СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по подготовке квалифицированных работников (служащих) по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО Заместитель директора по УМР

____________О.А.Ощепкова ______________Е.Н.Коротких




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве













Краснокамск

2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по подготовке квалифицированных работников (служащих) по профессии

260807.01 Повар, кондитер


Организация-разработчик: КГАПОУ «Западно-Уральский технологический техникум»

Разработчик:


Ощепкова Ольга Алексеевна - преподаватель профессиональной подготовки


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение № __________от «____»______________20____г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 260807.01 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров по направлению подготовки.


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и программах по профессиональной подготовке рабочих: 260103.01 Пекарь, 2600105.02 Кондитер сахаристых изделий


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные группы микроорганизмов;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;

- правила личной гигиены работников пищевых производств;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.













2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторно-практические занятия

22

контрольные работы

1

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

- подготовка сообщений (компьютерной презентации) по теме «Виды микроорганизмов», «Пищевые инфекции и пути их предотвращения»;

-подготовка сообщений и информации по теме «Санитарные требования к различным видам производственной деятельности» (материалы выдаются преподавателем в зависимости от направления подготовки)



самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.




Тема 1.1. Основные группы микроорганизмов

Содержание учебного материала


2

1

Морфология микрооранизмов: бактерии, дрожжжи, грибы, вирусы.

2

2

Физиология микроорганизмов: химический состав микробной клетки, обмен веществ, питание микроорганизмов, рост микробной культуры.

2

3

Влияние внешней среды на микрорганизмы: физические, химические, биологические факторы.

2

4

Распространение микробов в природе: микрофлора почвы, воздуха, воды.

2

5

Микрофлора сырья, используемого для приготовления продукции общественного питания.

2

Практические занятия:

1. Зарисовка «Схема строения клетки бактерии, дрожжей, грибов».


2



Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме: «Виды микроорганизмов», «Микроорганизмы на пищевых продуктах» (по группе продуктов)


2

Тема 1. 2. Основные пищевые инфекции и пищевые отравления

Содержание учебного материала


1

1

Пищевые инфекции: острые кишечные инфекции, зооонозы.

2

2

Пищевые отравления: бактериального происхождения, микотоксикозы, немикробного происхождения.

2

3

Глистные заболевания.

2



Практические занятия:

1. Составление плана профилактических мероприятий по предупреждению пищевых инфекций.

2. Проведение деловой игры: «Предупреждение пищевых отравлений на предприятиях общественного питания»


4

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка сообщения (компьютерной презентации) по теме «Острые кишечные инфекции», «Глистные заболевания: меры предупреждения»


2

Тема 1. 3. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве

Содержание учебного материала


1


2

1

Источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве: пути заражения и меры предупреждения.

2

2

Инфекционные заболевания персонала предприятий общественного питания и их предупреждение.

Практические занятия

1.Составление плана мероприятий «Предупреждения инфекционных заболеваний в различных предприятиях общественногопитания»


4

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка компьютерной презентации по теме: «Предупреждение микробиологического загрязнения на предприятиях общетсвенного питания».

2

Тема 1.4. Санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде

Содержание учебного материала

2

1

Санатарные требования к устройству предприятий общественного питания.

2

2

Санатарные требования к содержанию предприятий общественного питания.

2

3

Санатарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре, одежде.

2

4

Санатарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов.

2

5

Санатарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов.

2

6

Санатарные требования к реализации готовой продукции и обслуживанию потребителей.

2

Практические занятия

1. Санитарная обработка оборудования и инвентаря учебного кулинарного цеха.


4


Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- работа с нормативной документацией.


2

Тема 1.5. Правила личной гигиены работников пищевых производств

Содержание учебного материала


    1. Личная гигиена работников предприятий общественного питания: уход за кожей тела, полостью рта, требования к чистоте рук. Производственный маникюр.

2. Производственная гигиена. Санитарная одежда. Ее виды, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду повара, кондитера, официанта, бармена, буфетчика.

1

2


Практические занятия

  1. Составлния графика медосмотра работников предприятий общественного питания.

  2. Работа по карточкам индивидуального опроса


4



Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);


1

Тема 1.6. Классификация моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения

Содержание учебного материала

1 . Моющие средства: классификация, правила применения, условия и сроки хранения.


1

2


Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка компьютерной презентации по теме: «Классификация моющих средств и их применение».


4

Тема 1.7.Правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации

Содержание учебного материала

1. Понятия дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Правила проведения


1

2


Практические занятия

1. Составление графика проведения мероприятий по дезинсекции, дезинфекции, дератизации.


4

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);


1

Контроль знаний

1.Дифференцированный зачет.


1




46




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены

Оборудование учебного кабинета:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска

- обучающие видеофильмы по профилю общественное питание.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: Учебник для нач. проф. образования. –М.: «Академия», 2008.- 160с.

  2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учебник для нач. проф. образования. – М.: «Академия», 2008.- 184с.

Дополнительные источники:

  1. Лерина И.В., Педенко А.И. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: Экономика,1986.-158.

  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ.

  3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ.

  4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

  5. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

  6. СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила» (с дополнениями и изменениями №№ 1-2 в редакции СП 2.3.6.1254-03 и СП 2.3.6.2202-07).

  7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, изготовлению и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила» (с изм. № 1 в ред. СП 2.3.6.2203-07).

  8. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

  9. СанПиН 2.3.2.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий».

  10. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

  11. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

  12. СП 3.5.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».

  13. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

  14. СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».

  15. СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза».


Интернет-ресурсы:

  1. Санитарный контроль в пищевой промышленности: http://smikro.ru/?p=999

  2. Пищевая микробиология: http://www.kodeksoft.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=213&Itemid=23

  3. Микробиология: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/MIKROBIOLOGIYA.html

  4. Простейшие: http://www.mazurchik.ru/10.php

Периодические издания (отечественные журналы):

  1. Журнал: «Питание и общество».
















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;



- тестовый контроль;


производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- письменная проверка;


готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- тестовый контроль;


Знания:

основные группы микроорганизмов;

- защита рефератов по теме «Виды микроорганизмов пищевых подуктов»

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- выполнение и защита практической работы

- защита компьютерной презентации.

возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

- тестовый контроль

- защита компьютерной презентации.

санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;

- тестовый контроль

- отчет по анализу своей производственной работы в учебных мастерских

правила личной гигиены работников пищевых производств;

- тестовый контроль

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

- тестовый контроль

правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

- тестовый контроль