СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников.»

Содержание программы

  1. Пояснительная записка__________________________________________3

  2. Особенности письменной речи у детей с дисграфией___________________5

  3. Планы работы по преодалению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии_____________________________________________7

    1. План работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии___7

    2. План работы по преодолению акустической дисграфии________________13

    3. План работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза______________________________________19

    4. План работы по преодолению аграмматической дисграфии____________24

    5. План работы по преодолению оптической дисграфии_________________28

  4. Учебно-метадические средства обучения____________________________32





































Пояснительная записка

Частичное расстройство письма, в настоящее время, достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия. По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».

В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:

— артикуляторно-акустическая;

— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;

— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;

— аграмматическая;

— оптическая.

В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:

— формирование фонематического восприятия;

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

— развитие пространственно-временной ориентации;

— развитие зрительного и слухового восприятия;

— развитие связной речи;

— развитие процессов чтения и письма.

Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.

Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе I-IV.

Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:

— артикуляторно-акустической;

— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;

— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;

— аграмматической;

— оптической.

Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4).

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).

Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.

При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.

Особенности письменной речи у детей с дисграфией

У детей, обучающихся в массовых школах, встречаются различные формы дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Ниже представлены основные особенности письменной и устной речи детей-дисграфиков.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопро-изношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.

При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),

— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

— твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);

— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);

— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет», «мика» — «мишка», «лит» — «лист»);

— добавление гласного («палаток» — платок»);

— перестановка букв («коно» — окно»);

— пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.

Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

Аграмматизмы на письме проявляются:

— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);

— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);

— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).

При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);

— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);

— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);

— зеркальное написание букв (с — е , э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

Планы работы
по преодолению нарушений письменной речи
при различных формах дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Обучение лучше начинать сразу после исправления звукопроизношения или параллельно этому виду работы, опираясь на сохранные, а также на исправленные звуки.

Коррекционно-логопедическую работу по исправлению недостатков письменной речи обязательно должна предварять работа по дифференциации звуков в устной речи.

Раздел программы рассчитан на 91 час. Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением. Данный раздел программы рекомендован для детей с ФФНР и ОНР.

3.1 План работы по преодолению

артикуляторно-акустической дисграфии.

Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы


1. Звук


1. Звуки.

Гласные — согласные

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными. Знакомство с признаками согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков


2. Гласные

I—II ряда

Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных


3. Дифференциация гласных А—Я

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте


4. Дифференциация гласных О—Е

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных


5. Дифференциация гласных У—Ю

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте


6. Дифференциация гласных Э—Е

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия и анализа. Соотнесение твердых и мягких согласных с символом. Работа со звуковой схемой слова




Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы

6



7. Дифференциация гласных Ы—И

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте


8. Мягкий знак

Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой


9. Твердый знак

Знакомство с твердым знаком. Знакомство со схемой слова. Развитие слухового и зрительного внимания. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с правописанием и употреблением твердого знака в словах.

Дифференцированное употребление твердого и мягкого знака в словах


10. Звуки Б-Б', П-П'

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П—ГГ. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами








Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы

11. Звуки В—В',

Ф-Ф'

Знакомство с характеристикой звуков В—В', Ф—Ф' и нормой произношения. Работа на уровне слога, слова, предложения и текста. Развитие фонематического восприятия. Работа с паронимами. Работа по звуковому, слоговому и языковому анализу. Соотнесение звуков с символами


12. Звуки Г—Г',

К—К'

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу


13. Звуки Д—Д',

Т—Т'

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами



14. Звуки 3—3',

С—С'

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления




Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы


15. Звуки Ж—Ш

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ж-Ш. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа



16. Звуки С—Ш

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза


17. Звуки 3—Ж

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти


18. Звуки Ч—Т'

Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия


19. Звуки С—Ц

Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц




Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы

20. Звуки Ц—ТС

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки


21. Звуки Ч—Щ

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов



22. Звуки Ч—Ц

Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия



23. Звуки Р—Р',

Л—Л'.

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов



24. Звуки Й—Л—Л'

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Й—Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов



25. Звуки В—Л

Знакомство с артикуляцией звуков. Сравнение арти­куляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифферен­циация звуков на всех этапах. Развитие высших пси­хических процессов. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового, языкового анализа




Тема занятия

Содержание работы

Ча­сы

II—IV. Слог. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста про­водится на основном этапе работы во время дифенциации оппозиционных пар звуков


К концу обучения дети должны звать;

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Акустическая дисграфия

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей). Задачи коррекционного обучения: ! 1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и ОНР.

3.2 План работы по преодолению акустической дисграфии


Тема занятия

Содержание работы

Часы

1. Подготовительный этап работы

1. Развитие слухово­го и зрительного внимания и воспри­ятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на разви­тие слухового и зрительного внимания и воспри­ятия, на развитие памяти и логического мышления


2. Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков


3. Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гла­сных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме


П. Основной этап работы

4. Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е,

Ы—И, Э—Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме






Тема занятия

Содержание работы

Часы

5. Дифференциация гласных букв А—Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте


6. Дифференциация гласных букв У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте


7. Дифференциация гласных букв О—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте


8. Дифференциация гласных букв Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте


9. Дифференциация гласных букв Э—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте


10. Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения


11. Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза







Тема занятия

Содержание работы

Часы


12. Звуки Б—Б', П—П'

Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


13. Звуки В-В',

Ф—Ф'

Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза


14. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'

Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


15. Звуки Д—Д', Т—Т'

Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


16. Звуки 3—3', С—С'

Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изо­лированно, в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания, анализа и синтеза




Тема занятия

Содержание работы

Часы

17. Звуки Ж—Ш

Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


18. Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений


19. Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю

Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза


20. Дифференциа­ция соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'

Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза


21. Звуки Л—Л'—Й

Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соот­несение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паро­нимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


22. Дифференциа­ция свистящих и

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и




Тема занятия

Содержание работы

Часы

шипящих звуков

«простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме


23. Звуки С—С, Ш

Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематичес­кого восприятия, внимания, анализа и синтеза


24. Звуки З—З', Ж

Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


25. Звуки

С—С', Ц

Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематичес­кого восприятия, внимания, анализа и синтеза



26. Звуки ТС—Ц (на усмотрение логопеда)

Знакомство со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза



27. Звуки Ч—Щ

Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с сим­волами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза






Тема занятия

Содержание работы

Часы


28. Звуки Ч—ТЬ

Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза



29. Звуки Ч—Ш

Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок


30. Звуки Ч—Ц (на усмотрение логопеда)

Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза


Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста прово­дится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

III. Заключительный этап работы

31. Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуж­дение, изложение, сочинение...



К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

3.3 План работы, по преодолению дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа

и синтеза

Тема занятия

Содержание работы

Часы

1. Звук

1. Звук. Гласные-согласные звуки

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение глас­ных и согласных. Образование гласных и соглас­ных звуков. Дифференциация гласных и соглас­ных звуков на всех этапах


2. Гласные I ряда

Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонема­тического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение зву­ков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочета­ниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза



3. Гласные II ряда

Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонема­тического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схе­мой слова. Работа по звуковому анализу и син­тезу. Роль гласных II ряда при смягчении соглас­ных. Развитие неречевых процессов



4. Мягкий знак

Роль мягкого знака. Знакомство с разделитель­ным мягким знаком. Закрепление знаний орфо­графии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического


Тема занятия

Содержание работы

Часы



мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу



5. Согласные звуки

Знакомство с согласными звуками. Развитие фо­нематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и зву­ков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов



II. Слог


6. Слог

Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного сло­га в ряду слов. Определение положения опреде­ленного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со сло­говой схемой



7. Ударение. Ударная гласная

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. .Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам



8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов



III. Слово


9. Родственные слова. Корень слова

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор род­ственных слов. Выделение двух основных при­знаков родственных слов: единый корень,






Тема занятия

Содержание работы

Часы



близость значения. Закрепление знаний о безу­дарных гласных. Обогащение словаря. Подгото­вительная работа по словообразованию. Выделе­ние корня в словах



10. Образование слов при помощи суффиксов

Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на мор­фологическом уровне. Работа по развитию и обо­гащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)




11. Словообразо­вание слов при помощи приставок

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие вре­менных и пространственных отношений. Разви­тие оптических представлений. Работа на морфо­логическом уровне. Работа с антонимами и сино­нимами. Работа с графическими схемами слов




12. Приставки и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Разви­тие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов




13. Морфологичес­кий состав слова

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов




IV. Словосочетание и предложение



14. Состав предложения

Выделение слов в составе предложения. Опреде­ление количества слов. Работа со схемами пред­ложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа




Тема занятия

Содержание работы

Часы



над деформированным предложением



V. Связная речь


15. Последователь­ный рассказ

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с дефор­мированным текстом. Восстановление рассказа по плану



16. Описательный рассказ

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом



17. Составление связного рассказа по предметной, сюжет­ной картинам и серии картин

Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Сос­тавление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)



К концу обучения дети должны знать:

— гласные и согласные звуки и буквы;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

— правописание предлогов и приставок.

