СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК "Перспектива" 3 класс окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Перспектива" 3 класс окружающий мир

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК "Перспектива" 3 класс окружающий мир»





Содержание.

1.Планируемые результаты.....................................................................3

2.Содержание учебного предмета.......................................................... 9

3.Тематическое планирование...............................................................16

4.Формы контроля.................................................................................48






































I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Планируемые результаты изучения курса («Окружающий мир», авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю раз-рабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер пред-ставленных планируемых результатов позволяет учителю кор-ректировать их в соответствии с учебными возможностямио бучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательной организации.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

— овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

— проявление чувства гордости за свою Родину, в том чис-ле через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

— представление о ценностях многонационального обще-ства на основе сопоставления материальной и духовной куль-туры традиционного Дома;

— доброжелательное отношение друг к другу как к носите-лям разных этнических, конфессиональных и общероссийскихкультурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

— целостный взгляд на мир в единстве природы, народови культур через последовательное рассмотрение двух взаимносвязанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

— представление о необходимости бережного, уважительно-го отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

— представление о навыках адаптации в мире через осо-знание преемственности от старшего поколения к младшему(традиции в семье);

— внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

— мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,социальные);

— интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

— готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

— личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

— понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

— представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

— представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

— соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

— установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

— понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знанияи умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

— контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

— выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

— использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл,фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,фотографий, таблиц;

— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по различным признакам;

— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

— моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

— включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

— проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);

— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт,определение природных объектов, измерение, моделирование);

— определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

— работать с планом местности и его видами, с масштабом;

— ориентироваться относительно сторон света;

— показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

— перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

— перечислять правила ответственного туризма;

— перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

— определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;

— приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

— характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

— характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

— показывать на карте водные объекты;

— характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

— характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

— характеризовать состав почвы, роль почвы в природе ироль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

— приводить примеры растений каждой группы: водоросли,мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

— перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль

животных в жизни человека;

— различать группы животных по особенностям питания(растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

— характеризовать природные сообщества на примере леса;

— характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

— характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

— определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

— перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

— определять роль и назначение порога, матицы, печи,женского и мужского углов, красного угла в старинном доме(с учётом разных культурных традиций);

— перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

— определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

— определять значение своего имени;

— характеризовать функции систем внутренних органов че-ловека и каждого из органов;

— характеризовать основные правила гигиены;

— характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

— оказывать себе и другим людям первую помощь;

— перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

— определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

— толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

— узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;

— определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

— определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

— характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях;

— составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.


Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследи». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. В процессе изуче­ния курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и со­циальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формиро­вания конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Уче­ники получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучае­мых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок в 3 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Информационная компетенция

  • задание с выбором;

  • работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;

Ценностно-смысловая компетенция

  • самооценка своей работы на основе критериев, указанных учителем;

  • работа в парах, с указанием лидера;

Учебно-познавательная компетенция.

  • работа с памятками, алгоритмами;

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;

  • ролевые игры.

Виды и формы контроля

Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальны


Радость познания

  • Свет знания.

  • Как изучают окружающий мир.

  • Книга – источник знаний.

  • Отправимся на экскурсию.

  • О чем расскажет план.

  • Планета на листе бумаги.

  • Страны и народы на политической карте мира.

  • Путешествуя, познаем мир.

  • Транспорт.

  • Средства информации и связи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование

Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы.

Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности.

Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны;

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта;

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

Мир как дом

  • Мир природы в народном творчестве.

  • Из чего состоит все.

  • Мир небесных тел.

  • Невидимое сокровище.

  • Самое главное вещество.

  • Свойства воды. Круговорот воды в природе.

  • Природные стихии в народном творчестве.

  • Кладовая Земли.

  • Чудо под ногами.

  • Мир растений.

  • Плодородная земля и растения в народном творчестве.

  • Мир животных.

  • Животные в народном творчестве.

  • Невидимые нити в живой природе.

  • Лес – волшебный дворец.

  • Луг – царство цветов.

  • Водоем – дом из воды.

  • Как сохранить богатство природы.

  • Охрана природы в культуре народов России.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.

  • Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.

  • Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

  • Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;

  • Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.

  • Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

  • Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.

  • Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека.

  • Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,

  • Научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений,

  • Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме,

  • Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.

Дом как мир

  • Родной дом – уголок отчизны.

  • Свой дом – свой простор.

  • В красном углу сесть – великая честь.

  • Побываем в гостях.

  • На свет появился – с людьми породнился.

  • Родословное дерево.

  • Муж и жена – одна душа.

  • Святость отцовства и материнства.

  • Добрые дети – дому венец.

  • Детские игры – школа здоровья.

  • Строение тела человека.

  • Как работает наш организм.

  • Что такое гигиена.

  • Наши органы чувств.

  • Школа первой помощи.

  • Здоровью цены нет.

  • Дом невелик, а стоять не велит.

  • Семейный бюджет.

  • Мудрость старости.

  • Путешествие к А.С. Пушкину.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.

  • Знать роль и назначение порога, матицы, печи, красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.

  • Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.

  • Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.

  • Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов;

- Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены;

  • Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.

  • Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.

  • Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.

  • Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.

В поисках всемирного наследия

  • Всемирное наследие.

  • Московский Кремль.

  • Озеро Байкал.

  • Путешествие в Египет.

  • Путешествие в Грецию.

  • Путешествие в Иерусалим.

  • Путешествие в Китай.

  • Всемирные духовные сокровища.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку

Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах;

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид;

Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь

Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности;

Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену;

Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ;



III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№п/п

Тема урока

Планируемый результат

(в соответствии с ФГОС)


понятия

предметный результат

УУД

Личностный результат



Мир как дом – 20 час.


1.


Свет знания

Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре.

Древнегреческий миф.

Научатся приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Познавательные: определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныеформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.


Проявляют интерес к знаниям и способам их приобретения.


2.- 3.

Как изучают окружающий мир

Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Научатся различать способы изучения окружающего мира.

Регулятивные: ставить цели и строить план исследования.

Познавательные: определять способы исследования окружающего мира и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныеформулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества.

Проявляют интерес к изучению окружающего мира.


4.

Книга – источник знаний.

переплёты» «словарь», «энциклопедия»,

«путеводитель»,

«атлас».

Узнают важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Научатся находить необходимые сведения в словаре, справочнике.

Регулятивные: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять источники для поиска необходимой информации.

Коммуникативные

Строить понятные для партнера высказывания.

Проявляют интерес к чтению.


5.

Отправимся на экскурсию.

«экскурсия», «вылазка»


Научатся находить необходимые сведения об учреждениях в путеводителях.

Регулятивные: Задавать вопросы по теме экскурсии.

Познавательные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения.


6.

О чем расскажет план.

План местности, условные знаки,

масштаб.

Научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы.

Регулятивные: Оценивать выполненное задание.

Познавательные: читать план местности и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям.

7.


Планета на листе бумаги.

«материк», «часть света».

Научатся читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного материала.

Познавательные: различать материки, части света, формы земной поверхности.

Коммуникативныеосуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь

Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям


8.

Страны и народы на политической карте мира.

Карта мира, континент (материк),

часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида

Научатся отличать политическую карту мира от физической карты. Будут иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов.

Регулятивные: Выполнять задание в соответствии с целью.

Познавательные: Различать политическую и географическую карты мира и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Проявлять интерес к познанию мира.



9.

Путешествуя. Познаем мир.

Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза

погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль.

Научатся уважать и соблюдать правила ответственного туризма, осознанно готовиться к путешествию по определенному плану.

Регулятивные: оценивать выполненное задание.

Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата.

Творческое отношение к оформлению плана путешествия.


10.

Транспорт.

стальная конница»

Метрополитен.

Железнодорожная сеть.

Научатся систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический).

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Познавательные: определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия.

Коммуникативныеформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Понимание собственных достижений при освоении темы.


11.

Средства информации и связи.

Телеграфист.

Азбука Морзе.


Научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Интерес к знаниям и способам их приобретения.


12.

Мир природы в народном творчестве.

Сюжеты и орнамент.

Архитектурные украшения.

Познакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть в народном творчестве отношение человека к природе.

Регулятивные: Отстаивать свою очку зрения.

Познавательные: воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныестроить понятные для партнера высказывании.

Проявлять интерес к изучению темы.


13.

Из чего состоит все.

Природные объекты, твёрдые тела,

жидкости, газы, вещества.

Познакомятся с тремя состояниями тел, узнают отличительные черты каждого из них.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятий «мир как дом», «природные объекты», «тело».

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к изучению темы.


14.

Мир небесных тел.

Звёзды и планеты, Солнечная

система.

Узнают о Солнце как звезде, чем звезды отличаются от планет. Научатся классифицировать небесные тела.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Познавательные: различать звезды и планеты.

Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к изучению небесных тел


15.

Невидимое сокровище.

Смесь газов, кислород, углекислый

газ, азот.

Узнают о значении воздуха для жизни на Земле, его свойства. Научатся работать по инструкции.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с планом.

Познавательные: определять состав и свойства воздуха, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Проявлять бережное отношение к чистоте воздуха


16.

Самое главное вещество.

Твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства.

Регулятивные: выполнять учебное задание.

Познавательные: понимать значение воды для живых организмов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять бережное отношение к чистоте воды.


17.

Природные стихии в народном творчестве.

Природная стихия

Познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Проявлять интерес к изучению темы.


18.

Кладовые Земли.

Минералы, горные породы, полезные

ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Научатся различать понятия «минералы», «горные породы», определять их значение.

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Познавательные: различать минералы и горные породы и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять бережное отношение к природным богатствам.


19.

Чудо под ногами.

Почва, плодородие, почвоведение,

перегной, минеральные соли.


Научатся определять основные свойства почвы, в процессе опытов установят состав почвы.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: определять значение почвы дл растений, животных, человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.


20.

Мир растений.


Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый

газ.

Научатся распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: различать растения каждой группы и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания, используя термины.


Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.


21.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.


Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа.

Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле.

Коммуникативныеучитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.



22.

Мир животных.

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие.


Научатся различать группы животных, выделять их характерные признаки.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять различные группы животных и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термины.




Проявлять интерес и бережное отношение к животным.


23.

Образы животных в народном творчестве.


Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа.

Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять интерес изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы


24.

Невидимые нити в живой природе.

Растительноядные, насекомоядные,

хищные, всеядные животные, цепи питания

Научатся делить животных на группы в зависимости от питания, разбирать цепи питания, понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термин.

Проявлять интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы.


25.

Лес – волшебный дворец

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «Лес» любить и понимать природу, охранять животных и растения.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Познавательные: различать природные сообщества и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять бережное отношение к природе.


26.

Луг – царство цветов и насекомых.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг», любить и понимать природу.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата

Проявлять интерес к изучению темы.


27.

Водоем – дом из воды.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (без-

зубки и перловица), круговорот веществ.



Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «водоем».

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Осознание успешности при изучении темы.


28.

Как сохранить богатство природы.

экос»,

«ойкос», «ойкумена»


Узнают причины загрязнения окружающей среды, научатся находить способы ее защиты.

Регулятивные: выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Проявлять бережное отношение к природе.


29.

Охрана природы в культуре народов России и мира.

экология

Отчизна, отчий

Научатся видеть отношение предков к природе, осознавать е значимость в жизни человека через рассмотрение образцов творчества народа.

Регулятивные: выполнять задание в соответствие с целью

Познавательные: использовать приобретенные знания для составления рассказа.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять бережное отношение к природе


30.

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.


Научатся использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему мнению

Осознавать значение экологическое календаря.


31.

Чудесное путешествие.


Научатся соотносить информацию с уже имеющимися знаниями, наблюдать, делать выводы.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Оценивать результат собственной деятельности



Дом как мир – 24 час


32.


Родной дом – уголок Отчизны

Отчизна, отчий

Научатся воспринимать дом как частицу мира, ценить общие дела, традиции своего города.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: объяснять значения слова «мир» и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к познанию окружающего мира.


33.

Свой дом – свой простор.

Порог,

матица,

печь,

Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человества.


34.

В красном углу сесть – великая честь.

Красный угол.

Рушник.

Матица.

Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины.

Проявлять интерес к обустройству старинного дома.


35.

Побываем в гостях.

Национальные костюмы,

жилище,

внешний облик,

виды природы.


Научатся различать жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: рассказывать о традициях гостеприимства в древности в настоящее время.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оценивать результат собственной деятельности.


36.

На свет появился – с людьми породнился.

Родственники, брат, внук, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, муж, невестка, племенник, свекровь, свекор, свояченица, сноха , сын, тетя, тесть, теща, шурин

Научатся различать родственные связи, уважать старших родственников, заботиться о младших.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к познанию мира

37.

Родословное древо.

Род, родословное древо, родство

Научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять степень родства в своей семье и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.


38.

Муж и жена – одна душа.

Муж, жена, бракосочетание, обряд, обычай, рукобитье, свататься, сваты

Узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять условия успешной жизни молодоженов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.

39.


Святость отцовства и материнства.

Обряд, крещение

Узнают народные традиции, связанные с рождением ребенка, познакомятся о почтительном отношении к родителям.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии учебного плана.

Познавательные: раскрывать значения понятий.

Коммуникативныеконструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.


40.

Добрые дети – дому венец.




Детство, крещение, имя

Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Научатся осознанно относиться к выбору игрушек, узнают значение своего имени.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат.

Познавательные: рассказывать о значении имени.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Оценивать результат собственной деятельности.


41.

Детские игры – школа здоровья.

Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки.

Научатся играть по правилам, выбирать водящего, видеть пользу народных игр.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: понимать назначение детских игр и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Проявлять интерес к познанию мира.


42.

За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи.

Семейные традиции, обычаи.

Научатся общаться со взрослыми и одноклассниками, выступать перед большой аудиторией, испытывать гордость за свою семью и родителей.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять творческое отношение к процессу решения кроссворда

43.



Строение тела человека.

Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние

органы,

системы органов, скелет,

мышцы,

ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие,

сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг,

нервы, сигналы.

Научатся различать понятия «орган», «система органов», узнают названия органов и их роль в организме.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», различать внешнее и внутреннее строение тела человека.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание, в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни.


44.-45.

Как работает наш организм.


Система органов, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная

Научатся различать системы органов, понимать принцип их работы.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Проявлять интерес к изучению темы



46.



Что такое гигиена.

Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание.


Научатся правильному уходу за зубами, узнают, как правильно питаться и следить за осанкой.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: гигиенически правильный образ жизни и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Бережное отношение к своему здоровью


47.

За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску.


Научатся выделять компоненты здоровья человека, работать в команде.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять желание вести здоровый образ жизин


48.

Органы чувств.

Глазное яблоко, зрачок, сетчатка,

наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее

ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние,

вкусовые сосочки, осязание.

Узнают строение органов чувств, правила гигиены органов чувств.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Проявлять интерес к изучению темы


49.

Школа первой помощи.

Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб,

йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба.

Научатся пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять изменения температуры тела человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.


50.

Здоровью цены нет.

«здоровье»

Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата

Проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни.


51.

Дом не велик, а стоять не велит.

Домострой, большуха, упруг, большак

Узнают об обязанностях каждого члена семьи в старину, об уважении к столу и пище на нем, традициям за столом.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога

Проявлять интерес к познанию мира


52.

Семейный бюджет.

семейный

бюджет

Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, где можно сэкономить.

Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оценивать результат своей деятельности


53.

Мудрость старости.

мудрость

Узнают, что ценят в жизни народы мира, почему старость нужно уважать.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к старости


54.

Путешествие к А.С.Пушкину.

Архивные работники.

Узнают о предках и потомках великого поэта, проследят связь поколений рода Пушкина, научатся уважать историю своей Родины.

Регулятивные: выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значения понятия «неразрывная связь поколений».

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы


55.

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.


Научатся выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях семьи, гордиться своими предками.

Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания.

Познавательные : использовать приобретенные знания для составления рассказа о семье.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы.




В поисках Всемирного наследия – 12 час.


56.

Всемирное наследие.

Карта мира,

Вселенная, природное наследие, культурное наследие.

Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Познавательные: определять объекты природного и культурного наследия планеты.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.


57.

Московский Кремль.

Спасская башня Московского Кремля.

Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы.


58.

Озеро Байкал.

Озеро, экология

Узнают о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять уникальность озера Байкал и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света.


59.

Путешествие в Египет.

Александрийская библиотека, монастырь Святой Екатерины, Великие Пирамиды

Узнают об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять объекты культурного наследия Египта.

Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.

Проявлять интерес к мировой культуре.


60.

Путешествие в Грецию.

Акрополь, Парфенон

Узнают о Греции и ее столице, афинском Акрополе.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять объекты культурного наследия Греции.

Коммуникативныесогласовывать различные мнения при выполнении задания.

Проявлять интерес к мировой культуре.


61.

Путешествие в Иерусалим.

Стена Плача, храм Скалы, храм Гроба Господня.

Узнают об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в партнером в рамках учебного диалога.



Проявлять интерес к духовному наследию


62.

Путешествие в Китай.

Императорский дворец, Китайская стена, площадь Тяньаньмэнь

Узнают о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять объекты Всемирного наследия Китая.

Коммуникативные формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.


63.

Всемирные духовные сокровища.

Мать Тереза, Луи Пастер, Александр Невский, Жак-Ив-Кусто

Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Амстрид Линдгрен, Александра Невского.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного материала.

Познавательные: смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога

Проявлять уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.


64.

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.


Узнают, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведенными в учебнике, научатся видеть красоту и ценить ее.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять творческое отношение.


65

Что мы узнали. Чему научились.


Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.


66.

КВН.


Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.


67-68

Закрепле

ние изученного.


Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.









IV.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.


Название

Кол-во

Кол-во

Кол-во



разделов


экскур

практическ

тематич.

Проекты

Тесты

програм


сий

работ

провероч



мы




работ










1.Радость познания

2

2

1

2








2.Мир

как дом


5

1

3

4








3.Дом

как мир


3

1


1








4.В поисках Всемирного



1



наследия












Итого


2

10

4

5

5




























АННОТАЦИЯ.


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ СОШ №8 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Перспектива».

  1. А.А. ПлешаковА.А, М.Ю. Новицкая .Рабочие программы. Окружающий мир 1-4 классы.- М. : Просвещение,2016

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: метод. пособие /. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая – М.: Просвещение, 2016.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . – М. : Просвещение, 2016.

4. Плешаков А.А.Новицкая М.Ю.Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Плешаков А.А.Новицкая М.Ю. –М. : Просвещение ,2016

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/ 2017 учебный год.

  2. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №43 на 2018-2019 годы

  3. Учебный план на 2018/20179учебный год.

Положение ГБОУ СОШ №43 о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов.


В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.




Цель обучения:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи курса:

• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окру­жающем мире;

• формировать элементарные представления о природе, чело­веке и обществе в их взаимодействии;

• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблю­дение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• способствовать социализации ребенка;

• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитывать внимательность, наблюдательность, любозна­тельность;

• формировать самостоятельную познавательную деятельность;

• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам тру­да людей.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требова­ниям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.




ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ.


На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа 3 класса— 68 ч (34 учебные недели).

Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
















1