МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественного цикла __________________________ Протокол от «____» ___________ 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________ (подпись) «____» _____________ 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ (подпись) «____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
курса по выбору
«Биологический практикум по генетике»
11 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы
Ткаченко Дарья Александровна
Донецк
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору по биологии «Биологический практикум по генетике» для 11 классов, составлена в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Содержание курса рассчитано на учащихся 11 классов и изучается в течение 34 часов (1 ч. в неделю).
Генетика изучает универсальные для всех живых организмов законы наследственности и изменчивости. Она занимает особое место среди фундаментальных биологических наук. Знание современной генетики помогает понять суть жизни и основные свойства живых систем (саморегуляция, самообновление, самовоспроизведение) независимо от уровня их организации.
Курс «Биологический практикум по генетике» создает возможность для углубленного изучения учащимися профильных классов сложных вопросов по генетике и раскрытия роли генетики в решении теоретических и практических проблем современной медицины.
Необходимым фактором, обеспечивающим качественное усвоение лицеистами теоретического материала по генетике, является умение решать задачи. Практическое использование полученных теоретических знаний при решении задач способствует развитию логического мышления, творческого, аналитического подхода к разрешению разных проблем, что может быть особенно важным для учащихся, которые в будущем готовятся работать в области биологии, экологии, селекции, медицины.
Цель курса - углубление знаний учащихся об основных закономерностях наследственности и изменчивости, овладение отдельными методами генетического анализа.
Задачи курса:
- углубить знания о ключевой роли нуклеиновых кислот в проявлении уникальных свойств живой материи на всех ее уровнях организации;
- углубить знания об основных закономерностях наследственности и
изменчивости;
- сформировать умение применять теоретические знания для решения генетических задач;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся в результате использования интерактивных форм обучения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ | № в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Тема 1. Введение. Молекулярные основы наследственности (5 часов) |
| | Основные этапы развития генетики. Связь генетики с другими науками (молекулярной биологией, биохимией, цитологией и др.). Современные достижения генетики, их значение для решения проблем селекции, биотехнологии, охраны природы, медицины. Перспективные направления развития генетики и их задачи. | | | |
| 2. | Организация генетического материала. Структура нуклеиновых кислот. Организация геномов прокариот и эукариот. Экзонно-интронная организация генома. Репликация и репарация ДНК. Рекомбинация ДНК. | | | |
| 3. | Код ДНК и РНК. Реализация генетической информации. Транскрипция. Созревание РНК. Биосинтез белка. Регуляция экспрессии генов. | | | |
| 4. | Практическая работа 1. Решение задач и упражнений по молекулярной биологии (строение нуклеиновых кислот). | | | |
| 5. | Практическая работа 2. Решение задач и упражнений по молекулярной биологии (транскрипция, трансляция). | | | |
Тема 2. Клеточный цикл (4 часа). |
| 1. | Клеточный цикл. Интерфаза. Митоз. Мейоз. | | | |
| 2. | Закономерности изменения объема информации, количества хромосом и ДНК в клетке. | | | |
| 3. | Комбинации гомологичных хромосом в митозе и мейозе. | | | |
| 4. | Практическая работа 3. Решение задач и упражнений | | | |
Тема 3. Закономерности наследственности (12 часов). |
| 1. | Цитологические основы наследственности. Моно, ди - и полигибридное скрещивание. Законы Г. Менделя. Статистико - вероятностный характер реализации законов Г. Менделя. Практическая работа 4. Решение задач на моногибридное скрещивание. | | | |
| 2. | Практическая работа 5. Решение задач на промежуточное наследование. | | | |
| 3. | Неполное доминирование. Кодоминирование. Практическая работа 6. Решение задач на кодоминирование | | | |
| 4. | Практическая работа 7. Решение задач на дигибридное скрещивание. | | | |
| 5. | Практическая работа 8. Решение задач на три - и полигибридное скрещивание. | | | |
| 6. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в детерминации признаков. Наследование групп крови. Комплементарность. Практическая работа 9. Решение задач на комплементарное взаимодействие генов. | | | |
| 7. | Практическая работа 10. Решение задач на эпистатическое взаимодействие генов | | | |
| 8. | Полимерия. Эпистаз. Практическая работа 11. Решение задач на полимерное взаимодействие генов. | | | |
| 9. | Сцепленное наследование и кроссинговер. Генетические карты. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа 12. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | | | |
| 10. | Практическая работа 13. Решение задач на полное сцепление генов. | | | |
| 11. | Практическая работа 14. Решение задач на неполное сцепление генов. | | | |
| 12. | Практическая работа 15. Решение задач на построение генетических карт хромосом. | | | |
Тема 4. Закономерности изменчивости (4 часа). |
| 1. | Модификационная изменчивость, её статистические закономерности. | | | |
| 2. | Роль генотипа и среды в формировании фенотипа. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Мутагены. | | | |
| 3. | Практическая работа 16. Решение задач на модификационную изменчивость | | | |
| 4. | Практическая работа 17. Решение задач на мутационную изменчивость. | | | |
Тема 5. Генетика человека (4 часа). |
| 1. | Методы антропогенетики. | | | |
| 2. | Хромосомы человека. | | | |
| 3. | Наследственные заболевания человека. Практическое использование достижений генетики человека. | | | |
| 4. | Практическая работа 18. Решение задач и упражнений по антропогенетике (составление и анализ родословных). | | | |
Тема 6. Генетика популяций (5 часов). |
| 1. | Понятие о виде и популяции. Закон Харди-Вайнберга для идеальных популяций. | | | |
| 2. | Генетическая структура реальных популяций. Генетическая характеристика популяций человечества. | | | |
| 3. | Практическая работа 19. Решение задач на закон Харди-Вайнберга. | | | |
| 4. | Практическая работа 20. Решение задач на генетическую структуру реальных популяций | | | |
| 5. | Обобщение и систематизация знаний за весь курс предмета. | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1967.
2. Бердышев Г. Д., Криворучко И. Ф. Генетика человека с основами медицинской генетики: Учеб. Пособие для студентов биол. спец. вузов. — Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. - 444 с.
3. Біологічні олімпіади школярів: Навчально-методичний посібник/Л. С. Ващенко, О. В. Данилова, М. Ю. Макарчук, В. О. Мотузний. - К.: Генеза, 2002.
- 288 с.: іл.
4. Ватти К. В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике: Пособие для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М., Просвещение, 1979. - 189 с.
5. Ватти К. В., Тихомирова М. М. Сборник задач по генетическому анализу. Л.: изд-во ЛГУ, 1973. - 80 с.
6. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев: Наукова думка, 1983. 7. Гофман-Кадошников Л. В. Задачник по общей и медицинской генетике. М.: 1-ый ММИ, 1969.- 155 с.
8. Грин.Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т.: Пер. с англ. / под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990.
9. Джинкс Дж. Нехромосомная наследственность. Пер с англ. / под ред. В. Л. Рыжкова. М.: Мир, 1966.