К концу обучения лети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

— определять ударные и безударные гласные, слоги;

— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Аграмматическая дисграфия

Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития. Чаще всего отмечается у детей с ОНР. Программа рассчитана на 80 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

3.4 План работы по преодолению

аграмматической дисграфии

Тема занятия

Содержание работы

Часы

1. Слово. Словосочетание. Предложение

А. Развитие навыков словообразования

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с одно­коренными словами. Дифференциация одноко­ренных и родственных слов. Пополнение слова­ря и развитие навыков словообразования


2. Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференци­ация однокоренных и родственных слов. Соот­несение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и одноко­ренных слов


3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахож­дении приставки в словах. Графическое обозна­чение приставки. Правописание приставок. Раз­витие временных и пространственных представ­лений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами



4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значе­ний различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существи­тельных с уменьшительно-ласкательным значе­нием. Выбор суффикса



5. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суф­фиксе и окончании. Формирование навыка раз­бора слов по составу. Уточнение значений слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов



6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога



Б. Развитие навыков словоизменения


7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначе­ние изучаемых слов при помощи схемы.




Тема занятия

Содержание работы

Часы



Обогащение номинативного словаря



8. Практическое упот­ребление существи­тельных в форме единственного и мно­жественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Фор­мирование навыка образования форм един­ственного и множественного числа имен сущес­твительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зри­тельного)


9. Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в по­становке вопроса к существительным различ­ного рода, в разборе слова по составу. Обога­щение словаря. Развитие Логического мышле­ния


10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имен сущес­твительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизмене­ния. Преодоление аграмматизма в устной речи


В. Развитие навыков согласования слов

11. Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово­образованию. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой


12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по слово­изменению и согласованию имен прилагатель­ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами


13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагатель­ным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже. Прео­доление аграмматизма в устной речи






Тема занятия

Содержание работы

Часы

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогаще­ние глагольного словаря. Развитие навыков сло­воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой



15. Согласование глагола с существи­тельным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога­щение словаря действий. Преодоление аграм­матизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия



16. Согласование глагола с существи­тельным в роде

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами



17. Согласование глагола с существи­тельным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Раз­витие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений



18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи



II. Предложение


19. Предложение

Соотнесение предложений с графическими схе­мами. Знакомство со словосочетанием и предло­жением. Виды связи в словосочетаниях и пред­ложениях. Построение сложных предложений различных типов. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — сло­восочетание — текст







Тема занятия

Содержание работы

Часы

20. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложе­ния в зависимости от перестановки слов, изме­нения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями


III. Текст

21. Работа над текстом

Установление смысловых связей между пред­ложениями в составе текста. Знакомство с поня­тием текст, его признаками: смысловой целост­ностью, законченностью. Выделение логико-смысловых частей текста



К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов и приставок;

— части речи;

— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и второстепенные члены предложения;

— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части речи и их основные признаки;

— изменять слова по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

— производить разбор слова по составу;

— различать понятия словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

— устанавливать связи между частями сложного предложения;

— составлять и анализировать сложное предложение.

Оптическая дисграфия

Эта форма дисграфии тесно связана с недоразвитием зрительного гнозиса и праксиса, пространственных и временных представлений.

Данная часть программы рассчитана на 80 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв).

Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).

3.5 План работы по преодолению

оптической дисграфии


Тема занятия

Содержание работы

Часы


1. Развитие неречевых процессов


1. Развитие зрительного восприятия, памяти, навыков звукового анализа

Знакомство с основными и оттеночными цве­тами. Знакомство с геометрическими фигу­рами. Соотнесение предмета с цветом, вели­чиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д.



2. Развитие пространственно-временных отношений

Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представ­лений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти


II. Дифференциация графически сходных букв

3. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных букв (рукописного и

Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, пред­ложении, тексте. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Конструирование и рекон-


печатного шрифта)

струирование букв. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления


4. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных гласных и согласных букв (руко­писного и печатного шрифта)

Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами


5. Дифференциация оптически и кинети­чески сходных соглас­ных букв (рукописного и печатного шрифта)

Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех позициях.

Развитие зрительно-моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами



К концу обучение дети должны знать:

— основные цвета и оттенки;

— геометрические фигуры;

— схему собственного тела;

— направления;

— артикуляцию всех звуков;

— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

— элементы букв двух шрифтов;

— название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;.

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.





















































20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!