МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора по УМР
____________О.А.Ощепкова ______________Е.Н.Коротких
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
Краснокамск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по подготовке квалифицированных работников (служащих) по профессии
260807.01 Повар, кондитер
Организация-разработчик: КГАПОУ «Западно-Уральский технологический техникум»
Разработчик:
Ощепкова Ольга Алексеевна - преподаватель профессиональной подготовки
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение № __________от «____»______________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации примерной программы учебной дисциплины
| 9 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 260807.01 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров по направлению подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и программах по профессиональной подготовке рабочих: 260103.01 Пекарь, 2600105.02 Кондитер сахаристых изделий
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;
- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;
- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные группы микроорганизмов;
- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;
- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;
- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;
- правила личной гигиены работников пищевых производств;
- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;
- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 22 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите - подготовка сообщений (компьютерной презентации) по теме «Виды микроорганизмов», «Пищевые инфекции и пути их предотвращения»; -подготовка сообщений и информации по теме «Санитарные требования к различным видам производственной деятельности» (материалы выдаются преподавателем в зависимости от направления подготовки) | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | | | |
Тема 1.1. Основные группы микроорганизмов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Морфология микрооранизмов: бактерии, дрожжжи, грибы, вирусы. | 2 |
2 | Физиология микроорганизмов: химический состав микробной клетки, обмен веществ, питание микроорганизмов, рост микробной культуры. | 2 |
3 | Влияние внешней среды на микрорганизмы: физические, химические, биологические факторы. | 2 |
4 | Распространение микробов в природе: микрофлора почвы, воздуха, воды. | 2 |
5 | Микрофлора сырья, используемого для приготовления продукции общественного питания. | 2 |
Практические занятия: 1. Зарисовка «Схема строения клетки бактерии, дрожжей, грибов». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Виды микроорганизмов», «Микроорганизмы на пищевых продуктах» (по группе продуктов) | 2 |
Тема 1. 2. Основные пищевые инфекции и пищевые отравления | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Пищевые инфекции: острые кишечные инфекции, зооонозы. | 2 |
2 | Пищевые отравления: бактериального происхождения, микотоксикозы, немикробного происхождения. | 2 |
3 | Глистные заболевания. | 2 |
|
Практические занятия: 1. Составление плана профилактических мероприятий по предупреждению пищевых инфекций. 2. Проведение деловой игры: «Предупреждение пищевых отравлений на предприятиях общественного питания» | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме «Острые кишечные инфекции», «Глистные заболевания: меры предупреждения» | 2 |
Тема 1. 3. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве: пути заражения и меры предупреждения. |
2 |
2 | Инфекционные заболевания персонала предприятий общественного питания и их предупреждение. |
Практические занятия 1.Составление плана мероприятий «Предупреждения инфекционных заболеваний в различных предприятиях общественногопитания» | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка компьютерной презентации по теме: «Предупреждение микробиологического загрязнения на предприятиях общетсвенного питания». | 2 |
Тема 1.4. Санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Санатарные требования к устройству предприятий общественного питания. | 2 |
2 | Санатарные требования к содержанию предприятий общественного питания. | 2 |
3 | Санатарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре, одежде. | 2 |
4 | Санатарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов. | 2 |
5 | Санатарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов. | 2 |
6 | Санатарные требования к реализации готовой продукции и обслуживанию потребителей. | 2 |
Практические занятия 1. Санитарная обработка оборудования и инвентаря учебного кулинарного цеха. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - работа с нормативной документацией. | 2 |
Тема 1.5. Правила личной гигиены работников пищевых производств | Содержание учебного материала | |
Личная гигиена работников предприятий общественного питания: уход за кожей тела, полостью рта, требования к чистоте рук. Производственный маникюр. 2. Производственная гигиена. Санитарная одежда. Ее виды, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду повара, кондитера, официанта, бармена, буфетчика. | 1 | 2 |
Практические занятия Составлния графика медосмотра работников предприятий общественного питания. Работа по карточкам индивидуального опроса | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); | 1 |
Тема 1.6. Классификация моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения | Содержание учебного материала 1 . Моющие средства: классификация, правила применения, условия и сроки хранения. | 1 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка компьютерной презентации по теме: «Классификация моющих средств и их применение». | 4 |
Тема 1.7.Правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации | Содержание учебного материала 1. Понятия дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Правила проведения | 1 |
2 |
|
Практические занятия 1. Составление графика проведения мероприятий по дезинсекции, дезинфекции, дератизации. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); | 1 |
Контроль знаний 1.Дифференцированный зачет. | 1 | |
| | 46 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска
- обучающие видеофильмы по профилю общественное питание.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: Учебник для нач. проф. образования. –М.: «Академия», 2008.- 160с.
Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учебник для нач. проф. образования. – М.: «Академия», 2008.- 184с.
Дополнительные источники:
Лерина И.В., Педенко А.И. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: Экономика,1986.-158.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ.
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ.
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила» (с дополнениями и изменениями №№ 1-2 в редакции СП 2.3.6.1254-03 и СП 2.3.6.2202-07).
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила» (с изм. № 1 в ред. СП 2.3.6.2203-07).
СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
СанПиН 2.3.2.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий».
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
СП 3.5.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».
СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза».
Интернет-ресурсы:
Санитарный контроль в пищевой промышленности: http://smikro.ru/?p=999
Пищевая микробиология: http://www.kodeksoft.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=213&Itemid=23
Микробиология: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/MIKROBIOLOGIYA.html
Простейшие: http://www.mazurchik.ru/10.php
Периодические издания (отечественные журналы):
Журнал: «Питание и общество».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи; | - тестовый контроль; |
производить санитарную обработку оборудования и инвентаря; | - письменная проверка; |
готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; | - тестовый контроль; |
Знания: основные группы микроорганизмов; | - защита рефератов по теме «Виды микроорганизмов пищевых подуктов» |
основные пищевые инфекции и пищевые отравления; | - выполнение и защита практической работы - защита компьютерной презентации. |
возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве; | - тестовый контроль - защита компьютерной презентации. |
санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде; | - тестовый контроль - отчет по анализу своей производственной работы в учебных мастерских |
правила личной гигиены работников пищевых производств; | - тестовый контроль |
классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения; | - тестовый контроль |
правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации. | - тестовый контроль |