СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе тематического планирования по русскому языку. Занятия с дефектологом закрепляют навыки, полученные на уроке. На уроке используется материал из рабочих тетрадей по русскому языку А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовская « Читай, думай, пиши» 3 класс, О.Холодовой " Юным умникам и умницам". Данная программа одобрена экспертной комиссией на XII педагогической конференции .работников муниципальных образовательных учреждений г Канска и восточной группы районов Красноярского края.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Берёзовская средняя общеобразовательная школа”
663845 Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный,
ул. Школьная, д. 38, тел. 8-39(171)-32-4-73, email: [email protected]
РАССМОТРЕНО на заседании ПМПк Протокол № _____ от «____» августа 20____ г. |
| Согласовано Заместитель директора __________Е.В. Тюхтеева «_____» августа 20____ г. |
| Утверждаю Директор МБОУ «Берёзовская СОШ» _________ Е.Н. Куксенко « ____ » августа 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
«Развитие ВПФ на основе программного материала
по русскому языку»
Класс 3-4 класс
Составила учитель- дефектолог Сазонова Ольга Викторовна
Учебный год 2017-2018
1. Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе результатов нейропсихологического обследования детей.
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.
У учащихся коррекционной школы VIII вида существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта
Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.
Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.
При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.
У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.
2. Цели и задачи программы
Цели программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей. Расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития и подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Образовательные задачи
целенаправленное обучение учащихся устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
совершенствование произносительной стороны речи;
формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)
- развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами)
- развивать память (кратковременную, долговременную)
- корректировать и развивать зрительное восприятие;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать тактильного восприятия;
- развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причин наследственных связей, планирующей функции мышления)
Воспитательные задачи:
воспитывать познавательный интерес к родному языку и формировать первоначальные языковые обобщения, стремление совершенствовать свою речь;
воспитывать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
В процессе обучения русскому языку осуществляется исправление недостатков,
формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Пути реализации программы:
Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
Подбор необходимого диагностического инструментария.
Планирование, организация работы.
Мониторинг результатов работы.
Регуляция и корректировка работы.
3. Организация работы по программе.
Методы и формы реализации программы:
Индивидуальные занятия.
Наглядные и практические.
Арт-методы.
Игротерапия.
Условия реализации программы
По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Диагностический раздел
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
Бланки «Корректурных проб».
Таблицы Шульте.
Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
Доски Сегена разных вариантов сложности.
Кубики Коса.
Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
Таблицы с заданиями на исключение понятия.
Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
Таблицы с пословицами и поговорками.
Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
Таблицы с текстами разной сложности.
Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
Таблицы с загадками.
Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
Бланки к методике для запоминания 10 слов.
Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
Зрительно-предметного восприятия:
Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
Узнавание цвета.
Узнавание пальцев рук.
Акустического восприятия:
Оценка ритмов.
Воспроизведение ритмов.
Узнавание шумов.
Кожно-кинестетического восприятия:
Узнавание предмета на ощупь.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
4. Содержание программы учебного курса
Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
№1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
№2. Развитие пространственных представлений, внимания(30 часов) В процессе работы с программным материалом развиваются пространственные представления в схеме тела, пространстве класса, листа. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.
№3. Развитие памяти, мышления (6 часов). Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
№4. Развитие квазипространственных представлений, воображения( 11 часов). Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие понимания предлогов, воображения. самоконтроля.
№5. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
5. Требования к знаниям и умениям учащихся
По итогам рабочей программы учащиеся 3,4 классов должны:
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
гласные и согласные;
правила написания предложения;
знать названия предметов, действий, признаков;
правописание собственных и нарицательных имен;
правописание предлогов.
Промежуточная аттестация проходит в форме контрольной работы.
Содержание образовательной программы.
Темы | Кол-во часов | Содержание темы |
Предложение (повторение) | | Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. |
Звуки и буквы. | | Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Ударение. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь знак. Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и. Шипящие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. |
Слово. |
| Слова, обозначающие названия предметов. Имена собственные.Слова, обозначающие действия. Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог.Разделительный ъ знак. |
Предло- жение | | Построение простых предложений. Составление предложений с употреблением косвенных падежей. Составление предложений на заданную учителем тему. Дополнение предложений по 1-2 вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. |
6. Средства контроля
№ | Вид и тема контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Вводная диагностика | 14.09.17 |
|
2 | Лист динамики развития ВПФ и ЛПЗ |
|
|
3 | Проверочная работа |
|
|
№ | Тема | Тематическое содержание по ЛПЗ | Кол-во часов | Дата проведения | Литература, оборудование | |||||
|
| 3 кл | 4 кл | |||||||
№1. Диагностика развития ВПФ (со 15 по сентября 2017г.) |
| |||||||||
№2. Развитие пространственных представлений, внимания(9 часов) |
| |||||||||
1 | Предложение. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Выборочное написание предложений о предмете. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. Схема предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 1 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 10 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр 4-5
| Холодова О. РПС 2 кл зан 1 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.Ч. 2:, з-5 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 4-8
| ||||
2 | Предложение. | 1. Разминка 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Работа с деформированным предложением. Расчленение сплошного текста на предложения. Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 2 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 4 стр 12 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр 6-7
| Холодова О. РПС 2 кл зан 2 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.Ч. 2:, з-6 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр. | ||||
3 | Определение звуков и букв. | 1. Разминка « Кто это? Что это?» Упражнения на развитие памяти, внимания. Алфавит. Образование гласных второго ряда. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 3 Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 36, 38,39,42 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 16 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 8-9, 10-13
| Холодова О. РПС 2 кл зан 3 Набор букв, алфавит, стих-е «Алфавит» Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 84-85 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 9-12
| ||||
4 | Слова, сходные по звучанию. | 1. Разминка«Сообрази, доскажи» Упражнения на развитие памяти, внимания. Сходные по буквам слова. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 4 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 14 | Холодова О. РПС 2 кл зан 4 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 85-86 | ||||
5 | Дифференцирование гласных звуков имеющих акустическое сходство. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование гласных звуков А-Я, имеющих акустическое сходство. Различия ударной и безударной гласной Мозговая гимнастика Логико-поисковые задания Рефлексия. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 5 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 20 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 14-15
| Холодова О. РПС 2 кл зан 5 | ||||
6 | Дифференцирование гласных звуков имеющих акустическое сходство. | Разминка « Кто это? Что это?» Дифференцирование гласных звуков У-Ю, имеющих акустическое сходство. Правописание безударных гласных путем подбора по образцу родственных слов 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 6 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 25 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 16-17
| Холодова О. РПС 2 кл зан 6 | ||||
7 | Дифференцирование гласных звуков имеющих акустическое сходство. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование гласных звуков О-Ё имеющих акустическое сходство. Правописание безударных гласных путем подбора по образцу родственных слов. Мозговая гимнастика Логико-поисковые задания. Рефлексия. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 7 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 30 | Холодова О. РПС 2 кл зан 7 | ||||
8 | Дифференцирование гласных звуков имеющих акустическое сходство. | Разминка «Дни недели» Упражнения на развитие памяти, внимания3. Дифференцирование гласных звуков Е–Ё, имеющих акустическое сходство.4. Правописание безударной гласной путем изменения формы слова. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 8 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 31 | Холодова О. РПС 2 кл зан 8 | ||||
9 | Ударение в слове. Знак ударение. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Деление слов на слоги. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Мозговая гимнастика Логико-поисковые задания Рефлексия. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 9 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 100 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 19-22 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 2 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр7 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр 18-20 | Холодова О. РПС 2 кл зан 9 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 95-96 | ||||
10 | Гласные ударные и безударные. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов. Проверка написания слов с безударной гласной. Объяснение правильного написания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия
| | | Холодова О. РПС 1 кл зан 10 Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 48-49 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 1 стр 103, 107 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр.32-35
| Холодова О. РПС 2 кл зан 10 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» стр 125. 127 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 36-38
| ||||
11 | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных. Родственные слова | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Деление слов на слоги. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Правило переноса, где слог – гласная буква. Перенос части слова при письме. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 11 Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 45 Мазанова Е.В. Логопедия рт № 1 стр 44 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр 21-23
| Холодова О. РПС 2 кл зан 11 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» стр 128 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.24-29 | ||||
12 | Твердые и мягкие согласные. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Определение твердых и мягких согласных. Различение твердых и мягких при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 12 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 146-149 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 77-78 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 27-29 | Холодова О. РПС 2 кл зан 12 Садовникова И.В. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» стр 129 | ||||
13 | Мягкий знак в середине слова. | Разминка « Народная мудрость» Упражнения на развитие памяти, внимания. Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Правило переноса слов с разделительным Ь. Правописание слов с разделительным Ь знаком.знаком. Мозговая гимнастика Логико-поисковые задания Рефлексия. Итог занятия | | | Холодова О. РПС 1 кл зан 13 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 44 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 50 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 32-33
| Холодова О. РПС 2 кл зан 13 Садовникова И.В. Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 70, 79 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 16-20 | ||||
14 | Мягкий знак на конце слов. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Образование слов с ь. Дифференциация разделительного Ь и Ь смягчающего. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 14 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 47 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 30-31 | Холодова О. РПС 2 кл зан 14 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 80 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 13-15 | ||||
15 | Правописание жи – ши. | Разминка « Путешествие по сказкам» Упражнения на развитие памяти, внимания. Упражнения на правописание жи – ши. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 15 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 53 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 34-35
| Холодова О. РПС 2 кл зан 15 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 87-90 | ||||
16 | Дифференцирование звуков ч – щ.
