СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Охрана труда по специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины ОП.8 Охрана труда разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденный приказом № 384 от 22 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» и является вариативной дисциплиной.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Охрана труда по специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА




«Рассмотрено»

«Утверждаю»

Председатель МО

Зам. директора по УМР

_____________Т.М. Утюж

___________О.И. Анисимова

« __» ____________2016 г.

«___» _____________2016 г.










рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.08 Охрана труда


по специальности СПО

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»



















Орел, 2016 г.

Рабочая программа дисциплины ОП.8 Охрана труда разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденный приказом № 384 от 22 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» и является вариативной дисциплиной.




Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»


Разработчик: Жугина А.Е., преподаватель спецдисциплин



Рекомендована методическим объединением «Экономического и технологического профиля» БПОУ ОО «ОТАиТ»


Заключение методического объединения №___от____________2016 г.














СОДЕРЖАНИЕ:


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17










































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины ОП.8 Охрана труда(далее программа) – является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.8 Охрана трудавходит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин вариативной части по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью изучения дисциплины ОП.8 Охрана трудаявляется формирование у студента знаний, умений и навыков в области охраны труда охраны труда отрасли, методам и путям обеспечения безопасных условий труда напроизводстве, эксплуатации технологического оборудования.

Задачи освоения учебной дисциплины:

1) изучение правовых и организационных основ охраны труда на предприятиях общественного питания;

2) требования к производственной санитарии и гигиене труда на предприятиях общественного питания;

3) изучение опасных и вредных производственных факторов, и их влияние на организм человека;

4) изучение инженерно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности, взрыво- и пожаробезопасности, по нормированию производственного шума и вибрации.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски,связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональнойдеятельности;

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии схарактером выполняемой профессиональной деятельности;

- участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оцениватьусловия труда и уровень травмобезопасности;

- проводить вводный инструктаж подчинённых работников (персонала), инструктироватьих по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом спецификивыполняемых работ;

- разъяснить подчинённым работникам (персоналу) содержание уставных требованийохраны труда;

- вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемогоуровня безопасности труда;

- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдая сроки еёзаполнения и условия хранения.

знать:

- системы управления охраной труда в организации;

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативныетребования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (илибездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственныхинструкций подчинёнными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников (персонала);

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.


Результатом освоения программы дисциплиныОП.05 Метрология и стандартизация является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.


  1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

40

в том числе:


практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося

20

в том числе:


индивидуальное проектное задание

-

внеаудиторная самостоятельная работа

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1 Законодательная основа организации охраны труда в пищевой промышленности




Тема 1.1 Законодательное регулирование вопросов охраны труда

Содержание учебного материала



1

Охрана труда. Основные понятия и определения

4

2

2

Нормативные правовые акты по охране труда.

3

Организация службы охраны труда на предприятиях всех форм собственности


4

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда


Тема 1.2 Система мероприятий по обеспечению требований законодательства об охране труда

Содержание учебного материала



1

Аттестация рабочих мест

2

2

2

Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Самостоятельная работа

2


Работа с дополнительной литературой. Подготовка сообщений н тему: Электронные системы в области охраны труда

Раздел 2 Анализ опасных и вредных производственных факторов на предприятиях пищевой промышленности




Тема 2.1 Причины и характер проявления опасных и вредных факторов производственной среды

Содержание учебного материала



1

Загрязнение вредными веществами воздуха производственных помещений

6

2

2

Параметры микроклимата и их влияние на организм человека

3

Воздействие производственного шума на организм человека


4

Воздействие производственной вибрации на организм человека


5

Электротравматизм и механизм воздействия электрического тока на организм человека


6

Причины возникновения пожаров и взрывов на пищевых предприятиях



Самостоятельная работа

4


-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- опасные и вредные производственные факторы, встречающие на кухне.



Раздел 3 Нормирование параметров производственной среды на предприятиях пищевой промышленности




Тема 3.1 Нормирование параметров воздушной среды

Содержание учебного материала



1

Контроль за состоянием воздушной среды на предприятиях

2

2

2

Виды вентиляционных систем для производственных помещений

Тема 3.2 Нормирование производственного освещения

Содержание учебного материала



1

Виды и нормирование естественного и искусственного освещения

2

2

2

Безопасность эксплуатации системы освещения люминисцентных ламп

Самостоятельная работа



-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

-анализ естественного и искусственного освещения в цехах

2

2

Тема 3.3 Требования охраны труда при эксплуатации производственного и технологического оборудования


Содержание учебного материала



1

Требования охраны труда при эксплуатации производственного и технологического оборудования


2

2

Самостоятельная работа

2


-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- требования охраны труда при эксплуатации теплового оборудования


Раздел 4 Электробезопасность




Тема 4.1 Условия поражения человека электрическим током

Содержание учебного материала

2


1

Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током

2

2

Факторы, определяющие поражение человека электрическим током

2

Самостоятельная работа

4


-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовить сообщения на тему: напряжение прикосновения и шага


Тема 4.2 Инженерно-технические мероприятия по обеспечению электробезопасности

Содержание учебного материала

4


1

Средства защиты от поражения электротоком

2

2

Назначение и принцип действия зануления

2

3

Защитное заземление

2

4

Защитное отключение

2

Практическое занятие

2



Анализ инженерно-технических средств защиты от поражения электротоком на предприятиях



Самостоятельная работа

4


-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовить сообщения на тему: защита от статического электричества; защита от электромагнитных полей


