СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по учебному предмету «Изобразительное искусство»»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»




РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей естественного цикла

__________________________

Протокол


от «___» ___ 2022г. _

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора


_________Потапенкова А.Н.

(подпись)


«____» _____________ 2022г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


___________Сташевская И.Е.

(подпись)


«____» ____________ 2022 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ



по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

Базовый уровень

7 класс

на 2022-2023 учебный год

Составитель рабочей программы:

Бейдик Анна Владимировна























Донецк 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

Овладение учебными достижениями по изобразительному искусству осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения практических работ.

Конкретный материал для практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на требования к учебным достижениям учащихся, определяемых ГОС ООО ДНР.



Содержание учебного предмета

7 класс

Название раздела

Количество

часов

Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека.

8

Макетирование объёмно-пространственных композиций

8

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни

10

Образ человека и индивидуальное проектирование

8


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

Примечания



план

факт


ТЕМА 1 (8 часов) Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека.

Графический дизайн

1

Архитектура и дизайн – предметно-пространственная среда, создаваемая человеком

Ориентировочное практическое задание: Выполнение живописной композиции или композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис»

06.09



2

Архитектура – «каменная летопись» истории человечества

Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов (акварельная живопись или аппликация)/»Донбасс духовный» (мозаика, коллаж

13.09



3

Основы построения композиции в конструктивных искусствах

Ориентировочное практическое задание: Практические упражнения по композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости / Создание эскиза упаковочной бумаги для подарка с повторяющимся графическим элементом.

20.09



4

Роль цвета в организации

композиционного пространства

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических композиционных упражнений по теме «Роль цвета в организации композиционного пространства» / Создание эскиза воблера

04.10



5

Шрифты и шрифтовая

композиция в графическом дизайне

Ориентировочное практическое задание: Построение шрифтовой композиции на максимальное выражение смысла и настроения текста в заданном силуэте (например, в силуэте зайца, стихотворение о зайцах и т. п.), силуэт формируется текстом / Создание слова-образа, с использованием орнамента, силуэтом зверей, птиц и т.




6

Логотип. Построение логотипа

Ориентировочное практическое задание: разработка логотипа на выбранную тему

11.10




7

Композиционные основы

макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

Искусство плаката

Ориентировочное практическое задание: Выполнение композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ) / Графическое решение открыток или почтовых марок

18.10



8

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы по проектированию книги (журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере

25.10



ТЕМА 2 (8 часов) Макетирование объёмно-пространственных композиций

9

От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство.

Взаимосвязь объектов в

архитектурном макете

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных макетов / Создание объемной упаковки-коробочки в форме здания (Биг-бен, сельская изба) для подарка к празднику

08.11



10

Здание как сочетание различных объёмных форм.

Конструкция: часть и целое

Ориентировочное практическое задание: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции

15.11



11

Эволюция архитектурных

конструкций и роль эволюции строительных материалов

Ориентировочное практическое задание: Выполнение зарисовок основных конструктивных типов архитектуры. / Создание коллективного панно «Стили мировой архитектуры»

22.11



12

Красота и целесообразность предметного мира.

Образ времени в предметах, создаваемых человеком

Ориентировочное практическое задание: Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов / Разработка дизайна кружки (чайника) для мамы, врача, учителя, ветврача и т. д.

29.11



13

Форма, материал и функция бытового предмета

Ориентировочное практическое задание: Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления/Разработка дизайна вазы для цветов, выразить в форме вазы ее содержание (ваза для одуванчиков, ваза для гладиолусов, ваза для роз и т п.)

06.12



14

Проектирование на основе природных аналогов

Ориентировочное практическое задание: Разработка дизайна новой вещи, совместив «несовместимое» (например, создать эскиз дизайна утюга (фена для волос), используя форму частей тела утки, жирафа и черепахи)/ Изменить с помощью декора и дополнительных деталей функцию привычного предмета/ Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм: машинка-жук, самолет-птица, кукла-бабочка.

13.12



15

Цвет в архитектуре и дизайне

Ориентировочное практическое задание: Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета

20.12



16

Промышленный дизайн. Дизайн мебели.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза стула, стола, дивана. Проектирование на основе природных аналогов

27.12



ТЕМА 3 (10 часов) Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни

17

Образ и стиль материальной культуры прошлого

Ориентировочное практическое задание: Выполнение аналитических зарисовок знаменитых архитектурных памятников. / Создание фотоколлажа из изображений памятников отечественной архитектуры

10.01



18

Дизайн среды

Ориентировочное практическое задание: Создание клаузуры космической станции / Создание эскиза «Дом вечности», «Дом-Звезда» и т. п.

17.01



19

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра

Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).

24.01



20

Символ города

Ориентировочное практическое задание: Разработка дизайна названия города. Символ «Указатель города» /Разработка эскиза инсталляции-скульптуры «Символ моего города»/Графическая «визитная карточка» одной из столиц мира)

31.01



21

Пространство городской среды

Ориентировочное практическое задание: Выполнение композиционного задания по построению городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты)

07.02



22

Дизайн городской среды. Малые архитектурные

Формы

Ориентировочное практическое задание: создание коллажной композиции

14.02



23

Дизайн пространственно-

предметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика» / Создание декоративного украшения интерьера своими руками

21.02



24

Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. / Выполнение макета фрагмента сада или парка, соединяя бумагопластику с введением в макет различных материалов и фактур: ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и др.

28.02



25

Природа и архитектура.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства

07.03



26

Дизайн среды. Транспортные средства.

Ориентировочное практическое задание: Дизайн автомобиля на основе природных аналогов. Создание эскиза гоночного автомобиля, школьного автобуса, машины для куклы Барби или Супермена на основе картинки с изображением животного или насекомого.


14.03



ТЕМА 4 (8 часов) Образ человека и индивидуальное проектирование

27

Функциональная планировка своего дома

Ориентировочное практическое задание: Создание плана-проекта «Дом моей мечты». Выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, графического наброска внешнего вида дома и прилегающей территории

28.03



28

Дизайн предметной среды в интерьере личного дома

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы «Проект организации многофункционального пространства и предметной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный)

04.04



29

Дизайн и архитектура

сада или приусадебного участка

Ориентировочное практическое задание: Разработка плана или макета садового участка

11.04



30

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы по теме «Мода, культура и ты»: подобрать костюмы для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста.

Разработка эскизов одежды для себя.

18.04



31

Дизайн современной Одежды

Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма. Разработка коллекции моделей образно-фантазийного костюма

25.04



32

Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика

Ориентировочное практическое задание: Выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима – макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа

16.05



33

Арт-дизайн. Концептуальное искусство

Ориентировочное практическое задание: Создание произведения концептуального искусства на заданную тему (инсталляция, перформанс)

23.05



34

Компьютерный дизайн. Веб-дизайн.

Ориентировочное практическое задание: Создание дизайна оформления телестудии и костюма ведущей (ведущего)/Разработка макета школьной или предметной газеты.








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 4-е изд. / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

  2. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.

  4. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  6. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд. – М., 1997.

  8. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. – В 2 ч. – М.: ООО "ДРОФА", 2012.

  9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

  10. Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  11. Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

  12. Оросова Т. В. Поурочные планы по программе Неменского, 7 класс. – Волгоград, 2018

  13. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: издательство «Учитель», 2010.

  14. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков - Волгоград: издательство «Учитель», 2018.

  15. Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2008.

  16. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. – М., 1998.

  17. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского.

  18. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Учебник: Искусство 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2017.


Информационно-справочная

  1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М., 1993 г.

  2. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995

  3. Волков И. П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. – М., 1990.

  5. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.

  6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.

  7. Дорожин Ю. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003

  8. Дорожин Ю. Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003

  9. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, 2003

  10. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.

  11. Кузин В.З. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.

  12. Леонов Л. Русская жанровая живопись. Альбом. М.: «Искусство», 1961

  13. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

  14. Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.

  15. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006

  16. Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Малыш, 1987.

  17. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.


Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://.draw.demiart.ru – Уроки рисования.

  2. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr – Азбука ИЗО. Музеи мира.

  3. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://art.festival.1september.ru/ – Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

  5. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

  6. http://festival.1september.ru/ - Викторины

  7. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков

  8. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

  9. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

  10. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка. ~ 15 ~

  11. Академия художеств "Бибигон" http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  12. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/

  13. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/

  14. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm

  15. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  16. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Community.Livejournal.com http://community.livejournal.com/design_books

  17. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте NataHaus http://www.infanata.org/color/graph

  18. Иллюстрированная энциклопедия моды http://fashion.artyx.ru/

  19. История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/

  20. История костюма http://www.costumehistory.ru/

  21. История моды http://www.moda-history.ru/

  22. Электронные учебники по графическому дизайну на сайте http://www.visual-form.ru/affiliatebooks.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!