Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь учиться"
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные результаты
Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности,
Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
2. Метапредметные результаты
Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор»,«критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их разрешать.
Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
3. Предметные результаты
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (4 ч в неделю, всего 132 ч)
Числа и арифметические действия с ними (70 ч).
Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы. Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок. Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов. Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , ,
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»). Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры. Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0. Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10. Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков). Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч).
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам. Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч).
Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально). Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч).
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин. Измерение массы. Единица массы: килограмм. Измерение вместимости. Единица вместимости: литр. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи. Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч).
Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков , Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а. Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч).
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний. Построение моделей текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч).
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам. Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице. Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
| 1 четверть (32 ч) | |
1 | Свойства предметов | 1 |
2 | Свойства предметов. Геометрические фигуры | 1 |
3 | Свойства предметов. Изменение цвета, формы, размера | 1 |
4 | Свойства предметов. Увеличение, уменьшение | 1 |
5 | Группы предметов. | 1 |
6 | Выделение части группы предметов. С-1 | 1 |
7 | Сравнение групп предметов. | 1 |
8 | Составление равных и неравных групп предметов. С-2 | 1 |
9 | Сложение групп предметов. Знак + | 1 |
10 | Сложение групп предметов. С-3 | 1 |
11 | Вычитание групп предметов. Знак - | 1 |
12 | Вычитание групп предметов. С-4 | 1 |
13 | Связь между сложением и вычитанием. Пространственные отношения: выше, ниже | 1 |
14 | Порядок | 1 |
15 | Временные отношения: раньше, позже. С-5 | 1 |
16 | Связь между сложением и вычитанием. | 1 |
17 | Работа над ошибками. Один – много. На, над, перед, после, под, между, рядом | 1 |
18 | Число и цифра 1. Справа, слева, посередине | 1 |
19 | Число и цифра 2 | 1 |
20 | Число и цифра 3. Состав числа | 1 |
21 | Сложение и вычитание в пределах 3. С-6 | 1 |
22 | Число и цифра 4. Состав числа 4 | 1 |
23 | Сложение и вычитание в пределах 4 | 1 |
24 | Числовой отрезок | 1 |
25 | Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение и вычитание в пределах 4 | 1 |
26 | Число и цифра 5. Состав числа 5 | 1 |
27 | Сложение и вычитание в пределах 5 Параллелепипед, куб, пирамида | 1 |
8 | Столько же. Равенство и неравенство чисел | 1 |
29 | Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «≠» | 1 |
30 | Сложение и вычитание в пределах 5 Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «≠» | 1 |
31 | Сравнение по количеству с помощью знаков «» и « | 1 |
32 | Числа 1-5. Сравнение по количеству с помощью знаков «» и « | 1 |
| | 32 ч |
| 2 четверть (32 ч) | |
1 | Число и цифра 6. Состав числа 6 | 1 |
2 | Сложение и вычитание в пределах 6 | 1 |
3 | Точки и линии. | 1 |
4 | Компоненты сложения | 1 |
5 | Области и границы | 1 |
6 | Компоненты вычитания | 1 |
7 | Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6. С-9 | 1 |
8 | Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6 | 1 |
9 | Работа над ошибками. Отрезок и его части | 1 |
10 | Число и цифра 7. Состав числа 7 | 1 |
11 | Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник. С-10 | 1 |
12 | Выражения | 1 |
13 | Выражения. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7. С-11 | 1 |
14 | Число и цифра 8.Состав числа 8 | 1 |
15 | Сравнение, сложение и вычитание в пределах 8. С-12 | 1 |
16 | Число и цифра 9. Состав числа 9 | 1 |
17 | Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 | 1 |
18 | Зависимость между компонентами сложения | 1 |
19 | Зависимость между компонентами вычитания | 1 |
20 | Зависимость между компонентами сложения и вычитания | 1 |
21 | Работа над ошибками. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. | 1 |
22 | Число 0. Свойства сложения и вычитания с 0. | 1 |
23 | Сравнение с нулём | 1 |
24 | Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика | 1 |
25 | Сложение и вычитание в пределах 9.С-14 | 1 |
26 | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9.С-15 | 1 |
27 | Волшебные цифры. Алфавитная нумерация | 1 |
28 | Алфавитная нумерация | 1 |
29 | Задача | 1 |
30 | Решение задач на нахождение части и целого | 1 |
31 | Взаимообратные задачи | 1 |
32 | Решение задач на нахождение части и целого | 1 |
| | 32 ч |
| 3 четверть (36 ч) | |
1 | Разностное сравнение чисел. | 1 |
2 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
3 | Задачи на нахождение большего числа | 1 |
4 | Задачи на нахождение меньшего числа. | 1 |
5 | Решение задач на разностное сравнение. С-17 | 1 |
6 | Решение задач на разностное сравнение. | 1 |
7 | Работа над ошибками. Величины. Длина | 1 |
8 | Построение отрезков данной длины | 1 |
9 | Измерение длин сторон многоугольников | 1 |
10 | Периметр С-18 | 1 |
11 | Масса | 1 |
12 | Масса | 1 |
13 | Объём | 1 |
14 | Свойства величин | 1 |
15 | Свойства величин | 1 |
16 | Величины и их свойства | 1 |
17 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна) | 1 |
18 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна) | 1 |
19 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна) | 1 |
20 | Уравнения | 1 |
21 | Уравнения | 1 |
22 | Уравнения | 1 |
23 | Уравнения | 1 |
24 | Уравнения | 1 |
25 | Уравнение | 1 |
26 | Уравнения | 1 |
27 | Уравнения | 1 |
28 | Работа над ошибками. Укрупнение единиц счёта | 1 |
29 | Укрупнение единиц счёта | 1 |
30 | Число 10 | 1 |
31 | Состав числа 10 | 1 |
32 | Сложение и вычитание в пределах 10. С-23 | 1 |
33 | Составные задачи на нахождение части (целое не известно) | 1 |
34 | Состав числа 10.Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи. С-24 | 1 |
35 | Счёт десятками | 1 |
36 | Резервный урок | 1 |
| | 36 ч |
| 4 четверть (32 ч) | |
1 | Круглые числа | 1 |
2 | Круглые числа | 1 |
3 | Дециметр | 1 |
4 | Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр С-25 | 1 |
5 | Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр | 1 |
6 | Работа над ошибками. Счёт десятками и единицами | 1 |
7 | Название чисел до двадцати. Разрядные слагаемые | 1 |
8 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 |
9 | Числа 1-20. С-26 | 1 |
10 | Нумерация двузначных чисел | 1 |
11 | Сравнение двузначных чисел | 1 |
12 | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 |
13 | Сложение и вычитание двузначных чисел. С-27 | 1 |
14 | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел. С-28 | 1 |
15 | Квадратная таблица сложения | 1 |
16 | Сложение в пределах 20 с переходом через десяток | 1 |
17 | Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 |
18 | Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. С-29 | 1 |
19 | Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. | 1 |
20 | Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | 1 |
21 | Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. С-30 | 1 |
22 | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | 1 |
23 | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | 1 |
24 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. С-31 | 1 |
25 | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | 1 |
26 | Работа над ошибками Задачи на повторение | 1 |
27 | Задачи на повторение | 1 |
28 | Задачи на повторение | 1 |
29 | Задачи на повторение | 1 |
30-32 | Итоговое повторение | 3 |
| | 32 |
| Итого за год | 132ч |