -немецкий социализм и его специфика. Объединение Германии: этапы этого процесса.
Польша во второй половине 20 – го века. Нарастание кризиса польского общества. Крах социалистической модели.
События в Венгрии 1956 года. Их оценка в современной исторической науке.
События в Чехословакии 1968 года. Их оценка в современной исторической науке.
Румыния во второй половине 20 – го века. События 1989 года и крушение режима Н. Чаушеску. Современные оценки.
Проблема терроризма в современном мире и возможные пути её решения.
Мировой кинематограф второй половины 20 – го века. Основные тенденции, направления, персоналии.
Мировая живопись второй половины 20 – го века. Основные тенденции, стили, направления и персоналии.
Мировая архитектура второй половины 20 – го века. Основные тенденции, стили, направления и персоналии.
Мировая литература второй половины 20 – го века. Основные тенденции, стили, направления и персоналии.
Развитие театра во второй половине 20 – го века. Основные тенденции, направления и персоналии.
Развитие музыки во второй половине 20 – го века. Основные тенденции, направления и персоналии.
СССР в послевоенные годы. Восстановление разрушенного народного хозяйства. Процессы в политической сфере.
«Ленинградское дело»: причины и последствия.
Роль И. В. Сталина в современной истории 20 – го века. Дискуссии и оценки.
Реформы Н. С Хрущёва и их последствия. Мнения и оценки историков.
Карибский кризис 1962 года и его последствия для СССР и мировой политики.
СССР в 60 – 80 – е годы 20 – го века: «застой» или стабильность в развитии? Дискуссии продолжаются.
Ю. В. Андропов и робкие попытки реформирования советского общества.
Оценки роли и места М. С. Горбачёва в современной советской и российской истории. Перестройка советского общества и её итоги.
Можно ли было сохранить СССР: за и против.
Советская культура второй половины 20 – го века. Основные направления, стили, тенденции и персоналии.
Б. Н Ельцин и его роль в современной российской истории. Дискуссии и оценки.
СССР и афганская война: дискуссии, мнения и оценки.
Россия в 90 – е: блеск и нищета.
События 3 – 4 октября 1993 года и их оценки.
Чеченский кризис: причины, этапы, итоги и уроки.
Проблема терроризма в современной России и пути борьбы с ним.
Россия при Путине: куда же ты?!
Война 08.08.08 и её влияние на ситуацию в России и в мире.
Вопросы для дифференцированного зачёта
США в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Великобритания в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Франция в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
ФРГ в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Италия в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Испания в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания) в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Китай в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Япония в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Развитие Африканского континента в 1945 – 2012 годах. Анализ основных тенденций.
Развитие Латинской Америки в 1945 – 2012 годах. Анализ основных тенденций.
Иран в 1945 – 2012 годах. Анализ основных тенденций.
Индия в 1945 – 2012 годах. Основные тенденции развития.
Арабский мир в 1945 – 2012 годах. Анализ основных тенденций.
Общий анализ развития мировой культуры и искусства в 1945 – 2012 годах. Кинематограф, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература.
Международные отношения в 1945 – 2012 годах: общий анализ основных тенденций, направлений, конфликтов.
Международные основные организации. История их возникновения. Основные направления их деятельности в мире. Их современное состояние и дальнейшие перспективы развития. (ООН, НАТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, Исламская Конференция).
СССР в 1945 – 1953 годах Основные направления развития.
СССР в 1953 – 1964 годах. Основные направления развития.
СССР в 1964 – 1985 годах. Основные направления развития.
СССР в 1985 – 1991 годах. Крах СССР. Причины и последствия этого процесса.
РФ в 90 – е годы 20 – го века. Основные направления развития.
1
3