Рабочая программа учителя-логопеда
«Коррекция речевых нарушений»
Составила:
Сурина У.С.
учитель-логопед
2022год
Содержание:
Пояснительная записка 3
Цель, задачи программы 4
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. 4
Методическое обеспечение 6
Характеристика контингента воспитанников 6
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, 7
и общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 7
Направления коррекционно-развивающей работы 7
Формы и средства организации образовательной деятельности 8
Как должна измениться работа учителя-логопеда в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартаом 10
Пояснительная записка
Программа является примерной программой для детей с нарушениями речи; она адресована работникам дошкольных образовательных организаций: учителям - логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей как в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, так и для занятий в условиях логопункта в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях (Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.) специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей, а также при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Программа учитывает концептуальные положения общей и коррекционной педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира; на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности. В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный путь развития и формирование чувства языка. В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования Российской Федерации, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности: “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, ”Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“ .
Применение программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть, ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Задачи «Программы» помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами, способствовать обогащению их общего развития, осуществлению коррекции психофизического развития, подготовить их к обучению в школе. Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи психологическую готовность к обучению в общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательную программу или общеобразовательной организации, реализующей адаптированную общеобразовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания. Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности по логопедической работе и образовательным областям, соответствующим Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). На основе Стандарта разработана предлагаемая программа, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательной организации общего типа.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую программу, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализация.
В МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте в ДОО.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.11.) В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель, задачи программы Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими речевое заключение ФН, ФФН, ОНР-III IV речевого развития 6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30м
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.
III период – 2 половина февраля – май 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.
- звукопроизношение + связная речь.
Всего 66 занятий в год, 27 час.30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими речевое заключение ФН, ФФН, ОНР-III, IV уровня речи 7 года жизни разделено на 3 периода обучения.
I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.
II период – ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.
III период-март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год - 34 час.
С 1 июня – повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5- 7 человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми:
ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 1 год
ОНР III, IV уровня речи – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Учебно – тематическое планирование
название | ФН, ФФН, ОНР-III у детей 6-го года жизни | ФН, ФФН, ОНР-III у детей 7-го года жизни |
всего занятий в год | подгруп-повые занятия | индивидуа-льные занятия | всего занятий в год | подгруп-повые занятия | индивиду-альные занятия |
132 | 66 | 66 | 136 | 68 | 68 |
формирова-ние звукопроиз-ношения | 116 | 50 | 66 | 103 | 35 | 68 |
Обучение связной речи | 16 | 16 | | 15 | 15 | |
подготовка к обучению грамоте | | | | 18 | 18 | |
Количество часов | 38ч. 30м. | 27ч. 30м. | 11час. | 45ч. 35м. | 34 час. | 11ч. 35м. |
Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. В 2014-2015 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
ОНРIII уровня | ОНР 2 уровня | НВОНРIII | ФФН | ФН |
21 | 1 | 2 | 11 | 4 |
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй. К нерезко выраженному общему недоразвитию речи (НВОНР) отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Направления коррекционно-развивающей работы:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.
Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении. В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основная деятельность проводится в индивидуальной и подгрупповой форме: 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.
Частота проведения индивидуальной деятельности определяется индивидуальными психофизическими особенностями детей, возрастом, степенью и характером выраженности речевого нарушения.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (дидактические, подвижные игры для речевого развития ).
Активизация и расширение словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание с детьми иллюстраций, беседы на разные темы по вопросам. Заучивание стихотворений. При составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок, осуществляется развитие монологической речи
Повседневное наблюдение за состоянием речи детей, за правильным произношением поставленных звуков, отработанных грамматически категорий по рекомендациям логопеда в тетради взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности отмечаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
- фонематические процессы; -звукопроизношение; -звуковой анализ; | - моторика; - психологическая база речи; - активизация обогащение словаря; |
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Танцевальные движения под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
3. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед информирует родителей полную и подробную информацию о речевых, неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
активное участие во всех мероприятиях, проводимых в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематическая помощь ребёнку дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
необычное начало занятия;
присутствие на занятии “духа открытия”;
удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;
предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
не оставление без внимания ни одного ответа;
развитие речи в любых формах деятельности;
учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
обучение видению многовариативности выполнения задания;
поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Как должна измениться работа учителя-логопеда в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом?
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте отмечено, что «содержание коррекционной работы и инклюзивного образования включается в программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа должна быть направлена на:
При этом должны учитываться особенности развития данной категории детей. В 3 разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» говорится: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать качественное образование; должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, способствующих получению дошкольного образования». Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»; это же предполагает и системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Учитель-логопед строит свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
В работе учителя-логопеда должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. «Ребёнок не должен. Взрослые должны - готовить ребёнка к жизни, учить учиться».
Содержание работы учителя-логопеда направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Также в работе учителя-логопеда необходимо тесное взаимодействие со специалистами образовательной организации, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом учителю-логопеду в своей профессиональной деятельности необходимо, прежде всего, учитывать установленный документами принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей и представляет собой альтернативу предметному принципу. Таким образом, деятельность учителя-логопеда претерпела некоторые изменения, как по форме, так и по содержанию.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.