| Разминка « Кто это? Что это?» Упражнения на развитие памяти, внимания. Правописание ча – ща, чу – щу. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 16 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 167 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 68-69 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 36-39
| Холодова О. РПС 2 кл зан 16 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 91-95 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 21-24 | ||||
17 | Разделительный мягкий знак/ твердый знак | Разминка « Мир животных и растений» Упражнения на развитие памяти, внимания. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 17 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 41 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 4-8
| Холодова О. РПС 2 кл зан 17 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.22-23
| ||||
18 | Непроверяемые безударные гласные. Правописание непроверяемых безударных гласных или словарных слов. | 1. Разминка «Отгадай загадки» 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 18 Садовников И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр.39-40
| Холодова О. РПС 2 кл зан 18 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» стр 125. 127 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр.41-42
| ||||
19 | Парные звонкие и глухие согласные. Различие слов с парными звон. и глух. согласными Б-П, | 1. Разминка 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Дифференцирование звуков п – б, п΄– б΄ 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 19 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 59-61 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 16 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»
| Холодова О. РПС 2 кл зан 19 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 100 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
20 | Различие слов с парными звон. и глух. согласными Д-Т. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование звуков д – т, д.΄– т.΄ 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 20 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 98-102 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»
| Холодова О. РПС 2 кл зан 20 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 101 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
21 | Различие слов с парными звон. и глух. согласными К-Г. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование звуков г– к, к΄–г΄. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 21 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 84-87 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 34 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»
| Холодова О. РПС 2 кл зан 21 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 102 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
22 | Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, | Разминка «Сказочные предметы» Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование звуков ш – ж. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 22 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 132 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»
| Холодова О. РПС 2 кл зан 22 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 103 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
23 | Произношение и правописание слов с парными согласными З-С. | Разминка Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование звуков с – з. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 23 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 113 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 49 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | Холодова О. РПС 2 кл зан 23 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 104 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
24 | Произношение и правописание слов с парными согласными В-Ф. | Разминка «Да, нет». Упражнения на развитие памяти, внимания. Дифференцирование звуков в – ф, в΄– ф΄. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 24 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 2 стр 64-70 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр 2 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 2 стр7 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | Холодова О. РПС 2 кл зан 24 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 105 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» | ||||
25 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1. Разминка « Кто это? Что это?» 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 25 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр. 43-47
| Холодова О. РПС 2 кл зан 25 Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать» А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1 ч стр А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 1 ч стр. 25-31
| ||||
26 | Слова, обозначающие названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это? Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | 1. Разминка «Профессии» 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Слова, которые обозначают предметы. Умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто?что? Родственные слова. Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в форме косвенных падежей, отвечающих на вопросы: кому? чему? кого? что? о ком? о чём? 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 26 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 18,21, 22 Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 25, 28, 29 Мазанова Е.В. Логопедия РТ №4 стр 14,17 Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 27 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 9-14 | Холодова О. РПС 2 кл зан 26 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 65 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 38-40 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 111-117 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 110 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 41-42 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр. 4-7
| ||||
27 | Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1. Разминка 2.Упражнения на развитие памяти, внимания. 3.Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 27 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 4 стр 20 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 15-17
| Холодова О. РПС 2 кл зан 27 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 106-110 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.16-18 | ||||
28 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1. Разминка «Друзья» 2.Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Понятия о словах, которые обозначают названия действий. Вопросы что делает? что делал? что будет делать? 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 28 Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 33-34 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 18-19
