РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Название курса: | «Удивительные животные » |
Класс: | 7 |
Направление деятельности: | общеинтеллектуальное |
Срок реализации курса: | 1 год |
Учитель: | Красильщикова Татьяна Николаевна |
г. Южа
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительные животные» составлена на основе нормативно — правовой базы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 08.04.2015г.)
Основной образовательной программы МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи (утверждена приказом №54 от 22.05.2015 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960
- на основе примерных программ внеурочной деятельности авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.
Программа курса «Удивительные животные» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительные животные» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Задачи:
Формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницам учебника.
Формировать представления об образе Земли, как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
Обучать учащихся работать с научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.
Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся.
В целом преподавание курса позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Удивительные животные» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. В содержании курса интегрированы знания из различных областей биологии, экологии, географии, геологии. При этом необычное, загадочное, удивительное учащиеся находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
Организация работы с различного рода познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ: это рассматривание рисунков окаменелостей — остатков ископаемых организмов, работа с рисунками и фотографиями животных. Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать при изучении многих вопросов курса (история открытия удивительных живтных, родина животных, области распространения животных, животный мир океанов и т. д.). Помимо имеющихся в школе настенных карт, целесообразно использовать географические атласы для школьников.
Теоретические занятия в классе следует по возможности дополнить виртуальными экскурсиями: в зоологический музей. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
составление цепей питания;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов и систем органов животных, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;
сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной де- ятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху.
Возрождения. Исследования отечественных учёных в области зоологии.
Методы научного познания. Различия между животными и растениями. Среды обитания животных. Роль животных в природе и жизни человека. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Виртуальная экскурсия «Разнообразие животных в природе».Систематика животных. Видеофрагмент
Практическая работа №1 «Составление цепей питания».
Эти удивительные животные.
Одноклеточные животные. Организм как среда обитания. Простейшие - возбудители болезней человека. Дизентерийная амеба. Паразитические жгутиконосцы, циклы развития. Малярийный плазмодий, цикл развития. Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими. Защитные покровы простейших. Фораминиферы.
Практическая работа № 2 «Изучение одноклеточных под микроскопом»
Многоклеточные животные. Ядовитые животные. Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Тип кишечнополостные. Класс гидроидные. Медузы. Морская оса. Тип Членистоногие. Класс паукообразные. Пауки и клещи. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. Тип хордовые. Класс земноводные. Ядовитые лягушки. Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся.Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Защитные покровы животных. Раковины моллюсков. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов. Панцири броненосцев и черепах.
Практическая работа №3 «Многообразие раковин моллюсков» .
Животные- строители. Животные- строители среди беспозвоночных животных – пчелы и пауки. Научиться видеть прекрасное в окружающей среде. Устанавливать причинно-следственные связи между местом обитания в экосистеме и Животные–строители среди позвоночных животных. Гнездование птиц. Хатки бобров.
Животные- рекордсмены. Рекорды беспозвоночных животных. Кузнечик и муравей. Сокол-сапсан-рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард- рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Заботливые родители. Забота о потомстве у беспозвоночных осьминоги, перепончатокрылые. Забота о потомстве у рыб и земноводных. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
Животные- гиганты. Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги. Исследовательские теоретические проекты
Язык животных. Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Танец пчел. Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. Значение пения птиц, общение млекопитающих
Животные- понятливые ученики. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение домашних животных. Выработка рефлексов у домашних животных.
Практическая работа№4 «Выработка условных рефлексов у домашних животных»
Животные – символы. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Бионика как наука. Перспективы развития.
Проектная деятельность: составление и защита творческой работы (презентации).
Примерные темы исследовательских теоретических проектов: «Животные леса», «Животные-обитатели почвы» , «Лучшие строители среди животных и их удивительные дома», « Звери- строители», «Жизнь пчелиной семьи», «Архитекторы и строители гнезд», «Самые-самые удивительные насекомые», «Животные- рекордсмены», «Танец пчел», «Ультразвук в мире животных», «Животные в цирке», «Животные и растения в
мифах, легендах и сказках» «Животные и растения в государственной символике».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
7 КЛАСС
(1_ч. в неделю, всего __35_ч)
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Введение . | 4 | 4 | 1 |
| Эти удивительные животные. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. | 31 | 31 | 3 |
Итого: | 35 | 35 | 4 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей М.: Эгмонт, Россия Лтд, 200
Востриков С.Я. Наш любимый край. Ярославль, 1990. 126с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Методическое пособие для учителя: В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2016.
Электронные издания:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс. 2005
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы