Пояснительная записка:
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.
Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Основой для разработки данной рабочей программы явились:
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой
В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному и речевому.
Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:
Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;
- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;
- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;
- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:
Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.
Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.
Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.
Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.
Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.
Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, формирования коммуникативных навыков, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.
Дети с ЗПР это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений о себе и окружающих, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. у детей с ЗПР данной группы страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки информации. Кроме того, отмечаемся низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь педагога и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (нарушение звукопроизносительных умений и навыков, аграмматизмы, ограниченность словаря, несформированность связной речи), замедленный темп становления регулирующей функции речи.
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей данной группы являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Особенности организации образовательного процесса
Новизна рабочей программы заключается в использовании новых социально-педагогических и коррекционно-развивающих образовательных технологий. В коррекционно-развивающей работе с детьми (социоигровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные)
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное развитие детей. В программе представлены целевые ориентиры освоения детьми знаний, умений и навыков по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Тематика НОД по разделам программы отражена в комплексно-тематическом плане
Планирование работы по образовательным областям учитывает особенности общего развития детей с задержкой психического развития, обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического и речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межпредметных связей, а также с психофизическими особенностями воспитанников.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
детьми старшей группы с ЗПР
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
- Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по аналогии;
- Употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.
- Сравнивать два предмета по цвету, форме, назначению;
- Различать и называть круг, квадрат, треугольник; знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
- Распределять п предметы (их изображения) на группы по родовому признаку; называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;
- Правильно называть времена года, их последовательность, части суток;
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях;
- Уметь устанавливать количественные и качественные отношения между предметами;
- Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; домашних и диких животных, предметов сада и огорода; транспорту; профессий людей;
- Знать название своего города. Называть его главную улицу и площадь;
- Соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
- Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
- Правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, знать их отличительные признаки;
- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки.
- Составляет рассказ по картине, пересказ текста с опорой на картины-опоры, план.
Метапредметные результаты:
- Способен организовывать свою учебно-познавательную деятельность и владеет следующими навыками: постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка.
- Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, осознаёт поставленные задачи и выбирает способ их решения; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; устанавливает причинно-следственные связи.
- Осуществляет продуктивное общение в совместной деятельности с педагогом и со сверстниками, участвует в общей беседе, задаёт вопросы, умеет выражать свои мысли, соблюдает правила речевого поведения.
Личностные результаты:
- Положительно относится к учению, к познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признаёт для себя общепринятые моральные нормы, способен к самооценке своих действий, поступков; проявляет интерес и уважение к своей стране; готов поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения средствами родного языка.
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» реализуется в следующих разделах:
Развитие фонематического восприятия.
Развитие связной речи.
Раздел программы:
Развитие фонематического восприятия
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
- формировать у детей направленность на звуковую сторону речи;
- развивать умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
- совершенствовать чувственный (сенсорный) опыт в области русского языка: развивать способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;
- стимулировать коммуникативную активность детей, способствовать овладению различными формами общения;
- формировать предпосылки для овладения навыками письма и чтения.
Сопутствующими формами НОД являются:
- игры (дидактические, словесные);
- занимательные упражнения;
- графические задания;
- упражнения по конструированию и моделированию (работа со схемой);
- просмотр мультимедийных пособий и учебных программ по развитию речи.
Учебно-тематический план
по развитию фонематического слуха
детей с ЗПР
| I период | II период |
Количество НОД | 16 | 16 |
Всего: 32 |
Содержание коррекционной работы
по развитию фонематического восприятия
в старшей группе для детей с ЗПР
Темы непосредственно образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия отражены в перспективно – тематическом плане.
Программа состоит из нескольких разделов:
1. Развитие просодической стороны речи
- Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;
- Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков;
- Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу);
- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в работе над звукоподражаниями, при выполнении подвижных упражнений с текстом.
2. Чувственное (сенсорное) развитие
- Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;
- Различение на слух гласных и согласных звуков, дифференциация по твердости - мягкости;
- Формирование понятий гласный, согласный звук и умения оперировать ими. Условные обозначения гласных, согласных (твердых, мягких) звуков;
- Знакомство с буквой, обозначающей изученный звук, соотнесение звука и буквы, целостное восприятие буквы.
3. Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Формирование умения выделять гласные звуки «а», «у», «о», «и» из ряда звуков.
- Формирование умение выделять начальные ударные гласные звуки «а», «у», «о», «и» из слов, различать слова с начальными ударными звуками «а», «у», «о», «и».
- Формирование умения выделять согласные звуки «т», «п», «м», «н», «к» из яда звуков, из слогов, слов, из конца и начала слов.
- Учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.
- Формирование навыков анализа и синтеза обратных, прямых слогов, односложных и двусложных слов без стечения согласных.
- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
4. Работа над слоговой структурой слова.
- Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.
- Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать слово вместе с педагогом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.
5. Подготовка к обучению технике письма
- Гимнастика пальцев и кистей рук;
- Ориентирование на листе бумаги;
- Обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
- Отработка элементарных графических навыков;
- Соотнесение звука и буквы.
Последовательность графических заданий, предусмотренных программой, строится с учетом психофизических возможностей воспитанников. Первоначально используется нелинованная бумага. Отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким.
В дальнейшем дети учатся штриховке, знакомятся с разлиновкой ученической тетради и упражняются в ней работать.
Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований при подготовке к обучению письму способствует поддержанию работоспособности детей, сохранности их нормального зрения и правильной осанки, благоприятствует коррекции их физического развития.
Планируемые результаты коррекционной работы:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- Выделять звуки «а», «у», «о», «и», «т», «п», «м», «н», «к» из ряда звуков, из слогов, слов.
- Различать на слух гласные и согласные звуки (твердые – мягкие), их условное обозначение.
- Признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса.
- Оперировать понятиями гласный, согласный звук, условно обозначать их.
- Вычленять начальные гласные звуки из слов в ударной позиции.
- Подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
- Анализировать слияния гласных звуков, обратных и прямых слогов, односложных и двусложных слов без стечения согласных с пройденными буквами.
- Буквы, обозначающее изученные звуки, соотносить звук и букву.
- Практически делить слова на слоги.
Тематическое планирование по разделу программы
«Развитие речевого (фонематического) восприятия»
для детей с ЗПР
Сентябрь |
1-2 неделя | Диагностическое обследование | 5,12 сентября |
3 неделя | Слово. | 19 сентября |
4 неделя | Слово. Одушевленные и неодушевленные предметы. | 26 сентября |
Октябрь |
1 неделя | Звук. Гласные звуки. | 3 октября |
2 неделя | Согласные звуки. Слог. | 10 октября |
3 неделя | Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных с опорой на условно-графическую схему. | 17 октября |
4 неделя | Звуковой анализ слова. Знакомство с предложением. | 24 октября |
Ноябрь |
1 неделя | Звуки и буквы А. | 31 октября |
2 неделя | Звук и буква У. | 7 ноября |
3 неделя | Звук и буква О. | 14 ноября |
4 неделя | Звук и буква ы. Звук и буквы А, У, О, ы | 21 ноября |
Декабрь |
1 неделя | Звук и буква И. | 5 декабря |
2 неделя | Дифференциация «и» - «ы». | 12 декабря |
3 неделя | Звук и буква М. | 19 декабря |
4 неделя | Звук и буква Н. | 26 декабря |
Январь |
1 неделя 2 неделя | Промежуточный мониторинг. | 9,16 января |
3 неделя | Звук и буква Н. | 23 января |
4 неделя | Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом с опорой на графическую схему. | 30 января |
Февраль |
1 неделя | Звук и буква В. | 6 февраля |
2 неделя | Различение твердых и мягких согласных звуков н – нь, м – мь, в – вь . | 13 февраля |
3 неделя | Звук и буква К. | 20 февраля |
4 неделя | Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные. | 27 февраля |
Март |
1 неделя | Звук и буква П. | 5 марта |
2 неделя | Звуки и буквы Т. | 12 марта |
3 неделя | Звуковой диктант. | 19 марта |
4 неделя | Звуковой анализ слов изученных структур. | 26 марта |
Апрель |
1 неделя | Звук и буква С. | 2 апреля |
2 неделя | Звук и буква С. | 9 апреля |
3 неделя | Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных. | 16 апреля |
4 неделя | Звуковой диктант | 23 апреля |
Май |
1 неделя | Звук и буква Г. | 30 апреля |
2 неделя | Дифференциация «к» - «г». | 7 мая |
3 неделя | Повторение изученных звуков и букв. | 14 мая |
4 неделя | Итоговая диагностика | 21,28 мая |
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения мониторинга, обработки и анализа полученных результатов, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, подобрать эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание, сделать прогноз результатов коррекционно-образовательной работы. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы проводится по следующим компонентам: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: аутентичная оценка, метод наблюдения и апробированные критериальные диагностических методики, беседы, диагностические задания, диагностическая игра и т.д.
Диагностическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Результаты мониторинга фиксируются в:
- индивидуальных протоколах обследования;
- диагностических таблицах
- сводном протоколе динамики развития детей всей группы.