| Холодова О. РПС 2 кл зан 28 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 112-114 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 43-44 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 121-122 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.8-9 | ||||
29 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1. Разминка «Отгадай загадки» 2.Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Понятия о словах, которые обозначают названия действий. Вопросы что сделает? что сделал? Дописывание предложений. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 29 Мазанова Е.В. Логопедия РТ №3 стр 38-41 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 20-21 | Холодова О. РПС 2 кл зан 29 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр123-124 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.10-11 | ||||
30 | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. Дописывание слов отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? | 1. Разминка « Кто это? Что это?» 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте. |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 30 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 92-93 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 31-33 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 22-23
| Холодова О. РПС 2 кл зан 30 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 125-126 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.12-13 | ||||
31 | Сравнивание предметов по признакам. | 1. Разминка « Кто это? Что это?» 2.Упражнения на развитие памяти, внимания. 3.Согласование слов, обозначающих предметы, со словами, обозначающими признаки предметов. Дополнение предложений названием признаков и названием предметов. Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 31 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 95 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 34-35 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 97 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 36-38 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 24-25
| Холодова О. РПС 2 кл зан 31 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 127-128 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 129-130 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.14-15
| ||||
32 | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Ответы на вопросы. | 1. Разминка «Да, нет» 2. Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 32 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 45,47 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 10-13 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 27-29
| Холодова О. РПС 2 кл зан 32 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 118-119 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.19-21 | ||||
33 | Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. Правильное употребление предлогов в речи. | 1. Разминка 2.Упражнения на развитие памяти, внимания. 3. Употребление в речи слов, обозначающих названия предметов в форме косвенных падежей, отвечающих на вопросы: кого? чего? кем? Упражнения в написании слов с предлогами. Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед? 4. Мозговая гимнастика 5. Логико-поисковые задания 6. Рефлексия. 7. Итог занятия |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 33 Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии № 5 стр 49-61 Мазанова Е.В. Логопедия РТ № 5 стр 14-23 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 2 ч стр. 35
| Холодова О. РПС 2 кл зан 33 Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» стр 120-121 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр.30-43
| ||||
34 | Итоговая работа | Фронтальное обследование устной и письменной речи обучающихся. |
|
| Холодова О. РПС 1 кл зан 34-36 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 3 класс, 1-2 ч стр. 40-42, 26, 37, 40,41,42
| Холодова О. РПС 2 кл зан 34-36 А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, « Читай, думай, пиши» 4 класс, 2 ч стр. 44-51 |
Учебно – методическое обеспечение
Перечень учебно-методического обеспечения логопедических занятий.
1. Материал для обследования устной и письменной речи учащихся.
2. Дидактический материал для работ над звуками.
3. Дидактический материал на дифференцирование звуков.
4. Дидактический материал для уточнения словарного запаса и обобщения слов- предметов по теме.
5. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Узнай букву», «Подскажи словечко», «Слоговое лото», «Найди пару», «Один - много» и др.
6. Набор шероховатых букв
10.Загадки, кроссворды, ребусы.
11 .Слоговые таблицы.
12.Методическая литература.
13.Игрушки, настольные игры, кубики с буквами.
14.Настенное зеркало и индивидуальные зеркала.
15.Зонды и шпатели для индивидуальной работы.
16.Дидактический материал по темам.
17.Толковый и орфографический словари.
18.Пособия для изучения тем по русскому языку.
19.Букварь, дополнительные тесты для чтения.
20.Программы по русскому языку специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
21.Программы начальной школы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Список литературы.
А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому языку « Читай, думай, пиши» 3 класс,М., «Просвещение», 2017
А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому языку « Читай, думай, пиши» 4 класс, М., «Просвещение», 2017
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». М.2007.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. Просвещение 1991
Козырева О.А. Кутакова К.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 4 класса коррекционно-развивающего обучения; Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2015
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» М.Владос.1998
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии М, Гном, 2014
Мазанова Е.В. «Учусь работать со словом». Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии М, Гном, 2014
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии М, Гном, 2014
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».
Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. М «Просвещение», 2008.
Садовников И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.Владос.1997
Стрельникова Н.В. «Программа логопедической коррекции для специальной (коррекционной) образовательной школы». Ж «Школьный логопед» №2. 2008
Л.М. Сукач «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» М, Просвещение 1985
Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»
Ястребова А.В. Бессонова Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». М.АРКТИ 2014.