Раздел 5 Взрыво- и пожаробезопасность




Тема 5.1 Причины возникновения взрывов и пожаров на предприятиях пищевой промышленности

Содержание учебного материала

2



Общие сведения о взрыве и процессах горения



Классификация производств и помещений по взрыво- и пожароопасности


Тема 5.2 Инженерно-технические мероприятия по обеспечению взрыво- и пожароопасности

Содержание учебного материала

8


1

Пожарная безопасность при эксплуатации технологического оборудования


2

Противопожарные требования к системам вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха


3

Пожарная безопасность в электроустановках


4

Пожарная сигнализация и связь


5

Стационарные и первичные средства пожаротушения


Практическое занятие

2



Анализ средств пожаротушения


Самостоятельная работа

2


-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовить сообщения на тему: типы огнетушителей


Дифференцированный зачет

2


Итого

60






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническомобеспечению

Реализация программы учебной дисциплины проводится в кабинете № 20 «Кулинария».

Оборудование кабинета: учебная мебель, стенды, наглядные пособия. Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор, фонды нормативных и технических документов.

Лаборатория «Технологии приготовления пищи» оснащена необходимым производственным оборудованием:

1.Плита электрическая- 3шт.

2.Жарочный шкаф – 1шт.

3.Котел пищеварочный -1шт.

4.Электросковорода – 1шт.

5.Универсальный привод со сменными механизмами - 1шт.

6.Протирочная машина для овощей и продуктов – 1шт.

7.Столы производственные – 5шт.

8.Посуда, различные инструменты, инвентарь.

9.Плакаты ( 200 шт.), стенды.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». Утвержден приказом № 384 от 22 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации

  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации

  3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (с измен, от 2001,2003,2005,2006,2007,2008гг.)

  4. ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94 (с измен, от 1995, 1996, 1998, 2000-2010гг.)

  5. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008

  6. ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», № 54-ФЗ от 22.05.2003 (с измен, от 3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г.)

  7. ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г., ФЗ- № 184 (с изм. от 2005, 2007-2010гг.).

  8. ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»

  9. Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде»

10.Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании. ПОТ Р М 011-2000 (Утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 N 52)

11. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) / Утв. Приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003.

12. Межотраслевые правила при эксплуатации электроустановок потребителей (ПОТР-М-016-2001-РД-153 -34.0-03.150.00)

13. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) 30.06.2003

14. Постановление Минтруда РФ от 24.05.2002 N 36 об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников системы общественного питания

15.Типовые инструкции по охране труда для работников предприятий торговли и общественного питания. ТОЙ Р-95120-(001-033)-95 (Утв. Приказом Роскомторга ОТ 03.10.1995 N 87)

16. Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации № 132 от 17.03.2003.

17.Типовые инструкции по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов. ТИОТ М Р 001-2000.

18. Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» № 73 от 24.10.2002

20. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» № 569 от 31.08.2007

21. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда организации» № 10 от 22.01.2001.

22. Санитарные правила и нормы (СанПиН)

23 .Строительные нормы и правила (СниП)

24. Паспорта, заводские инструкции по эксплуатации оборудования

25. Калинина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности: учеьник для студентов учреждений сред.проф. Образования / В.М. Калинина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.

26. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник-5-е изд., перераб. и доп.-("Профессиональное образование").- М.: Форум, 2010

27. Докторов А.В., Митрофанова Т.И., Мышкина О.Е. Охрана труда в сфере общественного питания: Учебное пособие - ("ПРОФИль") (ГРИФ) - М.: Инфра-М, 2011




Дополнительные источники:

  1. Абызова Т.В., Черкасов В.А., Латышев М.П., Файнбург Г.З., Корюкина И.П. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.-Рекомендовано УМО медицинских и фармацевтических вузов России. Рекомендовано Минтруда России. - Издание 6-е, исправленное и дополненное. - Изд. Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008

  2. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. Учебник. - Проспект Велби, 2008

  3. Ефремова ОС. Охрана труда от «А» до «Я» Изд. 5-е, перераб. и дополн..-М;2009

  4. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. - М: Высшая школа, 2003

  5. Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту - М.: Академия, 2002

  6. Хал плов Ш.А. Безопасность в торговле и общественном питании. Учебное пособие для ВПО и СПО. - М.: ОЦПКРТ, 2011

  7. Щур Д.Л. Новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда- М.; 2009


Интернет – ресурсы:

http://www.garant.ru - Гарант;

http://www.torgrus.ru - Новости и технологии торгового бизнеса.

http://www.ohr.econavt.ru - Инструкции и учебные фильмы по охране труда

http://www.tehbez.ru - Информационный канал Охрана труда




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем на уроках, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.


Результаты обучения (усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски,

связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональной

деятельности

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ


использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с

характером выполняемой профессиональной деятельности

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ


участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать

условия труда и уровень травмобезопасности

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ


проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать

их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики

выполняемых работ

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ


разъяснить подчиненным работникам (персоналу) содержание уставных требований охраны труда

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ

вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого

уровня безопасности труда

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдая сроки ее

заполнения и условия хранения.

Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ

Знания:

системы управления охраной труда в организации

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные

требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

обязанности работников в области охраны труда

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или

бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных

инструкций подчиненными работниками (персоналом)

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала)

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты

- Тестирование.

- Текущий устный и письменный контроль по темам.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета