Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественного цикла __________________________ Протокол от «___» ___ 2022г. № _ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________Потапенкова А.Н. (подпись) «____» _____________ 2022г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка» ___________Сташевская И.Е. (подпись) «____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Базовый уровень
7 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Бейдик Анна Владимировна
Донецк 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Овладение учебными достижениями по изобразительному искусству осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения практических работ.
Конкретный материал для практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на требования к учебным достижениям учащихся, определяемых ГОС ООО ДНР.
Содержание учебного предмета
7 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
| Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека. | 8 |
| Макетирование объёмно-пространственных композиций | 8 |
| Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни | 10 |
| Образ человека и индивидуальное проектирование | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечания |
| | план | факт | |
ТЕМА 1 (8 часов) Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека. |
Графический дизайн |
1 | Архитектура и дизайн – предметно-пространственная среда, создаваемая человеком Ориентировочное практическое задание: Выполнение живописной композиции или композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис» | 06.09 | | |
2 | Архитектура – «каменная летопись» истории человечества Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов (акварельная живопись или аппликация)/»Донбасс духовный» (мозаика, коллаж | 13.09 | | |
3 | Основы построения композиции в конструктивных искусствах Ориентировочное практическое задание: Практические упражнения по композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости / Создание эскиза упаковочной бумаги для подарка с повторяющимся графическим элементом. | 20.09 | | |
4 | Роль цвета в организации композиционного пространства Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических композиционных упражнений по теме «Роль цвета в организации композиционного пространства» / Создание эскиза воблера | 04.10 | | |
5 | Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне Ориентировочное практическое задание: Построение шрифтовой композиции на максимальное выражение смысла и настроения текста в заданном силуэте (например, в силуэте зайца, стихотворение о зайцах и т. п.), силуэт формируется текстом / Создание слова-образа, с использованием орнамента, силуэтом зверей, птиц и т. | | | |
6 | Логотип. Построение логотипа Ориентировочное практическое задание: разработка логотипа на выбранную тему | 11.10 | | |
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката Ориентировочное практическое задание: Выполнение композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ) / Графическое решение открыток или почтовых марок | 18.10 | | |
8 | Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы по проектированию книги (журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере | 25.10 | | |
ТЕМА 2 (8 часов) Макетирование объёмно-пространственных композиций |
9 | От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных макетов / Создание объемной упаковки-коробочки в форме здания (Биг-бен, сельская изба) для подарка к празднику | 08.11 | | |
10 | Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое Ориентировочное практическое задание: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции | 15.11 | | |
11 | Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов Ориентировочное практическое задание: Выполнение зарисовок основных конструктивных типов архитектуры. / Создание коллективного панно «Стили мировой архитектуры» | 22.11 | | |
12 | Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком Ориентировочное практическое задание: Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов / Разработка дизайна кружки (чайника) для мамы, врача, учителя, ветврача и т. д. | 29.11 | | |
13 | Форма, материал и функция бытового предмета Ориентировочное практическое задание: Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления/Разработка дизайна вазы для цветов, выразить в форме вазы ее содержание (ваза для одуванчиков, ваза для гладиолусов, ваза для роз и т п.) | 06.12 | | |
14 | Проектирование на основе природных аналогов Ориентировочное практическое задание: Разработка дизайна новой вещи, совместив «несовместимое» (например, создать эскиз дизайна утюга (фена для волос), используя форму частей тела утки, жирафа и черепахи)/ Изменить с помощью декора и дополнительных деталей функцию привычного предмета/ Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм: машинка-жук, самолет-птица, кукла-бабочка. | 13.12 | | |
15 | Цвет в архитектуре и дизайне Ориентировочное практическое задание: Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета | 20.12 | | |
16 | Промышленный дизайн. Дизайн мебели. Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза стула, стола, дивана. Проектирование на основе природных аналогов | 27.12 | | |
ТЕМА 3 (10 часов) Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни |
17 | Образ и стиль материальной культуры прошлого Ориентировочное практическое задание: Выполнение аналитических зарисовок знаменитых архитектурных памятников. / Создание фотоколлажа из изображений памятников отечественной архитектуры | 10.01 | | |
18 | Дизайн среды Ориентировочное практическое задание: Создание клаузуры космической станции / Создание эскиза «Дом вечности», «Дом-Звезда» и т. п. | 17.01 | | |
19 | Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). | 24.01 | | |
20 | Символ города Ориентировочное практическое задание: Разработка дизайна названия города. Символ «Указатель города» /Разработка эскиза инсталляции-скульптуры «Символ моего города»/Графическая «визитная карточка» одной из столиц мира) | 31.01 | | |
21 | Пространство городской среды Ориентировочное практическое задание: Выполнение композиционного задания по построению городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты) | 07.02 | | |
22 | Дизайн городской среды. Малые архитектурные Формы Ориентировочное практическое задание: создание коллажной композиции | 14.02 | | |
23 | Дизайн пространственно- предметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика» / Создание декоративного украшения интерьера своими руками | 21.02 | | |
24 | Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера. Ориентировочное практическое задание: Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. / Выполнение макета фрагмента сада или парка, соединяя бумагопластику с введением в макет различных материалов и фактур: ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и др. | 28.02 | | |
25 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 07.03 | | |
26 | Дизайн среды. Транспортные средства. Ориентировочное практическое задание: Дизайн автомобиля на основе природных аналогов. Создание эскиза гоночного автомобиля, школьного автобуса, машины для куклы Барби или Супермена на основе картинки с изображением животного или насекомого. | 14.03 | | |
ТЕМА 4 (8 часов) Образ человека и индивидуальное проектирование |
27 | Функциональная планировка своего дома Ориентировочное практическое задание: Создание плана-проекта «Дом моей мечты». Выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, графического наброска внешнего вида дома и прилегающей территории | 28.03 | | |
28 | Дизайн предметной среды в интерьере личного дома Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы «Проект организации многофункционального пространства и предметной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный) | 04.04 | | |
29 | Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка Ориентировочное практическое задание: Разработка плана или макета садового участка | 11.04 | | |
30 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Ориентировочное практическое задание: Выполнение практической работы по теме «Мода, культура и ты»: подобрать костюмы для разных людей с учётом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Разработка эскизов одежды для себя. | 18.04 | | |
31 | Дизайн современной Одежды Ориентировочное практическое задание: Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма. Разработка коллекции моделей образно-фантазийного костюма | 25.04 | | |
32 | Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика Ориентировочное практическое задание: Выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима – макияжа; создание средствами грима образа сценического или карнавального персонажа | 16.05 | | |
33 | Арт-дизайн. Концептуальное искусство Ориентировочное практическое задание: Создание произведения концептуального искусства на заданную тему (инсталляция, перформанс) | 23.05 | | |
34 | Компьютерный дизайн. Веб-дизайн. Ориентировочное практическое задание: Создание дизайна оформления телестудии и костюма ведущей (ведущего)/Разработка макета школьной или предметной газеты. | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 4-е изд. / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С. Питерских, Г.Е Гуров.; под ред. Б.М. Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд. – М., 1997.
Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. – В 2 ч. – М.: ООО "ДРОФА", 2012.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Оросова Т. В. Поурочные планы по программе Неменского, 7 класс. – Волгоград, 2018
Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: издательство «Учитель», 2010.
Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков - Волгоград: издательство «Учитель», 2018.
Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2008.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. – М., 1998.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Учебник: Искусство 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Информационно-справочная
Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М., 1993 г.
Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995
Волков И. П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. – М., 1990.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Дорожин Ю. Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, 2003
Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
Кузин В.З. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.
Леонов Л. Русская жанровая живопись. Альбом. М.: «Искусство», 1961
Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.
Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006
Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Малыш, 1987.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.
Цифровые образовательные ресурсы
http://.draw.demiart.ru – Уроки рисования.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr – Азбука ИЗО. Музеи мира.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://art.festival.1september.ru/ – Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
http://festival.1september.ru/ - Викторины
http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка. ~ 15 ~
Академия художеств "Бибигон" http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Community.Livejournal.com http://community.livejournal.com/design_books
Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте NataHaus http://www.infanata.org/color/graph
Иллюстрированная энциклопедия моды http://fashion.artyx.ru/
История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/
История костюма http://www.costumehistory.ru/
История моды http://www.moda-history.ru/
Электронные учебники по графическому дизайну на сайте http://www.visual-form.ru/affiliatebooks.htm