9. Критерии и нормы оценки знаний
В качестве оценки используется лист динамики речевого развития. Оценивается один раз в полугодие.
Формирование письменной речи (чтение, письмо) по результатам на уроках чтения, письма. Лист успешности.
10. Тексты контрольно-измерительных материалов
1 - й КЛАСС
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Кот(Ш-Ж)
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (20 слов)
Снежная баба (С—3)
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)
Зима (Твердые и мягкие согласные)
Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)
Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер.
Улетели на юг ласточки и журавли. Надсадами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)
Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катились на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)
Кормушка (Ш—Ж)
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и i крошки. (28 слов)
Пришла весна (3—Ж)
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Весна (Ц—Ч)
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)
Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала .от радости. (29 слов
2 КЛАСС
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь.(36 слов)
Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сло-
малась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)
На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)
На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)
Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)
Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)
Тетерка (О—Ё)
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)
завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)
Весна-красна (С—3)
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)
Испугались волка (К—Г)
Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)
Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)
Зима (Ш—Ж)
Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)
Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)
На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки. (49 слов)
Зимой (Оглушение)
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)
Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)
На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает.(42 слова)
Птицы (С—Ц)
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пишу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)
Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)
Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)
Находчивость (Ц—Ч) *
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)
Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки —- насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)
Весной в роще (Ч—Щ)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)
Сонорные согласные звуки
Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)
Лен (Р—Л)
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)
4-й КЛАСС
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки. (65 слов)
Осень (Словоизменение имен существительных)
Ударили холодные сумерки. На некоторых листьях листву, как ножом, срезало. С деревьев дождем посыпались листья.
Бабочки, мухи, жуки спрятались в коре деревьев. Певчим перелетным птицам стало холодно. Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролетные журавли. Тихо пролетели на теплый юг гуси.
Не жалуются на бескормицу только дрозды.. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.
В оголенном лесу засвистел холодный ветер. Деревья погрузились в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. (83 слова)
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Поход (Словоизменение имен прилагательных)
Ранним утром мы отправились в поход. День был морозным, ясным. Ребята весело побежали по гладкому снежному ковру. На горе за глубоким оврагом был темный лес. Подъем в гору был крутым. По глубокому снегу мы въехали в лес и скоро вышли на поляну. Все деревья были покрыты серебристым инеем. Мы залюбовались чудесным видом. (53 слова).
Неудачная охота (Словоизменение глаголов)
Было поздно. Мороз крепчал. Луна освещала лесную поляну. Охотник Степан шел домой. Лыжи легко скользили по снегу. Рядом бежала собака Альма. Добыча была плохая: за спиной у Степана был только один заяц.
Вдруг большая лиса выбежала на поляну и заметила человека. Она насторожилась. Степан выстрелил и промахнулся. Лиса быстро убежала в чашу. (54 слова)
Летняя гроза (Прошедшее время глаголов)
Было душно. Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Вдали показалось темное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Все небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Налетел ветер, заклубилась пыль, застонали березы, задрожали стекла в окнах. Вот блеснула яркая молния, загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце. (56 слов)
Серая Шейка (Прошедшее время глаголов)
Стаи уток и гусей улетели в теплые края. Осталась на реке молоденькая уточка. У нее было сломано крыло.
Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку волки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замерзнет река.
Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья еще не замерзла. В ней и спасалась уточка от лисы. (58 слов)
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Вьюжная зима (Однокоренные слова)
Уже пролетело жаркое лето. Прошла золотая, осень. • Выпал снег. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья, только ели и сосны стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег.
По первой пороше охотники ушли на охоту. Целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак. (48 слов)
Март (Однокоренные слова)
Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне, а сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Размякла лесная дорога.
Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить веселый бег.
Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Они важно расхаживают по проталинам. Не сегодня — завтра запоют за окном синицы. Властно будит весна природу. (70 слов)
Васька (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет. Глазки закрывает, песенку поет. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные. (44 слова)
Лес (Приставки)
Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров. Прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Весной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго сохраняется.
Люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса и выращивают новые. Разводят леса там, где часто бывает засуха. (56 слов)
Отважный поступок (Приставки и предлоги)
Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высоко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. Дорога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал громкий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.
Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хорошо плавать. Он спас мальчика.
На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность. (74 слова)