СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА «Развитие ВПФ на основе программного материала по математике и русскому языку. 6 класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа разработана на основе тематического планирования по математике. Занятия с дефектологом закрепляют навыки, полученные на уроке. На уроке используется материал из рабочей тетради Т.В. Алышевой « Рабочая тетрадь по математике, 6 класс», Э.В. Якубовской " Русский язык. 6 класс",  О.Холодовой " Юным умникам и умницам". Данная программа одобрена экспертной комиссией  на XII педагогической конференции .работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и восточной группы районов Красноярского края.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА «Развитие ВПФ на основе программного материала по математике и русскому языку. 6 класс»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа”

663845 Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный,

ул. Школьная, д. 2, тел. 39171-32- (4-73), email: [email protected]

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета Протокол №____от_____

«28» августа 2017

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Директора школы по УВР ________ Е.В. Тюхтеева

«30» августа 2017

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Березовская СОШ» _________ Е.Н.. Куксенко

«10 » сентября 2017











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

«Развитие ВПФ на основе программного материала по учебным предметам»



Класс 6 класс

Составила учитель- дефектолог Сазонова Ольга Викторовна

Учебный год 2017-2018





п. Канифольный

1. Пояснительная записка


Статус документа


  1. Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

  3. Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования.

  4. Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе результатов нейропсихологического обследования детей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

У учащихся коррекционной школы VIII вида существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.

Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта

Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.

Общая и мелкая моторика: общая моторика достаточная; затруднение выполнения ручной пробы как по образцу, так и по речевой инструкции; мелкая моторика развита - графические фигуры выполнены в близком соответствии к образцу, линии четкие.

Речевое развитие: речь бедная, словарный запас недостаточный; использует простые предложения в связной речи, дефектов звукопроизношения нет.

Латерализация: смешанная.

Познавательные процессы:

внимание: концентрация, переключаемость, устойчивость, распределение высокий уровень.

память: кратковременная память – в пределах нормы (с 3 повтора воспроизводит полный набор слов); долговременная память снижена (6 слов из 10)

восприятие зрительное лучше, чем слуховое;

Интеллектуальное развитие:

анализ и синтез: может выполнять с помощью учителя, затрудняется устанавливать простые аналогии, понимает простые и сложные предлоги

осведомленность: средняя; отвечает по наводящим вопросам об окружающем мире

обобщение: исключает лишнее по понятийным признакам;

- абстрагирование: объясняет только простые метафоры, соответствующие возрасту- объяснить не может, затрудняется в объяснении пословиц;

- сравнение- по существенным и второстепенным признакам

пространственные и временные представления: достаточный уровень пространственных представлений. Устойчивы представления о времени, месяцах года, времени суток, затрудняется определять время по стрелочным часам.

Регулятивные процессы:

понимание сложных речевых конструкций воспринимает простую и сложную инструкцию иногда удерживает в полном объеме после повтора или разъяснения; лексико-грамматические конструкции объясняет, деятельность нецеленаправленная, нуждается в разъяснении предъявленного задания, часто задает уточняющие вопросы;

- работоспособностьхорошая;

Личностные особенности:

мотивация: учебная;

эмоционально – волевая сфера: положительный эмоциональный настрой, доброжелательность, сдержанность;

межличностные взаимоотношения: способна поддерживать дружеские отношения;

Программные знания:

Математика: считает с ошибками в пределах 1000, записывает многозначные числа, может решить простые задачи, составные задачи после детального разбора, определяет состав числа в пределах 100, допускает ошибки в действиях с величинами, в геометрическом материале.

Чтение: целыми словами, пересказывает близко к тексту, отвечает на вопросы, может найти информацию в явном виде, затрудняется в логической обработке

Письмо: пишет под диктовку с орфографическими ошибками, списывает текст практически без ошибок, сочинение- с орфографическими, лексическими и пунктуационными ошибками.

Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.

2. Цели и задачи программы

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

  1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.

  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Пути реализации программы:

  1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

  2. Подбор необходимого диагностического инструментария.

  3. Планирование, организация работы.

  4. Мониторинг результатов работы.

  5. Регуляция и корректировка работы.


3. Организация работы по программе.

Методы и формы реализации программы:

  1. Индивидуальные занятия.

  2. Наглядные и практические.

  3. Арт-методы.

  4. Игротерапия.


Условия реализации программы

По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).

Структура занятия.

1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.

3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.

4. Итог. Рефлексия.

Диагностический раздел

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.


Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».

  2. Таблицы Шульте.

  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.

  3. Кубики Коса.

  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать

  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.

  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».


Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.

  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.

  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

  6. Таблицы с пословицами и поговорками.

  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.

  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.

  9. Таблицы с текстами разной сложности.

  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

  11.  Таблицы с загадками.

  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.

  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.

  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.

  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:

  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.

  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.

  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.

  • Узнавание цвета.

  • Узнавание пальцев рук.

  1. Акустического восприятия:

  • Оценка ритмов.

  • Воспроизведение ритмов.

  • Узнавание шумов.

  1. Кожно-кинестетического восприятия:

  • Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).



4. Содержание программы учебного курса

Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.

1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.

2. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.

3 Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и  познавательной активности, внимания и самоконтроля.

         № 4. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.


5. Требования к знаниям и умениям учащихся

По итогам рабочей программы учащиеся 6 класса должны:

Знать

Уметь

ВПФ

Стороны «право, лево, верх, низ, центр». Буквы е, ё, ю, я и звуки, которые они обозначают.

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами.

Проводить звуко-буквенный анализ.

Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания. Развитие фонематического слуха.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Разделительный Ъ после приставок.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

Части речи.

Различать части речи по вопросам, изменять имена существительные и глаголы по числам

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения,  внимания. Развитие мышления,  умения выделять главное и сравнивать.

Виды предложений.

Определять границы предложения, главные и второстепенные члены предложения. Определять вид предложения. Однородные члены предложения. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти.

Перечисления без союзов и с союзом и

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

Правописание слов с парными согласными

Подбирать проверочные слова с парными по звонкости-глухости согласными.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Подбирать проверочные слова с безударными гласными. Слова с Ъ

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Выполнять операции сложения и вычитания в пределах 100, 1000, 10000, римские цифры,

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Геометрический материал

Различать линии, углы, треугольники по видам, рассчитывать периметр квадрата и прямоугольника. Чертить отрезки заданной длины, и измерять длину отрезка, ломаной. Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.


Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие пространственных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера.

Решение уравнений.

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

Задачи на движение


Решать простые и составные задачи с использованием схемы,

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Таблицу умножения и деления.


Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Название и последовательность чисел в пределах 100, 1000, 10000

Умеет считать и сравнивать в пределах 100, 1000, 10000, название компонентов в результате умножения и деления. Определять порядок действий в числовых выражениях в 2-3 действия со скобками, сложение круглыми десятками. Умножение на 0

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Единицы времени: год, число, месяц, сутки, соотношения между ними

Различать и называть год, число, месяц, сутки, устанавливать соотношения между ними

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Единицы измерения длины: см, дм, мм, м

Различать и называть единицы измерения длины: см, дм, мм, м

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры


6. Средства контроля

Вид и тема контроля

Дата проведения

план

факт

2

Вводная диагностика

14.09.17


3

Лист динамики развития ВПФ и ЛПЗ



4.

Проверочная работа








7. Календарно-тематический план

( 2 часа в неделю)


Тема

Тематическое содержание

Кол час

Дата проведения

Коррекционные цели


1. Диагностика развития ВПФ

(со 2 по 15 сентября 2017 г.)


2.  Развитие ВПФ на основе материала по математике, русскому языку (4 часа)


1

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве

Нумерация.


1. Разминка

2. Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге»

3. Нумерация чисел в пределах 1000.

4. Состав числа. Таблица разрядов.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.



Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 1

РТ стр. 4-6

2

Предложение

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Определение границ предложения.

4. Главные и второстепенные члены предложения.

5. Разбор предложения по составу.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие вимания, зрительно-моторной координации

Расширение знаний об окружающем.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 1

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 46

Е.А. Чернышева «Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов».

3

Манипуляции с мелкими предметами.

Простые и составные числа

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Нумерация чисел в пределах 1000.

4. Счет единицами, десятками, сотнями.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия

1



Развитие внимания, развитие умения рассуждать.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 2

РТ стр. 7-11

4

Предложение

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Предложение распространенное и нераспространенное.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие внимания, развитие анализа и синтеза, логических операций.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 2

5

Арифметические действия с целыми числами.

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Нахождение значений выражений в несколько действий.

4. Сложение и вычитание целых чисел.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия

1


Развитие внимания, развитие анализа и синтеза при решении выражений в несколько значений.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 3

6

Безударные гласные в корне слова

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Зрительно-орфографический диктант.

4. Правила корня.

5. Рефлексия

6. Итог занятия




1


Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука, постановке ударения в корне слова.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 3

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»

ПМ стр. 14

РТ стр. 10


7

Преобразование чисел, полученных при измерении

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Единицы измерения массы, длины, стоимости, времени. Числа, полученные при измерении длины, массы, стоимости, времени.

4. Решение примеров.

5. Рефлексия

6. Итог занятия




Развитие слуховой памяти, умения дифференцировать единицы измерения. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 4

РТ стр. 55-58


8

Безударные гласные в корне слова

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Правописание безударных гласных в корне слова.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия


1


Развитие слуховой памяти, восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения ударения в корне слова.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 4

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 60


9

Сложение и вычитание

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с несколькими одним переходами через разряд

4. Округление чисел.

5. Отработка навыков округления чисел.

6. Рефлексия

7. Итог занятия

2


Развитие слуховой памяти, быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 5

РТ стр.44-48

10

Дифференциация букв и звуков по звонкости-глухости

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке. Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения парных звуков.



Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 5

ПМ стр. 12

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»



11

Геометрический материал

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Ломаная.

4. Периметр геометрических фигур.

5. Решение геометрических задач.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие логического мышления через поиск закономерностей, моторной деятельности.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 6

12

Дифференциация букв и звуков по звонкости-глухости

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Упражнения на изменение слов.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке. Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения парных звуков.



Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан . 6

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 49

Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

13

Нумерация многозначных чисел (1 миллион)

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Решение составных задач на увеличение и уменьшение величин.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия




Развитие воображения, развитие анализа и синтеза через решение составных задач.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 7


14


Непроизносимые согласные в корне слова.


1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Упражнения на проверку слов с непроизносимыми согласными.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие воображения, развитие анализа и синтеза через подбор слов.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 7

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

15

Временные понятия. Месяц года, римские цифры

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Игра 12 месяцев

4. Запись, сравнение, решение задач с помощью римских цифр.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия


1


Развитие быстроты реакции, слухового восприятия, ассоциативного мышления через понимание музыки. Развитие мелкой моторики и конструктивного мышления при работе со спичками..

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 8

Чернышова стр 20-21

Фадеева Власова стр 9

16

Непроизносимые согласные в корне слова

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Упражнения на проверку слов с непроизносимыми согласными.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие быстроты реакции, анализа и синтеза при проверке слов, рашифровки ребусов,

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 8

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 36

Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»


17

Сложение и вычитание в пределах 10000

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Сложение и вычитание в пределах 10000.

4. Решение уравнений.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия

1


Развитие внимания, схематического мышления, ассоциативного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 9


18

Приставка и предлог

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Приставка – часть слова.

4. Образование слов с помощью приставок.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие внимания, развитие анализа и синтеза через подбор частей фигур, антонимов.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 9

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

19

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Время, сутки. Единицы измерения времени. Определение времени

4. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении (Стоимости, длинны, массы)

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия

2


Развитие внимания посредством подбора цифр и букв. Развитие анализа и синтеза, логического мышления при работе с алгоритмом.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан . 10

О.А. Козырева, К.А. Кутакова .стр.

Кто рано встает, тому бог дает

Чернышова стр. 40-41

20

Приставка и предлог

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Упражнения в дифференциации приставки и предлога.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания, операций сравнения, зрительно-моторной координации, словесно-логического мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 10

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

21

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Решение задач на нахождение части от числа, нахождение нескольких частей от числа.

4. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, сенсомоторных функций. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 11

22

Разделительный Ъ после приставок

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Упражнения со словами

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, анализа и синтеза при составлении слов.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 11

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

23

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Преобразование обыкновенных дробей.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, пространственного восприятия, логики.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 12

24

Разделительный Ъ после приставок

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. упражнения со словами.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, фонематического анализа и синтеза, критического мышления, расширение словарного запаса.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 12

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

25

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3.Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

4. Решение задач на выполнение действий с дробями.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие мыслительных операций через поиск закономерностей, подбора чисел, слов, решении логических задач.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 13

26

Правописание приставок

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Упражнения на правописание приставок с з-с на конце слова.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие мыслительных операций через поиск закономерностей, подбора чисел, слов, решении логических задач.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 13

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

27

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел

4. Сложение и вычитание обыкновенных дробей из единицы.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие воображения, зрительно-моторной координации, понимания переносного смысла, решения ребусов. Развитие наглядного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 14

28

Правописание приставок

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Упражнения на правописание приставок при-пре

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие воображения, зрительно-моторной координации, понимания переносного смысла, решения ребусов. Развитие наглядного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 14

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

29

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Вычитание обыкновенных дробей из числа.

4. Вычитание смешанных чисел из числа.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции, умения устанавливать закономерности, анализа и синтеза через подстановку букв, цифр, деление рисунка на геометрические фигуры.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 15

30

Имя существительное

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Имя существительное, его роль в речи, грамматические признаки.

4. Правописание существительных с шипящей на конце.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции, умения устанавливать закономерности, анализа и синтеза через подстановку букв, цифр, деление рисунка на геометрические фигуры.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя



Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 15

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

31

Обыкновенные дроби

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Нахождение нескольких частей от числа

4. Решение составных задач на действия со смешанными числами.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие внимания, анализа и синтеза при составлении фигур, установления аналогий, критического мышления, установления причинно-следственных связей.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 16

32

Имена собственные

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Упражнения на дифференциацию нарицательных существительных и имен собственных.

4. Логически-поисковые задания.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.



Развитие внимания, анализа и синтеза при составлении фигур, установления аналогий, критического мышления, установления причинно-следственных связей.

Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя



Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 16

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

33

Геометрический материал

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Взаимное положение прямых на плоскости.

4. Линии в окружности.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие переключаемости, внимания, анализа и синтеза при решении анаграмм.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан.17

34

Склонение имен существительных в единственном числе

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Правописание окончаний существительных 1 скл.

4. Правописание существительных 2скл.

5. Правописание существительных 3скл.

6. Логически-поисковые задания.

7. Рефлексия

8. Итог занятия



Развитие переключаемости, внимания, анализа и синтеза при решении анаграмм.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 17

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

35

Геометрический материал

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Разновидности треугольников.

4. Высота треугольника.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, сенсомоторной координации, восприятия, наглядно-образного мышления, логического мышления путем разгадывания шарад.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 18

36

Склонение имен существительных в единственном числе

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Дифференциация правописания окончаний существительных в единственном числе.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, сенсомоторной координации, восприятия, наглядно-образного мышления, логического мышления путем разгадывания шарад.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 18

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

37

Геометрический материал

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Параллельные прямые.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, анализа и синтеза при постановке арифметических знаков, решения логических задач.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 19

38

Склонение имен существительных во множественном числе

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Именительный и винительный падежи существительных множественного числа

4. Родительный падеж существительных множественного числа.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, анализа и синтеза при составлении предложения из букв.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 19

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

39

Геометрический материал

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Построение параллельных прямых.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие операции поиска закономерностей через решение анаграмм.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан.20

40

Склонение имен существительных во множественном числе

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Дательный падеж существительных множественного числа 4.Творительный падеж существительных множественного числа.

5. Предложный падеж существительных множественного числа.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие операции поиска закономерностей через решение анаграмм.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 20

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

41

Нахождение нескольких частей от числа

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Упражнения на нахождение нескольких частей от числа.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие воображении, анализа и синтеза при поиске многоугольников, сенсомоторной координации при работе со спичками.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 21

42

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Изменение прилагательных по родам

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие воображении, анализа и синтеза.

Развитие анализа и синтеза через разгадывание ребусов, изографов, логического мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан 21

ПМ стр. 27-30

РТ стр.30,59

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

43

Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Умножение круглых десятков на однозначное число.

4. Умножение многозначного числа на круглые десятки.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции через разгадывание шифра, логического мышления через решение задач.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан.22

44

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Изменение прилагательных по числам.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия

1


Развитие быстроты реакции, через дополнение фразеологизмов.

Развитие анализа и синтеза, логического м

ышления через подбор слов.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 22

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 35

Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

45

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

1. Разминка

2. Развитие внимания.

3. Письменное деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное.

4. Выполнение действий с проверкой.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие внимания, анализа и синтеза при подборе фигур, логического мышления при решении задач.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 23

46

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Склонение прилагательных единственного числа.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания при прочтении пословиц, предложений, фразеологизмов


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 23

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

47

Скорость. Время. Расстояние (путь)

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Решение задач на движение.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания при определении времени на стрелочных часах, развитие образного мышления, расширение кругозора.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 24

48

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Именительный и винительный падежи прилагательных.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания при определении времени на стрелочных часах, развитие образного мышления, расширение кругозора.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 24

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

49

Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Письменное умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное.

4. Решение составных задач на увеличение и величин в несколько раз.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, развитие логического мышления на материале задач.


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 25

50

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Родительный падеж прилагательных.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, расширение словарного запаса,

Развитие анализа и синтеза на материале палиндромов

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 25

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

51

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Деление на круглые десятки.

4. Решение составных задач.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, развитие анализа и синтеза через поиск одинаковых фигур, частей и целого

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 26

52

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, развитие словесно-логического мышления через фразеологизмы.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 26

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

53

Деление с остатком

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Упражнения на деление целых чисел с остатком .

4. Нахождение значений выражений в несколько действий.

5. Решение составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

6. Учись решать, стараясь рассуждать.

7. Рефлексия

8. Итог занятия



Развитие умения устанавливать закономерности,

Развитие анализа и синтеза через подбор недостающего числа,

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 27

54

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Творительный падеж прилагательных .

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие умения устанавливать закономерности,

Развитие анализа и синтеза через подбор недостающего числа,


Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 27

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

55

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Упражнение на построение прямых в пространстве листа.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия




Развитие воображения, развитие анализа и синтеза через разбор изографов, решение ребусов. Развитие регулятивных функций на основе удержания правила, зрительно-моторной координации, конструктивного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан.28

56

Имя прилагательное

1. Разминка

2. Совершенствование воображения.

3. Предложный падеж прилагательных.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие воображения, развитие анализа и синтеза через разбор изографов, решение ребусов. Развитие регулятивных функций на основе удержания правила, зрительно-моторной координации, конструктивного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан.28

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

57

Куб, брус, шар

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Измерения куба.

4. Измерения бруса.

5. Учись решать, стараясь рассуждать.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции, развитие анализа и синтеза через прохождение лабиринта, Развитие памяти, наглядного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 29

58

Предложение

1. Разминка

2. Развитие быстроты реакции.

3. Простое предложение.

4. Главные и второстепенные члены предложения.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия.



Развитие быстроты реакции, развитие анализа и синтеза через прохождение лабиринта, Развитие памяти, наглядного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 29

Узорова О.В. Нефедова Е.Н. « Как научиться грамотно писать»

59

Масштаб

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания через прохождение лабиринта, разгадывание шифра, работы с числами и со словами.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 30

60

Предложение

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Сложное предложение с союзами и, а, но.

4. Дифференциация простого и сложного предложения.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие внимания через прохождение лабиринта, разгадывание шифра, работы с числами и со словами.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 30

61

Решение задач на движение.

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Нахождение расстояния. Составление и решение задач на нахождение расстояния.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания на основе головоломки, развитие критичности мышления, расширение кругозора, развитие словарного запаса.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 31

62

Предложение

1. Разминка

2. Развиваем внимание

3. Обращение Знаки препинания при обращении.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие внимания на основе головоломки, развитие критичности мышления, расширение кругозора, развитие словарного запаса.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 31

63

Решение задач на движение.

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Нахождение времени и скорости. Составление и решение задач на нахождение времени и скорости.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, распределения внимания, абстрактного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 32

64

Предложение

1. Разминка

2. Развитие слуховой памяти.

3. Обращение.

4. Логически-поисковые задания.

5. Рефлексия

6. Итог занятия



Развитие слуховой памяти, распределения внимания, абстрактного мышления.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 32

65

Решение задач на движение

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Решение задач на встречное движение.

Составление и решение задач на встречное движение.

4. Учись решать, стараясь рассуждать.

5. Рефлексия

6. Итог занятия.



Развитие зрительной памяти, распределения внимания, операций сравнения анализа и синтеза.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 33

66

Однородные члены предложения.

1. Разминка

2. Тренируем зрительную память.

3. Однородные члены с союзами и, а, но; без союзов, перечисления.

4. Сочинение-описание по рисунку с использованием однородных членов.

5. Логически-поисковые задания.

6. Рефлексия

7. Итог занятия



Развитие зрительной памяти, распределения внимания, операций сравнения анализа и синтеза.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 33

.А. Козырева, К.А. Кутакова . стр 12

Е.А. Чернышева « Организация работы с учащимися 5-6 классов» урок 48

Е.А. Чернышева «Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»

67

Мониторинг развития ВПФ (русский язык)

Итоговое занятие на сформированность БУД.

Диктант.



Исследование внимания, памяти, мышления, регулятивных функций, критичности. Навыков грамотного письма и работы с текстом.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 34-36

68

Мониторинг развития ВПФ (математика)

Итоговое занятие на сформированность БУД.

Работа по математике.



Исследование внимания, памяти, мышления, регулятивных функций, критичности. Навыков устного и письменного счета и решения задач.

Холодова О. « Юным умникам и умницам» 4 кл, зан. 34-36



Литература:

  1. 1. Т.В. Алышева « Рабочая тетрадь по математике, 6 класс». М., «Просвещение», 2018

  2. Т.В. Векшина М.Н. Алимпиева. Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы, 4 класс. М., «Владос», 2016

  3. О.А. Козырева, К.А. Кутакова . рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 4 класса. Коррекционно-развивающее обучение. М., « Владос», 2015

  1. С.В. Фадеева, А.Ф. Власова рабочая тетрадь по математике, для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), М., « Владос», 2017.

  2. О. Холодова « Юным умникам и умницам». Смоленск, Издательство « Рост», 2007

  3. Е.В. Языканова « Развивающие задания: тесты, игры, упражнения». « Экзамен», 2008

  4. Е.А. Чернышева «Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6классов»

  5. Холодова О. « Юным умникам и умницам»





Лист динамики

ЗУН

1 чтверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Стороны «право, лево, верх, низ, центр». Буквы е, ё, ю, я и звуки, которые они обозначают.






Слово






Части речи.






Виды предложений.






Правописание слов с парными согласными






Правописание безударных гласных в корне слова.






Сложение и вычитание с переходом через десяток






Единицы измерения






Геометрический материал






Сложение и вычитание в пределах 100






Сложение и вычитание в пределах 1000






Обыкновенные дроби






Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел






Понимание лексико- грамматических конструкций







Определенени времени по стрелочным часам






Выполнение графических диктантов






Слухомоторная координация по речевой инструкции






Понимание пословиц, метафор
























Единицы измерения












4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (54 часов)

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения

Работа с тренажером

ПМ стр.7-9

РТ стр. 3-7

1


Развитие анализа и синтеза, логического мышления. Развитие слуховой и зрительной памяти




Предложения с однородными членами

Постановка запятой

Работа с тренажером

ПМ стр.10-11

РТ стр. 11-12, 19

1


Развитие анализа и синтеза, логического мышления. Развитие слуховой и зрительной памяти


Наблюдения за природой родного края

Составление рассказа сюжетным картинам. чтение и ответы на вопросы к тексту.

РТ стр. 15,17,18

1


Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя


Восприятие текста на слух

Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста.

РТ стр. 21,22,26

1


Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.




Устное сочинение по картине

Составление вопросов по картине: «Назови краски картины»  «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине

РТ стр. 29,52,55

1




Развитие зрительного восприятия посредство рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно –

следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

Работа с текстом, (по программе чтения)

Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного.

РТ стр. 33,34

1


Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении

Работа с текстом, (по программе чтения)

«Закончи рассказ»

«Закончи загадку» (добавить последнее слово)

РТ стр. 6, 12



Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

Работа с текстом, (по программе чтения)

Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа»

РТ стр. 19,30,



Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и  его иллюстрирования

Составление связного рассказа по теме.

Подбор синонимов к словам.

Сюжетно-ролевая игра «Главный герой»

Сравнение героев. Подбор пословиц по теме.

РТ стр. 25, 32,40,59




Развитие речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.























СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННООТСТАЛЫМ ШКОЛЬНИКОМ

Развитие ВНИМАНИЯ

Коррекционно-развивающие занятия с детьми лучше начи­нать с формирования ВНИМАНИЯ, т.к. от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы.

Внимание - это необходимое качество, которое следует раз­вивать с раннего детства, т.к. оно будет способствовать успеш­ному усвоению нового материала, формированию умения поль­зоваться уже имеющимися знаниями.

Уровень внимания у умственно отсталого ребенка весьма низок.

Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изо­бражения, не замечая при этом присущих им существенных эле­ментов. Вследствие этого они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель.

Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т.п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством явля­ется быстрое переключение с одного вида занятий на другой. По­этому у детей необходимо развивать интеллектуальную актив­ность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выпол­няемой работе.

 

Примерные упражнения на развитие внимания

1. Найди отличия между двумя на первый взгляд одинако­выми картинками.

2. Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник.

3. Определи, что на каждой картинке не дорисовано.

4. Найди среди игрушек две одинаковые.

Какие еще упражнения можно применить для развития внимания, Вы узнаете из следующей рекомендуемой литературы:

1. Развитие ребенка в ваших руках. /С.Д.Забрамная, О.В.Боровик-М.: Новая школа, 2000 г.

2. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993 г.

3. Баскова Й.Л. Внимание школъников-олигофренов. - М.: 1989г.

4. Развиваем внимание. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие ВОСПРИЯТИЯ

Одной из важных предпосылок обучения является сформи­рованное у ребенка ВОСПРИЯТИЕ. Понятие величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особен­но - оттенков, пространственные отношения, временные пред­ставления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.

У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с пораженной нервной системой вос­приятие формируется замедленно и с большим количеством осо­бенностей и недостатков:

1) замедленность и сужение объема зрительных восприятий;

2) замедленность темпа восприятий сочетается со значитель­ным сужением объема воспринимаемого материала;

3) умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках;

4) понимание сюжетных картин и пейзажей представляет значительную трудность.

Все указанные недостатки и особенности восприятия сгла­живаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания в специальной школе при активном участии родителей.

Примерные упражнения на развитие восприятия:

1. Догадайся, фрагменты каких животных нарисованы и до­рисуй их.

2. Под каждым предметом нарисуй геометрическую фигуру, на которую он похож.

3. Собери картинку, разрезанную на части.

Много других упражнений для развития процесса вос­приятия, Вы найдете в следующей литературе:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993.

2. Парамонова Л.Т., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. -Санкт-Петербург: 1999.

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: 1997.

4. Русскова Г.А. Учимся пространственной ориентации. -М.: 1998.

5. Цвет. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»),

6. Форма. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»).

7. Развиваем восприятие. - М.: Розовый слон, 2001.

8. Детям о времени./Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997 г.

9. Подружись с природой. /Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997

Развитие ПАМЯТИ

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень мед­ленно, лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не имеют вовремя воспользоваться при­обретенными знаниями и умениями на практике.

Замедленность и непрочность процесса запоминания прояв­ляется прежде всего в том, что программу 4-х классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное на­хождение и использование приемов запоминания является слож­ны видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо пока­зать наиболее целесообразные приемы заучивания и припомина­ния учебного материала, помочь сформировать эти сложные на­выки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизволь­ная память. К началу систематического обучения дети уже запо­минают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формиро­вание осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогатель­ных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказы­ваются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная и др.). Работу по формированию памяти целесооб­разно проводить на неучебном материале в различных жизнен­ных ситуациях.

Примерные упражнения на развитие памяти:

1. Назови предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все запомнившиеся предметы.

2. Постарайся запомнить следующие пары слов:

РЫБА -ВОДА

САПОГ - НОГА

ПИСЬМО - ПОЧТА

СТОЛ - ПИРОГ

СНЕГ-ЗИМА

БУКВЫ - КНИГА

 

А теперь послушай только первые слова и постарайся на­звать к ним их парные слова.

Какие еще упражнения используются для развития па­мяти, Вы узнаете из следующей литературы:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.-М.: 1993 г.

2. Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка -М.: 1935г.

3. Гаврипа С.Е. Учимся запоминать. - Ярославль: Академия развития, 1998 г.

4. Развиваем память. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие ВООБРАЖЕНИЯ

ВООБРАЖЕНИЕ является одной из универсальных способ­ностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психиче­скими процессами и личностью в целом.

Будучи самостоятельным психическим процессом, воображе­ние вплетается во все познавательные процессы и во многом зави­сит от потребностей, интересов личности, эмоций и характера.

У умственно отсталых детей воображение отличается фраг­ментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жиз­ненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Воображение возникает и развивается в процессе деятельно­сти (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.).

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформирован­ного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят раз­личные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наибо­лее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятель­ности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Важным условием раскрытия творческих способностей яв­ляется создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи.

Примерные упражнения на развитие воображения

1. Закончи рассказ.

2. Подумай, на что похожи эти линии. Дорисуй их.

Подобные и многие другие упражнения на развитие про­цесса воображения Вы найдете в следующей литературе

1. Боровик О.В. Развитие воображения -М.: 2000 г.

2. Гаврина С.Е. Учимся фантазировать. - Ярославль: Акаде­мия развития, 1997 г.

3. Город невидимок (развитие воображения)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль; Академия развития, 1997 г.

4. Субботина Л.Ю.. Развитие воображения у детей. - Яро­славль: Академия развития, 1997 г.

5. Развиваем воображение. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ - это одна из высших форм деятельности че­ловека.

Мышление выходит за пределы чувственно познания, про­должает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, пред­ставления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

Мышление - наиболее высокая ступень познания. В процес­се мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. В се обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычисление части из ление целого на части, вычисление части из целого и соединение частей в целое.

Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:

- анализ предметов они проводят бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части;

- затруднения в установлении связи между частями предмета;

- при анализе предметов выделяют общие свойства предме­тов, а не их индивидуальные признаки;

- затруднен синтез предметов; выделяя в предметах отдель­ные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом;

- не умея, выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, затрудняют­ся устанавливать различия в сходных предметах и общее в отли­чающихся.

Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и раз­личия предметов и явлений окружающего мира.

Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять ос­новные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). За­тем учим сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого - с похожими объектами. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предмета­ми и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.

Начинать работу по развитию мышления можно со сле­дующих упражнений:

1. Чем похожи или чем отличаются животные или предметы в каждой паре?

2. Найди как можно больше сходства или отличий.

3. Назови все предметы, нарисованные на картинке. Как их можно назвать одним словом?

4. Зачеркни (убери) лишний предмет и объясни, почему он не подходит к остальным.

 

Другие упражнения по развитию мышления Вы найдете в следующей литературе:

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М.: Новая школа, 2000 г.

2. Учимся думать./Сост. Гаврина С.Е. -Ярославль: Академия развития, 2000 г.

3. Я готовлюсь к школе./Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 2000 г.

4. Догадки (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др, -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

5. Колпак мудреца (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Логическое мышлсние./Сост. Дорофеева А. - М.: 1997 г. (Серия подготовим ребенка к школе).

7. Развиваем мышление. - М.: Розовый слон, 2001 г.

Развитие РЕЧИ

РЕЧЬ - орудие мышления и средство общения.

Здоровый ребенок 3-4 лет обладает большим словарным за­пасом, его активная речь носит почти правильную грамматиче­скую форму. В то же время у умственно отсталого ребенка как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Ребенок дол­го не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Умственно отсталые де­ти плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет звуковой анализ слова. Грамматический строй речи умственно отсталых детей не­совершенен. Их фразы односложны. Они затрудняются в подборе слов для выражения мысли.

Только систематическая работа педагогов и родителей по­могает скорригировать недостатки речевого развития умственно отсталого ребенка. В процессе работы необходимо уделить вни­мание активизации речи, пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка за счет расширения запаса общих представ­лений, уточнения сведений об окружающем мире.

Упражнения, используемые для развития связной речи:

1. Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Послушай сказку. А теперь повтори.

3. Закончи рассказ (сказку).

Как развивать речь ребенка, и какие упражнения можно использовать в работе с ним, Вы узнае1е из следующей лите­ратуры:

1. Развиваем речь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

2. Готовимся к чтению - М.: Розовый слон, 2001 г.

3. Учимся читагь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

4. Играем в слова. /Сост. Гаврипа С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.

5. На дворе трава (развитие речи). /Сост. Гаврина С.Е. и др. -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Считалки (развитие речи) /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 1997г.



Развитие МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В ходе работы над формированием различных психических процессов обязательно должно уделяться внимание совершенст­вованию как МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, так и общей координации движений ребенка. Поэтому на любых занятиях нужно использо­вать упражнения, которые будут способствовать общему дви­гательному развитию ребенка.

1. Соедини точки. Что получилось?

2. Обведи по шаблону. Как называется эта фигура? За­штрихуй.

3. Упражнения по обводке, штриховке, раскрашиванию.

4. Лепка из пластилина, глины.

5. Игры с конструктором, мозаикой.

Какие еще упражнения можно использовать, развивая моторику, Вы узнаете из рекомендуемой литературы:

1. Веселые дорожки. /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

2. Готовим руку к школе. /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 1998 г.

3. Непослушные линии. /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 1997 г.

4. Занимательные прописи. /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Яро­славль: Академия развития, 1997 г.

5. Фигурные линии. - Дмитров: Карапуз, 2000 г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!