Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом и положением о рабочей программе МАОУ НОШ № 53.
На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется 135 часов. В 1 классе – 33 часа.
1. Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-приобретение познавательных навыков, умений самостоятельно находить способы исследования технологий и материалов
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- договариваться, приходить к общему решению;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Ученик
- познакомится с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- расширит знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- усовершенствует навыки трудовой деятельности в коллективе;
- научится оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища
2. Содержание программы
Вводное занятие – 1 ч.
Техника безопасности при работе с инструментами и принадлежностями на занятиях кружка «Умелые ручки». Организация рабочего места во время занятий
Работа с природным материалом – 6 ч.
Технология и способы заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Соединять части в единое целое, организовать рабочее место. Анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек. Игрушки из природного материала. Олень, ослик, мишка, ёжик. Изготовление игрушек по замыслу детей с использованием пластилина. Композиции из природного материала. Колорит в композиции.
Лепка – 6 ч.
Пластические свойства пластилина, умение делить на части. Способы лепки. Холодные и теплые цвета. Смешивание пластилина. Новый цвет. Геометрические тела (шар, цилиндр). Инструментами для лепки. Организация рабочего места. Сравнение с наглядным материалом. Соединение деталей и придание формы из пластилина. Объемные изделия из пластилина. Приёмы выполнения эскизов. Эстетическое оформление работы. Организация рабочего места. Фигурки животных, человека. Декоративное панно и рамки из пластилина. Лепим посуду. Композиция «Жирафы». Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись».
Работа с бумагой – 8 ч.
Правила пользования инструментами. Способы складывания бумаги. Работа по выкройкам, шаблонам. Организация рабочего места. Правила работы с бумагой и картоном, карандашом и линейкой. Составление композиции. Правила чтения схем (простейших). Декоративное оформление готового изделия. Основы архитектурного строительства. Строение дома.
Работа с иголкой и не только – 8 ч.
Правила пользования инструментами. Работа по выкройкам, шаблонам. Организация рабочего места. Техники плетения и их применение в жизни. Основные три узла и их схемы. Завязывание нити на основу. Узел ёлочка (двухсторонний, односторонний).
Плетение ковриков и цветных закладок для книг. Аппликация из ткани. Изготовление подарков к праздникам. Декоративные изделия для кухни. Знакомство с техникой макраме.
Проектные творческие работы учащихся – 4 ч.
Названия: «Подарок маме», «Новогодние игрушки для ёлки», «Вестники весны – перелётные птицы», «Домашние питомцы».
Подведение итогов творческой деятельности учащихся.
Выставка творческих работ
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Вводное занятие | 1 | Знакомятся с техникой безопасности при работе с инструментами и принадлежностями, организацией рабочего места во время занятий |
Работа с природным материалом – 6 ч. |
2 - 3 | Природа и природный материал | 2 | Изучают способы заготовки природного материала, виды природного материала |
4. | Игрушки из природного материала. Олень, ослик | 1 | Развивают умение пользоваться природным материалом, соединять части в единое целое, организовать рабочее место, анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек |
5. | Игрушки из природного материала. Мишка, ёжик | 1 | Развивают умение пользоваться природным материалом, соединять части в единое целое, организовать рабочее место, анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек |
6 - 7 | Изготовление игрушек по замыслу детей | 2 | Изучают способы составления композиции, подбирают тему для работы, учатся фантазировать при оформлении своих работ |
Лепка – 6 ч. |
8 - 9 | Учимся лепить из пластилина | 2 | Изучают пластические свойства пластилина, умение делить на части. Знакомятся с геометрическими телами (шар, цилиндр), развивают умение пользоваться инструментами для лепки, придавать форму предметам, правильно организовывать рабочее место |
10 - 11 | Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы» | 2 | Изучают соотношение частей и сравнивают с наглядным материалом. Развивают умение видеть прекрасное, художественное видение окружающей действительности. Учатся соединять детали и придавать форму |
12 - 13 | Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись» | 2 | Изучают способы лепки, холодные и тёплые цвета, смешивание пластилина, получение нового цвета. Знакомятся с приёмами выполнения эскизов. Эстетическо оформляют работы |
Работа с бумагой – 8 ч. |
14 - 15 | Композиция «Живые игрушки» | 2 | Изучают, как подбирать подарки к праздникам, правила пользования инструментами. Знакомятся со способами складывания бумаги, умения работать по выкройкам |
16 - 17 | Декоративное панно «Корзина с цветами» | 2 | Изучают правила работы с бумагой и картоном, умение готовить материал для работы, составлять композицию, пользоваться карандашом и линейкой. |
18 - 19 | Упаковка для подарка | 2 | Выполняют подарки для праздников. Изучают правила чтения схем (простейших). Учатся образно мыслить, видеть готовый результат, декоративно оформлять готовое изделие |
20 - 21 | Клеим сказочный домик | 2 | Знакомятся с основами архитектурного строительства, строение дома. Учатся добавлять архитектурные элементы в здание |
Работа с иголкой и не только – 8 ч. |
22 - 23 | Знакомимся с техникой макраме | 2 | Знакомятся с разными техниками плетения и их применение в жизни. Изучают основные три узла и их схемы. Учатся завязывать нити на основу |
24 - 25 | Цветные закладки для книг | 2 | Изучают правила бережного обращения с учебниками. Делают закладки для книг (цветные). Изучают узел ёлочка (двухсторонний, односторонний) |
26 - 27 | Цветные коврики | 2 | Тренируются в технике плетения, повторяют основные три узла и их схемы |
28. | Пришиваем пуговицы | 1 | Пришивают пуговицы, завязывают узелки |
29. | Аппликация из пуговиц | 1 | Пришивают пуговицы, завязывают узелки, Учатся образно мыслить, видеть готовый результат, декоративно оформлять готовое изделие |
Проектные творческие работы учащихся – 4 ч. |
30. | Выставка работ за год | 1 | Организовывают выставку лучших своих изделий |
31 - 32 | Выбор тем для проектов. Подбор материалов | 2 | Самостоятельно работают над проектом, выбирают тему |
33. | Оформление и защита проектов | 1 | Выступают перед одноклассниками и родителями. Презентуют свои проекты |
| Итого | 33 | |
4. Формы и средства контроля знаний
- самоконтроль — при введении нового материала
- взаимоконтроль — в процессе его отработки
- обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ
- тематический контроль — при проведении практических и проектных работ в течение учебного года
- итоговый контроль в форме публичной защиты проектной работы
Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
1.Детская справочная литература 2.Шаблоны для изготовления изделий, шаблоны (выкройки) для разметки тканей | 1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя Б.М. Неменский 2.Интернет - ресурсы |
Учебное оборудование:
Материалы и инструменты: заготовленный природный материал, пластилин, дощечка для лепки, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, иглы, нитки, шерстяные нитки, мулине, пуговицы, различные измерительные инструменты
Технические средства (проектор, ноутбук, принтер, сканер)
Учебные (столы, доска)
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии, декоративно-прикладному искусству
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"
Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов