БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА
«Рассмотрено» | «Утверждаю» |
Председатель МО | Зам. директора по УМР |
_____________Т.М. Утюж | ___________О.И. Анисимова |
« __» ____________2016 г. | «___» _____________2016 г. |
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
по специальности СПО
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Орел, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины ОП.8 Охрана труда разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденный приказом № 384 от 22 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» и является вариативной дисциплиной.
Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»
Разработчик: Жугина А.Е., преподаватель спецдисциплин
Рекомендована методическим объединением «Экономического и технологического профиля» БПОУ ОО «ОТАиТ»
Заключение методического объединения №___от____________2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины ОП.8 Охрана труда(далее программа) – является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОП.8 Охрана трудавходит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин вариативной части по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения дисциплины ОП.8 Охрана трудаявляется формирование у студента знаний, умений и навыков в области охраны труда охраны труда отрасли, методам и путям обеспечения безопасных условий труда напроизводстве, эксплуатации технологического оборудования.
Задачи освоения учебной дисциплины:
1) изучение правовых и организационных основ охраны труда на предприятиях общественного питания;
2) требования к производственной санитарии и гигиене труда на предприятиях общественного питания;
3) изучение опасных и вредных производственных факторов, и их влияние на организм человека;
4) изучение инженерно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности, взрыво- и пожаробезопасности, по нормированию производственного шума и вибрации.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски,связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональнойдеятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии схарактером выполняемой профессиональной деятельности;
- участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оцениватьусловия труда и уровень травмобезопасности;
- проводить вводный инструктаж подчинённых работников (персонала), инструктироватьих по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом спецификивыполняемых работ;
- разъяснить подчинённым работникам (персоналу) содержание уставных требованийохраны труда;
- вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемогоуровня безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдая сроки еёзаполнения и условия хранения.
знать:
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативныетребования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (илибездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственныхинструкций подчинёнными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников (персонала);
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
Результатом освоения программы дисциплиныОП.05 Метрология и стандартизация является овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося | 20 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | - |
внеаудиторная самостоятельная работа | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Законодательная основа организации охраны труда в пищевой промышленности | | | |
Тема 1.1 Законодательное регулирование вопросов охраны труда | Содержание учебного материала | | |
1 | Охрана труда. Основные понятия и определения | 4 | 2 |
2 | Нормативные правовые акты по охране труда. |
3 | Организация службы охраны труда на предприятиях всех форм собственности | |
4 | Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда | |
Тема 1.2 Система мероприятий по обеспечению требований законодательства об охране труда | Содержание учебного материала | | |
1 | Аттестация рабочих мест | 2 | 2 |
2 | Расследование и учет несчастных случаев на производстве |
Самостоятельная работа | 2 | |
Работа с дополнительной литературой. Подготовка сообщений н тему: Электронные системы в области охраны труда |
Раздел 2 Анализ опасных и вредных производственных факторов на предприятиях пищевой промышленности | | | |
Тема 2.1 Причины и характер проявления опасных и вредных факторов производственной среды | Содержание учебного материала | | |
1 | Загрязнение вредными веществами воздуха производственных помещений | 6 | 2 |
2 | Параметры микроклимата и их влияние на организм человека |
3 | Воздействие производственного шума на организм человека | |
4 | Воздействие производственной вибрации на организм человека | |
5 | Электротравматизм и механизм воздействия электрического тока на организм человека | |
6 | Причины возникновения пожаров и взрывов на пищевых предприятиях | |
| Самостоятельная работа | 4 | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - опасные и вредные производственные факторы, встречающие на кухне. | | |
Раздел 3 Нормирование параметров производственной среды на предприятиях пищевой промышленности | | | |
Тема 3.1 Нормирование параметров воздушной среды | Содержание учебного материала | | |
1 | Контроль за состоянием воздушной среды на предприятиях | 2 | 2 |
2 | Виды вентиляционных систем для производственных помещений |
Тема 3.2 Нормирование производственного освещения | Содержание учебного материала | | |
1 | Виды и нормирование естественного и искусственного освещения | 2 | 2 |
2 | Безопасность эксплуатации системы освещения люминисцентных ламп |
Самостоятельная работа | | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); -анализ естественного и искусственного освещения в цехах | 2 | 2 |
Тема 3.3 Требования охраны труда при эксплуатации производственного и технологического оборудования | Содержание учебного материала | | |
1 | Требования охраны труда при эксплуатации производственного и технологического оборудования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - требования охраны труда при эксплуатации теплового оборудования | |
Раздел 4 Электробезопасность | | | |
Тема 4.1 Условия поражения человека электрическим током | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током | 2 |
2 | Факторы, определяющие поражение человека электрическим током | 2 |
Самостоятельная работа | 4 | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовить сообщения на тему: напряжение прикосновения и шага | |
Тема 4.2 Инженерно-технические мероприятия по обеспечению электробезопасности | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Средства защиты от поражения электротоком | 2 |
2 | Назначение и принцип действия зануления | 2 |
3 | Защитное заземление | 2 |
4 | Защитное отключение | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
| Анализ инженерно-технических средств защиты от поражения электротоком на предприятиях | | |
Самостоятельная работа | 4 | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовить сообщения на тему: защита от статического электричества; защита от электромагнитных полей | |
Раздел 5 Взрыво- и пожаробезопасность | | | |
Тема 5.1 Причины возникновения взрывов и пожаров на предприятиях пищевой промышленности | Содержание учебного материала | 2 | |
| Общие сведения о взрыве и процессах горения | |
| Классификация производств и помещений по взрыво- и пожароопасности | |
Тема 5.2 Инженерно-технические мероприятия по обеспечению взрыво- и пожароопасности | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Пожарная безопасность при эксплуатации технологического оборудования | |
2 | Противопожарные требования к системам вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха | |
3 | Пожарная безопасность в электроустановках | |
4 | Пожарная сигнализация и связь | |
5 | Стационарные и первичные средства пожаротушения | |
Практическое занятие | 2 | |
| Анализ средств пожаротушения | |
Самостоятельная работа | 2 | |
-систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовить сообщения на тему: типы огнетушителей | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Итого | 60 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническомобеспечению
Реализация программы учебной дисциплины проводится в кабинете № 20 «Кулинария».
Оборудование кабинета: учебная мебель, стенды, наглядные пособия. Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор, фонды нормативных и технических документов.
Лаборатория «Технологии приготовления пищи» оснащена необходимым производственным оборудованием:
1.Плита электрическая- 3шт.
2.Жарочный шкаф – 1шт.
3.Котел пищеварочный -1шт.
4.Электросковорода – 1шт.
5.Универсальный привод со сменными механизмами - 1шт.
6.Протирочная машина для овощей и продуктов – 1шт.
7.Столы производственные – 5шт.
8.Посуда, различные инструменты, инвентарь.
9.Плакаты ( 200 шт.), стенды.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». Утвержден приказом № 384 от 22 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации
Конституция (Основной закон) Российской Федерации
Трудовой Кодекс Российской Федерации
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (с измен, от 2001,2003,2005,2006,2007,2008гг.)
ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94 (с измен, от 1995, 1996, 1998, 2000-2010гг.)
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008
ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», № 54-ФЗ от 22.05.2003 (с измен, от 3 июня, 17 июля 2009 г., 27 июля 2010 г.)
ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г., ФЗ- № 184 (с изм. от 2005, 2007-2010гг.).
ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»
Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде»
10.Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании. ПОТ Р М 011-2000 (Утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 N 52)
11. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) / Утв. Приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003.
12. Межотраслевые правила при эксплуатации электроустановок потребителей (ПОТР-М-016-2001-РД-153 -34.0-03.150.00)
13. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) 30.06.2003
14. Постановление Минтруда РФ от 24.05.2002 N 36 об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников системы общественного питания
15.Типовые инструкции по охране труда для работников предприятий торговли и общественного питания. ТОЙ Р-95120-(001-033)-95 (Утв. Приказом Роскомторга ОТ 03.10.1995 N 87)
16. Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации № 132 от 17.03.2003.
17.Типовые инструкции по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов. ТИОТ М Р 001-2000.
18. Система стандартов безопасности труда (ССБТ)
19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» № 73 от 24.10.2002
20. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» № 569 от 31.08.2007
21. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда организации» № 10 от 22.01.2001.
22. Санитарные правила и нормы (СанПиН)
23 .Строительные нормы и правила (СниП)
24. Паспорта, заводские инструкции по эксплуатации оборудования
25. Калинина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности: учеьник для студентов учреждений сред.проф. Образования / В.М. Калинина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
26. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник-5-е изд., перераб. и доп.-("Профессиональное образование").- М.: Форум, 2010
27. Докторов А.В., Митрофанова Т.И., Мышкина О.Е. Охрана труда в сфере общественного питания: Учебное пособие - ("ПРОФИль") (ГРИФ) - М.: Инфра-М, 2011
Дополнительные источники:
Абызова Т.В., Черкасов В.А., Латышев М.П., Файнбург Г.З., Корюкина И.П. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.-Рекомендовано УМО медицинских и фармацевтических вузов России. Рекомендовано Минтруда России. - Издание 6-е, исправленное и дополненное. - Изд. Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008
Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. Учебник. - Проспект Велби, 2008
Ефремова ОС. Охрана труда от «А» до «Я» Изд. 5-е, перераб. и дополн..-М;2009
Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. - М: Высшая школа, 2003
Фатыхов Д.Ф., Белехов А.Н. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту - М.: Академия, 2002
Хал плов Ш.А. Безопасность в торговле и общественном питании. Учебное пособие для ВПО и СПО. - М.: ОЦПКРТ, 2011
Щур Д.Л. Новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда- М.; 2009
Интернет – ресурсы:
http://www.garant.ru - Гарант;
http://www.torgrus.ru - Новости и технологии торгового бизнеса.
http://www.ohr.econavt.ru - Инструкции и учебные фильмы по охране труда
http://www.tehbez.ru - Информационный канал Охрана труда
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем на уроках, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональной деятельности | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
разъяснить подчиненным работникам (персоналу) содержание уставных требований охраны труда | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдая сроки ее заполнения и условия хранения. | Оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ |
Знания: |
системы управления охраной труда в организации | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
обязанности работников в области охраны труда | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом) | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала) | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты | - Тестирование. - Текущий устный и письменный контроль по темам. |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |