пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (общекультурное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2021-2022 учебный год.
Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа).
планируемые результаты освоения программы
В качестве результата изучения данного кружка предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымс действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность ее использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей)
содержание курса
Основная цель занятий внеурочной деятельности «Умелые ручки» заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 класс |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Работа с пластилином и природным материалом | 9 |
3. | Конструирование изделий из бумаги | 10 |
4. | Модульное конструирование на плоскости | 10 |
5. | Декоративно - прикладные изделия различного назначения | 2 |
6. | Подводим итоги. Презентация творческих работ. | 1 |
ИТОГО: | 33 часа |
2 класс |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Учимся работать с разными материалами | 12 |
3. | Поднимаемся по ступенькам мастерства | 12 |
4. | Конструируем и решаем задачи | 8 |
5. | Подводим итоги. Презентация творческих работ. | 1 |
ИТОГО: | 34 часа |
3 класс |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Первые шаги в мастерской | 11 |
3. | Образы и конструкции | 9 |
4. | Люди и вещи | 7 |
5. | Фантазии и игры в мастерской | 5 |
6. | Подводим итоги. Презентация творческих работ. | 1 |
ИТОГО: | 34 часа |
4 класс |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Форма природы и форма вещей | 8 |
3. | Характер и настроение вещи | 8 |
4. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля | 6 |
5. | Весна, весна на улице | 7 |
6. | Подводим итоги. Презентация творческих работ. | 4 |
ИТОГО: | 34 часа |
календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Изделие |
1 | Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. |
Работа с пластилином и природным материалом (9 ч) |
2 | Простые конструкции из пластилина и семян. | Цветы из пластилина и семян. |
3 | Приёмы нанесения пластилина на готовую форму и декорирования её поверхности. Рисование пластилином. | Декоративные пластины: «Рыбка» и «Кораблики» |
4 | Простые приёмы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка). | Декоративные пластины: «Яблоко», «Лимон». |
5 | Простые приёмы рисования пластилином (раскрашивание контурного рисунка). | Декоративные пластины: «Цветы», «Земляника». |
6 | Комбинированное конструирование несложных форм из природных материалов и пластилина. | Объёмная композиция «Ёжики» и «Черепашки». |
7 | Лепка. Композиция в объёме. Рисование пластилином: новые приёмы, барельеф. | Объёмная композиция «Грибы». Декоративная пластина «Грибы в лесу» |
8 | Рисование пластилином: новые приёмы, барельеф. | Декоративные пластины: «Домик», «Бабочки», «Жуки» |
9 | Пластика объёмных форм. Возможности пластилина. | Комбинированная работа «Ваза» |
10 | Лепка. Композиция в объёме. | Объёмная композиция «Новогодняя ёлка» |
Конструирование изделий из бумаги (10 ч) |
11 | Конструирование изделий из бумаги. Приёмы сгибания. Приёмы работы с ножницами. | Новогодняя композиция «Ёлка из квадратиков» |
12 | Конструирование изделий из бумаги. Разрезание и склеивание бумаги. | Флажки. Ёлочная гирлянда. |
13 | Работа с фольгой. Конструирование форм из трубочек. | Бусы для ёлки. |
14 | Декоративная композиция. Аппликация. | Новогодняя открытка. |
15 | Конструирование изделий из бумаги. Приёмы сгибания. | Пакетик для семян. Складной стаканчик-игрушка. |
16 | Конструирование изделий из бумаги. Приёмы сгибания. | Оригами. Цветы и бабочки. |
17 | Конструирование изделий из бумаги. Приёмы сгибания. | Оригами. Образы животных. |
18 | Выкраивание деталей из бумаги способом обрывания. Сборка (склеивание) конструкции из отдельных элементов. | Цветы и бабочки из бумаги. |
19 | Конструирование изделий из бумаги. Бумажная пластика. | Пропеллер. Самолёт. Композиция ко Дню защитника Отечества. |
20 | Декоративная композиция. Аппликация. | Открытка для мамы. |
Модульное конструирование на плоскости (10 ч) |
21 | Модульное конструирование на плоскости. | Аппликация из геометрических фигур «Весёлый паровозик» |
22 | Модульное конструирование на плоскости. | Аппликация из геометрических фигур «Птичий двор» |
23 | Модульное конструирование на плоскости. Складываем узоры. | Образы животных из геометрических фигур (танграм) |
24 | Модульное конструирование на плоскости. Работа с простейшим трёхмерным чертежом. Чертим и строим дома. | Аппликация из геометрических фигур «Домик». Выполнение эскизов домов. Упражнения по эскизам. |
25-26 | Природа и фантазия. Модульное конструирование на плоскости. Приёмы вырезания и декорирования симметричных форм. | Композиция «Морское дно». Аппликация рыбок из треугольников и путём вырезания симметричных форм. Решение задач «Чудесные фигуры». |
27 | Природа и фантазия. Вырезание более сложных симметричных форм. | Композиция «Чудо-дерево». Аппликация, рисование. |
28 | Ритм элементов в узоре. | Узоры в полосе. Аппликация. Рисование. |
29 | Модульное конструирование на плоскости. Складываем узор. | Ковёр из геометрических фигур. |
30 | Плетение из бумажных полос. | Коврик с шахматным рисунком. |
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (2 ч) |
31 | Декоративно-прикладные изделия из пуговиц. | Бусы и браслеты из пуговиц. |
32 | Декоративно-прикладные изделия из ниток. | «Хитрые» узлы. Композиция по замыслу ребёнка из плетеных цепочек. |
Подводим итоги (1 ч) |
33 | Подведение итогов работы за год. | Выставка и презентация творческих работ учащихся. |
2 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Изделие |
1 | Вводное занятие «Узнаём, как работают мастера» | Инструктаж по технике безопасности. |
Учимся работать с разными материалами (12 ч) |
2 | Лепим из пластилина. | «Чудо-дерево» |
3 | Лепим из пластилина. | «Мышиное семейство» |
4 | Лепим из пластилина. | «Дары осени» |
5 | Учимся работать с бумагой. | Складывание простых форм из бумаги. Тюльпан. Композиция «Цветущий луг» |
6 | Учимся работать с бумагой. | Складывание колосков. Коллективная работа «Хлебный букет» |
7 | Учимся работать с бумагой. | Изготовление квадрата из полосы. Собачка. Композиция «Веселые друзья» |
8 | Экскурсия по сбору природного материала. | Наблюдение за свойствами природного материала. |
9 | Аппликация из засушенных листьев. | Композиция «Золотая осень. Образы осени» |
10 | Работаем с яичной скорлупой. | Изготовление ёлочной игрушки. |
11 | Лепим из фольги. | Выполняем разные формы и создаём ёлочные украшения. |
12 | Лепим из фольги. | «Серебряный» паучок. |
13 | Подводим итоги. Творческая мастерская. | Работы по замыслу ребёнка. |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 ч) |
14 | Размечаем детали по шаблону. | Аппликация «Снеговик» |
15 | Размечаем по линейке и сгибанием. | Цепь из бумажных колец. |
16 | Образы зимней сказки. Лепим из пластилина. | «Новогодняя ёлка» из пластилина. |
17 | Лепим из пластилина. | «Сказочный зайчик» из пластилина. |
18 | Работаем с крепированной бумагой. | «Вьюнок» |
19 | Работаем с крепированной бумагой. | «Цветок кактуса» |
20 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. | Открытка к Дню защитника Отечества. |
21 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. | Открытка для мамы. |
22 | Учимся работать с нитками и иглой. | Кисточки-веснянки. |
23 | Учимся работать с нитками и иглой. | Пришивание пуговиц. |
24 | Учимся работать с нитками и иглой. | Лучистая рамка. |
25 | Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз» | Губка для обуви. |
Конструируем и решаем задачи (8 ч) |
26 | 1.Решаем логические задачи. | Аппликация из геометрических фигур «Парусник» |
27 | 2.Решаем логические задачи. | Узор из симметричных деталей |
28 | 3.Решаем логические задачи. | Аппликация-задача «Птица» |
29 | 4.Решаем логические задачи. | Домик хитрого гнома |
30 | 5.Разные образы – разные способы работы. | Аппликация «Салют» |
31 | 6.Разные образы – разные способы работы. | Аппликация «Букет» |
32 | 7.Работаем с набором «Конструктор» | Конструирование букв. |
33 | 8.Работаем с набором «Конструктор» | Трубчатый конструктор. Плоские или объёмные изделия. |
Подводим итоги (1 ч) |
34 | Подведение итогов работы за год. | Выставка и презентация творческих работ учащихся. |
3 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Изделие |
1 | Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. |
Первые шаги в мастерской (11 ч) |
2 | Организация работы. Культура труда. | Подкладной лист. |
3 | Конструирование приспособлений для удобной работы. Развёртка. | Подставка для кисти. |
4 | Оригами. Изготовление квадрата без помощи чертёжных инструментов. Простые складки. | Квадрат. Тюльпаны. Коллективное панно «Цветущий луг» |
5 | Оригами: другие складки. Композиция. | Рыбки. Коллективное панно «Аквариум» |
6 | Формы и краски осени. Передача ритма движения в композиции. | Аппликация «Листопад» |
7 | Формы и краски осени. Композиция из засушенных листьев и цветов. | Композиция на плоскости. Букет. |
8 | «Превращение» листьев. Создание образа по ассоциации. | Композиция на плоскости. |
9 | Симметричное вырезание с одной и двумя осями симметрии. | Листья, цветы. Открытка. |
10 | Симметрия и асимметрия в композиции. Использование цвета. | Картина сказочного героя. |
11 | Лесная скульптура. Создание образа из природных материалов. | Объёмно-пространственная композиция по замыслу учащихся. |
12 | Бумага и ножницы заставляют думать. | Симметричные и ассиметричные вырезки из бумаги (головоломки). |
Образы и конструкции (9 ч) |
13 | Бумагопластика, конструирование по образцу. | Фонарик. |
14 | Бумагопластика. Конструирование по модели. | Ёлочка из треугольников. |
15 | Комбинированная работа. Приём навешивания нитей на основу. | Подвеска в упаковке. |
16 | Образ и конструкция открытки. | Новогодняя открытка. |
17 | Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы. | Упаковка на основе коробки. |
18 | Конструирование упаковки заданного размера. | Коробка из плотной бумаги. |
19 | Лепка животных по наблюдению, представлению и ассоциации. | Скульптура животного. |
20 | Барельеф. Стилизация, композиция. | Декоративная пластина. |
21 | Предмет и среда. | Ваза (комбинированная работа). |
Люди и вещи (7 ч) |
22 | О чём рассказывают наши вещи. Проектирование вещей с ярко выраженным характером. | Лепка чашки. |
23 | О чём рассказывают наши вещи. Проектирование вещей с ярко выраженным характером. | Комбинированная техника изготовления украшения. |
24 | О чём рассказывают наши вещи. Проектирование вещей с ярко выраженным характером. | Домик сказочного героя из бумаги и картона. |
25 | Работа с тканью; инструменты и приспособления. | Игольница в бумажной обложке. |
26 | Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголкой». | Салфетка. |
27 | Работа с тканью. Разметка с припуском. Шов «через край». | Декоративная игольница. |
28 | Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей. | Изделия по мотивам народных образцов: пряник, кукла из соломы, глиняная игрушка, птичка. |
Фантазии и игры в мастерской (5 ч) |
29 | Мозаика: технология, Особенности композиции. | Мозаичная композиция. |
30 | Мягкая игрушка из меха. Приёмы работы. | Игрушка из шариков. |
31 | Мягкая игрушка из меха. Приёмы работы. | Игрушка из шариков. |
32 | Мягкая игрушка из меха. Приёмы работы. | Игрушка из шариков. |
33 | Конструирование фантастического образа на основе определённого модуля. | Игрушка на основе спичечных коробков. |
Подводим итоги (1 ч) |
34 | Подведение итогов работы за год. | Выставка и презентация творческих работ учащихся. |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Изделие |
1 | Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. |
Форма природы и форма вещей (8 ч) |
2 | Образы природы в творениях человека. | Композиция «Сказочная птица» (аппликация, комбинированная техника). |
3 | Образы природы в творениях человека. | Композиция «Сказочная птица» (аппликация, комбинированная техника). |
4 | Образы природы в творениях человека. | Композиция «Коллаж из ткани». |
5 | Образы животных в пластике. | Лепка животных по наблюдению и по памяти. |
6 | Стилизация и использование природных форм в вещах. | Чудо-посуда (лепка, роспись). |
7 | Композиция с использованием природных материалов. | Настенное рельефное панно из шпагата и сухих растений (комбинированная техника). |
8 | Образы животных в разных материалах. | Золотой петушок из соломки или ниток. |
9 | Образы животных в оригами. | Игрушки из бумаги (оригами). |
Характер и настроение вещи (8 ч) |
10 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. | Декоративная открытка «с окошком». |
11 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. | Фигурная открытка. |
12 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. | Настольная карточка. |
13 | Новые приёмы бумажной пластики. | Дед Мороз. |
14 | Приёмы построения и разметки форм с помощью циркуля. | Фонарики на ёлку (конструирование из бумаги). |
15 | Единство вещи и упаковки к ней. Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий. | Упаковка «Домик» для подарков к Новому году. |
16 | Единство вещи и упаковки. Шов «строчка». | Мешочек Деда Мороза. |
17 | Единство вещи и упаковки. Новые приёмы оригами. | Коробочка и корзиночка для подарка. |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (6 ч) |
18 | Стилевое единство в вещах. Простейшая выкройка. | Изготовление выкройки кухонной прихватки для горячей посуды. |
19 | Стилевое единство. Разметка и раскрой парных деталей из ткани. Шов «строчка». | Прихватка для горячей посуды. |
20 | Стилевое единство. Закрепление приёмов раскроя ткани и шитья. | Грелка на чайник. |
21 | Проектирование предметов по принципу стилевого единства. | Сервиз (лепка, роспись). |
22 | Конструирование более сложной выкройки. Новые приёмы шитья. | Обложка из ткани для книги. |
23 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. | Записная книжка. |
«Весна, весна на улице!» (7 ч) |
24 | Технология изготовления изделий из папье-маше. | Декоративное яйцо. |
25 | Линия и пятно в декоре. Вырезание узора с повторяющимся раппортом. | Декоративные решётки, силуэты. |
26 | Технология изготовления изделий из бисера. | Цветы из бисера. |
27 | Технология получения изображений с оттисков. | Эстамп. |
28 | Бумажная пластика: новые технологии и образы. | Игрушки из конусов. |
29 | Образ в комбинированной технике. | Куклы – напёрстки. |
30 | Образ в комбинированной технике. | Куклы из соломы. |
Подводим итоги (4 ч) |
31 | Коллективный проект «Вверх по радуге» | Работа над проектом. |
32 | Коллективный проект «Вверх по радуге» | Работа над проектом. |
33 | Подводим итоги. | Защита творческих проектов. |
34 | Подведение итогов работы за год. | Выставка и презентация творческих работ учащихся. |
30