СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа учителя-дефектолога для индивидуальной работы с ребенком с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-дефектолога»


Пояснительная записка:

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.

Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Основой для разработки данной рабочей программы явились:

- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой

В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.

Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному и речевому.

Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;

- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;

- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;

- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.


Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

  2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  3. Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  4. Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.

  5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

  6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.


Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:

  1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.

  2. Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

  3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.

  4. Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.

  5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.

  6. Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.

  7. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, формирования коммуникативных навыков, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.

Дети с ЗПР это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений о себе и окружающих, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. у детей с ЗПР данной группы страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки информации. Кроме того, отмечаемся низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.

У детей слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь педагога и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.

Дети отстают в речевом развитии (нарушение звукопроизносительных умений и навыков, аграмматизмы, ограниченность словаря, несформированность связной речи), замедленный темп становления регулирующей функции речи.

Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.

Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей данной группы являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.


Особенности организации образовательного процесса

Новизна рабочей программы заключается в использовании новых социально-педагогических и коррекци­онно-развивающих образовательных технологий. В коррекционно-развивающей работе с детьми (социоигровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные)

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное развитие детей. В программе представлены целевые ориентиры освоения детьми знаний, умений и навыков по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Тематика НОД по разделам программы отражена в комплексно-тематическом плане

Планирование работы по образовательным областям учитывает особенности общего развития детей с задержкой психического развития, обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического и речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межпредметных связей, а также с психофизическими особенностями воспитанников.


Планируемые результаты освоения рабочей программы

детьми старшей группы с ЗПР


Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

- Уметь поместить и найти предмет по словесному ука­занию педагога;

- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

- Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

- Создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, ве­личине) по аналогии;

- Употреблять слова, обозначающие изученные свой­ства (цвет, форму, величину) и расположение предме­тов в пространстве, в активной речи.

- Сравнивать два предмета по цвету, форме, назначению;

- Различать и называть круг, квадрат, треугольник; знать их характерные отличия.

- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

- Распределять п предметы (их изображения) на группы по родовому признаку; называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;

- Правильно называть времена года, их последователь­ность, части суток;

- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях;

- Уметь устанавливать количественные и качественные отношения между предметами;

- Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посу­де; домашних и диких животных, предметов сада и огорода; транспорту; профессий людей;

- Знать название своего города. Называть его главную улицу и площадь;

- Соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;

- Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

- Правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, знать их отличительные признаки;

- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изучен­ные звуки.

- Составляет рассказ по картине, пересказ текста с опорой на картины-опоры, план.



Метапредметные результаты:

- Способен организовывать свою учебно-познавательную деятельность и владеет следующими навыками: постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка.

- Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, осознаёт поставленные задачи и выбирает способ их решения; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; устанавливает причинно-следственные связи.

- Осуществляет продуктивное общение в совместной деятельности с педагогом и со сверстниками, участвует в общей беседе, задаёт вопросы, умеет выражать свои мысли, соблюдает правила речевого поведения.

Личностные результаты:

- Положительно относится к учению, к познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признаёт для себя общепринятые моральные нормы, способен к самооценке своих действий, поступков; проявляет интерес и уважение к своей стране; готов поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.





  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения средствами родного языка.

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» реализуется в следующих разделах:

  1. Развитие фонематического восприятия.

  2. Развитие связной речи.


Раздел программы:

Развитие фонематического восприятия

Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

- формировать у детей направленность на звуковую сторону речи;

- развивать умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

- совершенствовать чувственный (сенсорный) опыт в области русского языка: развивать способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;

- стимулировать коммуникативную активность детей, способствовать овладению различными формами общения;

- формировать предпосылки для овладения навыками письма и чтения.


Сопутствующими формами НОД являются:

- игры (дидактические, словесные);

- занимательные упражнения;

- графические задания;

- упражнения по конструированию и моделированию (работа со схемой);

- просмотр мультимедийных пособий и учебных программ по развитию речи.


Учебно-тематический план

по развитию фонематического слуха

детей с ЗПР


I период

II период

Количество НОД

16

16

Всего: 32


Содержание коррекционной работы

по развитию фонематического восприятия

в старшей группе для детей с ЗПР

Темы непосредственно образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия отражены в перспективно – тематическом плане.

Программа состоит из нескольких разделов:

1. Развитие просодической стороны речи

- Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;

- Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков;

- Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу);

- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в работе над звукоподражаниями, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

2. Чувственное (сенсорное) развитие

- Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;

- Различение на слух гласных и согласных звуков, дифференциация по твердости - мягкости;

- Формирование понятий гласный, согласный звук и умения оперировать ими. Условные обозначения гласных, согласных (твердых, мягких) звуков;

- Знакомство с буквой, обозначающей изученный звук, соотнесение звука и буквы, целостное восприятие буквы.

3. Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

- Формирование умения выделять гласные звуки «а», «у», «о», «и» из ряда звуков.

- Формирование умение выделять начальные ударные гласные звуки «а», «у», «о», «и» из слов, различать слова с начальными ударными звуками «а», «у», «о», «и».

- Формирование умения выделять согласные звуки «т», «п», «м», «н», «к» из яда звуков, из слогов, слов, из конца и начала слов.

- Учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.

- Формирование навыков анализа и синтеза обратных, прямых слогов, односложных и двусложных слов без стечения согласных.

- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

4. Работа над слоговой структурой слова.

- Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.

- Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать слово вместе с педагогом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.

5. Подготовка к обучению технике письма

- Гимнастика пальцев и кистей рук;

- Ориентирование на листе бумаги;

- Обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;

- Отработка элементарных графических навыков;

- Соотнесение звука и буквы.


Последовательность графических заданий, предусмотренных программой, строится с учетом психофизических возможностей воспитанников. Первоначально используется нелинованная бумага. Отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким.

В дальнейшем дети учатся штриховке, знакомятся с разлиновкой ученической тетради и упражняются в ней работать.

Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований при подготовке к обучению письму способствует поддержанию работоспособности детей, сохранности их нормального зрения и правильной осанки, благоприятствует коррекции их физического развития.






Планируемые результаты коррекционной работы:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- Выделять звуки «а», «у», «о», «и», «т», «п», «м», «н», «к» из ряда звуков, из слогов, слов.

- Различать на слух гласные и согласные звуки (твердые – мягкие), их условное обозначение.

- Признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса.

- Оперировать понятиями гласный, согласный звук, условно обозначать их.

- Вычленять начальные гласные звуки из слов в ударной позиции.

- Подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

- Анализировать слияния гласных звуков, обратных и прямых слогов, односложных и двусложных слов без стечения согласных с пройденными буквами.

- Буквы, обозначающее изученные звуки, соотносить звук и букву.

- Практически делить слова на слоги.

























Тематическое планирование по разделу программы

«Развитие речевого (фонематического) восприятия»

для детей с ЗПР


Сентябрь

1-2 неделя

Диагностическое обследование

5,12 сентября

3 неделя

Слово.



19 сентября

4 неделя

Слово. Одушевленные и неодушевленные предметы.

26 сентября

Октябрь

1 неделя

Звук.

Гласные звуки.


3 октября

2 неделя

Согласные звуки. Слог.

10 октября

3 неделя

Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных с опорой на условно-графическую схему.

17 октября

4 неделя

Звуковой анализ слова. Знакомство с предложением.

24 октября

Ноябрь

1 неделя

Звуки и буквы А.

31 октября

2 неделя

Звук и буква У.

7 ноября

3 неделя

Звук и буква О.

14 ноября

4 неделя

Звук и буква ы.

Звук и буквы А, У, О, ы

21 ноября

Декабрь

1 неделя

Звук и буква И.

5 декабря

2 неделя

Дифференциация «и» - «ы».

12 декабря

3 неделя

Звук и буква М.

19 декабря

4 неделя

Звук и буква Н.

26 декабря

Январь

1 неделя

2 неделя

Промежуточный мониторинг.


9,16 января

3 неделя

Звук и буква Н.

23 января

4 неделя

Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом с опорой на графическую схему.

30 января

Февраль

1 неделя

Звук и буква В.

6 февраля

2 неделя

Различение твердых и мягких согласных звуков н – нь, м – мь, в – вь .

13 февраля

3 неделя

Звук и буква К.

20 февраля

4 неделя

Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные.

27 февраля

Март

1 неделя

Звук и буква П.

5 марта

2 неделя

Звуки и буквы Т.

12 марта

3 неделя

Звуковой диктант.

19 марта

4 неделя

Звуковой анализ слов изученных структур.

26 марта

Апрель

1 неделя

Звук и буква С.

2 апреля

2 неделя

Звук и буква С.

9 апреля

3 неделя

Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных.

16 апреля

4 неделя

Звуковой диктант


23 апреля

Май

1 неделя

Звук и буква Г.

30 апреля

2 неделя

Дифференциация «к» - «г».

7 мая

3 неделя

Повторение изученных звуков и букв.

14 мая

4 неделя

Итоговая диагностика

21,28 мая
















Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы

Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения мониторинга, обработки и анализа полученных результатов, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, подобрать эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание, сделать прогноз результатов коррекционно-образовательной работы. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы проводится по следующим компонентам: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: аутентичная оценка, метод наблюдения и апробированные критериальные диагностических методики, беседы, диагностические задания, диагностическая игра и т.д.

Диагностическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май).

Результаты мониторинга фиксируются в:

- индивидуальных протоколах обследования;

- диагностических таблицах

- сводном протоколе динамики развития детей всей группы.